Составила: Учитель начальных классов Н. А. Иноземцева - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Должность: учитель начальных классов 3 677.14kb.
«Использование информационных технологий с целью повышения познавательного... 1 35.63kb.
Учитель начальных классов: Гузеева Н. И 1 101.08kb.
Рабочая программа митехановой Татьяны Георгиевны учитель начальных... 4 604.81kb.
Пути трудового воспитания в учебно-воспитательном процессе Работу... 1 324.09kb.
Программа деятельности школьного летнего 1 311.63kb.
Развитие устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста 2 280.74kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово 2 465.08kb.
Методические рекомендации по апробации умк «Перспективная начальная... 1 162.72kb.
Смородинова Наталья Александровна, учитель начальных классов 1 90.6kb.
Использование икт в образовательном процессе. Справка 1 94.35kb.
Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев... 4 1238.1kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Составила: Учитель начальных классов Н. А. Иноземцева - страница №1/1










Составила: Учитель начальных классов

Н. А. Иноземцева




Цели урока :

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого.

  2. Познакомить детей с поучительным рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

  3. Учить находить главную мысль в тексте, подтвердить свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

  4. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Оборудование :

  1. Портрет Л. Н. Толстого..

  2. Детские книги с произведениями Л. Н. Толстого.

  3. Иллюстрации к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя».


Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

Прочитайте, что написано на доске, только справа налево.

ЯНСАБ (басня)

Что такое басня?

Басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Басня похожа на сказку, в ней всегда есть поучение или мораль, совет.

С какими баснями вы уже познакомились?

(Выставка детских рисунков).

Игра «Сложи название» (по рядам)

Лебедь. Рак. Чиж. Муравей. Щука. Стрекоза. Голубь.

Дома вы готовили выразительное чтение басен. Давайте послушаем чтение басни «Муравей и стрекоза» по ролям. Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука».

-Назовите главную мысль этой басни?

-Чему она учит?

Кто автор этих басен?


    1. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

-Что вы помните из биографии Льва Николаевича Толстого?

( Заслушивается сообщение уч-ся о жизни Л. Н. Толстого)


Когда были маленькими ваши прабабушки и прадедушки, они не ходили в школы. С 10-12 лет дети начинали работать наравне с взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.

Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было. Чтобы написать письмо крестьяне обращались за помощью с местному служителю церкви.

И вот однажды в одной усадьбе богатый граф объявил, что хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. В назначенный день крестьянские ребятишки вошли в графскую усадьбу. Волновались они, робели, когда он окинул их острым взглядом. Но вот граф улыбнулся, заговорил – и вся робость прошла.

Графом этим был Лев Николаевич Толстой.

(Показ портрета Л. Н. Толстого)

Ребятишки с удовольствием стали ходить в его школу. Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безжалостную жизнь бедноты. Он считал, что сможет изменить их судьбу , если будет учить их грамоте, разбудит в них любовь к книгам.

Но книг для детей простых и понятных было очень мало.

И хотя у писателя всегда было очень много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки – Л. Н. Толстой нашел время и для детских учебных книг.

Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

Давайте прочитаем высказывание авторов учебника о

Л. Н. Толстом. (страница 108 в учебнике)

Какие же произведения написал Л. Н. Толстой?

(выставка книг)С какими произведениями вы знакомы?

А узнали ли вы эту сказку? (Три медведя). Её тоже написал

Л. Н. Толстой. Расскажите её по рисункам (на доске иллюстрации к сказке).

Лев Николаевич Толстой написал не только сказки, но и много поучительных рассказов. Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой же целью? (Басня).

А жанр устного народного творчества? Как называются короткие мудрые высказывания? (Пословицы и поговорки).

На доске пословицы. Но только начало пословицы в одной строчке, а конец пословицы в другой. Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.


При солнышке тепло… и душа на месте.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… при матери добро.

Какой смысл вложил народ в эти пословицы? Какой темой они объединены? (О семье)

Сегодня на уроке мы будем читать с вами рассказ Л. Н. Толстого о семье.


    1. Изучение нового материала.

Посмотрите на стр. 110. О какой семье пойдет речь? Где они живут? Как вы думаете , какие они?

1. Первичное чтение рассказа учителем.

Какие слова вам непонятны?

2.Словарная работа.

Лохань-посудина мелкая, круглая, иногда на ножках.

Невестка-жена сына, сноха.

Слаживает (с чем-то)- управиться, справиться, одолеть.

3.Первичная проверка понимания.

-Интересный ли рассказ?

-Чем он вам понравился?

-Какие действующие лица в этой рассказе?


Физкультминутка.
4.Повторное чтение.

(Учащиеся читают рассказ по цепочке.)

5.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?

-Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Зачем Миша делал лохань?

-Почему родители Миши заплакали?




    1. Обобщающая беседа.

-Как они стали относиться после этого к дедушке?



-Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?

-Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?

-Зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю?

-Как мы должны относиться к пожилым людям и родителям?

-Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?

Почему?


-Что мы можем посоветовать героям этого стихотворения?
У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.

За ними нашей детворе в футболе не угнаться.

Легко ли бегать целый день,

Порою против ветра,

Да так, что собственная тень

Отстанет на полметра!

Но вот во двор выходит дед

Позвать внучат к обеду.

-Здесь вашим внукам равных нет!-

-Заметил кто-то деду.

Дед неохотно молвил : «Да...»

Потом добавил строже:

-Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей,

Когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли,

Хоть я и стар, и полуслеп, и ... не мастак в футболе.

-Можно ли этих мальчиков назвать внимательными? О чем надо задуматься этим ребятам?


Итог урока.

-С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какой рассказ мы прочитали?

-Какая главная мысль рассказа?

-Чему научил вас этот рассказ?
Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.


Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.