Стандарта основного общего образования по географии базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Стандарта основного общего образования по географии базовый уровень, приказ Минобразования - страница №1/2




Рассмотрено на заседании МО учителей истории, обществознания, права и географии

Руководитель МО ______(Ф.И.О.)

Протокол №1 от 26.08.2010


«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №1 с.Буздяк

_________(Ф.И.О. )

Приказ № от 30.08.2011





Рабочая программа

по учебному курсу «География: природа России»

для 8 классов

на 2010/2011 учебный год


Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г.)

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);

  • методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.);

  • программа регионального курса «География Башкортостана»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:



  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;


Требования к уровню подготовки обучающихся (Результаты обучения):

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».


Используемый УМК:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. География: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение, 2009.

  2. Мишняяева Е.Ю., Ольховская Н.В., Банников С.В. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М.: Просвещение, 2009.

  3. Барабанов В.В. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2009.

  4. Ходова С.Е.. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. М.: Просвещение, 2009.

  5. Кузнецов А.П. География: природа, население, хозяйство. Атлас. М.: Просвещение, 2006.

  6. Дронов В.П., Котляр О. География: природа, население, хозяйство. Контурные карты. М.: Просвещение, 2009.

  7. Тарасова Н.В., под редакцией Дронова В.П. География: природа, население, хозяйство Поурочное тематическое планирование. М.: Просвещение, 2009.

  8. Дронов В.П. География. Земля и люди. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2009.

  9. Мишняяева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов. М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «География Башкортостана» отводит 7 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов: всего - 68; в неделю - 2 .

Плановых контрольных работ - 8:

Административных контрольных срезов - 2;

Практических работ – 17.

Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, практические работы.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 7 ч

Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия — федеративное государство. Разнообразие субъектов федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Практические работы. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 42 ч



Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом.

Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма.

Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.



Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат.

Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России.

Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей.

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.



Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование.

Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.



Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов, расселения населения и основных видов хозяйственной деятельности в природно-хозяйственных зонах: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы. Горные области: характер высотной поясности, население, особенности освоения. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории.

Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Характеристика основных климатических показателей одного из регионов страны для оценки условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 10 ч

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Резерв времени — 8 ч



Календарно – тематическое планирование курса «География: природа, население, хозяйство»


Дата проведения урока

Тема

урока

Тема урока

Тип урока, методы, приемы обучения

Практические работы

Региональный компонент




Календ

Фактич.













Введение

(1 час)

1


Введение

Изучение нового материала, эвристический

















Тема 1. Географическое пространство России

(9 часов)



2

Границы России


Изучение нового материала, эвристический





Границы РБ










3

Размеры территории. Часовые пояса

Практикум


Определение поясного времени для разных городов России.

Положение РБ в часовом поясе










4

Географическое положение

Изучение нового материала, эвристический


Сравнительная характеристика географического положения России и других стран













5

Россия в мире

Изучение нового материала
















6

18-19 века

Семинар
















7

20-21 века

Семинар
















8

Районирование — основной метод географических исследований

Изучение нового материала
















9

Административно-территориальное устройство России

Изучение нового материала
















10

Обобщение по теме «географическое пространство России»

Рефлексия

















следующая страница >>