Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одним из пр - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заключение по проверке Ревизионной комиссией Тасеевского района 1 75.55kb.
Спектр образовательных услуг, направленный на развитие потенциальных... 1 92.13kb.
Формированию у подростков активной жизненной позиции, гражданственности... 1 114.05kb.
Программа коррекционной работы 1 298.12kb.
Тематический план занятий с первоклассниками 1 85.53kb.
Создание условий для личностно-ориентированного развития обучающихся... 1 94.37kb.
Проект Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики... 1 123.5kb.
Технологии обучения и воспитания детей 5 701.36kb.
План методической работы по дошкольному образованию Волчихинского... 1 193.82kb.
Программа формирования 1 113.43kb.
Разработанные фгт предъявляют требования к программе образования... 1 117.85kb.
2010 г. Генеральная доктрина стратегического развития мирового сообщества... 1 92.68kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация - страница №1/1

Рекомендации педагогам и родителям

«Одарённый ребёнок»


  1. Как учить и воспитывать одарённого ребёнка

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетов в сфере образования Кинельского округа. В рамках этой работы решаются следующие задачи:



  • выявление, поддержка и социализация одаренных детей;

  • создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей Кинельского округа.

Обозначенные задачи решаются через следующие формы работы:

  1. Проведение массовых мероприятий научной, практической, творческой деятельности учащихся:

  • окружные предметные олимпиады школьников;

  • научные конференции;

  • окружные фестивали, конкурсы, соревнования различных направленностей;

  • участие учащихся округа в областных, Всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

  1. Организация научных обществ учащихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;

  2. Организация дистанционных форм обучения.

Распространёнными формами работы с одарёнными детьми, как в урочное, так и во внеурочное время, являются предметная олимпиада и научно-практическая конференция школьников, которые проводятся ежегодно и охватывают широкий круг основных общеобразовательных предметов. Они не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение предмета, стремление к инновационной деятельности педагогов и учащихся, направлены на развитие основных компетенций. Одной из задач организации данных мероприятий является формирование эффективной работы с одарёнными детьми, создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых школьников.

Задача образовательного учреждения, в первую очередь, наладить информирование детей о возможности участвовать в олимпиадах и научных конференциях.


После выявления самых «звездных» школьников продолжать работать с ними следует индивидуально, в том числе дистанционно. Для этого нужна типовая программа подготовки и примерный план, график или поурочное планирование факультативов в школе, а также сотрудничество с центрами дополнительного образования.

  1. Одарённые дети и учебная деятельность

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

  • Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

  • Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

  • Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.




  1. Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

Быть доброжелательным и чутким;

Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

Обладать чувством юмора;

Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;

Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

Стимулировать когнитивные способности учащихся.




  1. Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Изучить индивидуальные способности и особенности поведения одарённого ребёнка.

Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся, ведь активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

Предлагать учащимся оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы, они очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью.

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Экспериментируйте на уроке. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит он думает, а если он думает, значит учитель достиг желаемого результата.


  • На каждом уроке задействовать интеллектуальный и творческий потенциал одаренного ребенка

  • Развитие инициативы ребенка через организацию ярмарки ученических идей (а не только организация мероприятий по инициативе самого учителя)

  • Создание ситуаций проявления творческого потенциала одаренной личности на уроках и вне уроков

  • Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнера, помощника.

  • Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

  • Использование данных полученных в ходе мониторинга творческого развития для более полного раскрытия одаренности ребенка

  • Направление познавательной активности ребенка на формирование устойчивых моральных качеств.

  • Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

 

  1. Советы родителям одарённых детей

Быть родителями - сложное задание и большая ответственность. А если человек является родителем одаренного ребенка, то воспитание ребенка становится еще более сложным заданием.

1. Распознание одаренности. Многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях.

2. Попросить о помощи. Этот совет может быть полезен для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одаренные дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребенка протестировали профессионалы. Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам, или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.

3. Безоговорочная любовь. Одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания, что вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.

4. Знание реальности. Ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

5. Разнообразие обучающих опытов. Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Предлагайте им разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребенка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги и диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.

6. Отсутствие перегрузок. Наряду с разнообразием различных образовательных опытов, необходимо помнить, что нагрузка на ребёнка должна быть умеренной. Записав своего ребенка на различные курсы и дополнительные занятия, вы рассматриваете его уже как взрослого с таким количеством обязанностей. Помните, что ваш ребенок, еще просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться небольшой игрой и детским отдыхом.


Белова В.В., методист «Кинельского Ресурсного центра»

61706