Средства информатизации Технические средства - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Компьютерная графика. Аппаратные средства (монитор, видеокарта, видеоадаптер... 1 117.02kb.
Государственная система обеспечения единства измерений рекомендация... 5 569.8kb.
Вопрос Гигиенические средства 1 213.61kb.
Гост р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. 5 1335.67kb.
Краткая справка о библиотеке. Количество помещений – Оборудование 1 58.74kb.
Технические средства в культурно-просветительной работе 3 1747.46kb.
I «Внеоборотные активы» 1 192.57kb.
Технические и программные средства информационных технологий 1 90.84kb.
Лекция Тема: Косметические товары Вопросы: Классификация косметических... 1 218.44kb.
Классификатор нарушений, недостатков и их последствий при формировании... 6 988.04kb.
1. Необходимость и сущность денег 1 31.86kb.
Метод расчета затрат по процессам (activity based costing) Возникновение... 1 167.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Средства информатизации Технические средства - страница №1/1

Средства информатизации
Технические средства

К ним, в первую очередь, относятся компьютеры, различ­ные устройства ввода и вывода информации, средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

Следует знать, что, кроме персональных ЭВМ, существу­ют и другие, более мощные вычислительные системы. Без них было бы невозможно решение ряда сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработка огромных баз данных, поддержка крупных коммуникационно-вычисли­тельных сетей (включая Интернет). ЭВМ более высокого уровня, чем ПК, часто называют термином «рабочая стан­ция». Его используют в нескольких смыслах:

• мощная микроЭВМ, выполняющая специализированные работы высокого профессионального уровня (например, графические рабочие станции для проектно-конструктор-ских работ);

• сервер в глобальной компьютерной сети, управляющий ее работой и хранящий огромный объем информации;

• многопроцессорная система параллельной обработки дан­ных.

Современные внешние устройства ЭВМ обеспечивают ввод и вывод информации разного вида: символьной, графической, звуковой. Для ввода символьной информации используются, прежде всего, клавиатура; графической сканер; звуковой микрофон и специальное устройство, оцифровывающее звук («звуковая карта»). Задача ввода управляющей информации, регулирующей работу компьютера, решается, в основном, ма­нипуляторами типа мышь. Экран дисплея и принтер позволя­ют, с равным успехом, отображать символьную и графиче­скую информацию, а звукогенератор звуковую.

Подобное сочетание внешних устройств породило так на­зываемые системы мультимедиа, в которых интерактивное взаимодействие компьютера с пользователем сопровождает­ся одновременным отображением нескольких видов инфор­мации (чаще всего визуальной и звуковой). Эффективность таких систем при решении ряда задач (например, обучения) весьма высока, что объясняется особенностями человеческо­го восприятия информации одновременно несколькими ор­ганами чувств.

Дополнительную и весьма важную группу технических устройств составляют те, что обеспечивают сетевое подклю­чение и работу компьютеров в сети. Часть этих устройств может располагаться на столе рядом с компьютером, напри­мер, модем, соединяющий компьютер с телефонной сетью; часть — в отдалении, рядом с сервером (так называемые маршрутизаторы, обеспечивающие «прокладку маршрута» для электронного сообщения).

Программные средства (программное обеспечение ЭВМ)

Компьютер — это программно-управляемое автоматичес­кое устройство для работы с информацией. Без программ любой компьютер — «мертвое железо». Совокупность про­грамм, хранящихся в долговременной памяти ЭВМ и пред­назначенных для массового использования, составляет про­граммное обеспечение компьютера (ПО ЭВМ).

Все множество программ, составляющих ПО ЭВМ, мож­но разделить на три группы:

системные программы;

прикладные программы;

системы программирования.



Назначение системных программ — управление работой устройств, составляющих компьютер; организация связи с пользователем (пользовательский интерфейс); работа с фай­лами. Перечисленные функции выполняет операционная система (ОС) ЭВМ. ОС — это основа всего программного обеспечения компьютера. Кроме того, существуют специаль­ные программы, выполняющие некоторые дополнительные услуги системного характера (например, архивирование файлов, защита от вирусов, «лечение» и оптимизация дис­ков и т. д.). Эти программы называются утилитами.

Прикладные программы дают возможность пользователю непосредственно решать свои информационные задачи. При­кладное программное обеспечение, в свою очередь, делится на две части. К первой относятся программы, которые нуж­ны большинству пользователей независимо от их профессио­нальных интересов. Они называются прикладными програм­мами общего назначения и включают в себя:

• системы обработки текстов (текстовые процессоры);

• системы компьютерной графики (графические редакто­ры);

• системы табличных расчетов — электронные таблицы

(табличные процессоры);

• системы управления базами данных, ориентированные на пользователя;

• средства разработки презентаций;

• программы, обеспечивающие работу с электронной поч­той и работу с Интернетом.

Со многими из этих средств вы познакомились в базовом курсе информатики.

Вторую часть прикладных программ составляют специа­лизированные программы (профессионально-ориентирован­ные). Дать их полный перечень практически невозможно. Математики, инженеры, научные работники многих специ­альностей нуждаются в программах, выполняющих матема­тические расчеты; профессиональные издатели книг не мо­гут довольствоваться текстовыми процессорами общего назначения и нуждаются в специальных программах — из­дательских системах; бухгалтерам и экономистам требуются свои программы. Дело идет к тому, что для любой профес­сии, связанной с обработкой информации, будет создано свое специализированное ПО.

Третью группу программного обеспечения составляют си­стемы программирования — инструмент для работы про­фессиональных программистов. Каждая такая система ори­ентирована на определенный язык программирования: Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер и др. Системы программирования позволяют создавать тексты программ, отлаживать и исполнять программы. Все перечисленные выше виды ПО создаются программистами с помощью спе­циально созданных систем программирования.

Информационные технологии

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определен­ного вида продукции. С развитием материального производ­ства создавались и развивались производственные техноло­гии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области инфор­мационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизион­ное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обу­чение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология — это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличаю­щей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на совре­менную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в на­стоящее время.



Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопро­водительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные это те, кото­рые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лишь наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведо­мость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансо­вый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких до­кументов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее за­готовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообраз­ный характер, для них невозможно запастись специальны­ми программами, и они выполняются, как правило, с помо­щью офисного программного обеспечения общего назначе­ния (текстовых процессоров, графических редакторов, про­грамм подготовки презентаций и др.).



Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если неизвестны точные библиографические данные, а изве­стна лишь тематика. Современные информационно-поиско­вые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными ком­пьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картоте­ки, и на запрос по тематике на экране библиотечного ком­пьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обраща­емся к современным поисковым системам, обычно работаю­щим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в лю­бых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые фор­мы описания и систематизации данных. Так, в компьютер­ных поисковых системах широко используется индексиро­вание — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная класси­фикация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хра­нящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффек­тивно. К настоящему времени в этой области произошли бо­льшие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результа­те эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора инфор­мации, базу данных, систему обработки и анализа информа­ции, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских рас­четов и т. д. Его работа основана на экономико-математичес­кой модели предприятия, носящей оптимизационный ха­рактер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию си­стемы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими про­цессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в тех­нологическом процессе, и автоматические, в которых чело­век от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управле­нии технологическим процессом чаще всего связана со скоро­стью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полно­стью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислитель­ному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае непола­док, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычай­но важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и черте­жей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д. Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специали­зированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Спе­циализированная САПР, например, на проектирование жи­лых зданий содержит в базе данных все необходимые сведе­ния о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т. д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без ког­да-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.



Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса ин­формационных систем — геоинформационных систем (ГИС).

Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддер­живающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу дан­ных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональ­ные, государственные, международные. Например, усилия­ми ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует по­нимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвы­чайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют сис­темы среднего, высшего, дополнительного образования, сис­темы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерыв­ного образования, которая будет обслуживать значитель­ную часть населения.



Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обу­чения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заклю­чается в различии индивидуальных способностей и возмож­ностей учащихся. Путь совершенствования лежит через ин­дивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении: • использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебни­ков широко используются мультимедийные технологии. Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качест­венного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на по­мощь приходит новая форма обучения: • дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.


Литература: Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов (Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. 5-е издание. И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2009 год.)