Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами и окружающей - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экологическое сознание сознание на высоком уровне 1 146.47kb.
1. Общая характеристика взаимоотношений Человека и Природы, их эволюция... 13 4936.16kb.
Экология в современном мире 1 236.81kb.
Лекция №12 Тема: Круговороты веществ 1 102.45kb.
Учитель биологии высшей категории Мочалова М. А 1 74.22kb.
Для пользователя Windows наибольший интерес представляют "мощные"... 1 169.82kb.
О теологии доникейских отцов церкви относительно взаимоотношений... 1 154.04kb.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования... 1 30.72kb.
Урок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис» 1 102.22kb.
Ix чемпионат Дальневосточного федерального округа по армспорту 1 520.85kb.
Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей 21 3255.3kb.
Мы земляне – наш дом планета земля 1 80.3kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений - страница №1/1

ЭТАП III 2006-2007 учеб. год
Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами и окружающей природной средой, и представляла практический интерес для специалистов-биологов. В настояшее время экология превратилась в глобальную проблему, затрагивающую самые разнообразные аспекты взаимоотношения человека и окружающей среды. Поэтому , следует указать на возросший интерес ученых и общества к экологическим проблемам с позиции социологии и общества.

Массовая урбанизация, стремительный рост мегаполисов, их отчуждение от живой природы породило тягу людей к природе, желание ее сохранить. Появилось массовое течение, имеющее политический характер и способное заставить все общество прислушиться к проблемам экологического характера, от сохранения биоразнообразия до сохранения ландшафтов.

Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотошений, совместной эволюции природы и человеческого общества. Можно сказать, что на данном этапе, эволюции человечества как общества, происходит выроботка необходимого алгоритма деиствии, поступков и поведения человека и общества в целом с учетом неповторимой ценности окружающего мира. Происходит формирование концепции диалектической связи человека и природы.

Полем, на котором развертываются эти события – сознание человека. Многие авторы, разрабатывающие психологические аспекты экологического поведения, обычно используют термины “экологическая психология”, “экологическое сознание”, “психологическая экология” и “психология окружающей среды”.

В едином экологическом сознании выделяют определенную иерархию понятий и определений:

глобальное экологическое сознание, отражающее общие законы взаимодействия человечества, биосферы и неживой природы;

региональное, связанное с климатическими и геологическими условиями региона, где живет и работает человек;

локальное, под которым понимается экологическое сознание, направленное на условия проживания или деятельности, различающиеся по своей экологии, - мегаполисы, районы интенсивной урбанизации, технополисы и т. д.

Так, например, экологическое сознание жителей Москвы будет отличаться от сознания жителей Подмосковья [Медведев В.И., Алдашева А.А.].

Однако, отсутствие достоверных методик анализа и оценки экологического субъективного сознания привело нас к необходимости разработки универсального теста-анкеты, который бы одновременно с существующими профориентационными тестами позволил бы проанализировать в динамике по разным возрастным группам экологическое сознание на глобальном, региональном и локальном уровне сознания.
Анализ эколого-практической работы в средней школе на основе анкетирования учащихся
В последнее время во многих школах проводится работа по повышению экологической культуры учащихся. В частности в Москве, в рамках инновационной деятельности, работают городские экспериментальные площадки экологического образования. Разрабатываются программы экологического образования. Существуют школы с углубленным изучением экологии, биологии…

Однако, экологическая культура школьников и нас, в целом далека от совершенства. Вероятно, одной из причин сложной ситуации в области экологического образования является отсутствие достоверной системы критериев оценки экологической грамотности.

В настоящей работе была сделана попытка с помощью анкетирования, провести исследования уровня экологической грамотности учащихся. Анкетирование проводилось в младших, средних и старших подростковых возрастных группах.

Цель анкетирования выявить субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Поскольку основной целью экологического образования является формирование экологично грамотной личности, то на современном этапе такой личностью может быть личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Для такой личности свойственна психологическая включенность в мир природы, и она стремится быть экологически осторожной, стремиться к единству с миром природы, должна стараться воздействовать на других людей и быть экологически активной. Поэтому на сегодня, одной из главных задач экологического образования, является формирование адекватных экологических представлений, при этом, главным ориентиром должно быть формирование единства человека и природы. Но к сожалению, само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологического поведения личности, для этого необходимо и соответствующее отношение к природе. Поэтому главным ориентиром может служить формирование у личности субъективной модальности субъективного отношения к природе. И как неразрывное звено необходимо формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой. Главным ориентиром может служить организация такой деятельности, в процессе которой и происходит освоение непрагматических стратегий и технологий взаимодействия с природой. Но для решения этих вопросов требуется изменение критериев оценки эколого-психологического сознания учащихся.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристики субъективного отношения к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период. Именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального уровня. В целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъективно-непрагматической.

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. В этом возрасте уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников, разрушается субъективное восприятие природных объектов. У старших подростков преобладает практический компонент отношения, и в целом модальность субъективного отношения к природе в этом возрасте является объектно-прагматической.

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза и модальность субъективного отношения к природе является объективно-непрагматической.

.


I)Человек и экология (Локальный уровень экологического сознания)



1.) Человек – царь природы?
Варианты ответов (нужное обвести):
1)ДА 2)НЕТ 3)затрудняюсь ответить



11 класс



8 класс


2.) Отметьте наиболее перспективные пути решения экологических проблем?
А)Изменение экологического сознания населения

Б) Применение новейших технологий

В) Отказ от промышленного производства
Варианты ответов (нужное обвести):
1)А 2)Б 3)В 4)А и Б 5)А и В 6) В и Б 7) А, Б, В


11 класс


8 класс


3.) Что Вы лично делаете для улучшения экологической ситуации в городе?

1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________

5._____________________ 6.____________________



11 класс

8 класс



4.) Мусор для одного – богатство для другого?
Варианты ответов (нужное обвести):
1)ДА 2)НЕТ 3)затрудняюсь ответить


11 класс


8 класс


5. ) Хотели бы Вы принять участие в работе эколого-биологического кружка школы?

Варианты ответов (нужное обвести):


1)ДА 2)НЕТ 3)затрудняюсь ответить 4) А что такой существует?



11 класс

8 класс



II)Экологические проблемы родного края (Региональный уровень экологического сознания)

1.)Что такое экология?
А)Наука о взаимоотношении живых организмов и окружающей среды

Б)Наука об утилизации промышленных и бытовых отходах

В)Наука о рациональном использовании природных ресурсах
Варианты ответов (нужное обвести):
1)А 2)Б 3)В 4)А и Б 5)А и В 6) В и Б 7) А, Б, В


11 класс


2.) Существуют ли экологические проблемы в районе Ясенево?
Варианты ответов (нужное обвести):
1)ДА 2)НЕТ 3)НЕ интересовался


11 класс

8 класс



3.) Перечислите основные антропогенные факторы влияющие на здоровье человека в городской среде?

___________________________________________


__________________________________________________________


11 класс

8 класс



4.) Необходимо ли расширять парковые зоны в городе?
Варианты ответов (нужное обвести):
1)ДА 2)НЕТ, парков достаточно 3)НЕ знаю


11 класс

8 класс




5.) Назовите причины по которым нельзя купаться в водоемах города?

1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________

5._____________________ 6.____________________


11 класс

8 класс



III.) Современные экологические проблемы (Глобальный уровень экологического сознания)


1.) Какие глобальные проблемы Вы знаете?

1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________

5._____________________ 6.____________________






11 класс

8 класс


2.) Назовите организации занимающиеся решением

экологических проблем на Земле?

1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________

5._____________________ 6.____________________




11 класс

8 класс



3.)Как Вы считаете перспективно ли развивать атомную энергетику?
Варианты ответов (нужное обвести):
1)ДА 2)НЕТ 3)НЕ интересовался


11 класс

8 класс



4.) Что влияет на разрушение озонового слоя?
1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________

5._____________________ 6.____________________


11 класс





5.) Что такое экосистема?
1._____________________ 2.____________________

3._____________________ 4.____________________


не знаю


11 класс

8 класс




Результаты проведения тестов выраженности качества субъективного отношения учащихся 11 классов среднеобразовательной школы

11 класс

8 класс

4 класс
Для изменения экологического сознания нами разработан курс ИНТЕГРАТОР

Работа ведется с учащимися 11 классов с 01.09.2006 г.


Программа

экспериментального курса интегрирующего знания учащихся 11-х классов по дисциплинам естественнонаучного цикла


«ИНТЕГРАТОР»

Цель курса: С помощью лабораторного практикума сформировать системное представление о взаимодействии окружающей природной среды и социально- экономической сфер жизни человека, проблемах этого взаимодействия и способах разрешения.

Задачи курса:


    1. выработать у школьников аналитических навыков в рассмотрении проблем взаимодействия окружающей природной среды, социальной и экономической сфер.

    2. выработать у школьников системное представление взаимосвязей экономики, экологии, общества и политики. Системное представление взаимосвязей экономики, экологии, общества и политики несет задачу экологического воспитания, должно способствовать формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции.

    3. помочь школьникам апробировать и закрепить полученные знания по математике, физике, химии и др. дисциплинам на конкретных, жизненноважных примерах.



Структура курса


  1. Лабораторная работа №1: Определение рН. Измерение кислотности почвы

Знакомит школьников с понятием рН, проблемой кислотности почв, кислотных дождей, методами определения и современными приборами по измерению рН в водных растворах, почве и др. средах. В ходе работы школьнику предлагается используя рН индикатор оценить кислотность почвы, рассчитать необходимость подкисления или подщелачивания почвы. Интегрирует знания школьника по физике, химии, математике, биологии. В ходе работы происходит обучение школьника элементарным навыкам работы с лаб. техникой.


Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.

Самостоятельная подготовка: 40 мин.



  1. Лабораторная работа №2: Определение нитратов в пищевых продуктах

Знакомит школьников с проблемой нитратов в пищевых продуктах, методами определения и современными приборами по измерению нитратов. В ходе работы школьнику предлагается используя нитратомер “МИКОН” оценить содержание нитратов в овощах и фруктах, рассчитать необходимость внесения удобрений содержащих нитраты. Интегрирует знания школьника по физике, химии, математике, биологии. В ходе работы происходит обучение школьника элементарным навыкам работы с лаб. техникой. Позволяет выработать у школьников аналитических навыков в рассмотрении проблем взаимодействия окружающей природной среды, социальной и экономической сфер.
Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.

Самостоятельная подготовка: 40 мин.


  1. Лабораторная работа №3: Измерение освещенности на рабочем месте.

Знакомит школьников с проблемой нарушения зрения у работников при недостаточной освещенности рабочего места, методами определения, величиной освещенности и современными приборами. В ходе работы школьнику предлагается используя люксметр оценить рассчитать освещенность рабочей поверхности согласно нормам освещенности. Интегрирует знания школьника по физике, математике. В ходе работы происходит обучение школьника элементарным навыкам работы с лаб. техникой.


Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.

Самостоятельная подготовка: 40 мин.


  1. Лабораторная работа №4: Определение массы навески. Знакомство со статистическим анализом

Знакомит школьников со статистическими методами анализа, понятием генеральной совокупности, выборки, среднего, доверительного интервала, критерием Стьюдента. В ходе работы школьнику предлагается используя весовой анализ применить статистические методы при весовом анализе. Интегрирует знания школьника по физике, математике. В ходе работы происходит обучение школьника элементарным навыкам работы с лаб. техникой.


Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.

Самостоятельная подготовка: 40 мин.


  1. Лабораторная работа №5: Биоиндикация. Фитотоксичность почвы.

Знакомит школьников с понятием биоиндикаций, проблемой загрязнения окружающей среды различными поллютантами и реакцией организмов на загрязнение, методами биоиндикации. В ходе работы школьнику предлагается используя один из методов биоиндикации оценить фитотоксичность (используя семена КРЕСС-САЛАТА) проб почвы собранных из зон отличающихся уровнем антропогенной нагрузки. Интегрирует знания школьника по физике, химии, математике, биологии. В ходе работы происходит обучение школьника элементарным навыкам работы с лаб. техникой. Позволяет выработать у школьников аналитических навыков в рассмотрении проблем взаимодействия окружающей природной среды, социальной и экономической сфер.


Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.

Самостоятельная подготовка: 40 мин.


  1. Лабораторная работа №6: Написание реферата. Использование ресурсов сети Интернет при написании рефератов.

Знакомит школьников с экологией родного края, проблемой загрязнения окружающей среды различными поллютантами и реакцией организмов на загрязнение, методами анализа. В ходе работы школьнику предлагается используя поисковую систему сети Интернет осветить региональные проблемы окружающей среды. Интегрирует знания школьника по физике, химии, математике, биологии, информатики. В ходе работы происходит обучение школьника навыкам работы с поисковой системой сети Интернет. Позволяет выработать у школьников аналитических навыков в рассмотрении проблем взаимодействия окружающей природной среды, социальной и экономической сфер. Решает задачу экологического воспитания, должно способствовать формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции.

Общая трудоемкость: 1 ч. 20 мин.

Аудиторные занятие: 40 мин.



Самостоятельная подготовка: 40 мин.