«Составление экологической характеристики микрорайона города» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экологическое исследование микрорайона лицея№1 города Пролетарска... 1 114.08kb.
Практическая работа №3: «Составление экономико-географической характеристики... 1 31.9kb.
Региональный конкурс учебно-исследовательских 1 97.32kb.
Памятка по составлению вопросов; 7 планы "Экономико-географической... 1 115.38kb.
Администрация города Прокопьевска Кемеровской области Управление... 3 739.91kb.
Темы курсовой работы 1 23.88kb.
Реклама и pr в международном туризме 1 59.44kb.
Работа отделений срочного социального обслуживания (далее оссо или... 7 507.96kb.
Сформировать представления об основах экологической культуры на примере... 1 82.9kb.
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Коркина Т. А 9 1131.7kb.
У нас отработка принципов расчета Уровня экологической чистоты опирается... 1 241.63kb.
Научный студенческий кружок состоится тема: «орудия и средства совершения... 1 33.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Составление экологической характеристики микрорайона города» - страница №1/1

Практическая работа №1 по теме « Составление экологической характеристики микрорайона города»

(2 часа аудиторной и 1 час внеаудиторной обязательной формы самостоятельной работы)

  • Введение

Город – это искусственная урбанизированная экосистема, которая сравнима с экосистемой гетеротрофного типа или небольшим вулканом, где формируется пространство экологической ниши и для человека и для других видов организмов. Н. Рерих отметил: «Город, выросший из природы, угрожает природе. Город, созданный человеком, властвует над человеком».


  • Цель работы: формирование представления об экосистеме города.

  • Задачи:

1.произвести экологическую оценку микрорайона города, используя простейшие методы,

2. выявить основные экологические проблемы города,



3. предложить пути решения проблем.


  • Задания для студентов

  • Произведите комплексное обследование микрорайона вашего города, распределившись на микрогруппы (4-5 человек), используя метод наблюдения (внеаудиторная работа)

План:

    1. Название города (микрорайона).

    2. Число жителей.

    3. Основные промышленные предприятия и их влияние на окружающую среду, основные источники и виды загрязнения (см. приложение табл. 1)

    4. Размещение промышленных предприятий на территории города (хаотичное, наличие функциональных зон и их плановое распределение).

    5. Наличие очистных сооружений, в том числе и на промышленных предприятиях.

    6. Виды транспортных магистралей, их качество. Количество и виды автотранспортных средств на основных магистралях микрорайона (за 5 мин.) Влияние транспорта на состояние окружающей среды.

    7. Озеленение города и его формы (см. приложение табл. 2,3).

    8. Благоустройство территории:

      • чистота улиц, их освещенность, техническое обслуживание,

      • наличие контейнеров для мусора и регулярность их вывоза,

      • наличие несанкционированных свалок,

      • наличие детских площадок,

      • наличие внутриквартальных цветников, скверов

      • наличие сушилок для белья,

      • наличие оборудованных остановок,

      • наличие пешеходных дорожек,

      • наличие специального оборудования для инвалидов.

    9. Развитость социальной инфраструктуры:

      • наличие образовательных учреждений,

      • наличие библиотек,

      • наличие учреждений культуры,

      • спортивные залы, площадки, стадионы,

      • медицинские учреждения.

    10. Комфортность жилищ:

      • этажность,

      • планировка,

      • качество стройматериалов.

11. Особенности состава флоры и фауны территории:

      • случаи пребывания на территории представителей дикой фауны,

      • оседлые, зимующие, кочующие, гнездящиеся птицы,

      • наличие бродячих кошек, собак,

      • виды деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению,

      • наличие растений индикаторов частоты воздуха.

12.Оценка загрязнения атмосферного воздуха по хвойным породам или лишайникам.


  • Заполните аттестационный лист микрорайона (аудиторная работа).




  • Назовите основные выявленные проблемы города (района), как среды обитания человека и модели экологической системы. Является ли ваш микрорайон привлекательным для проживания людей? Можно ли его назвать экополисом?(аудиторная работа)




  • Представьте свой экологический проект, содержащий пути и способы

решения основных экологических проблем. Какие формы работы с населением по формированию экологической культуры вы предлагаете? Какая из проблем реально решаема совместными усилиями жителей города.

(аудиторная работа).


  • Оформите проект и подготовьтесь к его защите (внеаудиторная работа).


Приложение №1
Оцените степень загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями.

Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Для задержания этих веществ устанавливают различного рода фильтры, ловушки, принципы работы которых основаны на химическом связывании или физических свойствах веществ, например устройства типа циклон.

Циклон – аппарат для очистки воздуха от взвешенных в нем твердых частиц. Очищаемому воздуху придают вращательное движение, в результате чего под действием центробежной силы частицы твердых примесей оседают на стенках аппарата. Циклоны устанавливаются на вентиляционных трубах предприятий, загрязняющих атмосферный воздух. Циклон может иметь различные размеры и по внешнему виду напоминает грибок.

Мощность предприятия можно приблизительно определить по количеству вентиляционных труб. Разумеется, надо учитывать диаметр труб. Взяв за основу трубу диаметром 0,4 – 0,6 м, можно привести к этому общему знаменателю все остальные трубы.


Табл. 1

Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями





Степень загрязнения

Количество труб (диаметр 0,4-0,6 м)

Очень малая

Малая


Средняя

Сильная


Очень сильная

Менее 3

3

4 – 6



7 – 10

более 10



Приложение №2
Оцените степень озеленения района и используемые формы озеленения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходится не менее 50 м2 зеленых насаждений. На 1 га должно размещаться 90-150 деревьев. Дерево средней величины за 24 ч. выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают до 70-80% пыли.


Табл. 2


Озеленение района

Степень озеленения


Площадь зеленых насаждений м2/чел

Очень слабая

Слабая


Средняя

Сильная


Очень сильная

менее 10


11 – 20

21 – 30


31 – 50

более 50

Табл. 3

Формы озеленения района

Формы озеленения




Частота встречаемости

Древесные полосы вдоль дорог

Лесозащитные полосы (буферная зона) вокруг города

Внутриквартальные цветники

Внутриквартальные древесные насаждения

Аллеи

Парки


Скверы

не встречается


один раз

несколько раз

повсеместно



Практическая работа №2 по теме «Общая экологическая оценка территории Кузбасса и его экологических проблем»

(2 часа аудиторной и 1 час внеаудиторной обязательной формы самостоятельной работы)

  • Цель: определение уровня состояния экологической ситуации на территории Кемеровской области на основе различных информационных источников.




  • Задачи:

  1. обобщить знания об экологическом состоянии территории своей области,

  2. выявить комплекс экологических проблем, присущих этой территории и определить перспективы их решения,

  3. продолжить формирование информационной и экологической культуры.




  • Оборудование:

- экологическая карта Кемеровской области,

- зоогеографическая карта Кемеровской области,

- справочные материалы по Кемеровской области,

- публикации в периодической печати,



- Экологическое состояние территории России: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. С.А.Ушакова, Я.Г. Каца. – М.: Издательский центр Академия, 2002.


  • Задания для студентов (аудиторная работа)




  1. Оцените площадь и плотность населения Кемеровской области. В чем особенности размещения населения? Каковы демографические показатели населения области? Как высокая плотность населения и урбанизированность территории влияет на здоровье людей?




  1. Назовите отрасли промышленности, виды транспорта, формы сельского хозяйства, развитые на территории области. В чем особенности размещения производств на территории области? Как высокий уровень концентрации производств влияет на состояние окружающей среды?




  1. Оцените состояние атмосферного воздуха. Назовите основные источники загрязнения и загрязнители. Чем они опасны? Приведите примеры наиболее загрязненных городов. Укажите источники теплового загрязнения, загрязнения серой. Какие встречаются экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха в вашей местности.

  2. Оцените состояние водных ресурсов. Какие гидрографические объекты встречаются на территории области? Назовите виды загрязнения и их источники. Укажите реки, имеющие особый вид загрязнения в связи со сплавом леса; районы с понижением грунтовых вод и высоким уровнем их загрязнения. Перечислите малые реки своей местности, оцените их общее состояние, назовите причины загрязнения рек. Приведите примеры мероприятий, направленных на достижение положительных экологических изменений.




  1. Оцените состояние земельных ресурсов. Какие области человеческой деятельности наносят ущерб состоянию земель области? Существует ли возможность эрозии, прямого разрушения почв; создание промышленных и городских полигонов отходов? Назовите виды рекультивации земли, проводимой в вашей местности. Какие типы почвы являются богатством Кузбасса?




  1. Укажите растения и животные, которые охраняются в Кузбассе. Какие из них встречаются в вашей местности. Назовите животных относящихся к категории акклиматизированных и реакклиматизированных? Какое количество видов растений используется в качестве лекарственных? Приведите примеры.




  1. Укажите виды охраняемых территорий Кузбасса. Приведите примеры.




  1. Сделайте выводы (1 час внеаудиторной работы)

  • Что явилось основанием в конце 90-х годов определение экологами Кемеровской области как зоны экологического бедствия?

  • Комплекс каких экологических проблем вами определён?

  • Изменяется ли сегодня экологическая ситуация?

  • Каковы перспективы и пути решения экологических проблем?

  • Назовите условия, способные ускорить этот процесс.