Сущность и основные черты рыночного хозяйства - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Международные экономические отношения (мэо) в условиях рыночного... 1 36.83kb.
1. Понятие мировой экономики, механизм мирового хозяйства и его составные... 7 1210.93kb.
1. Понятие мировой экономики, механизм мирового хозяйства и его составные... 3 484.65kb.
1-1 Сущность и функции финансов. Их роль в системе денежных отношений... 1 92.62kb.
Место политологии в системе наук об обществе 1 9.93kb.
Тема урока «Политические режимы» 1 49.22kb.
Ответы для экзамена «мировая экономика» 7 1564.51kb.
Ответы для экзамена «мировая экономика» 3 765.78kb.
Вопрос №1. Понятие мировой экономики, механизм мирового хозяйства... 6 1127.45kb.
1. «Новая экономика». Дискуссия о ее возможностях и пределах 1 26.96kb.
1 Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства, пути... 1 61.14kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Теория принятия инженерных решений» 1 17.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Сущность и основные черты рыночного хозяйства - страница №1/1




Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства……………………...4

  2. Причины возникновения и условия развития рынка…………………….6

  3. Структура и инфраструктура рынка. Механизм его

функционирования…………………………………………………………9

  1. . Роль государства в рыночной экономике……………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15



Введение
Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.

В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант - это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала ХХ в. и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой.

Поэтому в настоящее время наблюдается повсеместный интерес к более глубокому пониманию проблем экономической жизни и в особенности рынка. Для этого необходимо сформировать представления об экономических понятиях, категориях и законах, их взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности, а также о условиях возникновения функции рынка в экономике, в целом1.


  1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.

Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд следующих существенных функций:

- Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

- Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

- Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

- Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции.

- Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (рис. 1) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов.




Рис. 1. Кругооборот товарных и денежных потоков в экономике

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа: непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера; товарный обмен2.


  1. Причины возникновения и условия развития рынка

Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:

- развитие общественного разделения труда;

- наличие различных собственников – обособленных товаропроизводителей;

- появление товарно-денежных отношений.

Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).

Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость.

Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами).

Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.

В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране.

Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.

Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.

Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран3.

Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:

1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;

3. свободное ценообразование;

4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;

6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей4.




  1. Структура и инфраструктура рынка. Механизм его функционирования

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.



Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в табл. 1.


    Таблица 1. Классификация структуры рынка

      п/п

      Рынок

      Признаки

      1

      Рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок

    По экономическому назначению объектов рыночных отношений

      2

      Местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок

      По географическому положению

      3

    Монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции

    По степени ограничения конкуренции

      4

    Автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.

      По отраслям

      5

      Оптовый рынок; розничный рынок

      По характеру продаж



Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. Она выполняет следующие функции:

- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации;

- организационное оформление рыночных отношений;

- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.



Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Для характеристики рыночных процессов используются такие понятия, как спрос, предложение и равновесная цена. Так, спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемых экономических благ с их ценой. Это соотношение цен и количеств следует рассматривать относительно фиксированной единицы времени.

Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и покупаемым количеством: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на рынок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация возможна лишь при снижающейся цене.

Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество ее продаж изменяются однонаправлено: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.

Основным индикатором здесь выступает цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания производства и предложения товаров, пользующихся спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение.

В условиях конкуренции рост предложения имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и т. д.

Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Равновесие - закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом5.


  1. Роль государства в рыночной экономике

Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок: разрабатывая законы, нормы и правила; покупая и продавая товары и услуги; осуществляя трансфертные платежи; облагая налогами; предпринимая попытки стабилизировать экономику; воздействуя на распределение ресурсов.

Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на предприятия, то экономика - социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика - капиталистическая.

Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Они производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам.

Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. Остальное финансируется за счет займов.

С помощью расходов и налогов государство, конечно же, играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, -от расходов на оборону и образование до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредством регулирования и правовой системы. Оно воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изыма­ется доход у одних и передается другим6.



Заключение
Таким образом, рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Основными причинами возникновения рынка являются: развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников – обособленных товаропроизводителей; появление товарно-денежных отношений.

Для нормального функционирования рынка необходимо обеспечение целого ряда условий: свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов; их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия; свободное ценообразование; конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм; ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.


Список использованной литературы


  1. Зак Т.В., Попов В.В. Экономическая теория. Учебное пособие. Астрахань, 2001.

  2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М., 1993.

  3. Мэнкью Грегори Н. Принципы экономикс –СПб.: Питер,2003.

  4. Самуэльсон П.А. «Экономика» Том 1,2. М: изд. МГП «Алгон», 1992.

  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

  6. Экономическая теория. Учеб. для студентов вузов/Под ред. В.Д. Камаева.-М.:ВЛАДОС, 2002.




1 Мэнкью Грегори Н. Принципы экономикс –СПб.: Питер,2003.


2 Самуэльсон П.А. «Экономика» Том 1,2. М: изд. МГП «Алгон», 1992.


3 Экономическая теория. Учеб. для студентов вузов/Под ред. В.Д. Камаева.-М.:ВЛАДОС, 2002.

4 Зак Т.В., Попов В.В. Экономическая теория. Учебное пособие. Астрахань, 2001.


5 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.


6 Экономическая теория. Учеб. для студентов вузов/Под ред. В.Д. Камаева.-М.:ВЛАДОС, 2002.