Социальные ценности и норм - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия 1 225.04kb.
37. Механизм правового регулирования и его структура 1 15.27kb.
1. Право в системе социальных норм 1 43.35kb.
4 Система налогового права Налоговое право включает достаточно большую... 1 236.74kb.
Мп – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый... 10 3689.86kb.
I. Управление посредством этических норм в процессах целеполагания 1 62.24kb.
Социальное обслуживание населения социальные услуги инвалидам 1 292.91kb.
«сны духовного многообразия» Содержани е 28 5489.03kb.
Зачет №2 «Экономика. Социальные и духовные проблемы современной России» 1 16.8kb.
9. традиционная культура 1 79.58kb.
Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. М.: Инион ран. 1 302.66kb.
С. Л. Рубинштейн волевой процесс 1 174.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Социальные ценности и норм - страница №1/1

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

6 класс

2012013

1-а, 2 – в, 3 – а. 4 – а, 5 – б, 6 – в, 7 – б, (по 1 баллу)

8 – а-1,б-3,в-4,г-2, ( 4 балла)

9 – авг, (3 балла)

10 – А-3, Б-1,В-2 (3 балла)

11. 1. Социальные ценности и нормы. 2. Право

За каждый правильно названный термин – 2 балла (4 балла)


культура

природа

1,2

3,4,5
12.

За каждый правильно заполненный столбец таблицы 1 балл.

Максимальный балл – 2

13.


1) Твори ДОБРО, чтобы любя,

оно тебя нашло.

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

(Низами)


  1. Без ЗЛА смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви.

(Рудаки)



Общая мысль – в данных стихотворениях речь идет о добре и зле, которые являются основными категориями морали.

За каждый правильно названный компонент ответа 1 балл.

Максимальный балл – 3

14. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

5.1. Флаг, закон, герб, гимн (лишнее – закон, остальное – символы государства)

5.2. Правоведение, социология, физика, история (лишнее – физика, остальное – общественные науки)

За каждое правильно указанное лишнее слово 1 балл.

За каждое правильное пояснение 1 балл.

Максимальный балл -4
15. Ответы на кроссворд:

1. Отрок. 2. Человек. 3. Закон. 4. Потребность. 5. Мечта. 6. Семья 7. Сознание. 8. Деятельность . 9. Время. 10. Мораль.

Ключевое слово: творчество

За каждое правильно названное слово 1 балл. Максимальный балл - 11

Итого: 43 балла

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

7 класс

2012-2013
1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.



1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2

1

4

3

3


За каждый правильно названный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 5
2. Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово. Запишите его определение.

Ответ: 1) человек 2) парламент 3) санкция 4) общество 5) депутат 6) Монтескье.

Ключевое слово: власть

За каждое правильно названное слово 1 балл. Максимальный балл - 7

3. Определите обществоведческий термин.
3.1. ПАТРИОТИЗМ.

3.2.  РЕФОРМА.



За каждый правильно названный термин 2 балла. Максимальный балл – 4
4.  Впишите пропущенные слова в отрывки из приведенных документов. Назовите эти документы.

4.1. «Российская Федерация, Россия есть ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ федеративное правовое государство с РЕСПУБЛИКАНСКОЙ формой правления».


4.2. «Славься, ОТЕЧЕСТВО наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, СТРАНА! Мы гордимся тобой!


За каждое правильно названное слово 1 балл.

Максимальный балл - 4
5. Установите соответствие названий документов и дат их принятия.

1

2

3

В

Б

А

За каждую правильную позицию 1 балл.

Максимальный балл - 3
6. Напишите дату.

6.1. Когда отмечается Международный день защиты детей 01 ИЮНЯ

6.2. Когда в России отмечается День знаний 01 СЕНТЯБРЯ

6.3. Когда в России отмечается День народного единства 04 НОЯБРЯ



За каждое правильно данный ответ 1 балл.

Максимальный балл - 3
7. По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для     каждого приведённого ниже ряда (оно может быть выражено одним словом     или словосочетанием).

7.1. Законодательная, исполнительная, судебная – ВЕТВИ ВЛАСТИ

7.2. Буддизм, христианство, ислам – МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

За каждый правильно названный принцип 1 балл.

Максимальный балл - 2
8. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:


8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

да

нет

да

нет

да

да

да


За каждую правильно указанную позицию 1 балл.

Максимальный балл - 7
Максимальный балл за работу - 35
Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

8 класс

2012-2013

I. Выполните тестовые задания.


1

2

3

4

5

6

7

1

3

3

1

2

1

2


За каждую правильно указанную позицию 1 балл. Максимальный балл - 7
II. Укажите лишнее в ряду.

Ответ: лишнее – характер, темперамент.

За каждую правильно названную позицию 1 балл Максимальный балл - 2
III. Оцените суждения как верные или неверные.


9

10

11

3

1

3

За каждую правильно названную позицию 1 балл Максимальный балл - 3
IV. Работа с оценочным суждением.
12. Выделите в приведённом тексте оценочное суждение:

1. Господин К.- негр, он является главой фирмы. 2. Низкий статус негра не позволяет ему приобрести высокий авторитет в деловом мире, которым заправляют белые.



Ответ: оценочное суждение под № 2

Максимальный балл - 1
V. Работа с текстом.


А

Б

В

Г

Д

Е

В

Д

Ж

Б

И

А

При наличии одной ошибки в ответе 1 балл.

За все правильно названные позиции 2 балла.
VI. Работа с таблицей.


Название сфер общественной жизни

Явления

Экономическая

15, 18

Социальная

17, 21

Политическая

14, 19

Духовная

16, 20


За каждую правильно названную сферу 1 балл.

За правильно названные явления каждой сферы (при отсутствии неверных ответов) 1 балл.

Максимальный балл - 8
VII. Кроссворд.

Ответы: По горизонтали:

1) семья 3) респондент 4) владение 5) потребность 6) референдум 7) личность 8) истина 9) сознание

10) фактор 11) санкция 12) маргинал 13) нация.

По вертикали: 2) МОДЕРНИЗАЦИЯ.

За каждую правильно названную позицию 1 балл.

Максимальный балл – 13 Максимальный балл за работу - 36

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

9 класс

2012-2013
1. Выберите верный ответ (один или несколько).


1

2

3

4

5

г

вд

б

аг

ад


За правильно указанные позиции в каждом столбце (при отсутствии неверных ответов) 1 балл. Всего за задание 5 баллов.
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).


1

2

3

4

5

да

да

нет

да

нет


За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творче­ство (потребности человека)

2. Зарплата, рента, алименты, гонорар (виды факторных доходов)

3. Публичность, суверенитет, легитимность, границы (признаки государства)



За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Пол; возраст; национальность; профессия (профессия – приобретаемый статус, остальные предписанные)

2. Капитал, труд, информация, обмен, земля (обмен – вид экономической деятельности, остальные – факторы производства)

3. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция (диспозиция – элемент нормы права, остальное – виды источников права)



За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 9 баллов.
5. Заполните пропуски в ряду.

1. Буддизм, ________________, ислам (христианство)

2. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства) - возникновение аграрного общества; __________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества (промышленная революция)

3. Форма режима, форма территориального устройства, _____ (форма правления)



За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Фундаментальной ценностью для человека, является его (3). Но она предполагает и его

(5) перед миром, в котором он живет. Желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами (7), человек под воздействием (9) принуждается к поступкам, не нарушающим интересов общества. Свобода (10) ограничивается интересами общества.
1. Индивид. 2. Способность. 3. Свобода. 4. Общественный прогресс. 5. Ответственность. 6. Устремления. 7. Коллектив. 8. Гуманизация. 9. Общественные законы. 10. Личность. 11. Общество.
За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.



Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

пограничный

используется в социологии

маргинал

надзиратель

используется в юриспруденции

прокурор

кошелек

используется в экономике

бюджет или биржа

сидящий впереди

используется в политологии

президент


За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов.

Максимум за задание 12 баллов.
8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

Нарушения допущены. Согласно трудовому законодательству РФ 14-летний подросток может трудоустроиться только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя), а также, если он будет выполнять легкую работу, не наносящую вред его физическому и нравственному здоровью.
2 Гражданка Н. обратилась в органы УФМС с заявлением о регистрации гражданства ее новорожденного сына. В заявлении ей было отказано, т.к. отец рожденного ребенка – иностранный гражданин. Допущены ли нарушения закона. Если да, то какие именно?

Допущены. Согласно Закону о гражданстве РФ (ст.12, п.в) ребенок приобретает гражданство РФ, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации.

За каждый правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 3 баллов. Максимум за задание 8 баллов.
9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А – форма государства; Б – форма режима; В – республика; Г – федерация; Д – форма правления; Е – форма территориального устройства; Ж – демократия; З – монархия.









Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.
10. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.




Рыночная

Административно-командная

Традиционная

2, 4, 8, 10

1, 6, 7, 9

3, 5, 11


Два балла за каждое точное название экономической системы. По 1 баллу за каждое верное соотнесение предложения. Всего – 17 баллов.
11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. протекционизм

11.2. конфликт

11.3. самооценка


За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.
Всего за работу 81 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 класс

2012-2013

1. Выберите верный ответ (один или несколько).



1

2

3

4

5

вд

вг

агд

аб

а


За правильно указанные позиции в каждом столбце (при отсутствии неверных ответов) 1 балл. Всего за задание 5 баллов.
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).


1

2

3

4

5

да

нет

да

нет

да

За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков (признаки элитарной культуры)

2. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (действия в рамках политики протекционизма)

3. Получение Нобелевской премии, получение именной стипендии, присвоение звания Герой России (формальные позитивные санкции)



За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) А. Смит – экономическая школа, остальные – теории происхождения государства.

2) право на совместную собственность – это имущественное право супругов, другие – личные права.

3) суждение – форма рационального познания, остальные – чувственное.



За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 6 баллов.

5. Заполните пропуски в ряду.

1) источник права – правовой прецедент

2) оппозиционная партия

3) олигополия



За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной …(6) ведутся дискуссии о…(7). Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…(1) частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

…(5) предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …(2). включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе…(3), которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.




1.государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста


10. люмпены

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 6 баллов.
7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Ничто»

Мировоззрение

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни

«Кошелек»

Экономическая инфраструктура

Бюджет – план доходов и расходов.

или

Биржа - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок.



«Невменяемый»

Убеждения

Фанатик – человек, отличающийся страстной преданностью своим убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. (Допускается ответ «фанатизм» с соответствующим определением.)

«Порча»

Власть

Коррупция - использование служебного положения в личных целях.


За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.
8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. Депутатская фракция Государственной Думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка недопустима.



Оцените выводы экспертов, свой ответ обоснуйте.

Предложение недопустимо, т.к. лишение гражданства РФ невозможно согласно Конституции.

2. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.



Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте.

Газетная публикация неправомерна. Она является нарушением принципа презумпции невиновности каждого человека. С.49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

За правильный однозначный ответ 1 балл, за правильное пояснение до 2 баллов. Максимум за задание 6 баллов.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А. познавательная деятельность; Б. практическая деятельность; В. ценностно-ориентировочная деятельность; Г. социально-преобразовательная деятельность; Д. духовная деятельность; Е. материально-производственная; Ж. прогностическая деятельность; З. деятельность.













Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть налоговой политики и основные виды налогов. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами налогов.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов налогов

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

Прямые налоги

Косвенные налоги

1, 2, 4, 5, 8

3, 6, 7

По 2 балла за правильно определенные названия колонок, по 1 баллу за правильно соотнесенные позиции. Всего 12 баллов за задание.
11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1) традиция

2) миф

3) автаркия



За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.

Максимум за задание 11 баллов

Всего за работу 72 балла.

Ключи к заданиям школьного этапа олимпиады по обществознанию

11 класс

2012-2013

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового человека» (Ш. Эйзенштадт, американский обществовед.)



1) Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

2) В результате какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе?

1) (1) формы взаимосвязи субъектов политики, совокупностей методов и приемов осуществления власти в государстве

(2) признание власти в ее праве управлять обществом в целом и гражданином в отдельности

(3) выражает отношения между вещами, явлениями и идеями

(4) группа людей, занимающих высокие позиции во власти и осуществляющих управление обществом

(5) процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (или процесс усложнения, обновления, перехода к более высокому уровню качества)

(6) целенаправленный процесс формирования социальных качеств личности

2) Речь идет о революции.

За каждое правильно сформулированное определение (переданный смысл) по 2 балла, за определение социально-исторического процесса – 3 балла.

Всего за задание 15 баллов.
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).


1

2

3

4

5

нет

да

да

да

нет


За правильно определенную позицию 1 балл. Всего за задание 5 баллов.
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1) административные правонарушения

2) социальные качества личности или отличия человека от животного

3) формальные негативные санкции



За правильно определенный принцип образования ряда 2 балла. Всего за задание 6 баллов.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1) оппозиционные партии – они выделяются по отношению к действующей власти, другие по идеологическому признаку.

2) восприятие – форма чувственного познания, остальные формы научного познания.

3) налог на добавленную стоимость – косвенный налог, остальные прямые налоги.


За правильно исключенный ответ – 1 балл, правильное пояснение – 2 балла.

Всего за задание 9 баллов.
5. Заполните пропуски в ряду.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - традиционное лидерство, избранное должностное лицо – легальное лидерство.

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - индустриальное общество, развитое гражданское общество – информационное общество.


За правильно определенный пропуск 2 балла. Всего за задание 6 баллов.
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (9) в социологию пришёл из (5). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (13). Основанием для неё служит так называемая лестница (16), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (2) стало (11) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

(2) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (4), (14) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (3), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (12), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (7).




1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика

За правильно определенный пропуск 1 балл. Всего за задание 12 баллов.
7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

Абсентеизм – форма политического участия, связанная с игнорированием избирательного процесса.

«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

Депозит – сумма денег, помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок.

«Умиротворяющий»

Социальный конфликт

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

«Корень»

Идеология

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

За правильно определенный термин 1 балл, за правильное значение до 2 баллов. Максимум за задание 12 баллов.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.



Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.
Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (2 балла).
2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.
Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Права девушка (1 балл). После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства (2 балла).

Максимум за задание 6 баллов.
9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А. Конституционное право; Б. Частное право; В. Экологическое право; Г. Гражданское право; Д. Трудовое право; Е. Публичное право; Ж. Финансовое право; З. Система права


















Всего 5 баллов за правильно составленную схему в целом. Другие варианты не оцениваются.
10. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.


Мажоритарная

Пропорциональная

2,4,7,8,9,11

1,3,5,6,10

По 2 балла за определение наименований типов избирательных систем и по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение. Всего – 15 баллов.

11. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

11.1. иерархий

11.2. инвестиции

11.3. менеджеры



За каждый правильно определенный термин 1 балл. Всего за задание 3 балла.
Всего за работу 94 балла.