Сортовая посуда и декоративные художественные изделия из стекла органичные компоненты современного жилища - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сортовая посуда и декоративные художественные изделия из стекла органичные компоненты - страница №1/1

Факторы, формирующие потребительские

свойства стеклянных изделий
Сортовая посуда и декоративные художественные изделия из стекла - органичные компоненты современного жилища. Художественной обработке в основном подвергают изделия, изготовленные из бесцветного натрий-кальций-силикатного стекла, свинцового хрусталя, цветного прозрачного и глушеного стекла. Каждый вид стекла и стеклоизделий декорируют на разных стадиях их изготовления: существуют многочисленные приемы ручного декорирования изделий в процессе формования (гутное декорирование); на отформованные изделия из стекла можно наносить алмазную резьбу шлифовальными кругами, сложные рисунки - различными способами гравирования; стеклянные изделия можно также декорировать химическими и термическими методами, золотом, люстрами, силикатными красками, протравами и фотопечатью.
Художественные изделия из стекла изготовляли с древнейших времен. Сначала это было пластическое формование, близкое к ручной лепке. Затем появились способы прессования и прокатывания с наматыванием пласта стекла на глиняный стержень. Позже возникли способы формования, применяемые только для стекла, например выдувание стекла с помощью стеклодувной трубки. Один из самых древних приемов декорирования - роспись по стеклу. Попытки гравировать стекло ручным инструментом известны с VIII в. до н. э.- на образцах сохранившихся древних художественных сосудов есть украшения в виде вогнутых шлифованных ямок, гранения горлышка. С середины III в. н. э. стекло начинают обрабатывать при помощи точильного станка с вращающимся абразивным кругом: стеклянные предметы украшают гранями и легкой линейной резьбой. Древние мастера использовали также приемы гравирования на стекле рельефных изображений. Приемы гравирования, заимствованные из камнеобработки, постепенно совершенствуются, появляются способы процарапывания и пунктирное выбивание. Развиваются и такие способы декорирования, как живопись по стеклу, декорирование золотой фольгой, обжиговыми красками.
В конце XVIII в. в Англии возникло декорирование изделий из хрустального стекла “алмазной резьбой”. Этот вид декорирования быстро распространился и в других странах. В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан стиль, известный под названием “русской резьбы”, элементы которой широко используются и в настоящее время.
В начале XX в. развивается механизированная выработка листового стекла, тарных и массовых прессованных изделий, появляются машины для изготовления выдувных бытовых изделий. Однако изготовление и обработка художественных изделий в основном выполнялись вручную с применением различных приспособлений. Сейчас на предприятиях, вырабатывающих сортовую посуду и декоративные изделия из стекла, внедряются новые составы стекол, конструкции стекловаренных печей, осваиваются механизированные линии по производству наиболее массовых видов изделий, прогрессивные способы выработки и обработки изделий. На ближайшие годы намечен комплекс мероприятий по техническому перевооружению предприятий с внедрением новых процессов и оборудования на всех этапах технологического цикла, механизации и автоматизации трудоемких ручных операций.
Декоративная обработка — это нанесение на изделия украше (разделок)

разного характера. Декор в большой мере определяет эстетические достоинства

посуды; он должен подчеркнуть прозрачность, блеск и игру света стекла,

особенности формы и иметь самостоятельную художественную ценность.

Декоративная обработка — существенный признак ассортимента, один из главных ценообразующих факторов.

Разделки классифицируют по стадии нанесения (в горячем и холодном состоянии),

видам, сложности.

Украшение выдувных изделий в горячем состоянии осуществляют путем

нанесения стеклянных налепов, цветной крошки, лент, витых и путаных нитей,

цветных пя. Применяют разделку «кракле» — сеть мелких поверхностных трещин,

образующихся при быстром охлаждении набора в воде или во влажных опилках.

Особыми приемами создают в толще стекла рисунок из воздушных пузырьков, лент,

нитей. Используют разделку «под валик», создающую оптический эффект за счет

волнообразной внутренней поверхности, образующейся при выду заготовки в

ребристой форме. Радужные пленки (иризация) на поверхности изделий могут

получаться при осаждении на горячем изделии солей хлористого олова, бария и

др.; эти соли, разлагаясь, образуют прозрачные, блестящие ирризирующие пленки

оксидов металлов. Своеобразные рисунки разной окраски и прозрачности получают

при применении цинкосульфидного стекла. [2]

Декорирование выдувных изделий в горячем состоянии трудно, но прекрасно

выявляет свойства стекла, придает изделиям неповторимость и оригинальность.

Прессованные изделия украшают в основном за счет рисунка от пресс-формы.

Украшение изделий в холодном состоянии осуществляют посредством

механической обработки (фигурное сошлифовывание), химической обработки

(травление) и поверх декорированием с использованием силикатных красок,

препаратов золота, люстров.

К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную

шлифовку, алмазную грань, плоскую грань, гравировку, пескоструйную обработку.

Матовая лента — это полоска шириной 4—5 мм. Номерная шлифовка —

матовый поверхностный ри из круглых, овальных шлифов или насечек.

Алмазная грань — это рисунок из глубоких двухгран бороздок, которые,

сочетаясь между собой, образуют кусты, сетки, многоугольные камни, простые и

многолучевые звезды и другие элементы. Рисунок наносят на ручных или

автоматических станках с помощью абразивного круга с различным профилем края.

После нарезания рисунка его полируют до полной прозрачности. Алмазная грань

особенно эффектна на хрустальных изделиях, где хорошо выявляются блеск и игра

света в гранях.

Плоская грань — это полированные плоскости различной ширины вдоль

контура изделий.

Гравировка — поверхностный матовый или реже свет рисунок

преимущественно растительного характера с тщательной проработкой деталей.

Пескоструйная обработка — матовый рисунок различной фактуры, образующийся

при обработке стекла песком, который под давлением подают в вырезы трафарета.

Разделки, наносимые травлением, подразделяют на травление простое

сложное, глубокое . Для получения рисунка изделия покрывают слоем защитной мастики, на которой иглами машин или вручную наносят узор, обнажая стекло. Затем посуду погружают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот, которые растворяют стек по обнаженному узору на различную глубину.

Простое, или гелиоширное, травление — это углубленный

прозрачный геометрический рисунок в виде прямых, кривых, ломаных линий.

Сложное, или пантографное, травление пред собой линейный

углубленный рисунок, но более сложно, часто растительного характера.

Глубокое, или художественное, травление — это рельефный рисунок в

основном растительного сюжета на двухслойном стекле. За счет разной глубины

травления цветного стекла образуется выпуклый узор разной интенсивности

окраски. Разделка весьма трудоемка.

Поверхностное декорирование силикатными красками, препа золота,

люстрами — это живопись, нанесение лент (шириной 4—10 мм), отводок (1—3 мм),

усиков (до 1 мм), перевод картинок (декалькомания), фотоизображений и др.

Рисунки закрепляют обжигом при температуре 550—600 °С.

Разрабатывают новые методы украшений — плазменное на металлов,

стеклопорошков, фотохимическое гравирование и др.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой

изделий. Выдувные, прессовыдувные изделия маркируют наклеиванием бумажной

этикетки с указанием товар знака завода, номера стандарта, сорта

(хрустальных выдув), группы разделки, цены. Прессованные изделия

маркируют оттиском необходимых данных на дне изделий при формовке.

Декоративные изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов,

туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и др.

Каждый вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов),

отличающихся размером и фасоном.

По размерам посуду подразделяют на мелкую, среднюю, крупную, особо

крупную. Размер изделий характеризуется диа, длиной или высотой, а

размер полых изделий — вмести.

По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и

др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных (пробка,

крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий. Посуду

выпус с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне (выступ или

уступ в нижней части изделия).

Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и

обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для цветов в зависимости от

сложности формы подразделяют на три группы.

Фасон наряду с эстетическими особенностями стекломассы и разделкой во многом

определяет художественную выразитель изделий. Он подвержен изменениям в

соответствии с требо стиля. В настоящее время посуда праздничного и

пода характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и

сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и

цельные формы.

По способу украшения различают посуду гладкую и декори.

Декорированную посуду в зависимости от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на груп и внегрупповую. Разделки групповой

выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы.

Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й груп сложности. [2]

В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но раз сюжета. Их

обозначают трехзначными номерами, в которых цифра сотен указывает на номер

группы. Например, рис. 979 — группа 9.

Внегрупповые изделия характеризуются оригинальностью форм, сложными, часто

комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны

для продукции каждого завода.

Многие изделия с индексом «Н» и реализуемые по договор ценам относят к

внегрупповым.

Разделки прессованных изделий на группы сложности не под.

Современные тенденции в декоре стеклянной посуды — рас гаммы цветных

стекол, комбинация в накладе цветного и слабо заглушенного стекла,

контрастные сочетания в рисунке элементов алмазной грани, матовой гравировки,

люстра, широкое использование рисунков деколи и шелкографии различного

сю, живописных разделок красками и золотом, часто в комби с

матированием. По-прежнему популярны гутные разделки и изделия.

По комплектности различают штучные изделия, наборы (включают изделия

одного вида — набор стаканов и т.д.), при (содержат изделия разных видов

одного назначения) — для воды, варенья, крюшона, туалетные и др. Изделия

комплек характеризуются единством художественно-конструктивного решения.

Ассортимент посуды для сервировки стола чрезвычайно разнообразен

и группируется с учетом всех названных ранее призна. Основные виды изделий:

стаканы, кружки, чашки, бокалы, фужеры, рюмки, бокальчики, графины, кувшины,

молочники, ва для сервировки стола (для фруктов, печенья, конфет, варенья,

крема, салата, менажницы), масленки, сахарницы, сухарницы и др.

Декоративные изделия представлены скульптурой, вазами для цветов,

туалетными приборами, бокалами в форме рога и др.

Хозяйственную посуду вырабатывают ручным или механизи методом из

бесцветного и полубелого стекла. Ассорти включает термосы и другие изделия

для хранения пищи — крынки, банки для солений и варенья, бочонки, бутылки для хранения жидкостей. Термосы подразделяют по назначению на термосы для жидкостей и пищи (с широким горлом), по вмести колбы, конструкции и материалу

оболочки (металлические, пластмассовые, комбинированные).

Кухонная посуда из жаростойкого стекла и ситаллов представлен

кастрюлями различной вместимости, формами для запе, жаровнями,

сковородами. Из ситалла вырабатывают на кастрюль и комплект «Малыш».

Посуду из жаростойкого стекла подвергают закалке и не декорируют. Ситалловая посуда белого цвета с гладкой блестящей поверхностью дополнительно украшается рисунками деколи.

При раскопках первых поселений в междуречье Тигра и Евфрата, где за несколько тысяч лет до Рождества Христова уже сложилась одна из ранних цивилизаций, было найдено множество черепков глиняной посуды. Расцвет развития керамики связан с историей Древней Греции. Тогдашние мастера умело совмещали высокий эстетический идеал с сугубо практическими целями при изготовлении таких разнообразных изделий, как амфоры для масла, килики для вина и вазы красно- и чернофигурного стилей. Нельзя обойти вниманием и Китай, где был создан и долгое время хранился в тайне рецепт тончайшего фарфора.


Стекло применяли в интерьере, в частности для инкрустации мебели, еще в Древнем Египте. Однако подлинного расцвета стекольное производство достигло в более поздний период. В эпоху Ренессанса на итальянском острове Мурано были созданы первые подлинные шедевры стеклянной посуды и декоративного стекла, секреты изготовления которых пришли в Италию из Византии в период упадка последней и долгое время тщательно скрывались от мастеров других стран. Следующий «ренессанс» этого производства связан с именами Тиффани, Галле, Лалика и относится к рубежу XIX–XX веков.
День сегодняшний
В современном, эклектичном по своей сути, интерьере, сочетающем такие на первый взгляд несовместимые направления, как кантри или этностиль с хай-тек, или, что еще более характерно, хай-тек и какой-либо из исторических стилей, например барокко, использование аксессуаров и, в частности посуды, выполненной в определенной стилистической традиции, дает возможность создавать разнообразные по характеру интерьеры с ароматом прошедших времен.

Как сказал некогда Оскар Уайльд: «У красивых вещей нет возраста». Всевозможные аксессуары приобретают определенную историческую и эстетическую ценность со временем. Вот почему в современных, проникнутых подчеркнутым технологизмом интерьерах стиля хай-тек так органично смотрятся своеобразные вкрапления самодостаточных предметов, отсылающих в ту или иную историческую эпоху или этнографическую среду.


Холодные и гладкие по фактуре, эти интерьеры с их подчеркнутым порядком прямых углов и идеальной и непогрешимой геометрией пространства оживляются с привнесением разнообразных по декоративному решению, внешне незамысловатых интерьерных керамических тарелок и ваз, рамок и пепельниц, шкатулок и статуэток.
Терракотовое изящество
Технологий обработки и декорирования керамических изделий достаточно много, что позволяет создавать разнообразные предметы практически на любой вкус. Например, существует посуда глазурованная (которая не только эстетична, но и функциональна) и неглазурованная, служащая по большей части лишь для украшения. Декорировать керамику также можно по-разному, например процарапав на ее поверхности незамысловатые узоры, как это делали еще в древние времена, или расписав тонким реалистичным рисунком.
Роспись фарфора и керамики бывает разной. Подглазурная делается до обжига и покрытия изделия глазурью — посудой можно смело пользоваться. Надглазурная же роспись, напротив, делается уже после обжига, поэтому такая посуда и предметы из керамики несут, как правило, сугубо эстетическую функцию.

Помимо глиняных предметов и посуды на сегодняшний день в интерьере чрезвычайно распространены изделия из шамота — одной из разновидностей глины. Шамот по фактуре напоминает «древнюю» керамику, покрытую патиной и порой даже слегка облупившуюся под воздействием времени. На ощупь это чрезвычайно теплый и мягкий материал, способный вдохнуть душу в любой, даже самый технологически изощренный интерьер. Чего только ни делали на протяжении истории из шамота, начиная с крупных архитектурных элементов, таких, как античные колонны, полуколонны, разнообразные рельефы фризов и фонтанчиков, и заканчивая всевозможными малыми формами: статуэтками, сувенирами, интерьерными тарелками, вазами, кружками и цветочными горшками.


Более того, в художественных мастерских, занимающихся производством керамических изделий, как правило, можно заказать для своего интерьера предмет по индивидуальному эскизу, который вам могут нарисовать прямо на месте профессиональные художники.
Хрупкая красота
Стекло в интерьере в настоящее время переживает очередной всплеск популярности. В моде не только разнообразные мелочи: серии стеклянных ваз, тарелки, подносы, фужеры с декором из необычных материалов (например, растений), которые эффектно смотрятся на просвет, — но и всевозможные светильники, витражные элементы и детали мебели, выполненные в различных техниках.
Кстати, если говорить о способах производства декоративного стекла, то в первую очередь следует упомянуть технологию тиффани, появившуюся в начале ХХ века. Она носит имя своего создателя и заключается в спаивании разноцветных нарезанных по эскизу и обернутых по краям медной фольгой кусочков стекла. С помощью этой технологии можно создать вещь практически любой формы, в том числе и изогнутый светильник или вазу.
Не менее популярны в современных интерьерах витражи и изделия из стекла, выполненные в технике фьюзинг. В специальных печах при температуре около 800 °С происходит спекание разноцветных и отличных по площади кусочков стекла, что придает изделию богатую и разнообразную фактуру. В этой технике производят не только большие по площади витражные вставки для дверей или мебели, но и декоративную посуду, вазы и сувениры, которые, безусловно, вносят дополнительный колорит в жилое или офисное пространство.
Помимо этих двух чрезвычайно распространенных технологий производства посуды и витражей существует еще целый ряд способов декорирования стекла. Среди них витраж в технике латуни: соединение больших по площади кусков стекла латунным профилем. С помощью этой технологии производят великолепные стеклянные перегородки и ширмы, а также мебельные вставки.

Современный способ создания стекломозаики позволяет добиться эффекта витража без спаивания его элементов. Термодеформацией получают необычную по форме посуду, сувениры и предметы из стекла, которое подвергается спеканию дважды. Роспись по стеклу с последующим обжигом витражных красок — также одна из древних и чрезвычайно популярных на сегодняшний день технологий производства художественной посуды и авторских предметов интерьера.


Такое разнообразие техник обработки керамики и стекла позволяет создавать практически любые аксессуары по индивидуальным эскизам для частных интерьеров и достигать при этом самых неожиданных эффектов: как изменения всего интерьера, так и декорирования отдельных его элементов.
Всевозможные аксессуары из керамики и стекла, в частности глиняная и стеклянная посуда авторского производства, не только выполняют свое функциональное назначение, но и позволяют создать неповторимый образ вашего дома, подчеркнуть его индивидуальность.
В настоящее время существует огромное количество крупных и мелких заводов и мастерских по производству интерьерной керамики, фарфора и стекла. Также есть множество галерей, располагающихся, в частности, в Центральном доме художника на Крымском Валу и торгующих работами современных художников из керамики и стекла. Но наиболее удобны для дизайнеров и людей, желающих украсить свой дом замысловатыми предметами и посудой, магазинчики подарков и необычных вещей, например сеть магазинов Le future, салон «Детали», «Брюссельские штучки», салон «Трио», «Оранжевый ослик» и многие другие.
В подходящем месте
Как и любые аксессуары, посуду в интерьере нужно правильно расположить. Керамические вазы с древнегреческими сюжетами будут отличным дополнением гостиной, оформленной в классическом стиле, традиционные тунисские блюда впишутся в этническую обстановку, а незатейливые вазы и стаканы в духе работ Алвара Аалто окажутся незаменимыми деталями в минималистичном антураже квартиры, студии.

Грамотно следует подходить не только к стилевому соответствию, но и к выбору места для расположения аксессуаров. Неизменный атрибут типовых советских квартир — сервант с не менее типовым содержимым — сегодня не в моде, а потому дизайнеры все чаще советуют располагать декоративную утварь на специально отведенных для этого полках либо на журнальных столиках и тумбах. Последний вариант больше подходит для классических интерьеров, где такая мебель чувствует себя комфортно. Если же вы — счастливый обладатель коллекции антикварных графинов или советского фарфора, то прятать такие драгоценности нецелесообразно. Поместите ваши сокровища в специальную витрину, которая вполне может стать стилеобразующим элементом в интерьере. Еще один классический вариант — панно во всю стену из коллекционных керамических тарелок.


Не менее важно соблюдать меру и не перегружать интерьер обилием декоративных деталей. Кроме того, помните, что сочетать предметы, выставленные на одной полке, следует очень аккуратно. Например, грамотно расставить в одном шкафу семейные реликвии и современные вещи сможет только человек с безупречным вкусом; лучше доверить эту работу профессионалу.
Дизайнеры сегодня предлагают весьма оригинальные способы применения посуды для оформления интерьера. Например, иногда наклеенными черепками разбитой посуды украшают различные поверхности — рамы зеркал, столешницы, комоды.


http://uobgtpsm.narod.ru/files/word/uobgtpsm.narod.ru_steklo_istoria_ispolzovanie.doc