Ст. 5 Конституции республика имеет свою конституцию и законодательство, другие субъекты имеют свой устав и законодательство - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные вопросы по трудовому праву для специальности «Правоведение» 1 23.13kb.
1. Санитарное законодательство в области гигиены питания 1 80.06kb.
Статье 8 Общих положений Конституции «Конституция Украины имеет высшую... 1 68.11kb.
Ф. Н. Петрова Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное... 11 2163.69kb.
Реферат по курсу информатики: «Законодательство о государственной... 1 92.8kb.
Вопросы для подготовки к экзамену 1 32.08kb.
Боевой устав пожарной охраны (с изменениями от 6 мая 2000 г. 13 736.62kb.
Вопросы к экзамену по дисц. Гражданское право 1 34.22kb.
Этические основы следственной тактики 1 60.24kb.
1. Понятие и основные особенности внешнеэкономической сделки 1 27.5kb.
«просто» движение, жизнь для нас продолжается Е. Ю. Марков. 1 124.6kb.
Российский федерализм 1 102.42kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Ст. 5 Конституции республика имеет свою конституцию и законодательство, другие субъекты - страница №1/11

Билет 1

1. Ст.5 Конституции - республика имеет свою конституцию и законодательство, другие субъекты имеют свой устав и законодательство.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

Ст.66 Конституции - статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Учредительный характер конституций и уставов субъектов, неразрывная связь с учредительной природой федеральной Конституции.

Совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием их соответствия Конституции РФ, основам ее конституционного строя, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.

В конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Отражение принципов федеральной Конституции в учредительных актах субъектов - юридическая основа обязанности всех органов государственной власти каждого субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов Федерации.

По отношению ко всем НПА субъекта Федерации конституция (устав) обладает высшей юридической силой. Все иные НПА субъекта Федерации не могут противоречить конституции (уставу) субъекта.

Установлен особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством.

2. В конституциях (уставах) определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях.

3. Для конституций (уставов) характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Соответствие конституций (уставов) федеральной Конституции устанавливается в той мере, в какой это необходимо для функционирования РФ как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России. Вне этих рамок субъекты самостоятельны в определении содержания своих конституционных и уставных норм.



2. В Конституции понятия «Основные права и свободы» и «конституционные права и свободы» используются как идентичные – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Характеристика конституционных прав и свобод:

  • Жизненно важны и социально значимы как для конкретного человека, так и для всего общества – основные права и свободы;

  • Признаются и защищаются государством, как необходимое условие его существования;

  • Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

  • Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод;

  • Закрепляются за каждым человеком и гражданином;

  • Характеризуются всеобщностью – они равны и едины для всех (каждого человека и гражданина);

  • Особое основание возникновения основных прав и свобод гражданина РФ – принадлежность к гражданству РФ; не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина, принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

  • Имеют особую юридическую форму их закрепления – в Конституции (имеет высшую юридическую силу);

  • Обеспечиваются повышенной правовой охраной – конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции; в УК РФ имеется специальная глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Конституционные обязанности человека и гражданина – конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшая конституционная обязанность – соблюдение Конституции и законов!

3. Ст. 95 ч.2. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Ст. 96 ч. 2. Порядок формирования СФ устанавливаются ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ». Членом СФ может стать гражданин РФ, не имеющий иного гражданства, достигший 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, от которого он выдвигается в СФ

От законодательного органа избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при его формировании - путем ротации на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель от 2-палатного законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель от 1-палатного зак.органа должен быть избран не позднее 3-х месяцев со дня первого заседания нового зак.органа субъекта РФ; представитель от 2-палатного или формируемого путем ротации – 3 мес. со дня истечения срока полномочий предыдущего органа. Кандидатура на рассмотрение вностится:

- в 1-палатном зак.органе - его председателем;

- в 2-палатном - поочередно председателями палат;

- группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов органа субъекта РФ;

От исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Должен быть назначен не позднее 3-х месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Полномочия члена СФ начинаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий данного члена. Полномочия прекращаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий нового члена СФ от того же органа гос.власти субъекта РФ.

Полномочия прекращаются досрочно:

а) письменное заявление;

б) избрание, поступление на должность, несовместимую со статусом члена СФ;

г) утрата гражданства РФ, приобретение иного гражданства;

д) вступление в силу обвинительного приговора суда;

е) вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;

ж) признание безвестно отсутствующими, умершими про решению суда, вступившего в законную силу;

Порядок подтверждения/прекращения полномочий членов СФ устанавливается Регламентом.

Билет 2

1. 1) Конституция РСФСР 1918г. (особенности).

Не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые. Была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. Утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Значительное числом программных положений, определяя цели, на достижение которых она будет направлена (Учреждение федеративного устройства, фиксирование некоторых прав граждан). Включает установления, ориентированные на все мировое сообщество. Открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. С точки зрения юридической техники была в значительной своей части несовершенной.

Конституция 1918г. - конституция революционного типа, принимаемая в результате изменения общественного и государственного строя.

2) Конституция РСФСР 1925г. (принятие первой Конституции СССР 1924г.)

Значительна преемственность положений Конституции 1918г., имеются ссылки на нормы последней. Не включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако исходит из основных ее положений, воспроизводит многие из них. Стала юридически более строгой, без общих политических положений.

Отражен факт вхождения в СССР (РСФСР передает Союзу полномочия, отнесенные Конституцией СССР к ведению органов СССР); косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза; не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава СССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, определялась через предметы ведения высших органов РСФСР.

Включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации в отношении своих субъектов. Выделена гл. 4 «Об автономных ССР и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.



3) Конституция РСФСР 1937г. (введение в действие Конституции СССР 1936г.) Вступление страны в новый этап своего развития, знаменовавший, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Сохранила классовую сущность, но было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, впервые закреплен принцип равноправия граждан. Впервые введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Закрепление руководящей роли коммунистической партии.

Закреплялись экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана.

По своей юридической форме приобрела более совершенный вид (четко выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы). Появились главы: "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан".

Более развернуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье определялись предметы ведения РСФСР. Полнее отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Впервые закреплена норма о национальных округах.

4) Конституция РСФСР 1978г. (принятие Конституции СССР 1977г.)

Новый этап вступления советского общества - "развитой социализм" – превращение из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Впервые введено понятие "народ"; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Усиление роли коммунистической партии. Расширение рамок "социалистической демократии" – утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Закреплен более полный перечень прав граждан (введено право на жилище, на охрану здоровья и др.) Закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, ставятся на всенародное голосование. Впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РФ.

Значительно изменилась структурно, стала более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Впервые установлено, что РСФСР является суверенным государством.



Реформирование Конституции 1978г. (с 1989г.) Законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР" менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. Высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Реформирование Конституции Съездом народных депутатов:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ от определений "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность" и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение положений о коммунистической партии как ядре политической системы, конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности; отказ от государственной собственности как основной; свобода экономической деятельности;

д) видоизменение структуры власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

5) Конституция 1993г. была принята всенародным голосованием 12.12.1993г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25.12.1993г. Особенности, которые отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

2. Орган государства - звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки госоргана:

1) Самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) Действует от имени государства и по его поручению;

3) Образован и функционирует на основе НПА (Конституции, законов и подзаконных актов); не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";

4) Выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен властными полномочиями, в том числе принуждением);

5) Имеет соответствующую компетенцию (совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных в целях надлежащего выполнения задач и осуществления функций; компетенция - неотъемлемый элемент правового статуса гос.органа;

6) осуществляет свою компетенцию принятием нормативных актов (предписаний общего характера), правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из госcлужащих и подразделений;

8) имеет необходимую материальную базу и финансовые средства;

9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного госоргана и его конкретное соц.содержание;

10) выступает в качестве юридического лица;

11) действует на определенной территории.



Ст.11 Конституции: Госвласть в РФ осуществляют Президент, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ. Госвласть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы госвласти.

Единство системы госорганов РФ:

- основывается на госцелостности РФ, на единстве системы госвласти.

- проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Все органы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

- ее составные части сами образуют системы органов.

Система органов РФ состоит из органов (ст. 10,11 Конституции) президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.



Президент РФ - глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, (ст.80 Конституции) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это ФС РФ; народные собрания, госсобрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и др. законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Особенность - избираются непосредственно народом. Все это - система представительных органов госвласти РФ. Принимают решения, воплощаемые в актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Их решения обязательны к исполнению другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими и органами местного самоуправления. Делятся на федеральные (ФС РФ) и региональные (субъектов РФ).

Органы исполнительной власти - Правительство РФ; министерства, госкомитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Все это - единая система органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Они либо образуются (назначаются) руководителями исполнительной власти, либо избираются непосредственно населением. Осуществляют особый вид госдеятельности, носящей исполнительный и распорядительный характер. Непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение актов, распоряжениями обеспечивают их исполнение. Акты издают на основании Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, ФЗ и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. Делятся:

- по территории деятельности: федеральные, субъектов Федерации

- по характеру полномочий: органы общей компетенции, органы специальной компетенции.

- по характеру специальной компетенции: отраслевые (руководящие определенными отраслями управления), межотраслевые.

- коллегиальные и единоначальные.

Органы судебной власти - КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, др. федеральные суды, суды субъектов РФ. Все это - судебная система РФ. Особенность: осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебный орган конституционного контроля - КС РФ (Ст.125 Конституции).

Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики - ВС РФ (Ст.126 Конституции).

Высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики - ВАС РФ (Ст. 127 Конситуции).

Аналогичные функции у соответствующих судов субъектов РФ.

Органы прокуратуры (Ст.129 Конституции, ФЗ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ»).

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Особенность органов прокуратуры:

Функции Прокуратуры РФ:

- осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов федеральными министерствами, госкомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности СФ РФ по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Другие госорганы для вспомогательных, совещательных и др. функций, которые определяются органами государственной власти, при которых они состоят: Администрация Президента РФ (деятельность Президента России); СБ РФ (условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности) и др.

3. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (граждане РФ и иностранных государств и лица без гражданства, 18 лет,). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

С момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОО считается созданным.



Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001.

Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.

Для государственной регистрации ОО в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1. заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа ОО, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

2. устав ОО в 3 экземплярах;

3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании ОО, об утверждении его

4. устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

5. документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ОО, по которому осуществляется связь с ОО;

6. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального ОО;

Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о гос. регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ОО.



В государственной регистрации ОО может быть отказано если:

1. устав ОО противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ

2. представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов или в них содержится недостоверная информация;

Отказ может быть обжалован в суд.



Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда

Надзор за соблюдением законов ОО – прокуратура РФ. Орган, принимающий решения о гос. регистрации ОО, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор РФ вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность ОО приостанавливается на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности ОО может быть обжаловано в суд.

Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В случае приостановления деятельности ОО приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хоз. деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности ОО оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, ОО возобновляет свою деятельность.



Основания ликвидации ОО или запрета его деятельности:

1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

2. неоднократные или грубые нарушения ОО Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Порядок создания общественного объединения

│┌────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────────────┐│

││Учредители выступают с инициативой о│ │Устав общественного объединения должен предусматривать:││

││создании общественного объединения │ │* название, цели общественного объединения, его││

│└────────────────┬───────────────────┘ │ организационно-правовую форму ││

│ ▼ │┌─────────────────────────────────────────────────────┐││

│┌────────────────────────────────────┐ ││Официальное название общественного объединения должно│││

││Проводится учредительный съезд│ ││содержать указание на его организационно-правовую│││

││(конференция) или общее собрание на│ ││форму и территориальную сферу деятельности │││

││котором принимаются следующие│ │└─────────────────────────────────────────────────────┘││

││решения: │ │* структуру общественного объединения, его руководящие││

││* о создании объединения │ │ и контрольно-ревизионный органы ││

││* об утверждении устава ────────┐ │ │* территорию, в пределах которой данное объединение││

││ ──────────────────────────┴─┼►│ осуществляет свою деятельность ││

││* о формировании руководящих и│ │* условия и порядок приобретения и утраты членства,││

││ контрольно-ревизионного органов ├┐│ права и обязанности членов данного объединения││

│└─┬──────────────────────────────────┘││ (только для объединения, предусматривающего членство)││

│ │С момента принятия указанных││* компетенцию и порядок формирования руководящих││

│ │решений общественное объединение││ органов, сроки их полномочий, место нахождения││

│ │считается созданным (может││ постоянно действующего руководящего органа ││

│ │осуществлять свою уставную││* порядок внесения изменений и дополнений в устав││

│ │деятельность, приобретать права, за││ общественного объединения ││

│ │исключением прав юридического лица,││* источники формирования денежных средств и иного││

│ │и принимать на себя обязанности) ││ имущества общественного объединения, права││

│ │Правоспособность общественного││ общественного объединения и его структурных││

│ │объединения как юридического лица││ подразделений по управлению имуществом ││

│ │возникает с момента его││* порядок реорганизации и (или) ликвидации││

│ │государственной регистрации ││ общественного объединения ││

│ └───────────────────────────────────┘└───────────────────────────────────────────────────────┘│

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых││

││направлены на осуществление экстремистской деятельности ││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Порядок государственной регистрации общественного объединения

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││Общественное объединение подает заявление о своей государственной регистрации и необходимые││

││документы (в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или││

││общего собрания) ││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган ││

││ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐ ││

││ │ в течение 30 дней принимает решение │ ││

││ └────┬────────────────────────────────────────────────┬───┘ ││

││ ▼ ▼ ││

││┌────────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────────────────┐││

│││Об отказе в государственной регистрации и│ │О государственной регистрации и направляет│││

│││выдает учредителям мотивированный отказ в│ │документы и сведения об объединении в│││

│││письменной форме (может быть обжалован в│ │уполномоченный регистрирующий орган │││

│││вышестоящий орган или в судебном порядке) │ │ │││

││├────────────────────────────────────────────┘ └─────────────────────┬──────────────────────┘││

│││ ┌──────────────────────────────┐ ▼ ││

│└┼─┐│Не позднее 3 дней со дня│ ┌────────────────────────────────────────────────────────┤│

│ │ ││получения информации о│ │ Уполномоченный регистрирующий орган ││

│ │ ││внесении объединения в единый│ ┌┤Не позднее 5 дней с даты получения документов и сведений││

│ │ ││государственный реестр выдает│ ││вносит соответствующую запись в единый государственный││

│ │ ││заявителю свидетельство о│◄┼┤реестр юридических лиц и не позднее рабочего дня,││

│ │ ││регистрации │ ││следующего за днем внесения записи сообщает об этом в││

│ │ │└──────────────────────────────┘ ││орган, принявший решение о регистрации объединения ││

│ │ └─────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────────────────────────┘│

│ ▼ │


│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ Основания отказа в государственной регистрации общественного объединения ││

││* Устав общественного объединения противоречит Конституции и законодательству РФ ││

││* Документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью, либо││

││ оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган ││

││* Если выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с││

││ законом "Об общественных объединениях" (схема 1 лист 2) ││

││* Если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет││

││ свою деятельность в пределах той же территории ││

││* Если установлено что в представленных учредительных документах общественного объединения││

││ содержится недостоверная информация ││

││* Если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и││

││ религиозные чувства граждан Отказ в государственной регистрации по мотивам││

││ нецелесообразности его создания не допускается ││

││┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐││

│││Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов│││

│││для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ │││

││└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Реорганизация общественных объединений

│┌──────────────────────────────────────────────┐┌──────────────────────────────────────────────┐│

││Съезд (конференция) или общее собрание││Порядок взаимодействия федерального органа││

││принимает решение о реорганизации и предста-││юстиции и его территориальных органов с││

││вляет документы, необходимые для осуществления││уполномоченным регистрирующим органом по││

││государственной регистрации общественного││вопросу государственной регистрации││

││объединения, создаваемого путем реорганизации││общественного объединения, создаваемого путем││

││(перечень документов и порядок их представле-││реорганизации, а также в связи с ликвидацией││

││ния определяются Правительством РФ) ││определяется Правительством РФ ││

│└───────────────────────┬──────────────────────┘│ ││

│ ▼ └──────────────────────────────────────────────┘│

│┌──────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────────┐│

││Федеральный орган государственной регистрации или его│◄─┤ Уполномоченный регистрирующий орган││

││территориальный орган │ │ ││

│└─────────┬────────────────────────────────┬───────────┘ │Не позднее 5 дней с даты получения││

│ ▼ 30 рабочих дней ▼ │документов и сведений вносит││

│┌─────────────────────────┐┌───────────────────────────┐ │соответствующую запись в единый││

││Принятие решения об││* Принятие решения о│ │государственный реестр юридических││

││отказе в государственной││ государственной │ │лиц и сообщает об этом в орган,││

││регистрации и выдача││ регистрации объединения,│ │принявший решение о регистрации││

││мотивированного отказа в││ создаваемого путем├─►│объединения ││

││письменной форме (может││ реорганизации │ │ ││

││быть обжалован в судебном││ │ │ ││

││порядке). Основания││* Направление документов и│ │ ││

││отказа в регистрации -││ сведений в уполномоченный│ │ ││

││схема 3 ││ регистрирующий орган │ │ ││

│└─────────────────────────┘└───────────────────────────┘ └────────────────────────────────────┘│

│Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его│

│реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ │

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┴┐

│ │Государственная регистрация ликвидации и реорганизации общественного объединения │

└─┤осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом "О государственной регистрации │

┌─┤юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом особенностей, установленных │

│ │Федеральным законом "Об общественных объединениях" │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬┘

Ликвидация общественных объединений

│┌────────────────────────┐ │

││Основания ликвидации ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

│├────────────────────────┘ ││

││* Решение съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного││

││ объединения ││

││* Основания, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии экстремистской││

││ деятельности" ││

││* Решение суда в связи с: ││

││ - нарушением общественным объединением прав и свобод гражданина ││

││ - неоднократным или грубым нарушением общественным объединением Конституции и││

││ законодательства РФ либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его││

││ уставным целям ││

││ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ││

││ │Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного│ ││

││ │объединения вносится Генеральным прокурором РФ, а иных объединений - прокурором│ ││

││ │соответствующего субъекта РФ │ ││

││ └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ││

││ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ││

││ │Ликвидация по решению суда означает запрет на деятельность общественного объединения│ ││

││ │независимо от факта его государственной регистрации │ ││

││ └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ Порядок ликвидации ││

││┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐││

│││Сведения и документы, необходимые для осуществления│ │ Уполномоченный │││

│││государственной регистрации общественного объединения в│ │ регистрирующий орган │││

│││связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший│ │Не позднее 5 дней с даты│││

│││решение о государственной регистрации объединения при его│ │получения документов и│││

│││создании │ │сведений вносит соответству-│││

││└────────────────────────────┬───────────────────────────────┘ │ющую запись в единый│││

││ ▼ │государственный реестр юри-│││

││┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ │дических лиц и сообщает об│││

│││Орган, принявший решение о регистрации объединения при его│ │этом в орган, принявший│││

│││создании, принимает решение о государственной регистрации├─►│решение о государственной│││

│││объединения в связи с его ликвидацией и направляет документы│◄─┤регистрации в связи с│││

│││и сведения в уполномоченный регистрирующий орган │ │ликвидацией объединения │││

││└────────────────────────────────────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘││

││Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется││

││в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном││

││порядке документов ││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ Распоряжение имуществом ││

││Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения││

││требований кредиторов: направляется на цели, предусмотренные его уставом ││

││* направляется на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о││

││ ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда если в уставе ││

││ соответствующие разделы отсутствуют) ││

││* обращается в собственность РФ (в случае, если общество было ликвидировано в порядке и по││

││ основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ││

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

Билет 3

1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД.

Поправка к Конституции - любое изменение текста глав 3-8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

Поправки к главам 3 - 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.



ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»

Рассмотрение закона о поправке в субъектах Федерации должно завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает СФ. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то предложение о данной поправке допускается не ранее чем через один год.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель СФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу.

После одобрения закона не менее чем 2/3 субъектов Председатель СФ направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Изменение наименования субъекта (ч. 2 ст. 137) - исключительное полномочие самого субъекта. Новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента.



2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - правовые средства, которые обеспечивают их реализацию.

Виды: - обязанность гос-ва защищать права и свободы; - самозащита прав и свобод; - судебная защита прав и свобод; - международ. защита прав и свобод; - возмещение вреда; - неотменяемостъ прав и свобод.

1. Обязанность гос-ва защищать права и свободы человека подразумевает участие в данном процессе всего гос. механизма, всех органов гос. власти (Федерального Собрания, Уполномоченного по правам человека. Правительства РФ и других органов исполнительной власти, судов, Президента РФ).

2. Закреплено право каждого, защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом (обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций, обращение в профсоюзы).

3. Особое значение имеет судебная защита, к-я гарантируется каждому. Любые законы, иные нормативные или правоприменительные акты, действия гос. органов, их должностных лиц, граждан могут быть обжалованы в судебном порядке.



4. Международная защита (комитеты ООН (Комитет по правам человека), Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека).

5. Право на возмещение гос-вом ущерба, нанесённым действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

6. Запрещено принимать законы, умаляющие права и свободы человека. Ограничение прав и свобод возможно только на основании закона в случаях, предусмотренных в Конституции: 1)защита основ конституционного строя; 2)защита прав и свобод других лиц; 3)защита здоровья населения; 4)в интересах обороны страны; 5)в интересах безопасности.



7. Важнейшая гарантия прав и свобод человека и гражданина связана с установлением КРФ презумпции невиновности; 1) обвиняемый не считается виновным пока его вина не будет доказана и установлена, вступившим в законную силу приговора суда; 2) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 3) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

3. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии, считает недействительными те бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя – результаты заносятся в протокол.

Чтобы исключить фальсификацию, подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. На основании протоколов участковых, территориальных (районных…) избирательных комиссий путем суммирования данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по изб. округу. Об этом составляется протокол.

Окружная изб. комиссия признает выборы недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также если они признаны недействительными не менее чем на 1/4 избирательных участков или по решению суда.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней хранится в течение сроков, установленных законодательством.



Билет 4

1. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлеж-е ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые гос-вом и составл-щие ядро правового статуса личности.

Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой отв-тью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др. граждан.

Виды конст. прав: гражданские права и свободы, политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности: право на жизнь; право на гос. охрану достоинства личности; право на личную неприкосновенность; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на свободу передвижения и места жительства; свобода совести и вероисповедания…

Политические права и свободы тесно связны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в полит. жизни, осущ-и гос. власти: свобода мысли и слова; каждый имеет право на объединения; право граждан РФ участвовать в управл-ии делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей…



Экономические, социальные и культурные права и свободы.

Эк. права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом, экономической деятельности; право частной собственности охраняется законом; право на свободу труда; право каждого на отдых;

Соц. права: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право каждого на образование;

Культур. права: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.



2. Говорится в ст.80К-ции и в гл.4, посвященной Пр-ту. Ст.80 определяет, что П.РФ явл-ся главой гос-ва. Это означает, что П.занимает особое место в системе органов гос.вл-ти, не входит непосредственно ни в одну из её ветвей. Но это не означает, что П-ая вл-ть стоит над др.вл-и, зависящими от неё. В Конс-ции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», кот-я способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия П. Осущ-ет в рамках К-ции, в соответствии с ней и фед.законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Рф.

П.сочетает 2 кач-ва: 1.Орган гос-ва (подписывает или отклоняет з-ны, назначает помилования…); 2.Высшее должност. лицо (1.председательствует на заседаниях в Совете безопасности; 2…засед-ях Прав-ва; 3.явл.верховным главнокомандующим; 4.рук-ва госслужбы).

Осн-е ф-ции П.: 1.Явл.гарантом К-ции, прав и свобод чел-ка и гр-на. 2.В уст-ом К-ей порядке П. Принимает меры по охране суверенитета, независ-ти и гос.целостности России. 3.Обеспеч. согласованное функц-е и взаимод-я орг-в гос.власти. 4.Опред. осн.направления внутр. и внеш. пол-ки гос-ва. 5.П.представляет РФ как внутри страны, так и в междун-х отношениях.

5 ограничений П. 1.П.выполняет свои функции только в устан.К-ей порядке. 2.Деят-ть П.ограничена сроком(4года, не более 2-х сроков). 3.Акты П-та имеют подзаконный хар-р. 4.Акты П.м.б.обжалованы в К-м суде. 5.П-т м.б. отрешен от должности.

Полномочия П.

1 группа-(в сфере правового статуса чел-ка и гр-на)

Обеспечение:

-вводит режим ЧП;

-принимает лиц по личным в-сам;

-дает разрешения на выход из граж-ва;

-предост.полит.убежище;

-осущ.помилование;

-присваивает высшие воинские почетные звания;

-награждает орденами и медалями.

2 группа-(связ-е с федеративным устройством гос-ва):

-согласительные процедуры для разреш.разногласий между фед.орг-ми гос.власти и субъектов;

-передает дело на разрешение соответ.суда(при неразрешении спора между федерацией и субъектом)-выступает как арбитр;

-назнач. и отстраняет полномочных представителей субъектов;

-приостанавливает действия актов орг-в исп.власти субъектов:

1.в случае их противоречия фед.К.;

2.в случае нарушения прав и свобод гр.

-распускает парламент субъекта РФ;

-может отстранить высш.долж.лицо субъекта.

3 группа-(в отношении парламента):

-П.необх. участник законодат.процесса, он подпис. законы;

-Имеет право законодат.инициативы;

-право пописания/отклонения закона;

-назначает референдум;

-назнач.выборы в Госдуму,м.распустить.



4 группа-(в отношении с органами исп.вл.):

-формирование прав-ва;

-выдвигает стр-ру Фед.орг-в исп.власти;

-непосредственно П-ту подчиняется ряд рук-ей орг-в исп.вл.(мин-тр юстиции, мин-р ин.дел, чрезвыч.мин-р);

-П.назначает высш.команд-е ВС;

-П.м.отправить Прав-во в отставку.



5 группа-(в отн.орг-в суд.власти):

-П.представляет кандидатуры судей Высш.судов;

-…фед.судей;

-обладает правом запроса в К.суд.



6 группа-(по урегулированию ситуаций):

-введение воен/чрезвыч.положений на тер-и РФ или субъекта.



7 группа-(в воен.сфере):

-П.утверждает воен.доктрину;

-назнач/освобожд.высшее команд-е ВС;

-формир-ет и возгл-ет Совет Безоп-ти.



8 группа-(в области внешней политики):

-непосредственно П-у подчин-ся МИД;

-П.ведет переговоры и подпис-ет междун-е договоры;

-Подписывает ратификац.грамоты;

-вверительн.грамоты от дип.представителей ин.гос-в;

-П.назн/отзыв.дип.представ-ей РФ.



следующая страница >>