Сочинение Проблемы экологии в современной коми прозе (по произведениям Ивана Торопова «Не стреляй в медведя дважды», - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сочинение Проблемы экологии в современной коми прозе (по произведениям Ивана Торопова - страница №1/1

Министерство образование Республики Коми

Управление образования Администрации МО «Город Усинск»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинск, Республика Коми



Сочинение
Проблемы экологии в современной коми прозе (по произведениям Ивана Торопова «Не стреляй в медведя дважды», «Тян»)

Исполнитель: Винокурова Светлана,



ученица 9 а класса

Руководитель: Светлова Екатерина



Михайловна, учитель русского языка

и литературы.

г. Усинск

2009 год
В наше время проблемы экологии волнуют каждого, кто способен любить и чувствовать природу, беречь её от браконьерства и жестокого обращения. Неравнодушному к природе человеку больно видеть обломанную чьей-то железной рукой берёзку, разворошённый граблями мох, в котором горе-грибники искали маленькие подосиновики или белые грибы, большое пятно нефти, медленно плывущее по течению реки, и много рыб, также плывущих по течению брюхом вверх… Неравнодушному человеку больно читать в газетах о том, что исчезают отдельные виды животных и растений, что летом бушуют страшные лесные пожары, что заводы и фабрики выпускают огромное количество вредных веществ в атмосферу, что… Да и много ещё всего, о чём нелегко говорить. И только немногие из нас осознают, что нарушение целостности природы грозит жизни человека, грозит всему живому на земле. Но если каждый из нас будет ощущать ответственность за свои поступки, то экологической трагедии можно избежать.

Одним из таких людей, которого искренне волнует проблема защиты природы от неразумного вмешательства человека, является известный коми писатель Иван Торопов. В своих художественных произведениях он рисует прекрасные картины природы, передаёт читателю богатый опыт коми народа в области охоты, рыболовства, правил поведения в лесу. Писатель показывает разных героев: одни выступают как защитники природы, готовые сохранить её красоту для потомков, оберегать обитателей леса, передать древнейшие традиции по наследству; другие безжалостно губят парму, стремятся урвать как можно больше богатств, не думают о завтрашнем дне, о том, что останется после их варварства. Иван Торопов хочет, чтобы его читатели задумались над теми проблемами, которые всё больше и больше волнуют его, чтобы они осознали всю важность экологических проблем и не поступали так, как Бисин, Куштысев, Волков и другие отрицательные герои его произведений.

Переживаниями за судьбу родной коми пармы наполнена повесть Торопова «Не стреляй в медведя дважды». Охотник Ондрей большую часть жизни провёл на природе: заботился о родовом путике, перешедшем к нему по наследству, часто ходил в Широкий Бор на охоту, за грибами и ягодами. Этот Бор стал для него родным домом, местом, где он может отдохнуть, насладиться общением с природой, быть счастливым и свободным. Поэтому Ондрей не может спокойно наблюдать за тем, как бездушные люди губят то, что ему так дорого. У охотника Ондрея онемели ноги, потемнело в глазах, выступили слёзы, когда он увидел на месте Широкого Бора зияющую рану: «Бело-зелёный мох изодран и разворочен, свисает клочьями с крутых тракторных следов, перемешанный с белым песком и синей глиной. Мох истолкли с хвоей и сучьями, а поверху застелили косыми берёзами да осинами…». Эти молодые берёзки и осинки никому не нужны, они так и останутся гнить на земле, а можно было их не рубить – и со временем превратились бы они в могучие красивые деревья.

Много сил потратил Ондрей, защищая Широкий Бор. Многим он пытался объяснить, что Бор нельзя рубить, потому что несколько речек, берущих начало в Бору, могут высохнуть, потому что нужно оставить прибежище для зверей и птиц. Но ради выполнения годового плана начальник лесоучастка Волков готов на всё, опасения знающего человека его не тревожат.

Осуждает Ондрей опрыскивание ядохимикатами живого леса, которое делается для того, чтобы подавить рост лиственных деревьев и «дать волю» хвойным. Но даже необразованному человеку понятно, что химикаты, способные погубить деревце с хорошими корнями, могут уничтожить другие растения, испортить воду в реках и озёрах.

Не менее «умные» люди придумали травить глубокие зарубки на сосне кислотой, чтобы смола текла беспрерывно. А в результате обескровленное дерево сохнет, хвойные иглы затвердевают, и глухарь, решивший подкрепиться, может смертельно ранить нутро, а птица, клюнувшая затвердевшую смолу, отравится кислотой. В природе всё взаимосвязано. Поэтому нельзя нарушать гармонию необдуманными поступками.

Ондрей всю жизнь соблюдал вековые правила охоты в парме-тайге, вековые правила поведения в лесу: чужой добычи не брал, своей - с добрыми людьми делился, лишнего дерева не вырубал, без крайней нужды ружьём тишины не нарушал, браконьерством не занимался. Поэтому он поражается тем людям, которые могут убить лося только за хорошие рога – остальное им не нужно, которые сожгли его лесную избушку, будто она кому-то мешала. Он не может понять, как лесник Куштысев спокойно опустошает чужие силки, как сетями гребёт нерестящуюся рыбу, как показывает начальнику лесоучастка самые красивые, лучшие места в лесу, которые будут уничтожены.

Варварское отношение к Широкому Бору порождает конфликт между медведем и человеком, между двумя старыми хозяевами леса. Вытесняется охотник со своих родовых угодий, оказывается вытесненным и Большой Медведь со своих родных мест. Столкновение неизбежно – начинается борьба за выживание, и побеждает в ней не Ондрей, Голое Ухо и не Медведь, а те, кто натравил хозяев леса друг на друга, кто изуродовал Широкий Бор. И охотник, и Большой Медведь стали жертвами истребления природы, им не стало места на этой земле. Не успел охотник Ондрей осуществить свою мечту: передать многолетний опыт внуку Гришухе, и от этого финал повести становится ещё более трагичным.

Экологические проблемы затрагиваются и в другой не менее известной повести Торопова «Тян». В этой повести рисуется более оптимистичная картина. Старый охотник по прозвищу Солдат Иван и его любимый внук Ваня переправляются на лодке по таёжной речушке со странным названием Тян. Старому солдату, ныне работающему охотинспектором, поручено узнать, что творится в тайге. На протяжении долгого и интересного пути Солдат Иван выполняет свою главную задачу – передаёт внуку охотничьи навыки, обучает вековым правилам поведения в лесу, учит беречь природу. Он говорит внуку: «В том-то ведь и жизни смысл, чтобы людское знание передать из колена в колено… Чтобы и в будущих веках люди не забыли грамоты лесной да языка вод».

Мудрый Солдат Иван учит своего тёзку многому: как выловить птицу, как ставить петли на зверя, на какую наживку ловится хариус, как снимать бересту и делать наберушки, как не заблудиться в лесу, как спастись во время грозы, как различать лекарственные растения. Иван-младший внимательно слушает своего деда и улавливает каждую интонацию. Он чувствует, как старик безгранично любит природу, с каким трепетом он вспоминает о Великом Боре: «Не так уж много радостей отпустила мне жизнь – а тот сосновый бор был моей радостью. Какие сосны стояли! И ни конца им, ни края… Бывало, заходишь – точно в храм, так чисто и так гулко… А глухарей кишело по опушкам, рябчиков! Брусники сколько было – крупная сладкая ягода… Эх, было, да быльём поросло!» Внук понимает, как тяжело деду, когда тот видит следы браконьерства: «В сердце кровь закипает, когда вижу, как эти люди кормящих лосих душат. Нерестящуюся сёмгу бьют. Ради своей ненасытной глотки пустошат наши леса и воды». Ваня оказался хорошим учеником, серьёзно отнёсся ко всем советам и наказам старого охотника. Иван нежно заботится о лосёнке, оставшемся без матери, разумно охотится за зверями и птицами, не берёт чужой добычи, искренне любуется красотами природы.

В своём произведении писатель показывает и другую категорию людей, ощущающих себя хозяевами леса, позволяющих себе творить с природой всё, что угодно. Бисин и его внук Вадим прибыли в тайгу не с добрыми намерениями. В отличие от Солдата Ивана и Вани эти люди прилетели на вертолёте, остановились не в лесной избушке, а хорошем доме, задались целью наловить как можно больше зверей и птиц. Им, браконьерам, не жаль ничего. Они ставят множество слопцов, в которые попадают птицы, готовящиеся выводить потомство; вылавливают сёмгу, идущую на нерест; убивают лосиху-мать. У Бисина своя философия: любым способом захватить тёплое местечко, удобную квартиру, построить дачу, устроить себе безбедную жизнь. Бисин и ему подобные живут как в волчьей стае: кто сильнее, тот и прав, тому и «кусок пожирнее полагается».

Два непримиримых врага – Бисин и Солдат Иван – сталкиваются в лесу, ранят друг друга, стреляя из ружей. Один из них никогда не поймёт и не примет жизненные принципы другого. Но у них есть внуки, они почти подружились, вместе преодолевая все трудности, помогая выжить своим дедам. И в финале произведения звучит надежда на то, что Вадим не пойдёт по стопам своего деда, не будет таким же бездуховным, жестоким и жадным.



Молодое поколение не должно быть равнодушным к родной природе, обязано защищать её и сохранить несметные богатства леса для потомков. К этому и призывает своих читателей Иван Торопов.