«сравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии аристофана - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сравнительная характеристика видового состава растений в березняках... 2 432.35kb.
Тема урока: «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт... 1 30.52kb.
Пояснительная записка по курсу: территориальная организация населения... 1 75.31kb.
Характеристика уездного города в комедии Н. В. Гоголя 1 33.97kb.
Пути трудового воспитания в учебно-воспитательном процессе Работу... 1 324.09kb.
Преподаватели: доц. Н. Н. Роготень, доц. А. Б. Себенцов, асс. 1 48.3kb.
Урок с использованием Интернет. Н. В. Макарова. 10 класс. Оцениваемое... 1 45.6kb.
Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного... 1 148.09kb.
Вопросы к семинару по комедии лопе де вега «собака на сене» 1 28.29kb.
Фамусовское общество в комедии “ Горе от ума” 1 20.75kb.
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 1 12.32kb.
Православная реформация в россии: социокультурный подход 1 172.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«сравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии аристофана - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ


КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ


«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ЭСХИЛА И ЕВРИПИДА В КОМЕДИИ АРИСТОФАНА «ЛЯГУШКИ»

МОСКВА – 2003г.


«История античного театра насчитывает почти целое тысячелетие (с VI в. до н.э. по IV-V в.в. н.э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство, в том его качестве, в каком оно живёт и сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения».1

Греческая комедия зарождается в VI в. до н.э. из следующих элементов: весёлые бытовые сценки, песни обличительного характера у селян, которые ходили в город высмеивать местных жителей на праздниках Диониса, оргиастически-жертвенный культ Диониса, песни в честь Диониса и других богов плодородия. В Аттике комедия достигла полного развития. Именно здесь она стала несколько отличаться от трагедии. В комедии был пролог, рассказывающий о содержании комедии; парод (первая песня хора); агон (состязание между героями, победитель которого высказывал, что представление будет проповедовать); обращение хора к зрителям – парабаса; ряд сцен; последняя песнь уходящего со сцены хора – эксод. Древняя комедия была лёгкой, весёлой, пошловатой, по преимуществу антигородской, но обсуждающей важные общественно-политические вопросы.

Аристофан считается самым лучшим древнегреческим комедиографом. «Нам известно 11 комедий крупнейшего поэта второй половины V века, авторы древнеаттической комедии – Аристофана (всего он написал 44 пьесы). Эти пьесы были созданы между 425 и 388 годами и дают довольно полное представление о творческой деятельности поэта. Аристофан является идеологом аттического крестьянства… Аристофан последовательно выступает против тех изменений, которые наблюдались в политической, идеологической и культурной жизни Афин в последней трети V века, против всего того, что кажется ему искажением, извращением принципов прежней демократии».2 Также он не приемлет новых литературных направлений, что показал в своей пьесе «Лягушки».

«Комедия «Лягушки» была поставлена на сцену в праздник Ленеи (в январе или феврале) 405 г., от имени Филонида. Она имела блестящий успех и была поставлена на первом месте. На втором месте была поставлена комедия Фриниха «Музы», на третьем – комедия Платона (комика) «Клеофонт»… в литературной жизни Афин, незадолго до постановки на сцену «Лягушек», произошли два важнейших события: смерть Еврипида в Македонии (407/406 г.) и смерть Софокла, немного позже (406 г.). Вот под непосредственным влиянием каких событий писал Аристофан комедию «Лягушки»; эти события и послужили главным поводом к созданию этой пьесы».3

Сюжетно комедия делится на две части: первая рассказывает о схождении Диониса в подземный мир, чтобы вывести оттуда Еврипида, вторая описывает спор между Еврипидом и Эсхилом. Главной частью является вторая, так как именно здесь содержится литературно-публицистический материал, в котором обсуждается современная Аристофану литература. Кроме того, для раскрытия темы моего реферата именно она является ключевой, так как в ней содержится сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида.

«…примечательно, что Аристофан сталкивает между собой именно Эсхила и Еврипида, а не Софокла и Еврипида, которые в течение многих лет соперничали на афинской сцене и почти одновременно её покинули… Но для Аристофана трагедийный театр Эсхила – это эстетический кодекс поколения марафонских бойцов. Вместе с Эсхилом старинные драматурги Феспид, Фриних и поэт Симонид олицетворяют героическую эпоху Афин времени греко-персидских войн».4 «Целью Аристофана было унизить Еврипида и возвеличить Эсхила, – иначе говоря, унизить новое литературное направление, которая приняла трагедия в произведениях Еврипида, и возвеличить старое, представителем которого в то время был Эсхил. Аристофан делает это путём литературно-эстетической критики произведений их с разных точек зрения».5 «Он собрал и систематизировал всё, что говорил раньше, и добавил много нового. Если в предыдущих комедиях брались отдельные стороны творчества драматурга, встречавшие осуждение Аристофана, то теперь он ставит вопрос шире и хочет показать роль Еврипида в развитии греческой трагедии и театра».6 Среди недостатков Еврипида Аристофан в комедии «Лягушки» и других своих произведениях особенно выделяет его низкое происхождение, неверность его жены, помощь Кефисофонта Еврипиду в работе над произведениями, занятие философией и даже владение домашней библиотекой. Комедиограф считал, что книги развращают молодёжь.

«Аристофан считает своим идеалом поэта – учителя граждан, проповедующего поэзию гражданского пафоса и высоких общественных чувств. Образец такой поэзии для него – Эсхил. Его он противопоставляет Еврипиду, в творчестве которого видит выражение не только современного ему индивидуализма и психологизма, но и упадочной, враждебной всему духу афинской демократии поэзии».7 Однако в действительности «что касается Еврипида, то он по своим общественным взглядам никак не может быть отнесён к числу противников афинской демократии. Наоборот, в ряде трагедий он явно идеализировал родной город, изображая Афины защитником гонимых и угнетённых по всей Греции».8

Сначала спор Эсхила и Еврипида носит чисто формальный характер. Два поэта обсуждают вопросы композиции, слога, построения образов и т.д. «Архаический драматургии Эсхила, с её торжественными и пышными хоровыми песнями, монументальными, но сатирическими персонажами, Еврипид противопоставляет высокоразвитую драматургическую технику и глубину психологической характеристики образов».9 «Еврипид порицает искусство Эсхила: он сажал на сцене героя или героиню, покрыв их плащом, и те сидели в молчании, а «хор валит неутомимо четыре груды без конца стихов». Когда же драма доходила до середины, то «дюжину пускал он слов бычачьих, нахмуренных, с султанами, чудовищ грозных с виду, неведомых и зрителю». Таким образом, Еврипид указывает на недостаточное развитие действия в трагедиях Эсхила и на его якобы высокопарный язык… Себя Еврипид хвалит за чёткую композицию драмы, проявляющуюся уже в самом начале её, в прологах».10

Эсхил и Еврипид начинают спорить о задачах театра. Еврипид считает, что театр должен воспитывать публику:


Эсхил

Пусть отвечает сейчас же, чем следует нам восхищаться в великом поэте?

Еврипид

Наставленьями, речью правдивой его; ведь гораздо разумней и лучше



Мы воспитывать граждан умеем своих.

Впрочем, и Эсхил придерживается точки зрения, что театр – это, в первую очередь, - воспитатель общественного сознания людей. Спор происходит по поводу того, как воспитать общество и каких конечных целей необходимо достигнуть.

«Аристофан изображает столкновение двух мировоззрений: консервативной земледельческой афинской демократии периода её становления (Эсхил) и радикальной демократии периода Пелопоннесской войны со всеми присущими ей проявлениями кризиса полисной идеологии (Еврипид)».11

Эсхил обвинял Еврипида в том, что он показывает обычную жизнь общества. «…Еврипид груб и натуралистичен, он изображает вещи обыденные, зрителям хорошо известные. С точки зрения Эсхила, изображение повседневного и того, что есть отрицательного в жизни – вредно, это вносит нравственное разложение»12:

Эсхил

…но надо скрывать все позорные вещи поэтам



И на сцену не следует их выводить, уделять им вниманья не надо.

Как учитель детей наставляет на ум, так уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

Еврипид же не считает, что он делает что-то плохое, изображая реальность. Наоборот, он вполне убедительно доказывает свою правоту:

Еврипид

Я вывел в драму нашу жизнь, обычаи, привычки,



Меня любой проверить мог. Всё понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберётся зритель сам…

«Исходя из основных принципов своей поэтики, Еврипид отстаивает право художника на изображение людей из различных социальных слоёв, на показ их в действии, в развитии характеров. Поэтому он отвергает условную архаику эсхиловских трагедий, сценическое воплощение образов, чрезмерную метафоричность, сложную лексику».13

«Дальше спор трагиков переходит уже на вопросы стиля, стихосложения и музыкальной композиции. Еврипид, который и раньше насмехался над туманным, с его точки зрения, и высокопарным слогом Эсхила, первый переходит к нападению. Он высмеивает прологи Эсхила, упрекая его за неумение ясно и чётко выражать свои мысли, а также и за употребление лишних слов. Отражая нападение противника, Эсхил, в свою очередь, высмеивает Еврипида за введение в трагедию выражений, принадлежащих к обыденной речи, и за пристрастие к уменьшительным словам (например, «шкурка», «кувшинчик», «мешочек»). Прологи, которые ему читает сам Еврипид, Эсхилу не нравятся, и он всё время прерывает его насмешливыми словами: «кувшинчик потерял».14

«О трагическом искусстве Еврипида Аристофан наиболее подробно выразил своё мнение устами Эсхила или хора в «Лягушках». Его разумеет хор, говоря о человеке, «отказавшемся от того, что всего важнее в трагическом искусстве». В его трагедиях Аристофан видит «болтовню»; его слова он презрительно называет «опилками слов», «словечками», «судебными словечками», его стихи – «стишками»; поэтому при взвешивании их на весах его слова и стихи оказываются гораздо легче тяжеловесных слов Эсхила; по собственному признанию Еврипида, он отнял у трагического искусства всю его «тяжесть»15:

Еврипид

…Но лишь искусство от тебя я принял, и сейчас же



Ему, распухшему от слов высокопарных, тяжких,

Убавил жару, посадив на строгую диету

Из лёгких слов, прогулочек, слабительного-свёклы.

Еврипид же обвиняет Эсхила в том, что его музыка совершенно плоха и не подходит для трагедии. «Еврипид издевается над Эсхилом за постоянное повторение одного и того же припева, бессмысленно вставляемого им в текст совершенно различных пьес. Кроме того, в хоровых партиях Эсхила Еврипид находит звукоподражание аккордам на кифаре, которые также соединяются с совершенно бессмысленным текстом. Эсхил … ставит в вину Еврипиду, что он свои песни заимствует у развратных женщин, применяет карийские лады (т.е. лады, заимствованные у варваров), заплачки, плясовые песенки. Для песен Еврипида требуется не лира, а ударный инструмент, производящий большой шум».16

Аристофан «использует самые различные приёмы для того, чтобы конкретизировать, овеществить идейное содержание своей комедии, добиться максимального эмоционального воздействия на зрителя. Тут и блестящие пародии на стиль и язык обоих драматургов, и комический разбор отрывков из их драм, и соревнование в песнях, и самый ритм их речи в агоне – Еврипид говорит взволнованными ямбами, Эсхил пользуется величественными анапестами».17

Аристофан, в лице Эсхила, «видит унижение величия трагедии в том, что Еврипид представляет своих героев калеками, нищими, стараясь только посредством только таких внешних, сценических эффектов возбудить к ним жалость… Эсхил прямо формулирует этот упрёк: «Ты одел царей в лохмотья, чтобы они казались людьми жалкими». Там же Эсхил называет Еврипида «делателем нищих» и «сшивателем лохмотьев», «делателем хромых».18

«Развенчивая Еврипида, Аристофан не видит того ценного, что было в его поэзии. Он делает Еврипида типическим носителем тех явлений литературы, которые считал отрицательными – психологизма, модернизма, крайнего индивидуализма. Для Аристофана Еврипид в литературе так же, как и Сократ в философии, был воплощением неприемлемых новомодных взглядов, несущих разложение старого уклада. Огромный арсенал комедийных средств используется для их осмеяния и морального уничтожения».19

Однако, несмотря на все обвинения в адрес Еврипида, «возможно, что уже Аристофан… подвергался могучему влиянию осмеиваемого им Еврипида… Ничего удивительного в этом нет: даже противники Еврипида не могли освободиться от его влияния. О влиянии его на Аристофана у нас имеются прямые указания из древности».20


Литература:

  1. Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957.

  2. Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954.

  3. Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961.

  4. Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955.

  5. Интернет страница http://theatreday.ioso.ru/ant.htm




1 Интернет страница http://theatreday.ioso.ru/ant.htm

2 Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.7-8.

3 Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр.221-222.

4 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 101-102.

5 Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр.226.

6 Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 144-145.

7 Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.15.

8 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 102.

9 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр.104.

10 Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 140-141.

11 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр.104.

12 Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.17.

13 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 105.

14 Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 143.

15 Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 229.

16 Головня В.В. Аристофан – М., Издательство Академии наук СССР, 1955. Стр. 144.

17 Ярхо В. Аристофан – М., Государственное издательство художественной литературы, 1954. Стр. 106-107.

18 Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 230.

19 Полонская К.П. Античная комедия - М., Издательство Московского университета, 1961. Стр.18.

20 Соболевский С.И. Аристофан и его время – М., Издательство Академии наук СССР, 1957. Стр. 237.