"Сравнение электрического и магнитного полей" Цель - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Кулона Электрическое поле. Напряженность электрического поля... 1 22.68kb.
Свет – это электромагнитное излучение с векторами напряженности электрического... 1 130.24kb.
Сравнение двс и электрического двигателя 1 33.66kb.
В настоящее время такой вид материи, как магнитное поле, достаточно... 1 33.68kb.
Электрический заряд. Свойства заряда. Закон сохранения электрического... 1 35.34kb.
, «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» 1 58.09kb.
Лабораторная работа №6 «работа с библиотекой iqmath» Цель: Сравнение... 1 42.59kb.
Тропы Троп – слово или словосочетание, употребленное в переносном... 1 67.04kb.
Марколия А. И., Попов А. Ф 1 149.36kb.
Ионно-релаксационная поляризация 1 27.06kb.
Реферат содержит: Титульный лист (приложение А) Содержание 1 59.32kb.
Характеристики электрического тока. Классическая теория электропроводности... 1 71.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
"Сравнение электрического и магнитного полей" Цель - страница №1/1

Урок : 11 класс (Учитель физики Долгова С.А.) Дата_____

Тема: "Сравнение электрического и магнитного полей"

Цель:

  • Углубить и систематизировать знания учащихся о формах существования материи;

  • выделить общие и отличительные черты в электрическом и магнитном полях. При сравнение электрического и магнитного полей подвести учащихся к выводу об их взаимосвязи, на чем основана следующая тема “Электромагнитная индукция”;

  • развивать умение анализировать, обобщать информацию и систематизировать ее в таблицу;

Демонстрации: взаимодействие наэлектризованной эбонитовой палочки с электрической гильзой взаимодействие постоянного магнита с замкнутым контуром с током.

Ход урока:


Этапы

урока


Деятельность учителя

Деятельность

учащихся


.

I.

II.



III

.Д/з


.




  • (Вступление учителя)

Физика и философия рассматривают материю как основу всего сущего, которая существует в разных формах. Она может быть сосредоточена в пределах ограниченной области пространства (локализована), но может быть, напротив, “делокализована”. Первому состоянию можно поставить в соответствие понятие вещество, второму – понятие поле. И то и другое состояния, наряду со специфическими физическими характеристиками, имеют и общие. Например, есть энергия единицы объема вещества, и есть энергия единицы объема поля. Свойства материи неисчерпаемы, процесс познания бесконечен. Поэтому все физические понятия надо рассматривать в развитии. Так, например, современная физика в отличие от классической не проводит строгой границы между полем и веществом. В современной физике поле и вещество взаимно превращаются: вещество переходит в поле, а поле переходит в вещество. Но не будем забегать вперед, а вспомним классификацию форм материи.

Попробуйте по схеме составить краткий рассказ о формах существования материи.



знаю

Хочу знать

Узнал






(заполняется в конце урока)

  • напомнить, про сходство характеристик гравитационного и электрического полей, которое было выявлено в 10 классе на уроках по теме “Электрическое поле”. Напрашивается вывод: если есть сходство между гравитационным и электрическим полями, то должно быть оно и между полями электрическим и магнитным.

    • предлагается сопоставить свойства и характеристики полей в виде таблицы аналогичной той, которую делали при сравнении гравитационного и электрического полей в 10 классе.

  • При обсуждении источников поля, для повышения интереса к предмету, хорошо сравнить два природных камня: янтарь и магнит.

Янтарь – теплый камень удивительной красоты, обладает необычным, располагающим к философическим построениям свойством: он может притягивать! Будучи натертым, он притягивает пылинки, нити, кусочки бумаги (папируса). Именно по этому свойству ему и давали название в древности. Так, греки называли его электроном – притягивающим; римляне – харпаксом – грабителем, а персы – кавубой, т.е. камнем, способным притягивать мякину. Его считали магическим, лекарственным, косметическим...

Таким же таинственным и полезным считали известный тысячи лет другой камень – магнит. В разных странах магнит называли по-разному, но большая часть этих названий переводится как любящий, любовник. Так поэтично древние отметили свойство кусков магнита притягивать железо. С нашей точки зрения эти два особенных камня можно рассматривать как первые изученные природные источники электрического и магнитного полей.


  • При обсуждении индикаторов полей полезно одновременно продемонстрировать с помощью учащихся взаимодействие наэлектризованной эбонитовой палочки с электрической гильзой и постоянного магнита с замкнутым контуром с током.

  • При обсуждении визуализации силовых линий лучше это продемонстрировать, используя проекцию на экран

  • Деление диэлектриков на электреты и сегнетоэлектрики – дополнительный материал.

Электреты – это диэлектрики, длительно сохраняющие поляризацию после устранения внешнего электрического поля и создающие собственное электрическое поле. В этом смысле электреты подобны постоянным магнитам, создающим магнитное поле. А ведь это еще одно сходство! Сегнетоэлектрики – кристаллы, обладающие (в некотором температурном интервале) спонтанной поляризацией. При уменьшении напряженности внешнего поля индуцированная поляризация частично сохраняется. Для них характерно наличие предельной температуры – точки Кюри, при которой сегнетоэлектрик становится обычным диэлектриком. Опять сходство – с ферромагнетиками!

После работы с таблицей коллективно обсуждаются обнаруженные сходства и различия. Сходство лежит в основе единой картины мира, различия объясняются пока на уровне разной организации материи, лучше сказать – степени организации материи. Одно то, что магнитное поле обнаруживается только около движущихся электрических зарядов (в отличие от электрического), позволяет предсказать более сложные методы описания поля, более сложный математический аппарат, применяемый для характеристик поля


–подумать о сравнительной характеристике трех полей: гравитационного, электрического и магнитного.

Составляют рассказ

Определяют цель урока- сопоставить свойства и характеристики электрического и магнитного полей и выяснить есть ли сходство между этими

полями (Хочу знать)


В обсуждении заполняется таблица