Табарданова Т. Б., Шустова Л. П. Образ выпускника общеобразовательного учреждения Ульяновской области: от моделирования к реализации - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной... 1 443.48kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения 4 908.56kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 3011.52kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 28 6673.94kb.
Тезисы к работе «графический метод решения задач линейного программирования» 1 30.62kb.
Публичный доклад директора гимназии 2010 год моу «гимназия №17» Г. 2 495kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1100.17kb.
Публичный отчет за 2009-2010 учебный год муниципального общеобразовательного... 5 452.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
«Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного... 1 336.87kb.
Практикум для учителей истории общеобразовательных учреждений «Система... 1 39.54kb.
Новые теоретико-методологические подходы в постсоветской социальной... 1 332.77kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Табарданова Т. Б., Шустова Л. П. Образ выпускника общеобразовательного учреждения - страница №1/4


Министерство образования Ульяновской области

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования



Табарданова Т.Б., Шустова Л.П.

Образ выпускника общеобразовательного учреждения

Ульяновской области:

от моделирования к реализации
(Методические рекомендации)

Ульяновск, 2009


Табарданова Т.Б., Шустова Л.П. Образ выпускника общеобразователь­ного учреждения Ульяновской области: от моделирования к реализации: Ме­тодические рекомендации./ Т.Б. Табарданова, Л.П. Шустова. Ульяновск: УИПКПРО, 2009. 48 с.
Методические рекомендации составлены на основе обобщения богато­го практического опыта, накопленного как в образовательных учреждениях Ульяновской области, так и в других регионах России.

Работа содержит изложение теоретических основ и практических реко­мендаций по решению рассматриваемой проблемы. Рекомендации предназна­чены для руководителей ОУ разных ступеней обучения.


Содержание
Введение 3

1. Теоретические основы моделирования в образовании 5

1.1. Понятие «структура личности» в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Социальный заказ как основа моделирования в образовании 8

1.3. Из опыта моделирования образа выпускника и изучения его личностного развития 13



2. Моделирование образа выпускника общеобразовательной школы 17

2.1. Рефлексивно-деловая игра как способ моделирования в образовательной практике 17

2.2. Организация и проведение рефлексивно-деловой игры «Моделирование образа выпускника общеобразовательной школы» 20

Литература 28

Приложения 30
Введение
В последние десятилетия на разных уровнях - от профессионального до общественного - активно обсуждаются перспективы развития общего образо­вания.

Президентом РФ были обозначены основные приоритеты образования - здоровье, вос­питание, качество, а Правительство РФ приняло Концепцию фе­деральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, ко­торая может быть реализо­вана только при определенных условиях:



  • непрерывности образования, которое обеспечивается сквозными обра­зовательными программами, формирующими ключевые компетент­ности у детей от дошкольного до начального профессионального уров­ня;

  • построения образовательных программ (ОП) на основе со­циального заказа, который формируют на базе взаимовыгодного партнер­ства с властью и бизнесом различных гражданских институтов;

  • способности педагогов обеспечить реализацию компетентностного подхода;

  • направленности педагогического образования на подготовку соответствующего новым профес­сиональным стандартам учителя;

  • регулирования оплаты труда педагогов в соответствии с достигнутым качеством образо­вания;

  • представления в органах государственной власти интересов педагогического сообщества через различные гражданские институты (ассоциации учителей, выпускников, родите­лей, творческие и проектные группы и т.д.);

  • предоставления образовательным учреждениям большей финансово-экономической само­стоятельности в четко определенных нормативно-правовых рамках, и совершенствования рынка образовательных услуг.

Развитие любой системы требует прогностического, проектного подхода, который реализуется в создании моделей системы и отдельных её компонентов.

Усилия системы образования направлены на подготовку выпускников, отвечающих определенным социальным ожиданиям или социальному заказу. Создав модель этого заказа, мы можем далее моделировать систему, которая будет в состоянии его выполнить.



1. Теоретические основы моделирования в образовании

1.1. Понятие «структура личности»

в психолого-педагогической литературе
Проблемы становления и развития личности в учебной деятельности интересовали и продолжают интересовать многих отечественных и зарубеж­ных ученых, среди которых не только педагоги и психологи, но и философы, социологи и специалисты других областей науки.

В трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, М.Н. Берулавы, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальпе­рина, В.В. Давыдова, В.Н. Зайцева, Л.В. Занкова, Г.А. Ковалева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, А.В. Петровского, В.А. Петровского, К.К. Платонова, С.Д. Полякова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Серикова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.И. Шевандрина, Д.Б. Эльконина, Б. Блума, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Дж. Бруннера, Э. Стоунса, З. Фрейда и др. рассматриваются много­образные аспекты проблемы личностного развития в процессе обучения, на­чиная со структуры личности и кончая целями и условиями её развития.

Однако единого взгляда на эти проблемы так и не было выработано.

Например, один из основоположников отечественной и мировой психо­логической педагогики Л.С. Выготский выделял следующие сферы психиче­ского развития личности:



  • познавательная (восприятие, память, мышление, воображение);

  • сфера личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, ценностные ориентации;

  • система практических и умственных действий, обеспечивающих воз­можность практической и умственной деятельности.

В работе "Проблема обучения и умственного развития в школьном воз­расте" Л.С. Выготский, рассматривая педагогические средства психического развития, подчеркивал: "Все экспериментальные исследования относительно психологической природы процессов обучения арифметике, письменной речи, естествознанию и другим предметам в начальной школе показывают, что процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новооб­разований школьного возраста. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние процессы развития" (5, с.389).

Г.А. Ковалев, развивая идеи Л.С. Выготского, обращал внимание на то, что «...из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связыва­ются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природ­ных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)» (10, с. 41).

К.К. Платонов предлагает несколько иную структуру личности, в кото­рой он выделяет 4 подструктуры:


  1. Социально обусловленные содержательные черты личности (направлен­ность в ее различных формах, отношения, моральные качества и т. д.).

  2. Личный опыт, знания, навыки, умения и привычки.

  3. Индивидуальные особенности психических процессов.

  4. Биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные свойства) (12, с. 458).

Понятно, что образование может влиять, а следовательно должно быть направлено на развитие первой и второй подструктур, а личностно ориенти­рованное образование должно строиться с опорой на третью и четвертую подструктуры.

Интересное обоснование личностно развивающего обучения под но­вым термином «персонавтика» ввел в научный оборот С.Д. Поляков в моно­графии «Психопедагогика воспитания». Он рассматривает процесс обучения с точки зрения целенаправленного влияния на развитие потребности лично­сти в саморазвитии и способности к саморазвитию (14, с.153).

С этими взглядами перекликается позиция В.П. Беспалько, который, критикуя недиагностичность и нереальность целей, сформулированных в со­циальном заказе, писал: «Хорошо образованный человек, согласно современ­ной догме, это тот, кто усвоил все предметы школьного курса, представляю­щего собой неподъемный конгломерат» (1, с.14). Ссылаясь на известное вы­сказывание первого советского наркома просвещения А.В. Луначарского о том, что каждый человек должен усвоить немного обо всем и все о немногом, В.П. Беспалько предлагает сформулировать социальный заказ, составляющий основу целеобразования, следующим образом: «Обеспечить подрастающему поколению возможно более полное персонофицированное (курсив – автора) образование и развитие». В этом случае образование «следует строить вокруг доминантных специальных способностей учащегося. Тогда он усваивает «все» (до своего «потолка») о той деятельности, на которую направлены его доминантные способности, и смежных с ней областях и необходимое «немногое» – из всего остального» (1, с.15).

В возрастной психологии долгое время бытовало представление, что целью и интегральным показателем развития личности школьника является акт выбора им профессии. Однако в последние годы этот критерий был при­знан ограниченным, а наиболее полным критерием было предложено рассматривать жизненные планы личности в единстве целей, средств и способов их достижения.

Иначе говоря, профессиональное (кем быть?) и моральное (каким быть?) самоопределение и становление личности. Последнее (моральное) определяется В.Н. Зайцевым по четырем критериям, имеющим в свою оче­редь 4 уровня оценки (8, с.61):

1 - доброта (не проявляется, проявляется в семье, проявляется в отно­шениях с одноклассниками, проявляется всегда);

2 - культура общения (те же уровни, что в п.1);

3 - трудолюбие (нет навыков самообслуживания, есть навыки, аккура­тен, есть стремление к конструированию);

4 - нравственность (нескромен, скромен, самосовершенствуется, аль­труистичен).

Целью образования в таком случае становится создание в личности та­ких ценностных ориентаций, мотивов, отношений, которые обеспечивали бы самооценку и саморегулирование поведения в соответствии с нормами мора­ли, принятыми в данной социокультурной среде, а также позволяли личности изменять и совершенствовать окружающий мир.

Социологами рассматриваются иные аспекты личностного развития в процессе обучения и воспитания. Так Н.И. Шевандрин (21, с.190) считает, что личность характеризуется состоянием развития пяти основных потенциа­лов:


  • познавательного (что она знает);

  • морально-нравственного (что она ценит);

  • творческого (что и как она созидает);

  • коммуникативного (с кем и как она общается);

  • эстетического (каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет).

Следовательно, на их формирование и развитие должен быть целе­направлен процесс образования.

В ряде исследований встречаются такие критерии личностного разви­тия, как ценностные ориентации и жизненная зрелость.

Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

Выдвигая в качестве приоритетных те или иные ценности, социум де­монстрирует уровень и направленность своего развития. С точки зрения пси­хологии, ценности выступают как ценностные ориентации, т.е. как определяю­щий фактор направленности развития.

Так, В.С. Мухина рассматривает систему ценностных ориентаций как важнейшую характеристику личности и показатель её сформированности.

В зависимости от того, на какие ценности ориентируется школьник, мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости, а также нрав­ственной воспитанности школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что воспита­тельный результат следует рассматривать как меру соответствия развитых со­циально ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни тому уровню культуры, кото­рый достигнут обществом на данный момент своего развития. Соответствен­но, воспитанность есть сформированность ценностных отношений на уровне современной культуры.

Ценности личности с одной стороны связаны с общественными норма­ми, ценностями окружающего социума и в тоже время, с другой стороны, от­ражает субъектное отношение к ним самого человека, значимость этих пози­ций для него лично. Как известно, личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился. Принятие определённых ценностей становится для него формой социальной активности. Ценностные ориентации имеют особое значение, т.к., с одной стороны, они исполняют роль внутренних стимулов, а с другой роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет своё поведение и деятельность.

Ценностные ориентации образуют мотивационную сферу личности. Их иерархическая структура оказывает решающее влияние на то, какими бу­дут главные мотивы той или иной деятельности. Если индивидуальные по­требности совпадают с общественными ценностями, то человек чувствует себя в своем социуме достаточно комфортно, если по каким-либо причинам это не происходит, то неизбежен внутренний психологический конфликт; проявляющийся в девиантном поведение.

Ценностями, таким образом, определяется выбор личностью со­циальной позиции, поведения во взаимодействии с другими людьми, ха­рактер принятых решений, направленность выбора.
1.2. Социальный заказ как основа моделирования в образовании
Разработка образовательной программы и модель всего образовательного учреждения строится на ожиданиях родителей и наших представлениях о потребностях современного общества, города, края, страны. Эти представления оформляются в виде докладов, выступлений, тезисов заказов власти к образованию, на основе исследований общественного мне­ния, на основе прогнозов финансово-промышленных групп и т.д.

В работе красноярских ученых-педагогов «Модель инновационной системы образования» так представлена структура и содержание социального заказа к системе образования (7, с. 192-195).


Ожидания родителей.

Безопасность. Здоровье. Комфортность. Качество образования.

Мобильность и конкурентоспособность на выходе из школы.

Наполнение времени ребенка различными полезными видами деятельности как способ оградить его от влияния криминала, анти- и асоци­ального образа жизни.


Потребности местного сообщества.

Созидательная позиция молодежи (в противовес разрушительным, фа-шистско-экстремистским тенденциям), толерантное поведение - за­лог безопасности места проживания.

Инициативность и ответственность в построении собственной жизни, ка­рьеры (в противовес инфантильности, беспомощности, нахлебничеству, отвлекающим ресурсы общества) - залог материального и духов­ного благополучия.

Уважительность и заботливость по отношению к детству и старости, уме­ние встраиваться в существующие связи (в противовес деградации и маргинальному образу жизни) - залог социальной стабильности.


Потребности экономических организаций (бизнеса).

Инициативность и ответственность работника.

Здоровье, трудоспособность работника.

Креативность, способность к быстрому переобучению (мобильность). Владение многими смежными специальностями, информационными технологиями. Умение работать в команде. Владение корпоративной этикой отношений.

Психологическая грамотность. Выполнение всех этих требований к работнику является залогом повыше­ния прибыли экономических организаций.
Потребности власти.

Потенциал экономического развития.

Социальная стабильность и избиратель, имеющий соответствующую ценность.

Здоровье подрастающего поколения.


Процесс согласования потребностей всех заинтересованных в образовании сторон предполагает наличие институтов, выражающих данные потребности.

Возникает необходимость создания ди­алога общества, бизнеса и власти по поводу заказа образованию. Эта функция должна быть делегирована региональным департаментам образования.

В создании институтов местного сообщества должны играть роль орга­ны местного самоуправления.



Институт родительского заказа необходимо создавать при каждой школе. Возможные шаги:

  • создание родительских клубов, ассоциаций по интересам детей (напри­мер, клуб родителей КВНщиков, танцоров, певцов, художников, чле­нов эко­лого-краеведческого клуба, родителей интеллектуально ода­ренных детей, членов Научного общества учащихся и т. д.);

  • создание школьной палаты представителей родительских ассоциаций, ос­новная функция которой - выражать и авторизовывать запросы родите­лей, переформатировать авторизованный лист ожиданий к ОП школы.

Роль попечительского совета (ПС)- составление окончательного списка тре­бований к ОП. Шаги:

  • взаимодействие с институтом родительского заказа на предмет формиров­ания листа ожидания;

  • формирование листа ожиданий на основе потребностей местного сооб­щества, власти, бизнеса;

  • утверждение листа ожиданий, а значит, принятие на себя ответственно­сти за то, чтобы образовательная программа соответствовала листу ожида­ний.

Это дает попечительскому совету право на разработку и изменение про­фессиональных стандартов, участие в аттестации педагогов, распределении «надбавоч­ного» фонда. Так как оплата педагога должна напрямую зависеть от успешности детей, то роль ПС заключается еще и в организации монито­ринга (отслеживание продвижения детей по индивидуальным образователь­ным траекториям).

Образовательная программа (ОП) разрабатывается педагогическим кол­лективом таким образом, чтобы обеспечить формирование у выпускника ключевых универсальных компетентностей, которые заявлены в авторизованн­ом листе ожиданий.

Это сложный процесс, требующий высокой квалификации разработчи­ков, владеющих способами аналитической, экспертной, проектной дея­тельности:

Одним из результатов этой деятельности должна стать выработка крите­риев результативности ОП и требований к процессу и условиям ее реализа­ции. Так, например, ожидания родителей, местного сообщества, биз­неса, власти, с большим трудом выявленные выше, переводятся в конкретные качества личности, области и списки компетентностей, профессиональные навыки, наличие и степень сформированности которых можно измерить и оценить.

Можно проектировать образовательную среду, способствующую развитию «заказанных» качеств, проектировать образовательную программу.

Наличие авторизованного листа ожиданий и соответствие ОП запросам роди­телей, местного сообщества, власти, экономических институтов, под­твержденного попечительским советом, является основанием для составле­ния договора с учредителем, родителями и другими возможными партнерами, а также свое­го рода гарантией привлечения ресурсов, необходимых для реа­лизации ОП:



  • через участие в конкурсе на бюджетное финансирование;

  • через привлечение родительских средств на исполнение отдельных пунктов договора (покупка отдельных образовательных услуг, обеспе­чение каких-либо условий реализации ОП);

  • через привлечение попечительским советом спонсорских и целевых вкладов в ОП.

Таким образом, заключение договоров с муниципалитетом, родителями, спонсорами является шагом, подтверждающим начало реализации ОП.

С целью знакомства общества со своими образовательными программа­ми школы или ассоциации школ могут издавать книги, пропагандирующие их идеи. Сайты школ или ассоциаций могут играть роль организаторов дискус­сий по проблемам образования, роль институтов формирования обществен­ного мнения, институтов образовательной политики.

Вследствие этого возникает необходимость корректирующих действий, а именно:


  • разработка и утверждение на уровне попечительского совета, региона, РФ нормативно-правовых документов, позволяющих изменить условия реа­лизации ОП (например, численность детей в классе, количество класс-комплектов, возможность появления родительской составляющей в оп­лате труда педагогов при желании родителей изменить условия);

  • целенаправленная работа по повышению потенциала педагогического коллектива, конкурс на занятие вакантных должностей, воз­можность гибкого установления зависимости зарплаты педагогов от качества их работы и соответствия требованиям к ОП;

  • поиск новых социальных партнеров, заключение с ними договоров;

  • корректировка содержания ОП.

Важным условием реализации ОП является создание дополнительных про­странств, обеспечивающих развитие сенситивных возрасту новообразова­ний, перевод их в компетентности. Для образовательной программы, ориен­тирующейся на современные запросы родителей, общества, бизнеса, влас­ти, такими пространствами являются:

  • для дошкольного и предшкольного возраста - пространство соци­альных проб, в котором формируется произвольность действий;

  • для младшего школьного возраста - пространство учебных проб, в кото­ром формируются основные учебные компетентности (умение учиться);

  • для подросткового возраста - пространство социальных проб, в ко­тором формируются коммуникативные, мотивационные, волевые ком­петентности, развивается ответственность;

  • для старшего школьного возраста - пространство профессиональ­ных проб, формирующее мотивационные компетентности, начальные профессион­альные умения и навыки.

Усложнение образовательной траектории ученика (его сложное движе­ние, порой одновременное существование в разных пространствах) требует пе­ресмотра как требований к его (ученика) аттестации, так и требований к про­фессиональным умениям учителя, а значит и к его (учителя) аттестации. Необходимо разработать новые процедуры аттестации учеников и учителя, пересмотреть формы, в которые упаковано содержание образования, необход­имо найти возможность сетевого взаимодействия различных ОП и разработ­ать способы конвертации результатов ОП в универсальные результаты.

Аттестация учителя должна быть связана с его потенциалом (возможно­стями). Можно выделить три уровня потенциала учителя:

владение педагогическими технологиями, способами работы с классным коллективом и родителями;

в дополнение к первому уровню владение способами аналитической, экспертной, проектной деятельности, способностью разрабатывать авторские образовательные программы;

в дополнение ко второму уровню владение способами моделирования обра­зования, разработки нормативно-правовой базы и финансово-экономичес­кого обоснования, необходимых для реализации ОП, а также способ­ностью влияния на образовательную политику города, региона, стра­ны.

Соответственно должны быть три вида квалификации учителя, достаточ­но сильно отличающиеся по оплате, и, возможно, три типа атте­стации на каждый из них.



1.3. Из опыта моделирования образа выпускника

и изучения его личностного развития
Как известно, в образовательном процессе педагог решает триединую дидактическую задачу: обучение, воспитание и развитие личности учащего­ся.

Признаем, что обучение – это процесс усвоения различных видов человеческого опыта, среди которых можно выделить научный, этический, эстетический, физический, производственный и др. Аналогом научного опы­та выступает интеллектуальный опыт, который передается и усваивается в процессе обучения. Передача нравственного (этического) опыта осуще­ствляется в процессе воспитания.

Усвоение человеком опыта подчиняется об­щим закономерностям, среди которых основная состоит в том, что любой вид социального опыта усваивается через деятельность учащегося. Нельзя усвоить физическую культуру, не выполняя упражнений; нельзя стать нрав­ственным человеком, не совершая добрых поступков. Таким образом, разви­тие личности осуществляется как в процессе обучения, так и воспитания, но обязательно в деятельности.

Н.Е. Щуркова в качестве цели воспитательной деятельности педагога предлагает рассматривать – личность, способную строить жизнь, достойную Человека.

Поставив такую цель, педагог приобретает ориентацию на конечный результат: выпускник школы – это субъект социальных отношений, осо­знающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружаю­щую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший ответственность на себя за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него зависят.

Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели:

- формирование образа жизни, достойной человека;

- формирование образа достойного человека;

- формирование способности быть субъектом собственной жизни;

- формирование образа общества и системы общественных связей чело­века и общества;

- формирование образа мира и представления об его устройстве;

- формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни как таковой и собственной жизни в этом мире;

- формирование культурологических умений взаимодействия с миром во всех его проявлениях (22, с. 51–52).

Педагоги помогают ребёнку совершать овладение культурным богат­ством, особым образом организуя жизнедеятельность ребёнка, направляя её на:

- освоение культуры (ознакомление с миром и жизнью на уровне культуры);

- усвоение культуры ( взаимодействие с миром на уровне культуры);

- присвоение культуры (проживание отношений к миру и жизни на уровне современной культуры).

Итогом организованной таким образом жизнедеятельности ребёнка яв­ляются знания о мире, умения взаимодействовать с миром, отношения к миру. Знания, умения и отношения составляют содержание воспитательного процесса (22, с. 24-25).

По мнению Е.Н. Степанова (15, 16) моделируя воспитательную систему, образ выпускника, очень важ­но смоделировать образ образовательного учреждения. Под образом об­разовательного учреждения автор понимает интегрированную со­вокупность представлений о реальном состоянии или будущем своего учебного заведения.

Образ школы состоит из нескольких частей. Основными его состав­ляющими являются образ выпускника школы, образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участ­никами учебно-воспитательного процесса, представление о месте и роли ин­дивидов и групп в жизни учебного заведения, представление о взаимодей­ствии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой.

Е.Н. Степанов так представляет компоненты, составляющие образ школы.

Образ выпускника.

Под Образом выпускника подразумевается продукт совместной творче­ской деятельности участников педагогического процесса (педагогов, учащих­ся и родителей), характеризующий их представления о наиболее важных лич­ностных качествах, которыми должен обладать выпускник школы.

Программа воспитания должна отражать содержание деятельности пе­дагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитатель­ной целью. Программа воспитания по своему смыслу – это нормативная мо­дель совместной деятельности коллективного субъекта (группы, множества людей), определяющая:

а) исходное состояние воспитательного процесса;

б) образ желаемого будущего состояния воспитательного процесса;

в) состав и структура действий.

Программа воспитания должна отвечать следующим требованиям:

Актуальность - это свойство программы быть ориентированной на ре­шение наиболее значимых для образовательного учреждения проблем.

Прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и пла­нируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к вос­питательному процессу.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем позволяют получать максимально полезный результат.

Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава дей­ствий, необходимых для достижения поставленных целей.

Контролируемость - свойство программы операционально определить конечные и промежуточные цели.
Образ жизнедеятельности школы.

Размышляя об образе выпускника, надо подумать и о том, как организо­вать жизнедеятельность в учебном заведении, чтобы у воспитанников фор­мировались желаемые качества.

Очень важно представить, какой вид совместной деятельности мог бы, с одной стороны, стать престижным и значимым для большинства членов школь­ного сообщества, а с другой – реально соответствовать целевым ориентирам мо­делируемой воспитательной системы. Не следует забывать и о других видах дея­тельности, которые могут содействовать реализации потребностей детей и взрослых, раскрытию и развитию их способностей.

Составной частью образа жизнедеятельности являются представления учащихся, педагогов и родителей о ключевых делах общешкольного коллекти­ва, воспитательных центрах и клубах, путях и способах интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников, формах и методах организации самоуправ­ления в среде детей и взрослых. В этой связи обсуждаются проблемы совер­шенствования и обновления воспитательного процесса, введения новаций и сохранения традиций.

Специального размышления требует вопрос о стиле, основных правилах и формах делового и межличностного общения. В поле зрения должны находить­ся характер и принципы построения отношений между участниками воспита­тельного процесса, всего того, что и создает «дух» школы.

Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся и родителей. Из чего она складывается? Так, напри­мер, школьники принимают участие в конкурсе проектов «Школа XXI века», смотре сочинений «Школа, в которой я хотел бы учиться», в коллективных творче­ских делах «Поэма о школе», «Путеводитель по школе» и т.п. Педагоги и родители участвуют в конкурсе идей и проектов «Будущее нашей школы» совещаниях-раз­мышлениях о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Взрослым и детям предлагается выполнить следующее задание: представьте образ своей школы и попробуйте его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения (песни), схемой или рисунком. Все эти дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.

Серьезные затруднения вызывает при моделировании воспитательной системы определение содержания воспитательного процесса, который сво­дится к набору общешкольных мероприятий. Так при определении содержа­ния воспитательного процесса можно ориентироваться на общечеловеческие ценности и на национальные, местные традиции и ценности. Проведение ме­роприятий не самоцель. Необходимо воспитать у детей чуткость как к гло­бальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жи­телей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и за­ботам родных, близких и просто живущих рядом людей. Не только дать хоро­шие знания об истории и культуре своего народа, пробудить гордость за тра­диции и успехи, земляков и соотечественников, но и стремление их приумно­жать.


следующая страница >>