Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мотивировать родителей на оказание поддержки учащимся в профессиональном... 1 93.17kb.
Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального... 30 4965.35kb.
Заключение по проверке Ревизионной комиссией Тасеевского района 1 75.55kb.
Формированию у подростков активной жизненной позиции, гражданственности... 1 114.05kb.
Программа деятельности волонтерской команды «Прометей» моу «Цивильская... 1 122.22kb.
Управлние социальным развитием 1 54.58kb.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей... 1 78.89kb.
Целью психологической службы является подготовка учащихся к профильному... 1 39.04kb.
«Создание условий для внедрения фгос и реализации опоп» 1 146.49kb.
«Агрошкола как социокультурный центр на селе» 1 98.98kb.
Объектом концепции является создание на базе огоу нпо «пу №23» условий... 1 140.17kb.
Общие сведения о полиграфическом производстве 1 38.95kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА

«ЛУЧШИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ



РАБОТЫ В МБОУ «СОШ № 5»

г. Инта


2012 г.

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» - это система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Цель профессиональной ориентации обучающихся - формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;

  • организация социального партнёрства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

  • использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;

  • адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения; обогащение практического опыта  сопровождения социально-профессионального подростков;

  • проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

Принципы профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» (приложение № 1):

  • систематичность и преемственность;

  • дифференциация и индивидуализация;

  • взаимосвязь и взаимодействие.

Модель профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» (приложение № 2):

  • профессиональное информирование;

  • профессиональное воспитание;

  • профессиональное консультирование;

  • сопровождение профессионального самоопределения.

Основные направления реализации модели профессиональной ориентации обучающихся:

1. Применение средств профессиональной ориентации в учебном процессе с использованием:



  • профориентационного потенциала основных образовательных областей и учебных предметов;

  • ресурсов предпрофильной подготовки для повышения готовности к определению выбора направления продолжения образования по окончании основной школы;

  • содержания, форм и методов профориентационных курсов;

  • возможностей профильных курсов для повышения готовности к продолжению  образования на послешкольном этапе;

  • возможностей элективных курсов для проектирования старшеклассниками собственного содержания образования;

  • механизмов накопительного оценивания индивидуальных образовательных достижений;

  • профориентационно значимых элементов проектно-исследовательской работы, организованной в ходе изучения образовательных областей.

2. Применение средств профессиональной ориентации в контексте неформального и информального образования, предполагающее использование:

  • ресурсов школьной библиотеки для информационного сопровождения профессионального самоопределения;

  • консультационно-диагностических инструментов педагога-психолога;

  • профориентационного потенциала дополнительного образования, организованного внутри школы;

  • инструментов сопровождения проектирования обучающимся образовательно-профессионального маршрута со стороны классного руководителя;

  • компьютерно-опосредованных дистанционных информационно-справочных, консультационных, рекомендательных, образовательных технологий, с учетом позитивного потенциала самостоятельной сетевой активности обучающихся;

  • возможностей создания и развития профессиональных и детско-взрослых сообществ на базе современных средств компьютерно-опосредованной коммуникации;

  • профориентационных возможностей, которыми располагает привлеченная родительская общественность и выпускники прошлых лет;

  • интеграции и целевой концентрации всех профориентационных ресурсов в школьном кабинете профессиональной ориентации.

3. Реализация средств профессиональной ориентации при помощи механизмов социального партнёрства с:

  • предприятиями, организациями и фирмами;

  • ГКУ РК «ЦЗН города Инты»;

  • АНОО «Учебный центр «Знание»;

  • органами исполнительной власти, муниципальными управлениями и учреждениями культуры, спорта и молодежной политики;

  • учреждениями дополнительного образования;

  • учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

  • управлениями и учреждениями социальной защиты;

  • общественными объединениями; некоммерческими организациями;

  • военным комиссариатом РК по г. Инта, ОВД;

  • средствами массовой информации (СМИ), а также  интернет-порталами, ориентированными на молодежную аудиторию и педагогическую общественность.

С 2010 года в школе функционирует Центр по профориентационной работе с обучающимися. Он является организационно-методическим, информационным и консультационным ядром профориентационной работы в школе. Работу центра координирует Совет по профессиональной ориентации обучающихся.

Схема организации работы школьного Центра по профориентационной работе






  • сбор методической литературы по профориентации для педагогов школы;

  • сбор литературы по профориентации для обучающихся…

  • экскурсии на предприятия и в учебные заведения города;

  • классные часы и родительские собрания на тему профориентации…

  • забота о развитии и обучении детей;

  • содействие в выборе профессии, рода занятий и работы…

  • характеристика рынка труда; классификация профессий;

  • подготовка справочно-информационного материала…

  • классификация профессий; профессиограммы; профконсультирование с учетом возрастных особенностей обучающихся; изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;

  • психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии обучающимися…

  • антропометрические характеристики состояния здоровья обучающихся...






Система профориентационной работы МБОУ «СОШ №5» - это целостная структурированная и в тоже время динамическая система, включающая различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей.



Этапы и содержание профориентационной работы

1-4 классы (формирование представления о мире профессий):

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы (формирование профессиональной направленности):

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы (формирование профессионального самосознания):

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса):

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися МБОУ «СОШ № 5» осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города (приложение № 3). Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.

I и II этапы являются этапами первичного профессионального выбора. На I этапе учителями начальных классов на уроках литературного чтения и технологии в игровых ситуациях предоставляется возможность обучающимся «примерить на себя различные профессии». Учителя привлекают обучающихся 1-4 классов к научно-исследовательской деятельности. В 2012 году обучающийся 4а класса Карелин К. занял I место во Всероссийском конкурсе «Юный исследователь». В течение 2011-2012 учебного года классными руководителями 1-4 классов были проведены:


  • ролевые игры с профессиональными сюжетами «Школа», «Столовая», «Магазин», «Больничный городок», «На улицах города»;

  • классные часы с профессиональной направленностью «Все работы хороши – выбирай на вкус», «О профессиях разных, нужных и важных», «Путешествие по океану «Профессия»;

  • конкурс рисунков «Профессии наших родителей».

организованы:

  • экскурсии на Станцию юных натуралистов, в краеведческий музей, Центр национальных культур, детскую городскую библиотеку;

  • встречи с родителями-представителями различных профессий;

оформлено портфолио обучающихся.

Все материалы по профориентации, собранные в портфолио, сопровождают обучающихся до 11 класса.

На II этапе учителя 5-7 классов на уроках развивают интересы и способности обучающихся, привлекают их к коллективной творческой и научно-исследовательской деятельности, формируют потребности обучающихся в профессиональном самоопределении. Обучающиеся 6 класса проходят обучение в заочном физико-математическом лицее «Авангард» (г. Москва). В 2011/2012 учебном году обучающийся 6 класса Артеменко Е. занял III место во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Ботаника», обучающийся 5б класса Ефимов А. стал победителем I Всероссийского конкурса «Живая проза». Деятельность педагогов дополнительного образования также направлена на профориентацию обучающихся. Широкий спектр кружков, секций и студий дополнительного образования МБОУ «СОШ № 5» позволяет обучающимся выявить склонности и раскрыть свои способности в различных видах деятельности, повысить свою самооценку.

В течение 2011-2012 учебного года в 5-7 классах были проведены следующие мероприятия профориентационной направленности:

учителями:


  • предметные недели;

  • предметные олимпиады;

  • конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;

классными руководителями:

  • экскурсии на предприятия города (ВГСЧ, типография, хлебозавод);

  • встречи с родителями-представителями различных профессий;

  • тематические классные часы профессиональной направленности «Мир профессий»;

педагогом-психологом:

  • цикл бесед «Профессии, которые мы выбираем»;

  • тренинг личностного роста;

заведующим школьной библиотекой:

  • выставка книг «К будущей профессии через книгу»;

  • анкетирование «Что мы любим читать?» (изучение читательских интересов с целью оказания помощи обучающимся в выборе литературы по проофриентации).

На III этапе профориентационной работы происходит моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе или учреждениях профессионального образования. Все профориентационные мероприятия, проводимые на этом этапе, направлены на формирование умений обучающихся 8-9 классов адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Процесс самопознания обучающихся на этом этапе происходит в следующей последовательности. Вначале познание себя при помощи психологических методик (педагогом-психологом школы Гладун Е.Н. проводится диагностика «Карта интересов», «ДДО», «Профессиональная готовность») изучение познавательных интересов, определение профессиональных склонностей и способностей. Далее — формирование самооценки обучающихся в процессе тренингов личностного роста, а затем - последовательный переход к самонаблюдению, самоанализу в процессе решения практических задач во время прохождения курсов по выбору.

В школе организуются элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные. Ориентационный элективный курс «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», включенный в учебный план 9 класса, проводится для оказания помощи обучающимся в их профильном (профессиональном) и социальном самоопределении. Он позволяет помочь обучающимся выстроить проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Широкий спектр пробных элективных курсов («Избранные вопросы математики», «Навыки письменной речи», «Учимся учиться физике» «Химические опыты на столе», «Практическое право»), созданных в школе, позволяет учащимся утвердиться в сделанном ими выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности, или отказаться от него.

На III этапе классные руководители и учителя 8-9 классов знакомят обучающихся с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывают обучающимся помощь в выборе профиля обучения, проводят тематические классные часы и родительские собрания. В течение 2011/2012 учебного года классными руководителями 8-9 классов организованы:


  • встречи с выпускниками-студентами различных ВУЗов Михалевичем Станиславом (студентом 5 курса Кировской медицинской академии), Анисимовой Анфисой (студенткой 4 курса Сыктывкарского государственного университета), Баскаковым Андреем (студентом 4 курса Михайловской военной академии);

  • встречи с представителями ОВД (инспектором ОпДН Лапшиной О.А., Кожемяченко Т.И.), ЦГБ (врач Шилова С.В., фельдшер Мертешова Е.С.);

  • встречи с представителями Интинского филиала ФГОУ СПО «ВГЭК» Луковой Н.А. и Кондратович Г.И.

Летняя трудовая практика дает возможность обучающимся 8-9 классов оценить физический труд и проявить себя в качестве подсобного рабочего, дворника. При содействии социального педагога школы ежегодно трудоустраиваются 12-20 учащихся (приложение № 4).

На IV этапе профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у обучающихся проявляется устойчивый интерес и способности. В процессе обучения в профильном классе особое внимание учителя уделяют формированию у обучающихся общепредметных компетенций через организацию межпредметных связей. Обучающиеся занимаются проектной, научно-исследовательской деятельностью. В 2012 году обучающиеся 10 класса Шишкин Р. и Мишарина Е. стали лауреатами научно-исследовательской конференции «Циолковские чтения» в г. Киров, Шишкин Р. занял I место во Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура».

При проведении занятий по элективным учебным предметам преобладающими являются вузовские формы работы: лекции, практикумы, дискуссии, проектная деятельность. Для того чтобы оказать помощь обучающимся в выборе профессии, соответствующей их интересам, способностям, возможностям и ценностным установкам, в перечень элективных предметов в 10 и 11 классах был включен профориентационный элективный предмет «Планирование профессиональной карьеры».

Школьный психолог с обучающимися 10-11 классов проводит тренинги развития жизненных целей для содействия социальной адаптации обучающихся. Кроме того, в 2011/2012 учебном году в 10 - 11 классе проведены:



  • беседы психолога по темам «Планирование профессионального пути», «Эмоциональное отношение к выбору профессии»;

  • круглый стол с показом мультимедийных презентации «10 профессий будущего тысячелетия», «Выбор профессии», «Кем быть?»;

  • цикл диагностик по методикам «Эрудит», «Профиль», «Определение профсклонностей»;

  • психологическое консультирование по итогам диагностик.

При проведении профориентацинной работы МБОУ «СОШ № 5» тесно сотрудничает с ГКУ РК «ЦЗН города Инты». В рамках данного сотрудничества профконсультантом-психологом Сорокиной Натальей Викторовной с обучающимися 9-11 классов ежегодно проводятся диагностики и беседы профориентационной направленности с предоставлением государственной услуги по профориентации граждан (приложение № 5).

В целях реализации концепции непрерывности и преемственности образования наша школа в течение ряда лет осуществляет тесное сотрудничество с ВУЗами по следующим направлениям:



  • учебно-методическое:

  • деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентации,

  • личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями ВУЗов по обмену опытом;

  • научно-методическое: оказанием методической помощи педагогам школы преподавателями ВУЗов при разработке учебных программ по профильным предметам;

  • кадровое:

  • курсовая подготовку педагогов школы на базе ВУЗов;

  • профориентационное:

  • информирование о правилах приема и условиях обучения в ВУЗах; распространение в школе материалов о ВУЗах и рекламных вузовских буклетов;

  • демонстрацию фильмов о ВУЗах в школе;

  • выступление представителей профильных ВУЗов с лекциями о специальностях;

  • беседы с учителями, обучающимися и их родителями (законными представителями) о правилах приема в ВУЗ и условиях обучения в нем; предоставление услуг профдиагностики.

В рамках этого сотрудничества классными руководителями 10-11 классов в течение 2011/2012 учебного года организованы встречи с начальником центра по профориентационной работе Ухтинского государственного технического университета Омельчук Лилией Владимировной, деканом Сыктывкарского лесного института Муравьевой Мариной Юрьевной, заместителем директора по воспитательной работе Кировского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. На протяжении 2 лет учащиеся 11 класса Данилкина К. и Канева М. проходят очно-заочное обучение в ГОУ ДОД «Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва» г. Сыктывкар.

Вся система сотрудничества МБОУ «СОШ № 5» с учреждениями среднего и высшего профессионального образования в настоящее время выстроена так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности обучающихся, предоставить возможность получения образования по всем возможным направлениям – техническому, естественно-научному, социальному, экономическому, гуманитарному, в области информационных технологий, права. Это обеспечивает выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.



Директор Н.В. Яловая