Создание условий для развития самостоятельной деятельности дошкольников в ходе реализации образовательной области «Художественное тв - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей... 1 78.89kb.
3 Система условий реализации основной образовательной программы 6 1140.19kb.
«Создание условий для внедрения фгос и реализации опоп» 1 146.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1741.77kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 11 2643.75kb.
«Агрошкола как социокультурный центр на селе» 1 98.98kb.
Создание условий для функционирования и развития школы Раздел 2 6 1733.89kb.
Основы таможенного дела Статья 1 10 3047.2kb.
План реализации стратегии развития воспитательной системы школы в... 2 603.51kb.
Управлние социальным развитием 1 54.58kb.
«Воспитание экологической культуры младших школьников.» 1 57.13kb.
Проектная деятельность по музыкальному воспитанию для детей старшего... 1 54.75kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Создание условий для развития самостоятельной деятельности дошкольников в ходе реализации - страница №1/1

Создание условий для развития самостоятельной деятельности дошкольников в ходе реализации образовательной области «Художественное творчество»
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Формирование активной, самостоятельной, творческой личности решается уже в процессе работы с дошкольниками.

Это отражается в федеральных государственных требованиях, принятых приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655.

Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний.

В соответствии с ФГТ В образовательном процессе включено два основных составляющих блока:


  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Исходя из новых норм СаН ПиН – время для самостоятельной деятельности детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Самостоятельная деятельность – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом дети, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Стремление к самостоятельности возникает и развивается от уровня овладения ребенком навыков и умений.

В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.

Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
В нашем ДОУ самостоятельная деятельность проходит через все образовательные области.

Рассмотрим созданные на группах условия, способствующие развитию самостоятельной деятельности на примере образовательной области выделенной в ФГТ, как «Художественное творчество».

Образовательная область «Художественное творчество», направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

2. Развитие детского творчества;

3. Приобщение к изобразительному искусству.


Раскроем решение каждой задачи через самостоятельную деятельность детей, в разный период времени.

В первом примере самостоятельная деятельность детей проходила во второй половине дня, после сна. В старшей группе реализовался проект «Новогодняя игрушка». В ходе реализации данного проекта для самостоятельной деятельности детей педагогами была предложена следующая ситуация.

Во время тихого часа воспитатели поставили посреди группы ёлку, повесили небольшое количество самодельных игрушек, разложили журналы (из которых можно создать ёлочную игрушку), материал для изготовления игрушек (клей, кисти, ножницы, вата, прищепки, карандаши и т.д.). Тем самым педагог ненавязчиво предложил детям право выбора средств для выражения своих замыслов.

Восп-ль говорит детям: «Ребята, скоро Новый год, у нас в группе появилась ёлочка, но на ней так мало игрушек, украшений. Вот если бы вы сделали игрушки, то мы могли бы, украсить ими ёлочку и получилась у нас настоящая новогодняя красавица».

Дети заинтересовываются, рассматривают предложенный материал, придумывают игрушку и в ходе самостоятельной работы реализуют задуманное.

Так через самостоятельную деятельность реализуется одна из задач ФГТ – развитие продуктивной деятельности детей.


Следующую задачу – развитие детского творчества рассмотрим на примере средней группы. Самостоятельная деятельность детей проходит в утреннее время.

Для этого педагог создал следующие условия:

- группа украшена шарами;

- фотографиями одного ребенка;

- разложены материалы художественной деятельности (бумага, краски, кисти, карандаши, клей, иллюстрации, наклейки, открытки, природный и бросовый материал, пластилин, глина и другое).

Педагог сам выполняет поделку. Дети приходят в группу, обращают внимание на изменение в ней, интересуются, высказывают предположения. Воспитатель объясняет, что сегодня Маше день рождения, и она готовит Маше подарок. Маше будет приятно получить подарки и от воспитателя и от детей группы. Кто хочет, может тоже сделать подарок, поздравить Машу.

Дети, присоединяются, выбирают материал, для реализации своих замыслов. Воспитатель поощряет детское экспериментирование в построении композиции, работе с цветом.

Последняя третья задача – это приобщение к изобразительному искусству.

В подготовительной группе, дети, совместно с родителями изготовили рамки для своих работ. Повесили их в раздевальной комнате.

Воспитатель совместно с детьми просматривает журналы с картинами известных художников, с помощью компьютера совершают виртуальную экскурсию в художественные музеи, галереи, обращает внимание детей на работы художников и обрамление их картин (рамки). Затем обращает внимание на то, что рамки в раздевалке висят пустые, предлагает по желанию детей заполнить их.

Некоторые дети принимают предложение, выбирают материал для рисования, способы и приемы, жанр изображения, готовую работу помещают в рамку. Меняют работы по мере поступления новых.

Для решения перечисленных задач в группах имеются центры художественного творчества, которые оснащены всем необходимым материалом.

Организация пространства в групповой комнате для хранения пособий для художественного творчества зависит от вида деятельности, которую выбирают дети в соответствии со своими интересами. Например, в центре науки хранятся камни, ракушки, перья, нитки, крупа и т.д., ребенок может взять их и использовать в своем творчестве. Или в центре литературы находятся книги, изображения литературных героев, предметов окружающего пространства, карандаши, бумага (для книгоиздания) и другое. Ребенок может в этом центре взять карандаши, лист бумаги, изображение героя сказок, например Незнайки, и нарисовать его, пойти в центр художественной деятельности, вырезать и доклеить травку.

Важно учитывать также и возрастные особенности детей. Это находит отражение в оформлении центров и в отборе художественных материалов и пособий. ( Если в группе раннего возраста используемый художественный материал будет разнообразный, но крупный по своим размерам, то в подготовительной группе разного размера, большего насыщения, присутствуют технологические карты, множество схем.

Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.),настолько-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями, технические средства, например магнитофон, DVD,компьютер. Это позволяет ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств, совершать заочные экскурсии в разнообразные художественные музеи, посещать выставки художественного творчества.

Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок, использование в работе программы «Tux Paint» не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске, мониторе.

Хорошо оборудованный центр художественного творчества, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.

Каковы же эти условия?

Прежде всего, это совместная деятельность Если ребенок в совместной деятельности со взрослым овладеет умением выполнять задание без помощи педагога, то в самостоятельной деятельности он сможет действовать также - самостоятельно применять для решения поставленной цели полученные знания, умения и навыки.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке.

Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.

И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома. Методические приемы, которые применяются в совместной деятельности ребенка и взрослого многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям, но и активность ребенка, овладевающего соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок.

Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности: одни по собственной инициативе выбирают необходимый материал (карандаш, краски, глину), другие действуют, подражая взрослому или своим товарищам.

Если в совместной деятельности воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественного творчества, то в самостоятельной деятельности ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла.



В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.