Современные подходы к пониманию термина «рефлексия». Рефлексия - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философская рефлексия над биологией как составляющая представлений... 1 119.64kb.
Тема: А. Ахматова «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я... 1 96.12kb.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от... 1 159kb.
Вопрос к экзамену по курсу 1 19.18kb.
Методология истории как форма знания 1 62.35kb.
Тема Современные концепции и подходы к воспитанию в образовательной... 1 162.12kb.
Высшая школа бизнеса 11 2066.75kb.
Современные подходы в наружной терапии псориаза 1 59.67kb.
Тема "Основы web-дизайна" в школьном курсе информатики 1 107.78kb.
Понятие термина «полиграфия», понятие термина «рекламная полиграфия» 1 21.51kb.
Конкурентная и деловая разведка современные технологии и подходы 1 38.99kb.
Занятие с педагогами "Что дает учителю информация об эмоциональном... 1 86.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Современные подходы к пониманию термина «рефлексия». Рефлексия - страница №1/1

Современные подходы к пониманию термина «рефлексия».
Рефлексия (лат. reflecus) – обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своей действий, мыслей, умение стать в позицию наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия – это механизм удвоения, зеркального взаимоотображения субъектов.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:



Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Шесть последовательных этапов работы рефлексивного механизма (А.А. Тюков):



  1. Рефлексивный выход – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать самого себя.

  2. Интенциональность (интенция - направленность) – направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

  3. Первичная категоризация – выбор первичных, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

  4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обосновано проверить рефлексивный анализ.

  5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

  6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Рефлексирование – это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки.

Рефлексия как одна из фундаментальных, общих категорий философии и психологии.

Рефлексия как важнейший компонент структуры самосознания.

Основные направления изучения рефлексии. Роль рефлексии в различных сферах профессиональной деятельности. 

Проблема рефлексии в психологической науке.

Мысли вслух……..

Справедливым может быть только тот, кто знает, как поставить себя на место других. Г.И. Гурджиев


Отечественные и зарубежные ученые большое внимание уделяют проблеме рефлексии. Как замечают Б.З. Вульфов и В.Н. Харькин «рефлексия была и остается всегда, так как органично присуща природе человека – как и сознание, память, способность чувствовать, интуиция». Однако интерес к ней традиционно проявляли преимущественно физиологи и психологи.
Обращение к проблеме стало не только актуальным, но и возможным благодаря общей переориентации социальных наук на человека, на его духовные потенциалы. Рефлексия - одна из фундаментальных, предельно общих категорий философии и психологии. Она является основной, исходной в анализе самосознания. 

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет констатировать, что изучение рефлексии проходит в трех основных направлениях: философском, психологическом, пе-дагогическом.

В философской литературе рефлексия определяется как форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов, деятельность самосознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Философская традиция изучения рефлексии на современном этапе развития науки находится в пределах трактовки рефлексии как метамышления, которое сделало объектом исследования само себя. В результате рефлексивного акта очерчиваются границы предмета, следовательно, рефлексия служит средством объективации; в диалектике рефлективности отражаются особенности функционирования отдельных компонентов предмета, т.е. обнаруживается многомерность предмета, наличие различных концептуальных пластов.

Формирование и развитие представлений о рефлексии в современной философии рас-сматривается рядом исследователей (работы В.В. Бажанова, А.П. Огурцова, И.Н.Семенова и К. И. Степанова, В. С. Швырева, Э. Г. Юдина и др.). В самом общем смысле рефлексия – термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта… Термин «рефлектировать» означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим пси-хическим состоянием [11, с 410]. 

Весьма содержательный анализ специфики рефлексивных процедур и характера полу-чаемых с их помощью знаний, провел В. А. Лекторский. Он всесторонне обосновал взгляд на рефлексию как на единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследо-вании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета. «В результате рефлексии ее объект – система знаний – не только ставится в новые отношения, но достраивается и перестраивается, т.е. становится иным, чем он был до процесса рефлексии… Столь необычное отношение между познанием и изменением объекта объясняется тем, что мы имеем в данном случае дело не с таким предметом, который существует независимо от познания и сознания, а с познавательным воспроизведением самого познания и сознания, т.е. с обращением познания на самого себя» [9, с. 9].

Таким образом, и в настоящее время в философской литературе широко обсуждаются проблемы, связанные с рефлексией: всякое ли обращение сознания человека на самого себя как субъекта деятельности, на свою деятельность и результаты этой деятельности представляют собой рефлексию; совпадает ли рефлексия с самосознанием; каковы гносеологические механизмы рефлексии и ее функции в целостной деятельности человека; существуют ли уровни рефлексии и как они связаны друг с другом; каково взаимоотношение в рефлексивной деятельности индивидуальных и коллективных форм; как формируются системы с рефлексией и в чем специфика их познания.

В психологии рефлексия рассматривается как принцип существования индивидуального сознания, универсальный механизм саморегуляции и саморазвития, что отражает лич-ностный аспект, и как родовая способность человека, проявляющаяся в обращении познания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности, что отражает социально-психологический аспект. В психологических исследованиях рефлексия трактуется как ком-понент теоретического мышления (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Ру-бинштейн и др.), как единица умственного действия (В.В. Давыдов) и эвристического реше-ния (Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И. Н. Семенов), а также как осозна-ние способов или оснований и трудностей мыслительной деятельности (Я. А. Пономарев). Разработке психологического аспекта изучения рефлексии посвящены работы В. В. Давыдова, Г. А. Голицына, А. 3. Зака, И. С. Кона, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, В. В. Столина, Б. Д. Эльконина. Рефлексия привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспери-ментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: личности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Б. Г. Ананьев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), понимания (Л. Н. Алексеева, А. П. Сопиков, Е. Г. Юдина). В социальной психологии основным контекстом изучения рефлексии являются процессы межличностного познания и взаимодействия.

Исследование рефлексии в психологии проходит по четырем направлениям (коопера-тивное, коммуникативное, личностное, интеллектуальное). В отечественной психологии рефлексия, в широком смысле, понимается как объяснительный принцип организации психики человека и его самосознания. В теории психоанализа рефлексия связана с такими понятиям, как “сам”, “самость”, которые понимаются как “переживания “Я”, “интеграция образа “Я” в формировании целостной системы “Я-отношений”. В отечественной психологии эта линия исследования рефлексии отразилась в связи рефлексии и идентификации. Психолога-ми подчеркивается, что рефлексия может быть основой разнообразных видов деятельности студентов в процессе изучения предметов; слушания лекций, чтения текста, анализа матема-тической задачи или художественного произведения, конспектирования статьи, но способы включения рефлексивных механизмов сугубо индивидуальны. 

В большинстве исследований рефлексия понимается как процесс осмысления и пере-осмысления человеком своих отношений с предметно-социальным миром, которые прояв-ляются в ходе его общения с другими людьми активного освоения норм и средств различных деятельностей, что выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, а с другой - в выработке более адекватных знаний о мире с их последующем воплощением в виде конкретных действий.

В теории психоанализа рефлексия связана с такими понятиям, как “сам”, “самость”, которые понимаются как “переживания “Я”, “интеграция образа “Я” в формировании целостной системы “Я-отношений”. В отечественной психологии эта линия исследования рефлексии отразилась в связи рефлексии и идентификации. Психологами подчеркивается, что рефлексия может быть основой разнообразных видов деятельности студентов в процессе изучения предметов; слушания лекций, чтения текста, анализа математической задачи или художественного произведения, конспектирования статьи, но способы включения рефлексивных механизмов сугубо индивидуальны.

Традиция исследования рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад – пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Советские исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложно организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью. 

В отечественной психологии рефлексия, в широком смысле, понимается как объясни-тельный принцип организации психики человека и его самосознания. В теории психоанализа рефлексия связана с такими понятиям, как “сам”, “самость”, которые понимаются как “пере-живания “Я”, “интеграция образа “Я” в формировании целостной системы “Я-отношений”. 

Эта линия исследования отразилась в связи рефлексии и идентификации. Феномен реф-лексии рассматривается в контексте различных видов деятельности, учебной, трудовой, спортивной и других (Г. С. Абрамова, Н. Г. Алексеев, О. С. Анисимов, В. В. Давыдов, Г. П. Щедровицкий). Психологами подчеркивается, что рефлексия может быть основой разнооб-разных видов деятельности студентов в процессе изучения предметов: слушания лекций, чтения текста, анализа математической задачи или художественного произведения, конспектирования статьи, но способы включения рефлексивных механизмов сугубо индивидуальны. 

Рефлексия в широком смысле – 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. В психологии – осознание субъектом своих психических актов и состояний, положенное в основу интроспективной психологии; в социальной психологии – в частности, осознание субъектом (группой, общностью) того, как они в действительности воспринимаются другими партнерами по общению; в современной психологической практике – необходимая основа личностного роста, ответственного выбора, душевного и психо-соматического здоровья. Процесс осознавания находится в эпицентре многих подходов к психотерапии и психологическому консультированию. В современной педагогической пси-хологии особое внимание уделяется новым типам обучения, при которых дети вводятся в область научных понятий посредством специально организованной стимулирующей разви-тие рефлексивных навыков учебной деятельности [12, с. 117].

В аналитической психологии рефлексия выступает как умственная активность, кон-центрирующаяся на определенном содержание сознания; инстинкт или влечение, включающее в себя религию и поиски смысла. Обращенность сознания назад или к внутреннему ми-ру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия «повторно разыгрывает процесс возбуждения», давая толчок серии внутрипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим со-держанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий [подробнее: Э. Самьюэльс, Б. Шортер, Ф Плот . Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. – М., 1994]. 

Отмечая наличие различных представлений о рефлексии в психологии, следует сказать, что существует устоявшееся разделение «традиционного» и «нетрадиционного» понимания рефлексии, которое в последнее время стирается, т.к. классическое традиционное понимание изучаемого феномена не противоречит нетрадиционному пониманию, поскольку объекты рефлексии могут различаться (сам субъект для себя или другой человек для субъекта), но предмет рефлексии остается общим – собственные свойства воспринимающего субъекта. 

Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая сторона является важнейшим компо-нентом структуры самопознания, и представляет собой совокупность психических актов, в основе которых лежит осознание личностью содержания и характеристик собственных мыс-лительных процессов личности. Значение данной стороны состоит в том, что она служит ос-нованием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности. К рефлек-сивной стороне можно отнести самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлек-сию.

Логика рефлексивного уровня самосознания воспроизводит нормы и факторы объек-тивного бытия, ставшие личностными критериями. И с позиций этой «присвоенной» логики производится в рефлексии анализ собственных когнитивных или аксиологических актов, признаются своими или отчуждаются конкретные социальные характеристики личности. С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интел-лектуальные операции, эмоциональные состояния и переживания, тем самым как бы «объек-тивирует» (Д. Узнадзе) их для себя. Конструируясь в механизм самоанализа, рефлексия ста-новится инструментом самоконтроля, ответственного поведения, дает возможность осоз-нающей себя личности проследить цепи причинно-следственных отношений в собственном субъективном мире. 

Современная психологическая практика обращается к рефлексии как к необходимой основе личностного роста, ответственного выбора и психосоматического здоровья.

Рефлексия понимается как сущность, сердцевина человеческого сознания (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов, С. Ю.Степанов и др.). В психологических исследованиях рефлексия трактуется как компонент теоретического мышления (Н. Г. Алексеев, О. С. Анисимов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), как единица умственного действия (В. В. Давыдов) и эвристического решения (Ю. Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И. Н. Семенов), а также как осознание способов или оснований и трудностей мыслительной деятельности (Я. А. Пономарев).

В современной психологической науке существуют 3 взаимоисключающих точки зрения на генезис самосознания, принципиальные различия между которыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, столько несовпадающими определениями самого предмета изучения. Традиционным для большинства направлений психологических исследований является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания.

Существует и диаметрально противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание – высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самопознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом» [6, с 129].

Третье направление современной психологической науки исходит из того, что сознание внутреннего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино- и взаи-мообусловлено. Классической для этого направления можно считать теорию И. М. Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложены в том, что он называл «системными чувствованиями». 

Эти «чувствования» носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов человека. «Первая половина чувствования, - отмечал И. М. Сеченов, - имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный. Пер-вой соответствуют предметы внешнего мира, второй – чувственные состояния собственного тела - самоощущения» [7].

По мере объединения «предметных» ощущений складывается наше представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самих себе. Взаимодействие этих двух центров координации и следует считать решающей исходной предпосылкой способности человека осознавать себя, то есть специфически человеческим способом дифференцировать свое бытие.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа. На первом образуется топогностическая схема собственного тела и формируется чувство «Я», целостная система аффективной самоидентификации, которая имеет и необходимые социальные предпосылки, так как условием ее формирования является отражение реакций окружающих. Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему его субъект оказывается спо-собным не просто ощущать свое отличие от объекта, но и осмысливать это отличие в поня-тийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с аффективным самопереживанием [8].

В последние годы большой интерес вызывают сообщения о том, что аффективный комплекс самоотношения складывается прежде самоотображения и контролируются они разными полушариями мозга: самоощущения – правым, рефлексивные механизмы – левым. Такого рода функциональная ассиметрия служит еще одним подтверждением специфической системной обусловленности генезиса самосознания.

Феномен рефлексии рассматривается в контексте различных видов деятельности: учебной, трудовой, спортивной и других (Г. С. Абрамова, Н. Г. Алексеев, О. С. Анисимов, В. В. Давыдов, Г. П. Щедровицкий).

В целом, анализируя имеющиеся литературные данные, мы согласимся с мнением Е. Б. Петрушиной, что формирование строгой дефиниции изучаемого явления еще не законче-но.Рефлексия – методологическое (категория сознания) и методическое (процедуры самона-блюдения и саморегуляции) понятия. Она является универсальным механизмом саморегуля-ции, саморазвития, самоизменения индивида как во внутреннем плане (самосознание, само-принятие, самоанализ), так и в социуме.

Некоторые исследователи (И. С. Кон, А. К. Маркова и др.) обращают внимание на то, что не всегда рефлексия может быть положительным, конструктивным фактором: чрезмерная сосредоточенность на себе, постоянный взгляд на себя со стороны, глазами других порождают конформность, а бесконечные сомнения и колебания могут разрушать собственную деятельность. Теории Дюваля и Виклунда (Duval & Wicklund), согласно которой рефлексия (самосознание) начинается с сосредоточения внимания на себе и самооценки, противопос-тавляется другая модель, согласно которой предметом рефлексии становится оценка индиви-дом условий среды и своей собственной деятельности в ней, а исследование самосознания перерастает с изучение сознания [9, с. 50].

В европейской традиции рефлексия мыслится как способность «вынуться» из той дея-тельностной ситуации, в которой мы находимся. В. А. Сластенин говорит о деятельности как системе с рефлексией. Благодаря рефлексии у человека может меняться отношение к прошлому опыту (А. П. Огурцов). Рефлексия служит орудием критики наличного знания, благодаря чему знания и опыт становятся динамичным, развивающимся элементом и выступает одним из способов стимулирования производства знаний и опыта (В. А. Колеватов). Рефлексия является связкой между опытом человека и различными ситуациями, являющимися предметом освоения [там же]. Рефлексия актуализируется в виде различных фиксаций, организованностей разного уровня: понимание, проблематизация, корректировка деятельности, развертывание изобретательского и рационализаторского мыследействования (Г. П. Щедро-вицкий). «Рефлексия – способность человека осознавать собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом производить культурные ценности, определять свое место в мире, знать свои возможности. Все это порождает свободную личность, обладающую достоинством» (К. Я. Вазина).

Мы не будем останавливаться далее на рассмотрении различных авторских позиций к определению содержания и предмета рефлексии, а приводим их в обобщенном виде.

Авторские позиции в определении содержания понятия «рефлексия»

В.И. Степанский, В.В. Столин

Широкий круг феноменов самоотражения, таких, как самосознание, самоанализ и т.д.

С.Л. Рубинштейн

Особый способ существования человека, его отношения к миру

В.Г. Богин,

Н.Н. Суртаева



Обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний, т.е. ко всему, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.д., а также поиск оснований всего этого: как, почему, зачем он так видит, делает, думает, чувствует.

М.Н. Аплетаев

Форма нравственной деятельности, деятельность совести

В.А. Петровский

Основа самоидентификации человека (охватывает цель, средства, объект; у человека вырабатывается мотивированное отношение к ценностям, он осуществляет осознанный выбор, базирующийся на определенных нравственных идеалах)

Ю.Н. Кулюткин

Способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность (главным образом, автор подразумевает контроль и оценку)

В. Рокитянский

Совокупность средств достижения сознательности как цели: общая установка, образ действий, способы, средства

Г.Н. Солнцева,

Т.В. Корнилова



Способность преобразовывать содержание структурных компонентов нормативной (неотрефлексированной) деятельности в актуальную деятельность

В.А. Хуторской

Несущая методологическая конструкция всего образовательного процесса, предметных действий

Н.Б. Крылова

Механизм продуктивного мышления, особая организация понимания происходящего (оценка ситуации и действий, нахождение приемов и операций решения задач); самоанализ действий индивида и других людей, включенных в решение задач

М.И. Рожков

Метод самовоспитания; не только познание (знание, понимание) человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Кроме того, рефлексия – это еще и выработка представлений об изменениях, которые могут произойти.

Э.Г. Юдин

Поиск логических и других (нравственных, эмоциональных и пр.) оснований и форм духовной жизни, культуры в целом

Н.Н. Поспелов

И.Н. Поспелова



Самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных возможностей (в том числе, умений, навыков, способностей и др.); осознание оперативной стороны не только учения, но и мыслительного процесса

К.Я. Вазина

Осознание отношения внутреннего опыта к опыту внешнему, способов построения собственного действия

В.А. Сластенин

Самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого

М.А. Розов

Способность саморегулирующейся системы описывать собственное поведение, деятельность и использовать это описание в качестве средства управления поведением, деятельностью;

Деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, осмысление своих и чужих действий, самопонимание и понимание другого



Э.В. Ильенков

А.З.Зак,

Е.Н. Неверкова

С.А. Кучумова,

Н.В. Самоукина,

Г.А. Цукерман,

Ю.И. Суховерша


Осмысление человеком своих действий и выяснение их оснований (осознание схем и правил собственных действий; рефлексия – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности);

Способность обращаться к основаниям собственных действий, обнаруживать недостаточность прежних средств и способов действия в условиях новой задачи и выходить за границы имеющихся знаний и умений в поисках новых знаний, без которых невозможно успешно действовать в новой ситуации



 Кроме этого и в различных сферах профессиональной деятельности рефлексия играет огромную роль. Особенно это касается профессии учителя, в рамках которой осуществляется анализ поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекция кон-фликтного общения и др. Анализ существующих исследований обнаруживает некоторое противоречие, заключающееся в том, что педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе, а рефлексия как педагогическая категория разработана в меньшей степени. 

Проблема рефлексии в педагогике изучена недостаточно, и по мере развития она пре-терпевала определенные качественные изменения и анализировалась представителями самых различных областей знаний. Понятие «рефлексия» и сегодня используется в различных кон-текстах, что обусловлено неоднозначностью содержания самого явления, обозначаемого данным термином. И если раньше исследования посвящались доказательству необходимости рефлексии, то теперь идет осознание понятий внутри рефлексии, изучение рефлексии на раз-личных уровнях (методическом, практическом, теоретическом) и возможном их пересечении, что в определенной степени объясняет актуальность нашего исследования.

В педагогическом аспекте рефлексия рассматривается в исследованиях, связанных с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью учащихся. В основном, рефлексию понимают как компонент мышления (или интеллектуальной деятельности), ори-ентированный на осознание себя в системе познавательной деятельности и межличностной коммуникации. Из анализа работ, в которых рассматривается вопрос о сущности понятия рефлексии с педагогической точки зрения, можно выявить основные подходы исследователей к рассмотрению проблемы, применительно к учебной деятельности. Таких подходов 3: одни авторы рассматривают рефлексию как деятельность, другие как компонент педагогических способностей учителя, третьи как психическое новообразование личности учащегося. Нам представляется, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга.

Профессиональная рефлексия обусловливает интенсивность введения новшеств учителем, обеспечивает переосмысление содержания сознания субъекта и осознание им приемов педагогического мастерства, без чего невозможна творческая деятельность в современной школе. В то же время исследование развития профессиональной рефлексии учителя в процессе его обучения в педагогических учебных заведениях рассматривается недостаточно 

Переход понятия рефлексии в сферу педагогических знаний связан с работами Б. З. Вульфова, Г. П. Звенигородской, Г. М. Коджаспировой, В. А. Метаевой, Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, И. М. Юсупова и др. Ими предпринята попытка приблизить теоретические положения к практике работы учителя. Авторы обращают внимание, что при изучении про-фессиональных способностей упускаются из вида рефлексивные процессы, связанные с осо-бенностями педагогической деятельности и опытом работы, а также факторы, условия и спо-собы формирования профессиональной рефлексии.

Исследования А. Г. Асмолова, А. В. Мудрика, И. К. Журавлева, Л. Н. Куликовой, И. Я. Лернера, Ю. А. Поляковой, В. В. Рубцова направлены на изучение рефлексии в педагогике. Эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме, изучению эффективного психолого-педагогического опыта, однако, аспект формирования рефлексии и, в частности, разработка педагогической технологии формирования рефлексии в них не рассматривается.

Следовательно, процесс развития рефлексии происходит по стадиям и понимание рефлексии как «практики сознания», которая обнаруживает себя в разной степени и глубины осознания самости, собственной субъективности является актуальным для нас, поскольку самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции чело-века, и особенно важным является для профессиональной педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.Ф. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. Томск, 2000. – 116 с. (С 20-25)

2. Бессонова Е. А. Рефлексия и её развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя. Дис. канд.псих.наук., Хабаровск, - 2000, - 160 с.

3. Вульфов Б.З., Харькин В.Н., Педагогика рефлексии. ИЧП «Издательство Магистр», М., 1995, 111 с. 

4. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432С.

5. Метаева В.А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, - 1996, - 140 с. 

6. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Радугина А.А., - М.: Изд-во «Центр», 1997. 254 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.

8. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы философии. – 1991. – № 2.

9. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 165 с 

10. Скворцова Г.И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной шко-ле. Дис. к.п.н., Омск, 2000, 182 с.



11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590

12. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Издательство «Питер». 2000. - 752 с.