Современные проблемы филологии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Xv московскую городскую олимпиаду по латинскому языку и античной... 1 59.32kb.
5, 6, 7, 8 этапы пятый этап развития филологии. Филология середины... 1 141.17kb.
Современные проблемы методики соединения предметов естественнонаучного... 5 2139.03kb.
Современные проблемы и тенденции государственной политики в области... 4 466.93kb.
Актуальные проблемы теории права и государства 1 406.83kb.
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи" 1 156.2kb.
Вопросы к экзамену. Политология: Политология как наука. Предмет,... 1 20.92kb.
«Современные активные формы городской социальной рекламы» 1 27.59kb.
Проходящий в современном обществе процесс глобализации есть социологический... 1 277.67kb.
Учебная программа дисциплины " современные проблемы физической электроники" 1 110.81kb.
Современные проблемы и методы разрешения конфликтов 1 302.35kb.
Сборник «Элективные курсы в профильном обучении» 1 106.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Современные проблемы филологии - страница №1/1





СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ.

Рыбаков Михаил Анатольевич

Проблемы филологии подразумеваются в научном смысле.
Древние греки филологом называли:

- словоохотливый, болтливый

- любитель учёных бесед

- любитель учёных занятий

- исследователь древних текстов.

Литература:

1. Статья Аверинцева С.С. Филология.

2. Статья Степанова. Филология.

3. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук.

4. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996 г.

5. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науке и языке.

6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999 г.

7. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описания языков. М., 2005 г.

8. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998 г.

9. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.

10. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. М., 2005 г.
Тематика курса.

1. Предмет и метод филологии.

2. История филологии.

3. Структура филологии.

4. Основные направления развития.

5. Текст как основной объект филологии (3 определения текста).

6. Антропоцентризм в современной филологии.

7. Дискурс и его анализ.

8. Социо- и психолингвистика.

9. Когнитивная лингвистика (когнитивная наука).

10. Теория семантического поля.

11. Проблемы современной типологии языков.

12. Системная лингвистика.

13. Герменевтика и филология.

14. Роль вспомогательных филологических дисциплин (текстология, эпиграфика).

15. Филология в современном обществе.


Темы для докладов на семинар.

1. Место филологии в кругу гуманитарных наук.

2. Структура современного филологического знания.

3. Филология как комментирование текста.

4. Современная теория в области сравнительно-исторического языкознания.

5. Проблема универсалий в языке, в литературном процессе, в культуре.

6. Проблема типологического и сопоставительного изучения языков.

7. Языковая личность.

8. Личность читателя, личность писателя…

9. Теория и коммуникации.

10. Естественный язык как источник знаний.
ЛЕКЦИЯ №1.
Предмет и метод филологии.
Ф И Л О Л О Г И Я.

- одна из наук, с чёткой отраслью

- комплекс наук (возникает вопрос о её целостности)

- вспомогательная дисциплина (так понималась в тот момент, когда возникла; связывается с библиографией, историографией)

- особая нравственная позиция (либо это отношение к миру – особый образ жизни и поведение; отношение к тексту – любовь к слову и к литературным памятникам; отношение к знанию)

- практика комментирования текста – одно из важнейших аспектов её развития. Филолог – знаток всех реалий, связанных с данным текстом.

- практика толкования. Филология становится синонимом герменевтики.

- практика перевода. Сегодня мы называем неточно лингвистикой.

- необходимость работать с древними письменными памятниками.

Все эти определения в некотором отношении правильны. Их можно дополнить.


Определяя филологию как науку, нужно сформулировать объект филологии.
1) наука о древних литературных памятниках (в конце 18-нач. 19 вв.). Противопоставляла себя сравнительному языкознанию.

2) наука о языке, литературе и фольклоре – основные объекты филологических исследований, но такое определение дробит её на части.

3) наука о культуре (в первую очередь, о классической (античной) культуре) – в учебниках 19 века. Появляются введение в славянскую филологию (кельтскую и т.п.).

4) наука о тексте и методах его анализа – объединение разных аспектов и внимание к тексту.

5) наука о коммуникации. Филология объединяет разные типы текстов, жанров, изучение литературной истории текста, физической истории текста и т.п.

В истории филологии её понимание теории расширялось, а в практической жизни нередко сводилось к изучению ограниченной тематики.


По-разному понимались и цели филологии.

1) объяснение непонятных мест в тексте (древние греки называли филологами тех, кто мог объяснить непонятные слова у Гомера).

2) всестороннее объяснение текста как источника объяснений по культуре общества.

3) объяснение текста как памятника культуре (так понимали это те, кто возрождал филологию в 18 веке).

4) объяснение специфики данной национальной культуры в целом (менталитет, национальная картина мира). Интерес к этому был уже у филологов 18 века.

5) объяснение истории культуры в целом.


Вывод: ни одна из них не исключает другую. 5 невозможна без предыдущих.
4 филологических уровня

1. Общечеловеческие ценности.

2. Национальная специфика конкретной культуры.

3. Социально-типичные явления в языке и литературе.

4. Проявление личности в тексте, литературе, языке.
Исторически филология была связана со 2. Современная филология обращается ко всем четырём.
Сохраняется задача изучения национальной специфика, а в её рамках и социальная, вопросы стилистики и изучение языковой стилистики.
По-разному понимался и материал исследований.

1. Это древние письменные тексты.

2. Любые тексты, значимые для национальной культуры (+ более поздние тексты).

3. Материалом считают всю национальную художественную литературу и родной язык.

4. Материалом филологии являются все виды текстов и все коммуникационные процессы.
Возникает вопрос о методе. Различные школы понимают по-разному.

1. Метод определяют как комментирующий. Общественно-значимая филологическая задача.

2. Формально-логический метод. Имеет некоторую ограниченность: показывает, что с чем связано, но не объясняет.

3. Психологический метод рассматривает тексты как факты сознания автора и получателя.

4. Метод филологии социологический заключается в трактовке текста как продукта социальных условий.

5. Семиотический метод (характерен для 20 века).

6. Культурологический метод (типы культур, цивилизаций, изучение национальных культур).

7. Структурный метод ограничивает текст, отрывает его от всего контекста. Но даёт детальное отношение внутренних связей между единицами текста.


Понимание филологии как искусства чтения и комментирования текста. Первоначально была вера в значимость традиций. В центре внимания – духовные ориентиры.
Макроструктуры и микроструктуры.
Аверинцев – ориентация на человека. Филология должна ориентироваться на человеческое знание.
В филологии важна фактическая точность. Соотнесённость с реалиями.
Гаспаров. Филология как нравственность. Современное значение закладывается в 17 веке.