Старославянский язык – древнейший письменный язык славян. История его создания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект по истории 207-й группы 1 240.94kb.
Доктор Патрис Гинард Нострадамус, знал ли он транс-сатурнические... 1 139.32kb.
Тема: «Звуковой язык. Фонетическая система языка. Язык и образ» 1 102.08kb.
Интегрированный урок предметов русский язык и английский язык 1 38.25kb.
Блаженный Августин 1 199.46kb.
«августин блаженный. Жизнь и творчество» 1 143.51kb.
На первый взгляд может показаться, что история развития письменности... 3 652.94kb.
Психолингвистика – пограничная область между психологией и языкознанием. 1 46.63kb.
Современный русский язык морфология 23 5756.12kb.
Происхождение и ранняя история восточных славян 19 5332.87kb.
«Петровский кадетский корпус» Проектная работа «Албанский язык: за... 1 186.9kb.
В последние годы обострились дискуссии и споры вокруг подвига Государя. 1 133.19kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Старославянский язык – древнейший письменный язык славян. История его создания - страница №1/1

Старославянский язык – древнейший письменный язык славян. История его создания.

Старославянский язык – язык древнейших славянских памятников письменности. Эти памятники были написаны двумя азбуками: либо глаголицей, либо кириллицей (см стр. 51 пособия).

Старославянский никогда не был языком устного повседневного общения. Изначально язык этот – книжно-письменный.

Все памятники старославянского языка – это переводы греческих богослужебных книг. Возникновение старославянской письменности связано с возникновением христианской религии - с начала IX века. В это время существовало 2 центра христианской религии – Рим и Византия. Византийская (восточная) ветвь христианства отличалась от Римской католической тем, что разрешала вести богослужения на родном языке народа.

Одним из первых славянских государств, принявших христианство (от Византии), была Моравия (Великоморавское княжество (западное)).

Славянские народы делятся на 3 ветви:



  1. западные

  2. восточные

  3. южные

Константин и Мефодий должны были перевести с греческого на славянский греческую религиозную литературу. Они были выбраны Михаилом Третьим (императором Византии) потому что они хорошо знали один из славянских диалектов. Были они уроженцами города Солунь, который находился на границе с Болгарией.

Не позднее 864 г. братья прибыли в Моравию и начали выполнять свою миссию. Первые переводы были созданы во второй половине IX века – это примерное время создания старославянского языка.

В Моравии Константин и Мефодий пробыли более 3-х лет. Реально они создали не собственно язык, они создали азбуку для письменной передачи славянской фонетической системы. А язык славянской письменности (старославянский) вырабатывался в процессе переводов. Поэтому он впитал в себя много греческих элементов. Греческий был очень развитым языком на тот момент времени.

Переводчики искали в славянской речи эквиваленты греческой терминологии. Когда эквиваленты нельзя было подобрать, славянские слова и конструкции создавались, часто по греческим моделям. Поэтому в языке много калек с греческого (перевод слова по частям).

С самого начала старославянский – это обработанный, нормированный, высокоразвитый литературный язык, что невозможно в других естественных языках.

Старославянский был языком наддиалектным, потому что сложные греческие тексты не могли быть прямо переведены ни на один существующий тогда славянский язык, и старославянский включал в себя термины из разных диалектов.

Учёные ставят вопрос о народно-разговорной основе старославянского языка. Долгое время этот вопрос был спорным. Одни считают основой болгаро-македонский диалект, другие – словенский язык. Сейчас ведущей является первая точка зрения.

Вторая точка зрения получила название Паннонской теории (по названию южного славянского княжества Паннония, где жили словене). Эту теорию поддерживали такие крупные слависты как Копитар, Миклошич, Шафарик. Они утверждали, что в старославянском есть элементы, характерные для словенского, но не характерные для болгарского (носовые звуки). Ещё они опирались на то, что Константин и Мефодий какое-то время работали в Паннонии, куда они попали после работы в Моравии по пути в Рим, где они хотели получить поддержку для своего дела у Папы Римского.

Однако в конце IXX века Паннонская теория была опровергнута. В этом значительную роль сыграло исследование Ватрослава Облака (сам он – словенин). Исследование о македонских говорах в районе Солуни показало, что все те черты, которых не было в болгарском, присутствуют в македонских говорах.

Таким образом, старославянский – южнославянский язык (русский – восточный язык).

Первые переводы Константина и Мефодия (вторая половина IX века) до нас в основном не дошли. Не только из-за древности, но и потому что они сознательно уничтожались, т.к. к тому времени, когда Мефодий вернулся из Рима (Константин умер в Риме в возрасте 42 лет), ситуация в Иоравии резко изменилась – князь Ростислав был свергнут императором Людвигом Немецким и был поставлен князь Святополк, лояльный к германо-латинскому духовенству. Следовательно, славянская речь стала изгоняться из богослужений, ученики Константина и Мефодия стали преследоваться. Сам Мефодий был посажен в тюрьму на срок около двух лет. После выхода он вскоре умер. Переводы сжигались. Ученики Константина и Мефодия отправились в другие славянские государства, в том числе – в Болгарию, где сложилась особо приятная обстановка для их деятельности.

В Болгарии образовались 2 крупных центра славянской книжности – в Македонии и в городе Охрид (охридская школа, ярким представителем которой был Клеменд Охридский). Другой центр возник на востоке Болгарии, в Преславе. Представители – Иоанн и Черноризец Храбр (известное сочинение о письменах, где рассказывается о создании славянской азбуки (стр. 39 пособия)).

Памятниками старославянского считают славянские рукописи, созданные в X и в начале XII века (до 1100 года - условно) в двух вышеобозначенных школах, а также – очень редкие немногочисленные рукописи моравского и паннонского происхождения.

Рукописи более позднего времени содержат отступления от языка первых переводов, и потому не относятся к памятникам старославянского языка.

Среди охридских и преславских памятников есть списки (или копии) оригиналов Константина и Мефодия.

Хронологические границы старославянского языка: вторая половина IX века – XI век (+ самое начало XII века) – всего около двух с половиной веков.



Дальнейшая судьба языка.

Старославянский язык очень быстро распространился по всему славянскому миру, т.к. был понятен всем славянам потому что в то время языки всех славян были очень близки между собой. Также потому, что после принятия христианства старославянские тексты становились актуальными для народа.

Т.о. старославянский стал общим для всех славян литературным письменным языком, а также языком христианской религии. Очень скоро стал использоваться шире, чем язык религиозной речи – как язык культуры, науки, обучения. Распространившись среди всех народов, он впитывал в себя черты разных славянских языков.

В результате данного скрещивания возникали так называемые церковно-славянские языки. Чтобы обозначить разновидность церковно-славянского языка, используются термины – извод (редакция). Пример – церковно-славянский язык русского извода (редакции).

Эти же термины используются и по отношению к памятникам церковно-славянских языков. Церковно-славянские языки продолжали существовать вплоть до IIXX века как литературные языки славян.

Начиная с IIIXX века у славян формируются собственные национальные языки (литературные). Эти языки формируются путём объединения церковно-славянских и народно-разговорных элементов. Когда складываются такие языки, церковно-славянские языки сужают своё значение – вновь становятся языками религии.



Основные периоды в истории старославянского.

  1. Древнейший – связан с деятельностью Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии (Мораво-Паннонский). Памятников этого периода не сохранилось.

  2. Позднейший – связан с деятельностью учеников Константина и Мефодия. Есть памятники X-XI веков.

  3. Период церковно-славянских языков – начинается с XI века и продолжается и по сей день. Сохранилось множество памятников разных изводов.

Роль старославянского языка в истории славянских языков.

  1. Памятники старославянского – самые древние из всех славянских памятников, поэтому именно по ним мы можем судить о том, какой была речь славян середины IX века.

  2. Старославянский язык наиболее близок к праславянскому языку (который, очевидно, существовал до VII века).

  3. Старославянский язык с самого начала был литературным высокоразвитым языком, в котором были нормы. Этот факт оказал влияние на формирование собственных литературных языков у славян.

  4. Старославянский впитал в себя богатство греческого и передал его другим славянским языкам. (1/10 лексики – грецизмы, что составляет около 1000 слов).

Роль старославянского языка в истории русского языка.

Старославянская письменность на Руси распространилась с принятием христианства (998 год). Была принята на Руси как официальная. Т.е. с конца X века русские учились читать и писать по старославянским текстам (основная учебная книга - псалтырь).

Первые рукописи восточных славян написаны на церковно-славянском языке. В качестве литературного языка церковно-славянский существовал вплоть до IIIXX века.

Старославянские заимствования в русском языке:

- слова с неполногласием (глава, град (город), вратарь, брег, хлад)

- слова с сочетанием -жд-, которое чередуется с -д- (вождь/водить, рождество, рождение/родить)

- слова с долгим звуком [ш’] (щ), чередующимся с [т] (для русского характерно чередование [т]/[ч]) (совещание, освещение)

Старославянские по происхождению слова существуют в русском языке часто как слова книжные, высокие, слова с более абстрактной семантикой (преградить-перегородить).

Некоторые старославянские по происхождению слова настолько прочно вошли в русский язык, что вытеснили собственно русские соответствия (сладкий, прохладный, время, плен, прозрачный).

Памятники старославянского языка.

Старославянских памятников сохранилось немного. Существует старославянский словарь, составленный по всему массиву старославянских текстов – он опирается на 18 рукописей.

Все старославянские памятники сходны по содержанию, но всё-таки, с точки зрения характера содержания, выделяют следующие типы памятников:


  1. Евангелие – книга, которая содержит рассказы о жизни и учении Иисуса Христа. Различают два типа: а) четвероевангелия (тетры) – включают рассказы от четырёх евангелистов – Матфея, Марка, Луки, Иоанна, б) служебные евангелия (апракосы (недельные)) – содержат евангельские рассказы, расположенные в порядке недельных чтений. Наиболее известными являются: зографское, мариинское (а), ассеманиево, саввина книга (б). Эти названия они получили либо по имени открывателя, либо по имени того, кто упоминается в рукописи.

  2. Псалтырь – сборник псалмов (песнопений) во славу Бога. Создателем их считается по легенде царь и пророк Давид. Старославянской псалтырью является синайская, найденная на синайском полуострове. Остальные – это изводы.

  3. Апостол – рукописи, книги, рассказывающие о деяниях и посланиях апостолов. Только в середине XX века в Болгарии, возле селения Енина, был найден старославянский апостол (енинский апостол, датируемый XI веком).

  4. Минея – книга церковных чтений на все дня месяца – рассказы о святых, легенды о мучениках и подвижниках церкви, о выдающихся религиозных деятелях. Известна супрасльская рукопись (мартовская минея) – только она относится к старославянским текстам.

  5. Сборники – близки минеям, но материал в них не расположен по дням месяца. К ним относится так называемый сборник Клоца.

  6. Требник (евхоголий – молитвенник (с греч.)). Известны синайский требник и древнейший памятник – киевские листки (киевский миссал) – это отрывок из мессы, совершаемой по католическому обряду (X век). Это перевод с латинского(!). Это означает, что некоторые латинские священники всё-таки стремились ввести богослужения на славянском языке.

  7. Надписи (граффити – нацарапанный (итал.)) – тексты, выполненные на предметах (на камнях – могильных плитах). Известны битольская, добруджанская надписи, а также надпись Самуила (стр. 37 пособия).

Все старославянские памятники, в зависимости от азбуки, которой они написаны, делятся на глаголические и кириллические.

Глаголические: киевский миссал, зографское евангелие, ассеманиево евангелие, мариинское евангелие, синайские псалтырь и требник, сборник Клоца. Остальные памятники написаны кириллицей. Но в некоторых из них встречаются глаголические буквы и даже отдельные слова – один из аргументов того, что глаголица древнее кириллицы. Древнейшими кириллическими памятниками являются надписи. Среди них – надпись царя Самуила (993 год), добруджанская (943 год). Остальные (кроме надписей), относятся к XI веку.

Глаголические и кириллические памятники различаются по языку:


  1. Глаголические памятники отражают более древний языковой строй. При сравнении мы наблюдаем замены – когда более старое слово (в глаголическом памятнике) заменено новым (в кириллическом).

Примеры: балии - врачь, гoдина - часъ, ~теpъ - ~динъ, нhкыи.

  1. Территориальные различия. Глаголические памятники написаны, очевидно, в западных областях Болгарии (большей частью – в Македонии), а кириллические – на востоке. В кириллических есть тюркизмы, в глаголических их нет. (Пример: бoл"pин - бай). На востоке были тесные контакты с тюркскими народами.

  2. Для глаголических памятников характерно значительное число непереведённых греческих слов. В кириллических часто используются славянских эквиваленты.

Примеры: арoмат - вoн", геoна - езерo oгньнo.

Т.о. глаголические памятники – это, очевидно, более точные списки с Константино-Мефодиевским переводом.

Все глаголические и почти все кириллические памятники (за исключением надписей) не датированы. Примерная датировка устанавливается по языковым особенностям и по внешним характеристикам памятника.

Палеографические особенности старославянских рукописей.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает внешние признаки рукописных памятников в их развитии. Например – как изменялись письменные знаки, как менялся писчий материал, как менялись украшения/изображения в рукописях. Этот анализ позволяет считать, что кириллические памятники – более поздние. В кириллице используется греческий унциал конца IX – X веков.

Внешний вид в целом ориентировался на греческие образцы. Материалом для письма служил пергамен(т). Вначале этот материал привезли из Византии, после уже сами славяне научились изготавливать его. Изначально был изобретён в малоазийском городе Пергам. В древнерусской традиции этот материал называется хартия или харатья, отсюда – харатейное письмо. Для славянских рукописей характерно использование неокрашенного (белого) пергамента, для европейских – голубого или пурпурного. Из-за дороговизны материала его нередко использовали дважды. Для этого смывали специальным раствором или соскабливали первоначальный текст и поверх писали другой. Такой вторично использованный материал называется палимпсест. Известные палимпсесты – это кириллические тексты поверх глаголических. Для ранних славянских рукописей было характерно расположение текста в два столбца. Текст записывался сплошной строкой, без разделения на слова.

Для древних рукописей характерно использование так называемых заставок, инициалов (буквиц) и миниатюр.

Заставки – раскрашенный узор, заключённый обычно в прямоугольного вида рамку, который помещался в начале книги или большого раздела. В том же стиле украшались обычно первые буквы текста/раздела – инициалы.

В отдельных рукописях имеются иллюстрации – миниатюры – какие-то картинки, изображения.



Глаголические и кириллические памятники различаются в палеографическом отношении: украшения глаголических рукописей были собственно графическими – нераскрашенными цветом. Основным орнаментом были так называемые «плетёнки» из лент, параллельные линии, круги, квадраты, кресты. Для кириллических рукописей характерно богатое оформление в византийском стиле. Примером такого оформления является остромирово евангелие.