Т. А. Ахметзянова - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Т. А. Ахметзянова - страница №1/1

УДК 332.146.2

Т.А. АХМЕТЗЯНОВА

ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса»

АДМИНИСТРАТИВНО-БЮДЖЕТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
В последнее десятилетие на территории Российской Федерации одновременно осуществляются многочисленные реформы – административная, бюджетная, пенсионная, налоговая, межбюджетных отношений, бюджетного процесса, муниципальных образований. Проводимые реформы главным образом концентрируются в двух сферах – бюджетной и административной, и касаются государственного сектора экономики, руководство которым осуществляют федеральные органы власти, органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Результатами преобразований должны стать повышение качества и условий жизни граждан страны. Главную роль в этом играет местное самоуправление как наиболее приближенный к населению. Именно от грамотного руководства на муниципальном уровне зависит развитие социальной инфраструктуры, местной экономики и территории вообще.

Основополагающими законами административной и бюджетной реформ стали федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1] и поправки в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Бюджетный кодекс определяет также бюджетное устройство Российской Федерации.[2] Согласно ему сохранены три уровня бюджетной системы: федеральный, субъектов РФ, местный, однако последний уровень разделен на подуровни — тер­риториальный и поселенческий (муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений). Отдельно выделяются бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. (Ст. 11. Гл. 3. Раздел 1. Ч.2) В остальных крупных городах, таким образом, существующие внутригородские округа были лишены самостоятельных бюджетов. К примеру, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 июля 2005 года № 159 «О переходе на казначейскую систему исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов» территориальные финансовые управления муниципальных образований г. Уфы вошли в состав единой городской казначейской системы. [3] Теперь внутригородские районы целиком и полностью зависят от финансовых решений города.

В рамках административной реформы произошли аналогичные изменения. К примеру, с 1 января 2006 были упразднены 7 муниципальных образований города Уфы в соответствии с принятым законом Республики Башкортостан № 237-з "Об упразднении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Республике Башкортостан" от 24 ноября 2005 года. [4]

Подобные преобразования лишают местных властей какой-либо самостоятельности в решение внутренних вопросов и уж тем более отрезают все пути к инициативам и инновациям, а, следовательно, подрывается конкурентоспособность муниципальных продуктов и услуг, поддержка и развитие местного предпринимательства. В законе Республики Башкортостан N 178-з от 20 апреля 2005 года дается понятие «городского района» как «административно-территориальной единицы в составе города, выделенной в целях обеспечения эффективности управления городским хозяйством и социальной инфраструктурой, улучшения обслуживания жителей города, приближения государственного и (или) муниципального управления к населению». [5] Тогда о какой эффективности управления и улучшении обслуживания населения может идти речь, если основной инструмент управления такой как бюджет и само фактическое руководство территорией отсутствуют.

Некоторые исследователи считают, что такие решения представляется спорным. Они противоречит базовой гипотезе реформы в том, что в ходе осуществляемых преобразований необходимо «выровнять муниципальное пространство» в стране и в целом приблизить органы местного самоуправления к населению, ибо именно эта близость и непосредственность контактов, участия населения в управлении и общественном контроле и характеризуют местное самоуправление как подлинный институт гражданского общества. Фактически получается, что в ходе реформы «муниципальное пространство» российских регионов не выравнивается, а еще более поляризуется. В некоторых субъектах Федерации 35-40% населения будет проживать теперь в одном муниципальном образовании (региональная столица), а остальные (практически вторая половина населения) - в примерно еще 300-400 муниципальных образованиях. [6]

Соответственно резко возрастает дисбаланс муниципалитетов по социально-демографическим показателям и усиливается фактическое неравенство населения в прямом доступе к органам местного самоуправления. В республике Башкортостан до реформы максимальный разрыв в численности населения муниципальных образований составлял примерно 14 раз (самый крупный по численности населения Октябрьский район г. Уфы и самый малочисленный - Зилаирский район республики). Сейчас этот разрыв превысил 1 тыс. раз (Уфа как единое муниципальное образование - городской округ и самые малочисленные из поселений по районам республики). [6]

Административно-бюджетные изменения должны иметь место в муниципальных образованиях сельского типа. Город уже имеет в своем распоряжении комплекс промышленных предприятий, богатую административную и социальную инфраструктуру, трудовые и финансовые ресурсы, а село ограничено в возможностях, не имея, кроме обширных земельных территорий, ни крупные предприятия, ни развитую инфраструктуру. Поэтому даже не целесообразно ведение бюджета в сельских образованиях, которые и так будут дотационными. Здесь необходимы инновационные решения развития самой территории. Создание конкурентоспособных производств, площадок инвестиционных вливаний, загородное жилищное строительство может стать основой развития сельских образований. В этом должны оказать поддержку не муниципальный район, которому вряд ли по силам такая ноша, а именно регион, который обладает всеми необходимыми возможностями.

Возвращаясь к вопросу о крупных городах и региональных столицах, считаем необходимым восстановление статуса муниципальных образований и их бюджетов внутригородским районам. Такая система может дать реальные стимулы муниципальным кадрам эффективно использовать самостоятельный бюджет и гибкие инструменты собственной налогово-бюджетной политики с учетом их территориальной специфики, необходимо продвигать свою территорию хотя бы к минимальному порогу финансово-экономической эффективности.

Применительно ко всей системе муниципальных образований необходимо проведение анализа обеспеченности основными социально-экономическими ресурсами, из результатов которого возможно будет определить инвестиционный потенциал каждой территории. Имея эти данные, определятся группы самостоятельно развивающихся образований и нуждающихся в поддержке. Ранжированные муниципальные образования дадут ясную картину развития территории, что определит эффективность инвестирования региональных ресурсов. Таким образом, сильные муниципалитеты получат экономическую независимость и возможность самостоятельно распоряжаться местными ресурсами, что однозначно будет способствовать появлению заинтересованности органов местного самоуправления в принятии эффективных мер, направленных на благоприятное развитие территории, на формирование условий для экономии бюджетных средств и привлечения инвестиций. В свою очередь малообеспеченные муниципалитеты обретут финансовую опору на региональном уровне и будут стремиться к самостоятельному управлению развитием территории.
Список использованной литературы.

1. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 N 211-ФЗ).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля 2006 г.)

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 июля 2005 года № 159 «О переходе на казначейскую систему исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов»

4. Закон Республики Башкортостан № 237-з "Об упразднении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Республике Башкортостан" от 24 ноября 2005 года.

5. Закон Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» N 178-з от 20 апреля 2005 года.



6. Бухвальд Е.М., Трухов А.И. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне./ Сайт Федерального Собрания Российской Федерации – www. council.gov.ru