Содержание учебного материала содержание лекционного курса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 3 432.09kb.
Рабочая программа учебного курса 2 457.88kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 2 871.53kb.
Элективный курс «Основы картографии и топографии» 1 43.24kb.
Белый голубь москвы новоспасский ставропигиальный монастырь 15 694.9kb.
Основное культурологическое понятие учебного курса «российская религиозно-культурная... 1 112.81kb.
Примерный перечень вопросов для сдачи зачета по курсу «прокурорский... 1 60.72kb.
«холодная война». Выбор политического курса СССР 1 64.24kb.
Программа элективного курса 1 161.7kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1-2-х классов 1 95.09kb.
Вопросы к зачёту по дисциплине "менеджмент" для студентов II курса... 2 482.96kb.
"Искусство русского чаепития" Оборудование: чайная посуда, самовар... 1 38.18kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Содержание учебного материала содержание лекционного курса - страница №1/1


powerpluswatermarkobject33777822


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Раздел I.

Становление детской литературы и науки о детской литературе.
1. Феномен детства в мировой словесности.

Детская литература, круг детского и юношеского чтения

Три подхода к ребенку в фольклоре и книжности: детство – таинственный мир, детство – «читая доска», детство – будущность рода, семьи. Религиозная точка зрения на период детства. Эволюция подходов к явлению «детская литература». Функции детской литературы как искусства слова. Специфика и главная задача литературы для детей. Три этапа знакомства с книгой. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Художественно-педагогическая книга.



2. Наука о детской литературе. Основные этапы развития

Структура науки о детской литературе. Современное понятие о детской литературе. Детская литература и детское и юношеское чтение, круг детского и юношеского чтения. Научная классификация видов детских произведений. Жанрово-родовая классификация детской литературы, особенности жанров произведений для детей. Специфика детской литературы. Художественные критерии детской литературы. Иллюстрации и текст детской книги.



3. Фольклор, устная народная словесность и детская литература

Устное народное творчество и народная педагогика. Детский фольклор. Малые жанры детского фольклора (колыбельная, потешки, прибаутки, пестушки, считалки, скороговорки, дразнилки, приговорки, заклички). Крупные жанры: русские народные песни, былины, сказки. Взаимодействие фольклора и художественной литературы.



4. Концепция детства в русской культуре X - XVIII вв.

Формирование детской книжности

Становление письменной культуры и появление учебно-познавательной и нравственно-дидактической литературы. Роль Библии, устного народного творчества, народного театра, народной книжности в формировании детской литературы. Жанровые и педагогические доминанты. Зарождение детской поэзии, прозы и драматургии. Эволюция приоритетов. Первые труды по истории детской литературы.


Раздел II.

Русская детская литература XIX
5. Автобиографическая повесть о детстве в XIX в. Герой-ребенок.

Проблема «точки зрения»

Специфика художественной автобиографии. Образ повествователя в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Повесть Н.Г. Гарина–Михайловского «Детство Темы». Педагогическое и художественное в повести. Понимание детства как истока талантливости. Точка зрения героя ребенка в повести Л.Н. Толстого «Детство». Диалектика души. Затруднения в детском восприятии текста. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая домина. Анализ ключевых эпизодов.


6. Русская поэзия XIX в. в детском чтении. Субъекты речи.

Эволюция жанровых форм и стиля
Продолжение традиций поэзии XVIII века. Романтизм XIX века в поэзии: жанр баллады. Второй взлет русской поэзии в 50 – 60-е гг. XIX в. Народно-демократическая поэзия. Особенности мировосприятия лирического героя. Анализ текстов. Поэзия «чистого искусства». Специфика поэтического мира, созвучие детскому пониманию мира. Жанровое многообразие стихотворений. Стихи, написанные специально для детей.
Раздел III.

Русская детская литература XX – XXI вв.
7. Поиск подходов к феномену детства и детской литературе

в первой половине XX в.
Творческие поиски в области поэзии и прозы для детей рубежа XIX – XX вв. Многообразие литературных течений в первой половине ХХ века. Специфика концепции детства в эстетике разных литературных направлений. Развитие и изменение жанров произведений для детей. Периодические издания для детей в первой половине ХХ века. Эволюция подходов к задачам детской литературы. Стремление к синтезу в искусстве. Живописное в литературе. Музыка в литературе. Способы изображения. Внутри-литературный синтез: взаимодействие поэзии и прозы как автономных содержательных художественных миров. Сверхзадача «синтеза». Жанровый синтез. «Три толстяка» Ю. Олеши – «Золотой ключик» А. Толстого. Художественный синтез в «Хрониках Нарнии» К. Льюиса. Функция поэтического. Мифологическое и символическое
8. Поэзия первой половины ХХ века в круге детского чтения.

Особенности поэтического языка и поэтического синтаксиса
Третий подъем русской поэзии на рубеже XIX – XX вв. «Эпоха младенчества». Поэзия С.Я. Надсона, П.С. Соловьевой, К. Бальмонта, А.А. Блока, Н. Гумилева для детей. Произведения «для взрослых», перешедшие в круг детского и юношеского чтения: творчество М. Волошина, М.И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, В. Хлебникова, С. А. Есенина, Саши Черного и др. Поиски в области формы и содержания стихотворений для детей и юношества. Особенности поэтического языка и поэтического синтаксиса. Осознание функции поэзии для детей и ее места в развитии детской литературы. Анализ конкретных примеров.
9. Тема «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне.

Способы развития темы
Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.

Раздел IV.

Переводная литература для детей и проблемы мировой детской литературы
10. Приключенческая зарубежная литература для детей. Композиция сюжета
Традиция фантастики в мировой литературе. Жюль Верн и его «ученики» в русской детской и юношеской литературе. Гротеск. Литота. Двоемирие. Инобытие. Время и ахронность в фантастических жанрах. Жанровое многообразие произведений авантюрно-приключенческого характера. Темы, идеи, образы, композиция сюжета. Поиски положительного героя. Формирование вкуса школьников-читателей. Понятие «беллетристики», «чтива». Роль приключенческой литературы в формировании личности.
11. Проблема перевода. Повесть-сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Проблема перевода зарубежных произведений на русский язык . Виды перевода. Буквальный и смысловой перевод. «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. От перевода к разнообразной развертке содержания. Переводы А. Демуровой, Б. Заходера, В. Набокова. «Нонсенс» и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.
12. Трансформация зарубежной детской литературы в отечественной классике
«Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик» А. Толстого. Апулей и его герои в сказках Коллоди и А. Толстого. Национальные фольклорные доминанты. Открытия серебряного века в сказке А. Толстого. Г.Х. Андерсен и его традиции в «Сказках Кота Мурлыки» Н.П. Вагнера. Пересказ. Стилизация. Шаржирование. Пародия в портретировании «прототипа». «Доктор Дулитл» Хью Лофтинга и «Айболит» К. Чуковского (прозаический). «Волшебник из страны Оз» Фрэнка Ваума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Способы «вращивания» «чужого слова» в национальную традицию.
13. Место «фентези» в круге чтения современного ребенка
Жанровый синтез. Фантастика и фэнтези. Проблема выявления жанра «фэнтези». Классификация произведений жанра фентези. Особенности героя. Сюжет. Конфликт. Способы создания образов. Специфика «второй реальности», вымышленного мира. Способы выявления читательских интересов. Психолого-педагогические закономерности привлекательности жанра «фентези».