«Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Публичный доклад директора гимназии 2010 год моу «гимназия №17» Г. 2 495kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4187.39kb.
Тематический план изучения учебной дисциплины «Психологические проблемы... 1 114kb.
«Основы правовых знаний» в 9 классе 1 48.74kb.
1. общетеоретические (методологические) проблемы формирования экологически... 1 30.36kb.
Об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения 1 160.07kb.
Положение о Попечительском Совете муниципального общеобразовательного... 1 117.72kb.
Детская общественная организация и ее деятельность в современных... 4 1179.89kb.
«Современные активные формы городской социальной рекламы» 1 27.59kb.
1. pr – искуство управления имиджем организации pr коммерческих организаций... 1 14.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Ольга Андреевна Агеева, доктор экономических наук, профессор кафедры... 2 491.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения - страница №1/1

«Утверждаю»

директор МОУ лицей №4

____________ Н. Н. Сологубов

Промежуточный отчет

по исследовательской работе

на тему: «Социально-педагогические основы

формирования имиджа общеобразовательного

учреждения в условиях городского лицея»

за период с 06.04.2009 по 06.04.2012 гг.

Научный руководитель

к.п.н., Даванов В.Н.


Ответственная за

экспериментальную работу

Л. А. Потапова



Программа исследования на тему: «Социально–педагогические основы формирований имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея № 4 города-курорта Кисловодска»

Актуальность проблемы

Сегодня складывающийся рынок образовательных услуг обязывает школы больше ориентироваться на потребителя, учитывать его запросы. Появление общеобразовательных учреждений различных типов и видов, предоставление учащимся и их родителям права выбора школы, заинтересованность школ в увеличении количества учеников из–за предстоящего перехода к финансированию на нормативной основе, ухудшение социально–экономического положения учителей и отток их в более высокооплачиваемые отрасли хозяйства втягивают

общеобразовательные учреждения в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, способных оплачивать дополнительные образовательные услуги, учителей, фанты различных фондов и организаций, расположение вузов, окружающего социума. В разворачивающемся соперничестве общеобразовательные учреждения прибегают к неценовым и ценовым формам конкуренции – качество, перечень, комплексность, условия предоставления, цена образовательных услуг. Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу.

Позитивный имидж способствует тому, чтобы конкретная школа была высоко оценена клиентом и выбрана им из ряда других. Многие коллективы общеобразовательных учреждений осознают важность целенаправленного создания имиджа. Вместе с тем они не обладают достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу. Таким образом, назрела необходимость исследования социально–педагогического процесса формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Это позволит создать предпосылки для преодоления противоречия между потребностью руководителя и работников школы в формировании имиджа и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности. Решение обозначенной проблемы требует теоретического обоснования на базе междисциплинарного подхода, а акмеологический срез ее изучения является актуальным направлением для отечественной науки.

Недостаточная научная разработка вопросов структуры имиджа школы, приемов и методов психологического воздействия на ее социальное окружение в процессе создания имиджа, условий и факторов, влияющих на эффективное формирование имиджа, обусловили проблему нашего исследования. Проблема определяется необходимостью создания предпосылок для преодоления противоречия между потребностью руководителя и работников общеобразовательного учреждения в формировании позитивного имиджа школы и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности.

Сформулированная проблема требует междисциплинарного подхода.



Объектом исследования выступает процесс формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

Предметом исследования являются условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

Целью исследования является теоретико–методологическое обоснование и экспериментальное выявление социально–педагогических условий и факторов формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

Гипотеза исследования. Формирование позитивного имиджа общеобразовательного учреждения обуславливается способностью педагогического коллектива выявлять потребности и ожидания конкретных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, и умением организовывать свою деятельность с учетом этих потребностей и ожиданий. Важную роль играет то, насколько педагогический коллектив и его руководитель владеют методами и приемами формирования имиджа.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать состояние разработки проблемы и раскрыть понятие "имидж общеобразовательного учреждения";

2) определить содержание и структуру имиджа школы, субъекты его формирования;

3) разработать теоретическую модель и алгоритм формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения; выявить критерии и показатели эффективности этого процесса;

4) определить продуктивные социально–педагогические условия, внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа школы;

5) выявить закономерности, требующие учета при обращении к методам и приемам психологического воздействия на социальное окружение школы в процессе формирования ее позитивного имиджа.

Будет выявлен главный субъект процесса формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения – коллектив работников общеобразовательного учреждения в целом. Будет определено, что учащиеся школы, их родители, работники предприятий, учреждений, организаций, предприятий, органов управления образованием и муниципальных органов власти, СМИ, местные жители, взаимодействующие с коллективом школы, в конкретных ситуациях также могут являться субъектами формирования имиджа общеобразовательного учреждения.

Выявлены обобщенные критерии эффективности формирования имиджа – "привлекательность имиджа" и "ресурсообеспечение" его создания. Установлена возможность декомпозиции обобщенного критерия "привлекательность имиджа" на частные критерии социальные ' и психологические, а обобщенного критерия "ресурсообеспечение" – на организационные и экономические. В соответствии с этим в работе выделены

социальные, психологические, педагогические, организационные и экономические показатели эффективности формирования имиджа.

Разработан алгоритм, определяющий порядок и правила целенаправленной деятельности по формированию позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Подтверждено, что его необходимыми компонентами являются гностический, конструкторико–проектировочный, организационный, коммуникативный.

Выявлены закономерности, требующие учета при обращении к методам и приемам психологического воздействия на социальное окружение школы, и факторы, оказывающие влияние на формирование позитивного имиджа школы. Осуществлена их классификация по масштабу и типу воздействия (глобальные, внутригосударственные, внутриотраслевые и внутри школьные) и по принципу учета значимых характеристик социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (демографические, социально–экономические и психологические факторы).

Выявлены и классифицированы продуктивные социально–педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию имиджа общеобразовательного учреждения, среди которых: внешкольные, внутри школьные и личностные условия.

Практическая значимость исследования будет определяться тем, что:

– привлечено внимание работников системы образования к проблеме целенаправленного формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения в условиях складывающегося рынка образовательных услуг, падения авторитета массовой общеобразовательной школы;

–предложен экспериментально обоснованный алгоритм формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения, который является основой для разработки программы школы по созданию позитивного имиджа;

–подготовлены методические рекомендации по оказанию психологического воздействия на аудиторию в целях формирования позитивного имиджа школы во время проведения открытого мероприятия;

– разработана программа семинара для руководителей школ и работников органа управления образованием, базирующаяся на результатах исследования и опыте практической деятельности по формированию позитивного имиджа общеобразовательного учреждения;

–разработан примерный план деятельности школы по формированию ее позитивного имиджа;

–разработан инструментарий, позволяющий осуществлять

акмеологическое сопровождение деятельности по формированию имиджа и повышать ее эффективность с учетом воздействия реальных условий и факторов;

– получены новые экспериментальные данные о влиянии различных составляющих имиджа общеобразовательного учреждения на группы

потребителей образовательных услуг, в том числе визуальной символики, стиля школы, личного имиджа руководителя и педагога, что позволяет осуществлять достаточно точный прогноз при внедрении различных элементов имиджа и продуктивно проектировать его в целом; обобщены данные, выявляющие степень популярности различных каналов трансляции имиджа школы среди учащихся и их родителей.



Организация и этапы исследования. Личное участие участников состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно–экспериментальной. Избранная теоретико–методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно будет проводиться в несколько этапов в период с 2009–2013 г. г.

На первом этапе (2009–2010 г.г.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2009–2011 г.г.) уточняется гипотеза исследования, основные направления формирующего эксперимента; определяются педагогические условия его проведения; разрабатываются и внедряются в практику работы механизм формирования социального имиджа культуры школы

На третьем этапе (2011–2013 г.г.) осуществляется диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, корректировка комплекса социально–педагогических условий формирования имиджа учреждения общего образования, оформление результатов исследования в отчета.



Положения, выносимые на обсуждение краевым экспертным советом:

1. Имидж общеобразовательного учреждения есть эмоционально окрашенный образ учреждения, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения.

2. Содержание имиджа общеобразовательного учреждения обусловлено совокупностью семантических характеристик его структурных компонентов. Структура имиджа включает представления социального окружения о качестве образования (обучении, развитии и воспитании учащихся), уровне комфортности школьной среды, стиле школы, цене образовательных услуг, а также образ руководителя и образ персонала школы, внешнюю атрибутику.

3. Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи –различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении

образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятии, организации, учреждении, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители.

4. Теоретическая модель формирования имиджа общеобразовательного учреждения базируется на интегративном взаимодействии участников этого процесса, осуществляемом на основе социальной перцепции. Целостность модели предполагает не только организованное воздействие субъектов формирования имиджа на сознание социального окружения, но и получение обратной информации об имидже от социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, в целях его улучшения.

5. Оценка эффективности формирования имиджа общеобразовательного учреждения проводится по обобщенным критериям «привлекательность имиджа» и «ресурсообеспечение» его создания.

Частными критериями привлекательности имиджа являются социальные, педагогические и психологические, "ресурсообеспечения" –организационные и экономические критерии. Частные критерии операционализируются в следующих показателях:

– совокупность социальных показателей (позитивная оценка деятельности учреждения потребителями образовательных услуг; образовательными учреждениями–партнерами; предприятиями и организациями–партнерами; конкурентоспособность; сохранение контингента учащихся и учителей);

–совокупность психологических показателей (авторитет работников школы; комплиментарность учеников и их родителей, работников органов управления образованием, муниципальных властей, местных жителей; позитивная направленность отзывов в СМИ; узнавание школы социальными группами; психологическая готовность работников школы к профессиональной деятельности, их удовлетворенность условиями и результатами деятельности, профессиональный и личностный оптимизм);

– совокупность организационных показателей (высокий уровень организации и самоорганизации коллектива, его способность продуктивно выполнять комплекс проектировочно–конструкторских, регулятивно–коммуникативных, аналитико–оценочных функций);

– совокупность экономических показателей (финансовые затраты на паблик рилсйшнз, собственную рекламную кампанию, взаимодействие со СМИ, формирование материально–технической базы школы, повышение профессионализма персонала, оплату труда профессиональных имиджмейкеров).

Алгоритм формирования позитивного имиджа

общеобразовательного учреждения включает следующие операции:

– диагностическую (осуществление всестороннего анализа ситуации по проблеме формирования имиджа общеобразовательного учреждения);

– конструкторско–проектировочную (определение стратегии построения положительного имиджа, разрабатываемой в строгом соответствии с результатами анализа данных и включающей комплекс решений, которые необходимо принять руководителю и работникам школы);

– организационную (осуществление реализации стратегии на основе программы и плана действий);

– коммуникативную (осуществление психологически грамотного общения в процессе реализации программы).

7. На формирование привлекательного имиджа общеобразовательного учреждения оказывают влияние внешние (глобальные, внутригосударственные, внутриотраслевые) и внутришкольные факторы. Школа, сознательно формирующая имидж, должна всесторонне изучить "свои" социальные группы, на которые предполагается его трансляция, и учитывать их демофафические, социально–экономические и психологические характеристики.

8. К продуктивным социально–педагогическим условиям, способствующим оптимизации формирования имиджа общеобразовательного учреждения относятся:

– внешние условия (кардинально меняющаяся социальная действительность, перемены в образе мышления и жизни населения, общественный запрос на профессионализм в формировании имиджа);

– внутришкольные условия (оптимальный подбор кадров, их профессионализм, стойкая мотивированность на деятельность по формированию имиджа, организация профессиональной среды, осознание руководителем необходимости формирования личного имиджа и имиджа учреждения в целом, его готовность эффективно работать с профессиональным школьным имиджмейкером);

– личностные характеристики участников формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения (задатки, общие и специальные способности, уровень профессионального образования, предвидение, проницательность, активность, хорошее состояние здоровья, адаптивность к экстремальным условиям, устойчивый интерес к деятельности).

Обращение к методам и приемам психологического воздействия при формировании имиджа школы, предполагает учет следующих закономерностей:

– воздействуемые меньше сопротивляются воздействию, если олицетворяемые имиджем школы идеи отвечают их потребностям, ожиданиям и интересам;

– успех воздействия зависит от доверия к педагогическому коллективу школы;

– воздействие быстрее достигает цели, если направлено на визуальное восприятие;

– выбор способов психологического воздействия (убеждение или внушение) обуславливается основными характеристиками социального окружения школы.

На первом этапе, в соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

– проанализировать роль образования в городском сообществе и состояние муниципального рынка общего образования в современных условиях;

– выявить сущность образовательных услуг общего образования и их специфические особенности;

определить понятие, структуру корпоративного имиджа образовательного учреждения и выявить факторы, влияющие на него;

– исследовать существующие подходы к формированию имиджа школы;

– разработать маркетинговые инструменты отображения имиджа ОУ в системных параметрах окружающего социума;

– разработать первичные методические рекомендации по формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, способствующих привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг;

– обосновать экономическую целесообразность проведения маркетинговой коммуникационной политики школы.


Анализ промежуточных результатов ОЭР, направленных на формирование имиджа лицея


Экспериментальная работа в МОУ Лицее №4 города-курорта Кисловодск ведется с 06. 04. 2009 г.

На первом этапе (2009-2010 гг.) осуществляется анализ философской, педагогической и психологической литературы. В эти сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза (гипотеза исследования: формирование позитивного имиджа общеобразовательного учреждения МОУ Лицей №4 обуславливается способностью педагогического коллектива выявлять потребности и ожидания конкретных социальных групп, заинтересованность в предоставлении образовательных услуг, умением организовывать свою деятельность с учетом этих потребностей и ожиданий.)

Осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Так как целью исследования является теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное выявление социально-педагогических условий факторов формирования позитивного имиджа МОУ Лицей №4, то, в соответствии с целью и гипотезой исследования, на I этапе исследования выполнены следующие задачи:



  1. проанализирована проблема и раскрыто понятие «имидж общеобразовательного учреждения»;

  2. определено содержание и структура имиджа лицея, субъекты его формирования;

  3. выявлена сущность образовательных услуг общего образования и их специфические особенности;

  4. разработаны маркетинговые инструменты отображения имиджа ОУ в системных параметрах окружающего социума;

  5. разработаны первичные методические рекомендации по формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, способствующих привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг;

  6. обоснована экономическая целесообразность проведения маркетинговой коммуникационной политики школы

Как показала ОЭР имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа лицея будет служить степень соответствия ее миссии, целей и задач требованиям общества. Так на сегодняшний день особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе. В этом плане на сегодняшний день для формирования положительного имиджа ОУ уже сделано достаточно много. Забота о высокой репутации лицея, формирование ее традиций, создание привлекательного образа педагога – это и есть работа над имиджем.

Начало осознанной работы по формированию положительного имиджа имело целью обосновать и сознательно выстроить свой процесс лицейского образования с учетом наиболее значимых для родителей и детей атрибутов (образовательных запросов) и поддерживать устойчивое качество образования. Создать индивидуальность через разработку имиджа. Обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг, сформировать необходимые коммуникации. Представить учащимся и их родителям собственную систему ценностей.

Для этого лицей вначале определился с базовой идеей. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, руководство задавало себе вопрос: а кто мы? В чем наша особенность? Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» занял много времени, но оно того стоит. Итогом этого этапа стало четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны школы. Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализировались и популяризировались, с проблемами работали. После того как специфика школы была определена, началась работа с целевой аудиторией.

Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники, учащиеся и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве со школой), средства массовой информации.

На начальном этапе формирования имиджа путем проведения различных опросов и анкетирования было проведено выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей. Для сбора первичной социологической информации (специально для этих целей созданы детские социологические группы) применяется метод анкетного опроса. Респондентам раздавалась анкета - опросный лист составленная по определенной программе. Анкетирование как техническое средство многих подобного рода исследований часто применяется при изучении мнения той или иной социальной группы по тому или иному поводу. В результате было выявлено, что наиболее значимыми (в порядке убывания) для родителей являются следующие: инновационные, авторские программы обучения; высокий уровень профессиональной квалификации; наличие материально-технической базы для обучения; географическое положение, гигиенические условия групповых и учебных помещений.

Таким образом, было определено, что ЛИЦЕЙ обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой.

После изучения путем проведения SWOT – анализа[1] положения ОУ на рынке образовательных услуг были выявлены и некоторые конкурентные преимущества лицея, к ним относятся:

- набор востребованных профессиональных предметов,

- обязательная учебная программа, элективные курсы, курсы по выбору и постоянные презентации достижений учащихся.

- при высоком профессиональном уровне участие в федеральных и краевых проектах.

- нахождение в профессиональной среде, возможность сравнивать свой уровень игры со сверстниками, что особенно важно в возрасте 10-18 лет.

- возможен вариант использования материальной базы лицея для неформального образования.

Кроме этого, школа обладает и сильными возможностями в позиционировании лицейского образования не только в масштабах своего микрорайона, но и в больших масштабах города.

Каждый директор любого общеобразовательного учреждения и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа лицея состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Мы можем выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности, актуальных для лицея, и в их рамках набор методов, приемов и технологий которые используются школой. К первой группе способов относятся:

- участие в специализированных мероприятиях, и организация подобных мероприятий;

- проведение PR - мероприятий - организация дней открытых дверей, презентаций, работа по профориентации, популяризация деятельности лицея через средства массовой информации;

- рекламирование - использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа ОУ для этого выпускаются рекламные листовки, буклеты, информация о самых важных и значимых событиях в деятельности школы находит свое освещение на радио, телевидении, на страницах Интернет, используется наружная реклама и др.

Кроме того, для поддержания благоприятного имиджа школа использует ряд организационно-экономических способов, а именно:

- создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование;

- определение структуры продвижения имиджа и системы ее функционирования, включающее создание специализированных служб и распределение ответственности за обеспечение имиджа между ними;

- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов педагогического коллектива в формировании благоприятного лицея.

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития общеобразовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:

- ОУ организуются различные мероприятия.

-Лицей участвует в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

-Постоянно действующие социологические исследования.

Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа общеобразовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к лицею и ее образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити – микрорайон и городской масштаб.

Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, ОУ должно заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень дополнительных образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.


Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа лицея

Способы привлечения учащихся в лицей


В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж, используют разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся штампы - желаемый имидж и благоприятный имидж. Упомянутые категории не следует, на мой взгляд, причислять к разряду отдельных видов имиджа, а следует рассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом у лицея может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент ОУ.

Имидж подчинен решению вполне конкретных практических задач, например, адаптации к тем или иным условиям, защиты. Он помогает решать вполне конкретные задачи, притом на протяжении более-менее долгого времени. Что же нужно сделать, чтобы поддержать и укрепить существующий имидж. Для этого можно разработать ряд рекомендаций, которые могут помочь. Их можно разделить на два направления.

1.Улучшение взаимодействия с другими общеобразовательными школами города и детскими садами. Необходимо налаживать взаимодействие со школами на добровольной основе, когда педагогам и учащимся школ было бы интересно и хотелось бы теснее общаться.

Многие педагоги интуитивно чувствуют потребность такого взаимодействия с коллегами. Участие в совместных мероприятиях позволяет педагогам обмениваться опытом, быть в курсе современных педагогических тенденций, повышать свое педагогическое мастерство. Очень важно находить возможности для содействия участию в конкурсах, проектах учащихся и преподавателей.

Одним из механизмов модернизации современного образования, а значит изменения его социального имиджа, является, с одной стороны, интеграция с ресурсами новых информационных технологий и, с другой стороны, выработка инновационных методов обучения на пересечении этих двух отраслей. Необходимо признать, что учитывая все большее влияние современных технологий на формирование информационной среды, внедрение компьютерных технологий в школах значительно возрастает роль Интернета в пропаганде лицейского образования. Современные учащиеся школ являются одними из самых активных его пользователей. Поэтому представляется необходимым создание и продвижение в Интернете сайтов школ для того, чтобы эффективно представлять свои образовательные программы и проекты. Дизайн и стиль этих сайтов могут быть не просто официальными, а ориентированными на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.

Практические рекомендации по развитию имиджа лицея

Понятие «имидж» как и большинство категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств ОУ, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ лицея, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самой школе. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведется осознанно.

При работе над имиджем как и любого другого общеобразовательного учреждения необходимо соблюдать определенные принципы.

Во-первых, следует ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения в сфере культуры.

Во-вторых, определиться с целевой аудиторией общеобразовательного учреждения. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причем не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля, сувенирной продукции.

Для поддержания устойчивого положительного имиджа лицея необходимо использовать PR – технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности - это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR – реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга - исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашенные люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учетом все временных составляющих.

На что рекомендуют обратить внимание специалисты. Конечно, на регулярную работу по оценке деятельности лицея с точки зрения учащегося.

Наличие собственного сайта уже давно не факультативный элемент имиджа ОУ. Но не просто наличие, а доступность сайта, удобство навигации, своевременность обновления.

Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

Итак, можно предложить следующие практические рекомендации для повышения имиджа лицея в частности:

- необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия лицея с системой неформального образования, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что ОУ имеют определенную свободу в выборе партнеров.

- необходимо активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды лицейского образования. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

- поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа формируется благодаря распространению в обществе знаний о ней или целей лицея относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления о лицее. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности - рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики ОУ, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространенные - это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, конкурсы, проекты, гранты.

- формирование имиджа тесно связано с информационной открытостью, поскольку имидж создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации.

- для организации рекламы различных концертов и мероприятий ОУ обращается в рекламные агентства. Это позволяет не заниматься самостоятельно разработкой креативных программ, печатью материалов.

- еще один способ заинтересовать будущих учеников - день открытых дверей, позволяющий представить свои программы, рассказать о преимуществах, кроме того, нужно активизировать работу с детьми-сиротами с целью увеличения контингента учащихся.

Среди других рекомендаций по формированию имиджа лицея можно назвать следующие:

- содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности школы в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, следует предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает коллективу лицея ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность ОУ в глазах кандидатов на вакантные места;

- предоставление педагогам возможности творческой и профессиональной реализации;

- информирование коллектива педагогов и коллектива учащихся с историей лицея, нормами поведения в школе, этике и этикете.

- необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Выводы.

Подводя итог очередному этапу ОЭР можно сделать следующие выводы:

- несмотря на значимые успехи в формировании положительного имиджа забота о его укреплении и о высокой репутации школы должна вестись постоянно и быть направлена на увеличение количества обучающихся.

- для повышения имиджа необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия обычных общеобразовательных школ; активное сотрудничество с местными средствами массовой информации; использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды современного образования и создания имиджа лицея.



Заключение
Подведем итоги проделанной промежуточной ОЭР работе. В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, образование утратило свою привлекательность.

Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа общеобразовательных учреждений. Имидж образовательных учреждений в мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательных учреждений и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов. Таким образом, исследуемая тема эксперимента является актуальной.

Для достижения поставленной цели в эксперименте использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

В результате проведенной работы поставленная цель была достигнута и были решены все поставленные задачи.

Первая задача исследования состояла в рассмотрении понятия имиджа образовательного учреждения. В ходе решения данной задачи было выявлено, что современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.

Также к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Следующей задачей дипломной работы было изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения. При решении данной задачи мы пришли к следующим выводам. Под формированием имиджа образовательного учреждения понимается процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Мы отметили также то, что практически все исследователи, пишущие о создании имиджа образовательного учреждения, главными структурными компонентами его считают имидж руководителя и имидж педагогического коллектива. Конечным результатом, т.е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что цели достигнуты.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.

Следующей задачей было рассмотрение особенностей формирования имиджа общеобразовательного учреждения. Нами было отмечено, что то, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности учреждений. Но в последнее время необходимость определения уровня образовательной деятельности различных учреждений вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня деятельности и состояние имиджа образовательных учреждений.

На начальном этапе формирования имиджа было проведено выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей.

Технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:

Школой организуются различные мероприятия. Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к лицею, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется позиционирование образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс-релизов), PR акций (создание слайд - презентаций, сайта в Интернете), специальных акций.

Участие в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами. Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к качеству образования и к образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити – микрорайона и городской масштаб.

Участие в мероприятиях, организованных сторонними организациями. Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, лицей должен заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень дополнительных образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.

Следующей задачей была разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа ОУ.

Таким образом, гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа учащихся в результате проделанной работы находит полное подтверждение.


Литература





  1. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. - URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm (12.01.07).

  2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.

  3. Блажнов Е.А. Паблик рилейшенз. М., 1994.

  4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – М., 2003.

  5. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2004. - № 5-6.

  6. Варданян М.А. Имидж педагога с позиции сбережения здоровья субъектов образовательного процесса//PR в образовании.-2006.-№3.-С.56-74.

  7. Вифлеемский, А. PR - технология в образовании / А.Вифлеемский // Управление школой.-2003.-№22.-С.6.

  8. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // PR в образовании.-2004.-№2.

  9. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект//PR в образовании.-2005.-№3.-С.

  10. Зуева Е.И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]// Сб. статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/ Алтайский экономико-юридический институт.- http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html (25.04.2002).

  11. Имидж организации // Директор. Журнал для руководителей. 1995. № 3.

  12. Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В.М.Шепель.-М.: Народное образование,2002.

  13. Казаченко И.П. Позиционирование и имидж – технологии в практической деятельности учителя//PR в образовании.-2006.-№3.-С.79-83.

  14. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. - 2003. - № 6. – С. 40-50.

  15. Карпов Е.Б., Ардышева Е.А.Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения//PR в образовании.- 2006.-№3.-С.75-78.

  16. Ковтунова О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность//PR в образовании.-2006.-№4.-С.36-38.

  17. Комлев Н.Г. Иностранные слова и выражения. – М., 1997.

  18. Леонтьев Д.А. От образа к имиджу: психосемантический брэндинг // Реклама и жизнь. - 2000. - № 1.

  19. Лукашенко, М. Маркетинг и PR в учебном заведении / М.Лукашенко // Высшее образование в России.-2002.-№4.-С.32-40.

  20. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. - 2000. - № 9. - URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html (12.01.07).

  21. Лизинский В.М.Имидж и миссия школы как ресурс ее развития //Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-С.106-108.

  22. Моисеев А. Миссия организации: что это значит?//Лидер образования.-2004.-№5.-С.43.

  23. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой//Директор школы.-2005.-№9.-С.41-45.

  24. Раковских В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // PR в образовании. - 2003. - № 6. - С. 86-88.

  25. Паутов В. Не каждый директор желает знать…или Зачем администратору определять миссию школы//Лидер образования.-2004.-№5.-С.44-47.

  26. Паблик рилейшнз для профессионалов/ Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр.. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000, 2001. - 624 с.

  27. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2001. - 651 с.

  28. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии//PR в образовании.-2004.-№2.

  29. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. - М., 2003.

  30. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№5.

  31. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. - 2004. - № 1.

  32. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1988.

  33. Рабинович Л. А., Стерехова А. А. Имидж человека и организации. – Иркутск, 2001.

  34. Связи с общественностью: Введение в специальность: Учеб. пособие для студ. отд. связей с обществ./ СПбГУ; СПбГУ. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 99 с

  35. Связи с общественностью: базовыпе понятия. Учебное пособие // под ред. В.В. Тулупова, Ю.Л. Полевого. – Воронеж, 2003.

  36. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватной теории. М.: Сентябрь, 2004.

  37. Ханов, Г. Репутация, создающая стоимость / Г.Ханов // Советник.-2004.-№4.-С.4-7.

  38. Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРО,1998.

  39. Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: Дис. ….канд. пед. наук. - Тобольск,1998.

  40. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

Приложения

Приложение 1.
Иерархическая структура индикаторов позитивного имиджа образовательного учреждения

Приложение 2.
Оценка показателей имиджа образовательного учреждения

Оценка показателей имиджа проводится посредством балльного метода, где +5 – самый высокий балл, –5 – самый низкий балл, 0 – если школа не использует данный показатель в формировании имиджа. Здесь возможны такие оценочные понятия, как позитивный/негативный, размытый имидж.

Присваиваем показателям имиджа переменные: внутренний имидж фирмы = х, внешний = у, партнерский = а.

Имидж организации может иметь следующие характеристики:

если х = 0, у = 0, а = 0 = > х + у + а = 0, – организация не оценивала имидж;

если х > 0, у > 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – положительный имидж;

если х < 0, у < 0, а < 0 = > х + у + а < 0, – отрицательный имидж;

если х = 0, у > 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – стремится к положительному имиджу;

если х = 0, у > 0, а < 0 = > х + у + а > 0, – стремится к нулевому результату;

если х = 0, у = 0, а < 0 = > х + у + а < 0, – стремится к отрицательному имиджу;

если х = 0, у = 0, а > 0 = > х + у + а > 0, – стремится к положительному имиджу;

если х < 0, у < 0, а > 0 = > х + у + а < 0, – стремится к положительному имиджу;

если х < 0, у < 0, а = 0 = > х + у + а < 0, – стремится к положительному имиджу;

если х > 0, у > 0, а < 0 = > х + у + а > 0, – стремится к отрицательному имиджу;

если х > 0, у > 0, а = 0 = > х + у + а > 0, – стремится к отрицательному имиджу.

На основании данных результатов определяется эффективность проведенной работы по формированию имиджа, выявляются его отрицательные и положительные стороны, делается заключен





1 SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Проведение этого анализа позволяет ответить на вопросы: какие угрозы должны наиболее беспокоить и какие стратегические действия предпринять для защиты? Являются ли слабости уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений? Какие благоприятные обстоятельства дают реальные шансы на успех?