Список обозначений ко всей выпускной работе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Список обозначений ко всей выпускной работе - страница №1/1



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»


Магистрант кафедры международного туризма

Сперанская Надежда Владимировна

Руководители:

доцент Гайдукевич Леонид Михайлович

ст. преподаватель Громко Николай Иванович

Минск – 2008 г.

Oглавление


Oглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

Применение информационных технологий при формировании туристического продукта. 4

Введение 4

Общая характеристика работы 5

Глава 1 6

Место и роль информационных технологий при формировании туристического продукта 6

Глава 2 9

Методология и методика исследования 9

Глава 3 10

Основные тенденции развития информационных технологий в индустрии туризма 10

Заключение 12

Библиографический список 14

Приложение 1 16

Предметный указатель к реферату 17

Интернет ресурсы в предметной области магистранта 18

Действующий сайт в интернете 20

Граф научных интересов 21

Список литературы 22




Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии.

ГСР – глобальные системы резервирования.

ФТП – формирование туристического продукта.

FIT – «гибкий индивидуальный тур» (Flexible Itinerary Tour)

Применение информационных технологий при формировании туристического продукта.

Введение


Современные информационные технологии активно внедряются в сферу туристического бизнеса, их применение становится неотъемлемым условием успешной работы. Известное изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» особенно актуально для сферы туристического бизнеса, так как именно оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность управленческих решений в этой области.

Развитие современных информационных технологий предоставляет туристическим фирмам новые возможности для ведения бизнеса. Поскольку туристический продукт не может быть выставлен и рассмотрен в пункте продажи, как потребительские или производственные товары, то его реализация на рынке практически полностью зависит от изображения, описания, средств коммуникации и передачи информации. Единственным оповестителем о наличии и качестве продукта является информация. Именно информационные потоки, а не товары обеспечивают связи между производителями туристических услуг. Так, услуги не пересылаются турагентам, которые в свою очередь не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется только информация о наличии, стоимости и качестве этих услуг.

Таким образом, туризм, как международный, так и внутренний, - это сфера растущего применения информационных технологий.

Информационные технологии в туризме представляют собой взаимосвязь компьютерных и коммуникационных технологий, обусловленную тем, что отдельные компоненты туристической отрасли тесно контактируют друг с другом, несмотря на их территориальную удаленность.

При написании реферата не преследовалась цель по разъяснению особенностей всех существующих средств передачи данных и программного обеспечения или указания некоего универсального решения, но была сделана попытка показать, на какие вопросы следует обратить внимание при формировании туристического продукта, и в зависимости от ответа – какое программное и компьютерное обеспечение выбрать.

Общая характеристика работы


Цель:

Разработка предложений для менеджмента туристических организаций по выбору информационных технологий при формировании туристического продукта.



Задачи:

  1. Изучение роли информационных технологий при формировании туристического продукта;

  2. Изучение и сравнительный анализ международных информационных систем;

  3. Изучение основных проблем в применение различных информационных технологий в индустрии путешествий;

  4. Изучение влияния основных тенденций развития туризма на деятельность субъектов туристического бизнеса и их информационные системы.

Объект исследования:

Особенности процесса формирования туристического продукта туроператорами в Республике Беларусь.



Предмет исследования:

Применение информационных технологий при формировании туристического продукта с целью повышения конкурентоспособности фирмы.



Положение, выносимое на защиту:

В современных условиях повышения конкуренции на туристическом рынке, информационные технологии должны применяться с учетом стратегического подхода к формированию туристического продукта, который характеризуется большей гибкостью и привлекательностью для потребителей.



Структура и объем реферата.

Реферат состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 15 источников. Объем реферата 19 страниц.




Глава 1

Место и роль информационных технологий при формировании туристического продукта


Для того чтобы удовлетворить любой побудительный мотив туризма – желание отдохнуть, познакомиться с новой для себя культурой, желание испытать себя в экстремальных условиях и так далее – человеку в общем случае требуется целый комплекс услуг и товаров, называемых туристическим продуктом. Такого рода продукция, состоящая из услуг и товаров, производимая совершенно разными производителями, формируется туроператором. [1, 2]

Формирование тура включает в себя составление программы тура и формирование комплекса туристических услуг (не менее двух), необходимых для совершения путешествия в соответствии с программой тура. К формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь.

Комплекс туристических услуг составляют услуги, которые оказывает туроператор лично и (или) права на которые туроператор приобретает на основе договоров с третьими лицами.

В программу тура включаются:



  1. маршрут тура, дата и время начала и окончания тура;

  2. порядок встречи и проводов, сопровождения туриста;

  3. характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, сроки стыковок (совмещений) рейсов, иная обязательная информация, предусмотренная законодательством о транспортной деятельности;

  4. характеристика объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания;

  5. порядок обеспечения питания туриста во время осуществления

  6. тура;

  7. перечень и характеристика иных оказываемых туристических

  8. услуг.[3]

Изучение современных информационных технологий и возможностей их использования в туризме весьма актуально для специалистов занятых в данной сфере экономики. [4]

Глобальные системы резервирования представляют собой широко распространенные во многих странах специальные информационные системы, подключение к которым позволяет туристическим компаниям автоматизировать такие функции, как бронирование средств размещения, авиаперелет, автомобилей, железнодорожных перевозчиков, паромов и т.д.

В настоящее время насчитываются десятки систем резервирования, однако только 4 из них принято относить к глобальным системам резервирования:


  • Amadeus;

  • Galileo;

  • Worldspan;

  • Sabre.

Перечисленные системы получили широкое распространение во всем мире, к ним подключено около 500 тысяч терминалов по всему миру. [5]

Интернет ознаменовал собой новое средство коммуникации. Оно доступно и открыто всем. С его появлением грани между глобальными и внутренними системами бронирования практически стерлись. Принципиальными становятся другие факторы:



  • Скорость получения подтверждения.

  • Форма оплаты или гарантии брони.

  • Количество доступного ресурса.

  • Качество и разнообразие ресурсов.

  • Наличие или отсутствие поддержки пользователей и клиентов.

  • Стоимость эксплуатации.

Эти факторы становятся первичными при выборе той или иной системы и определяют ее успех на рынке. В идеале, конечно, любое агентство, как и любой клиент, хочет иметь весь набор необходимых сервисов на максимально выгодных условиях в одном системе. На практике такое встречается крайне редко, если не сказать, никогда. Поэтому, выбирая систему, необходимо четко понимать, для чего она вам нужна и что она позволяет сделать.

Какую систему выбрать, если нужны авиабилеты?

«Амадеус», «Галилео», «Сирена» и «Габриэль». Еще есть «Волдспан», но они ушли из Белоруссии; «Сэйбр», но они только пришли, став вместо «Габриель» системой бронирования для национального перевозчика и пока незаметны на рынке бронирования и выписки авиабилетов. Выбирать прямое подключение к системам следует, если вы намерены построить серьезный билетный бизнес и понимаете, как он устроен. Если же ваша задача - обеспечить своих клиентов авиабилетами, знать расписание авиарейсов, информацию о наличии мест, то, возможно, оптимальным решением для вас станут такие системы, как www.pososhok.ru, www.poezdka.ru - построены на основе «Галилео», www.e-tickets.ru и www.jenico.ru– на основе «Амадеус». Прекрасные проекты www.matisse.ru и www.avantix.ru сделаны с использованием сложного программирования. Они представляют собой яркий пример интерфейсов, созданных с использованием нескольких систем. И еще одно преимущество последних шести проектов – они обеспечивают не только бронирование авиабилетов, но и их выписку. [6, 7, 8, 9,10]



Какую систему выбрать, если нужны отели?

Отели вы можете забронировать в любой из упомянутых в разделе «Авиабилеты» систем. Однако сложность заключается в том, что, бронируя отели в глобальных информационных системах, вы, с одной стороны, должны гарантировать бронь кредитной картой, а с другой - размер комиссионного вознаграждения агентству в этих системах стремится к нулю и отсутствует визовая поддержка. Еще одним обстоятельством, стимулирующим разнообразие систем по бронированию отелей, является многообразие отельной базы и специфика бизнеса по бронированию отелей. В силу этих обстоятельств можно выделить несколько групп проектов, отличающихся от других по определенному признаку. [11, 12,13]

Глобальные. Если вам нужны отели не только в России, но и за рубежом, то обратите внимание на проекты www.horse21.ru, www.hros.ru, www.hotels.su, очень схожие по концепции, ресурсам и сервису. Они весьма достойные аналоги международных интернет-систем бронирования. Их преимущество в наличии российского офиса и, как следствие, в русскоязычной поддержке своих клиентов и умении решать некоторые специфические российские проблемы. Минус – необходимость гарантировать бронь кредитной картой, низкий уровень агентского вознаграждения. Тем не менее эти системы могут быть интересны тем, кто занимается online бизнесом, так как дают готовое и красиво упакованное решение.

Системы для турагентств. Наверное, в недалеком будущем каждый уважающий себя оператор будет предлагать собственную систему бронирования (приложение 1). Очевидный минус этого – сужение спектра предложения. Очевидный плюс – специализация. Поэтому потребитель (агент) будет выбирать систему в соответствии со своими задачами и предпочтениями. И, скорее всего, каждое агентство будет подключено к нескольким системам туроператоров и к одной-двум глобальным системам. Думается, что именно такой подход позволит агентству быть на плаву и удовлетворять нужды своих клиентов. [14]


Глава 2

Методология и методика исследования


Для сбора информации были использованы следующие методы:

  • общенаучные:

  • содержательно – аналитические;

  • формально – статистические.

  • метод опроса;

  • документальный метод.

Из содержательно – аналитических методов преимущественно использовались анализ и синтез. Они были необходимы при работе с литературными источниками.

Такой формально – статистический метод как статистическое описание применялся при анализе данных многолетних научных наблюдений за динамикой различных процессов в области туризма. А методы математической статистики доминировали при количественном анализе и графическом выражении полученных данных.

Опрос мы использовали в нашем исследовании для выяснения субъективного мнения руководителей туристических фирм. Он был выборочным, проводился однократно и по характеру взаимодействия исследователя и респондента проходил в очной форме (интервью).

Документальный метод являлся преобладающим при анализе состояния изучаемого вопроса.


Глава 3

Основные тенденции развития информационных технологий в индустрии туризма


Индустрия туризма располагает одним из наиболее высоких уровней компьютерной оснащенности в деловом мире. Частично это вытекает из природы информации, которая используется в индустрии путешествий. Во-первых, эта информация очень чувствительно ко времени, поскольку очень часто меняются различные даты - события, расписания и т.п. Во-вторых, информация о туристских продуктах должна быть своевременно доступна из различных точек земного шара. В-третьих, туристский продукт состоит из большого количества составляющих – транспорт, проживание, развлечение – которые также требуют быстрой доставки информации для координирования их удовлетворительной поставки.

Крупнейшими и наиболее важными информационными системами в туризме являются компьютерные системы резервирования. Они обеспечивают доступ к информации по планированию путешествий и резервированию для большинства секторов индустрии, включая проживание, питание, круизы, транспорт, обмен валют и развлечения.

Существуют определенные проблемы на пути адаптации к подобным информационным системам, такие как сопротивление новым технологиям, высокие затраты на внедрение, кажущаяся ненужность, нехватка в подготовленном персонале и др. При переходе систем из университетских лабораторий в практический мир возникают проблемы технологий и поиска потенциальных пользователей.

Распространение информационных технологий в туризме будет зависеть от ряда дополнительных социокультурных, экономических и политических факторов. Сами по себе информационные технологии не могут создавать «новые комбинации» туристических услуг. Только соединение технологий с рядом социальных, институциональных, социополитических и культурных факторов приведет к созданию новых комбинаций товаром и услуг, методов, рынков. Воздействие туризма на принимающие страны, растущее давление на окружающею среду, изменение отпускного времени, технологическая конкуренция, глобализация и другие факторы влияют на изменение характера продуктов туризма от жестко-спакетированного в характер, основанный на гибкости сегментации и диагональной интеграции.

Главные преимущества прямой продажи туристских услуг для потребителей – это гибкость во времени, независимость от предпочтений турагента и возможность сравнения предлагаемых услуг по цене и качеству. Для поставщиков привлекательность прямой продажи услуг, миную турагентов и туроператоров, заключается в снижении операционных расходов, связанных со сбытом туристского продукта. [15]

Туроператоры предоставляют туристские продукты, которые состоят из нескольких видов услуг: проживание, питание, транспорт. Все это потребитель может приобрести непосредственно у поставщиков услуг – авиакомпаний, гостиницы, фирмы по прокату автомашин. Основная ценность, которую туроператор традиционно добавляет к этим отдельным услугам, складывается из следующих компонентов:



  • комбинация нескольких услуг в единый туристический пакет;

  • обеспечение доступа к информации;

  • обеспечение резервирования, оплаты и оформление необходимых документов;

  • предложение наилучших цен, благодаря оптовым закупкам;

  • обеспечение определенных гарантий в случае конфликта с поставщиками услуг.



Заключение


Большинство турпродуктов потенциально могут быть заменены более гибкой схемой услуг, при которой потребитель начинает индивидуально комбинировать различные компоненты путешествия. Такие модульные продукты отдых известны как FIT – продукты, где FIT означает «гибкий индивидуальный тур» (Flexible Itinerary Tour). Модульная структура турпродукта требует больших перемен внутри фирмы туроператора, а не просто отказа от создания пакетов. Туроператоры должны стать не производящей компанией, а маркетинговой. Поскольку компоненты FIT – продукта сами по себе не так уникальны, наиболее важным является умелое продвижение их на рынок.

В отличие от покупки определенного туристического пакета, резервирование FIT – продукта требует от информационной системы создания множества отдельных позиций по каждому сегменту турпродукта. Для выполнения этих требований процесс резервирования должен состоять из двух шагов:

продажа и подтверждение действительности каждой отдельной услуги;

подтверждение действительности всего комплекса услуг.

Информационная система должна хранить данные поставщиков по каждой приобретаемой услуге. Цены продаж и цены поставщиков должны считаться системой автоматически на основании различных установочных правил. В случае, если конкретная услуга не доступна через туроператора и его информационную систему, потребитель должен иметь возможность использовать другие методы покупки, т.е. требуется on-line связь непосредственно с внутренней системой поставщика услуг или с компьютерной системой резервирования.

Таким образом, предлагается новый стратегический подход к формированию туристического продукта, который характеризуется гибкостью и привлекательностью для потребителей.

С учетом вышесказанного могут быть представлены некоторые рекомендации туристическим компаниям, необходимые для описания перспектив применения информационных технологий при формировании туристического продукта и их ценность для сферы путешествий. К ним относятся следующие предложения:

Необходимо следить за технологическим, социальным, организационным и юридическим развитием информационных технологий в туризме в целом, и при формировании туристического продукта в частности.

Для того чтобы этого достичь, нужно обеспечить доступ к электронной сети.

Дальнейшим шагом может стать создание туристического приложения – прототипа, и его тестирование на потребителях. Подобные приложения можно сделать самостоятельно или заключить контакт с профессионалами.

Небольшие туристические фирма могут воспользоваться предложенными средствами для продвижения своих услуг на рынке, объединившись с целью создания своих туристических приложений.

Библиографический список


. Веткин, В.А. Технология создания туристического продукта/ В.А. Веткин. – М.: Гросс Медиа: РОС БУХ, 2008. – 200с.

2. Роднин, Л.А. Интернет – технологии в туризме: учебник/ Л.А. Роднин. – М.: Советский спорт, 2006. – 338с.

3. О туризме: Закон Респ. Беларусь от 25 ноября 1999г. № 95, 2/10: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 января 2007 г. – Минск: Юрист, 2005. – 56

4. Сосновский, О.А. Информационные технологии в туризме/ О.А. Сосновский, А.А. Федорович. – Минск: БГЭУ, 2008. - 95с.

5.Сухов, Р.И. Организация работы туристского агентства / Р.И. Сухов. – изд. 2-е. – М.: ИКЦ «МартТ», 2006. – 106с.

6. Глобальные системы бронирования [Электронный ресурс] / Бронирование авиабилетов. – Минск, 2005. Режим доступа: www.amadeus.ru. - Дата доступа: 03.12.2008

7. Комплексный многопрофильный транспортно – туристический сервис [Электронный ресурс] / Заказ круизов. – Минск, 2003. Режим доступа: www.galileo.ru - Дата доступа: 03.12.2008

8. Информационные услуги и системы для ГА [Электронный ресурс] / Бронирование отелей. – Минск, 2000. Режим доступа: http://www.sirena2000.ru. - Дата доступа: 03.12.2008

9. Системы бронирования [Электронный ресурс]/ Бронирование авиабилетов. – Режим доступа: www.worldspan.com. - Дата доступа: 03.12.2008

10. Глобальные системы резервирования [Электронный ресурс]/ Бронирование отелей. – Режим доступа: www.sabre.com. - Дата доступа: 03.12.2008

1. Морозов, М.А. Информационные технологии в социально - культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учеб. для студе. высш. учеб. заведений / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – Академия, 2005. – 240с.

2. Чудновский, Д.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие для вузов / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – Москва: Кнорус, 2006. – 104 с.

3. Гуляев, В.Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб. Пособие/ В.Г. Гуляев. – Москва: ПРИОР, 1998. – 144с.

4. Техника и технологии в туризме [Электронный ресурс]/ Статистика туризма. – Режим доступа: http://www.turbooks.ru/stati/tekhnika-tekhnologija-v-turizme. - Дата доступа: 15.11.2008

5. Широкова, Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма : автореф. дис. канд. экон. наук : 08.00.10 ; 08.00.05 / Г.В. Широкова; С. – Петербург. гос. ун-т. – СПб., 1998. – 26 с.

Приложение 1


Рис. 1. Сайт туроператора «Teztour»


Предметный указатель к реферату



Б

Бронирование 14

г

глобальные системы резервирования 3, 7



глобальным системам резервирования 7

и

интернет 7



п

программой тура 6

программы тура 6

с

система



систему 7

т

турагенств 8



туризм 4

Т

Туризм 19



т

туризме 4, 7, 10, 12, 14

Т

Туристический бизнес 18



т

туристических услуг 4, 6, 10

туроператор 6, 11, 19

туроператора 12

туроператором 6

ф

формирование тура 6



формирование туристического продукта 3



Интернет ресурсы в предметной области магистранта


1. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 04.12.2008.

Основу информационного содержания Национального правового Интернет - портала составляет правовая информация (тексты правовых актов Республики Беларусь). На данном портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации. На портале: правовых актов – 33034, проектов законов – 44. Включено в Национальный реестр правовых актов: всего - 87838 на 16.12.2008 - 52

2. SpringerLink [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://springerlink.com/home/main.mpx. - Дата доступа: 05.12.2008

Это одна из ведущих мировых интерактивных баз данных для высококачественных STM журналы, книжная серия, книги, справочные материалы и интерактивной коллекцией архивов. SpringerLink является эффективной центральной точкой доступа для исследователей и ученых.

3. Сайт высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vak.org.by . – Дата доступа: 25.11.2008

Основу структуры сайта составляют следующие разделы:

В разделе Нормативные документы размещается основное содержание сайта.

В разделе Каталог файлов собраны и доступны для скачивания файлы нормативных документов с приложениями, шаблоны регистрационных документов.

В разделе Паспорта, программы представлены краткие паспорта специальностей и программы-минимум кандидатских экзаменов по специальностям.

4. Туристический бизнес: информация, статьи, обзоры [Электронный ресурс] / Туроперейтинг. – Минск, 2003. – Режим доступа: http://www.turbooks.ru/stati/tekhnika-tekhnologija-v-turizme/149-sistemy-i-interfejjsy-bronirovanija-ili.html. - Дата доступа: 13.11.2008.

Это интернет-проект, направленный на сбор и предоставление учебных, академических и методико-практических материалов посредством сети Интернет студентам. Библиотека проекта включает книги по туризму, экономике, а также статье, посвященные изучаемому вопросу.

5. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / http://www.mst.by

Данный интернет – портал подразделяется на 4 основных блока. В структуре блока, посвященному туризму в Республике Беларусь можно выделить следующие разделы:


  • Санаторно-курортная деятельность

  • Нормативно-правовая база

  • Что такое ваучер?

  • Порядок лицензирования

  • Сайты туристических фирм

  • Туристические фирмы

  • Туристические общественные объединения

  • Календарь выставок

  • Национальное агентство по туризму

  • Национальный туроператор "Белинтурист"

6. Официальный интернет – портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / История и культура. – Минск, 1998. – Режим доступа: http://president.gov.by . – Дата доступа: 13.11.2008

Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь – государственный информационный ресурс, обеспечивающий освещение в глобальной компьютерной сети Интернет деятельности Главы белорусского государства и Администрации Президента Республики Беларусь, а также предоставляющий информацию о Республике Беларусь в целом. В структуре портала необходимо отметить раздел «Республика Беларусь», в котором публикуются материалы о государственном устройстве, территории и населении, истории, науке и культуре Беларуси.

7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Статистическая информация. – Минск, 2000. – Режим доступа: http://belstat.gov.by . – Дата доступа: 16.11.2008

Представлены материалы, отражающие основную статистическую информацию, характеризующую динамику развития туристического комплекса в Республике Беларусь.

8.Национальное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Туризм в Беларуси. – Минск, 2001. – Режим доступа: http://www.belarustourism.by/belarus. - Дата доступа: 17.11.2008

9. РНТБ [Электронный ресурс] / Электронный библиографический каталог. – Минск, 2003. – Режим доступа: http://rntbcat.org.by. – Дата доступа: 19. 11. 2008


Действующий сайт в интернете



http://www.speranzella.narod.ru



Граф научных интересов


магистрантки Сперанской Н.В.факультета международных отношений

Специальность «Управление в социальных и экономических системах»



Смежные специальности



08.00.05 –

экономика и управление народным хозяйством

  1. Экономика предприятий, отраслей, регионов народного хозяйства.

  2. Развитие инфраструктуры социально-экономических систем народного хозяйства.



25.00.23 –

физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

  1. Закономерности и факторы пространственной дифференциации и интеграции природных и антропогенных комплексов разного ранга, их типология, классификация и районирование.




Основная специальность



25.00.24 – экономическая, социальная и политическая география

  1. География хозяйства и его отраслей.

  2. Региональная экономическая, политическая и социальная география.

  3. Экономико-географическое ресурсоведение, исследование территориальных сочетаний природных ресурсов и анализ ресурсной основы формирования и функционирования территориальных хозяйственных и других социально-экономических систем.

  4. Географические основы различных видов деятельности по территориальной организации хозяйства и населения.




Сопутствующие специальности


08.00.01 –

экономическая теория

  1. Экономические отношения.

  2. Социально-экономическое развитие.






22.00.03 –

экономическая социология

1. Социальные основы экономических процессов.

2. Социальные регуляторы экономических отношений.






Список литературы


  1. Новиков Ф.А. Microsoft Office XP в целом: Наиболее полн.рук.в подлиннике / Ф.А.Новиков, А.Д. Яценко. – Санкт-Петербур: BHV-Петербург, 2002. – 928 с.

  2. Стоцкий, Ю. С. Office XP: Самоучитель / Ю.С. Стоцкий. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 570 с.

  3. Чекотовский, Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000 / Э.В.Чекотовский. – Москва: Диалектика, 2002. – 464 с.

  4. Ботт, Э. Использование Microsoft Office XP. Специальное издание: Пер.с англ. / Э.Ботт, В.Леонард. – Москва: Изд.дом "Вильямс", 2002. – 912с.

  5. Анисимова, Ж.М. Создание баз данных в СУБД MS ACCESS 2000: Учеб.-метод. пособие/ Междунар. гуманитар.-экон. ин-т; сост.: Ж.М. Анисимова, Н.Н. Дорожкина. – Минск: МГЭИ, 2004. – 86 с.

  6. Лабоцкий, В.В. Работа в СУБД Microsoft Access 2000: новые технологии организации, хранения, обработки и анализа данных: Учеб.-метод. пособие / В.В.Лабоцкий, В.Д.Узунов. – Минск: БГЭУ, 2002. – 83с.

  7. Глушаков, С.В. Работа в сети Internet: Учеб. курс / С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько, И.В. Мельников. – Харьков: Фолио, 2002. – 346 с.