«Строение и функции спинного мозга» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модуль Строение головного мозга и его функции 1 38.88kb.
Тема 13 Физиология спинного мозга I. Структурно-функциональная характеристика 1 121.55kb.
Ствол головного мозга. Мозжечок. Промежуточный мозг. Ретикулярная... 1 190.09kb.
Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах... 1 5.85kb.
Примерные билеты по биологии к устной аттестации 9 класс 1 73.39kb.
Вопросы к экзамену "Физиологические основы поведения человека" Центральная... 1 30.67kb.
Лекция 8 Конечный мозг 1 121.2kb.
Конрольная работа по биологии-вариант-2 (11 класс) Задание-1 1 23.86kb.
Центр "синтез" Лекция Строение и эволюция планеты. План 1 369.92kb.
С системных позиций поведение животных и чело­века, так же как и... 9 2651.16kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Интегральное исчисление. Функции многих... 1 37.42kb.
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера... 1 149.1kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Строение и функции спинного мозга» - страница №1/1

1

ТЕМА УРОКА: « Строение и функции спинного мозга».

ЦЕЛЬ УРОКА: развивать понятие «нервная система», изучить строение и функции спинного мозга.

ЗАДАЧИ УРОКА.

Образовательная: сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебные таблицы: «Строение спинного мозга», « Коленный рефлекс» карточки с заданиями, видеофильм «Нервная система»

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Подведение итогов урока.

КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Организационный момент.
    Проверка готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, учебника, рабочей тетради. Сообщение темы и плана урока.



  2. Проверка домашнего задания

Виды работы:

  1. Работа у доски:

- изобразить схему «Строение нервной системы»;

- перечислить функции нервной системы.

2. Работа с индивидуальными карточками с заданиями разного уровня сложности.

Карточка 1. (Низкий уровень сложности (оценка «3»))

Задание: выпиши номера верных утверждений.

    1. К центральной нервной системе относится спинной и головной мозг.

    2. Функцией нервной системы не является обеспечение согласованной деятельности всех органов.

    3. Структурной и функциональной единицей нервной системы является нефрон.

    4. Нервная ткань- это ткань, основными свойствами которой является возбудимость и проводимость.



2

    1. Белое вещество нервной системы образовано телами нейронов и короткими отростками.



Карточка 2. (Средний уровень сложности (оценка «4»))

1. задание: напиши определение:

- нейрон;

- рефлекс.

2. задание: реши тест.

1) Белое вещество мозга образовано в основном:

А) телами нейронов В) телами и дендритами

Б) телами и аксонами Г) аксонами нейронов.

2) Ткань, основными свойствами которой является возбудимость и

проводимость:

А) соединительная В) нервная

Б) эпителиальная Г) мышечная

3) По дендритам импульсы распространяются:

А. От одного нейрона к другому. В.От рецепторов к ЦНС.

Б. От ЦНС к рабочему органу.
Карточка 3. (Высокий уровень сложности (оценка «5»))

1. задание: подпиши части рефлекторной дуги.



2. задание: письменно ответь на вопрос.

Какие условия, необходимы для образования условного рефлекса?


3. задание: реши тест.

1. Нервная система выполняет функции:

А) регуляторную

Б) транспортную

В) согласующую

Г) обеспечивающую связь с внешней средой.

2. К центральной нервной системе относятся:

А) нервы и спинной мозг

Б) головной мозг и спинной мозг

В) нервные узлы

Г) нервы.

3. Особенность условных рефлексов

А) являются индивидуальными

Б) передаются по наследству

В) стабильны в течение жизни

Г) являются врожденными.

4.Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

А) спинного мозга

Б) головного мозга

В) печени и почек

Г) желудка и кишечника

3

3. Фронтальная беседа по вопросам (проводится в то время, пока выполняются индивидуальные задания):

1) Какие функции выполняет нервная система?

2) На какие два отдела делится нервная система?

3) Что значит ЦНС, что значит - периферическая?

4) Какой принцип деятельности нервной системы?

5) Что такое рефлекс?

6) Какие бывают рефлексы?

7) Перечислите составляющие рефлекторной дуги.

8) Дайте характеристику безусловному рефлексу.

9) Дайте характеристику условному рефлексу.

10) Перечислите условия, необходимые для образования условного рефлекса.


  1. Изучение нового материала.

План:

1. Местоположение и строение спинного мозга.

Форма работы: просмотр видеофильма «Нервная система: спинной мозг», беседа по содержанию, используя для ответов учебную таблицу « Строение спинного мозга»

(вопросы записаны на доске):
1) Где располагается спинной мозг?

2) Как он защищен от толчков и сотрясений?

3) Каково строение спинного мозга?

4)Чем образовано серое вещество? Белое вещество?

6) Где расположены вставочные, исполнительные и чувствительные нейроны?

7) Чем образованы передние корешки, задние корешки спинного мозга?

8) Почему спинномозговые нервы являются нервами смешенного типа?


  1. Функции спинного мозга.

Формы работы: рассказ учителя, заполнение таблицы в рабочей тетради.

Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую.



Проводниковая – проведение импульсов по восходящим путям к головному мозгу, по нисходящим – от головного мозга ко всем органам.

Рефлекторная – регуляция сокращений скелетной мускулатуры и работы внутренних органов.

Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление сокращения скелетной мускулатуры, как простейших рефлексов, таких, как разгибание и сгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс, так и более сложных рефлексов, которые, кроме того, контролируются и головным мозгом.

От сегментов шейной и верхней грудной частей спинного мозга отходят нервы к мышцам головы, верхних конечностей, органам грудной полости, к сердцу и легким. Остальные сегменты грудной, а также поясничной частей управляют мышцами туловища и органами брюшной полости, а нижнепоясничные и крестцовые сегменты спинного мозга управляют мышцами нижних конечностей и нижней части брюшной полости.

Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к
4

исполнительным нейронам спинного мозга. В этом и состоит проводниковая функция спинного мозга.

У человека лишь наиболее простые двигательные рефлексы осуществляются под контролем одного спинного мозга. Все сложные движения — от ходьбы до выполнения любых трудовых процессов — требуют обязательного участия головного мозга.


серое вещество

Белое вещество

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка





проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути)

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;






  1. Последствия повреждения спинного мозга.

Форма работы: сообщение учащегося.
При повреждении спинного мозга на первый план выступает нарушение проводниковых функций. Его ранения приводят к чрезвычайно тяжелым последствиям. Если повреждение произошло в шейном отделе, то функции головного мозга сохраняются, но его связи с большинством мышц и органов тела оказываются утраченными. Такие люди способны поворачивать голову, говорить, совершать жевательные движения, а в остальных частях тела у них развивается паралич.

Большинство нервов спинного мозга имеет смешанный характер. Их повреждение вызывает и потерю чувствительности, и паралич. Если рассеченные нервы сшить хирургическим путем, в них происходит прорастание нервных волокон, что сопровождается восстановлением подвижности и чувствительности.




  1. Закрепление изученного материала.

1. Наблюдение коленного рефлекса.

Рефлексы, центры которых находятся в спинном мозге, - это безусловные, врожденные рефлексы. Они проявляются у всех здоровых людей. К ним относится хорошо известный коленный рефлекс. Его можно легко пронаблюдать.

Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.

5

Беседа:

- Какая функция спинного мозга проявляется в этом примере?

- Перечислите части рефлекторной дуги коленного рефлекса.

- Какую роль в этом рефлексе сыграл спинной мозг?



2. Определить верные суждения:

  1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.

  4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды

  5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

  6. Толщина спинного мозга около 2 см.

  7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.

  8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.

  9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.




  1. Домашнее задание

Параграф 44;

В рабочей тетради: с. 17, рисунок 5: «Строение спинного мозга».



  1. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие функции выполняет спинной мозг?



Литература, используемая на уроках:

1. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. В. Колесов,

Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.– М.: Дрофа, 2007– 332с.: ил.


2. Бодрова Н. Ф. Биология . 8 класс. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь.-

Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011-128 с.


3. Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе: Книга для учителя.- Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский Государственный педагогический университет», 2002.- 196 с.