Сновные объемы работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла товара - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурсы, игры, лотереи 1 13.36kb.
8. управление товарами и услугами в маркетинге 1 355.67kb.
Курсовая работа По курсу: Предметно-ориентированные экономические... 5 846.72kb.
Урок по информатике и икт 1 99.44kb.
1. Понятие маркетинговых коммуникаций с внешней и внутренней средой... 5 547.41kb.
Маркировка товара Пр р.: Определение гарантийности качества товара... 1 59.53kb.
1. Национальная конкурентоспособность Уровни конкурентоспособности 1 95.96kb.
Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с фгоу спо... 1 73.19kb.
Итоговое занятие по элективному курсу «Маркетинг» Тема занятия «Комплекс... 1 77.78kb.
Обратите внимание, что данная редакция правил распространяется на... 1 54.66kb.
Классификация товаров. Ассортимент товара Оценка качества товара. 1 23.97kb.
«Стратегия без тактики это самый медленный путь к победе. Тактика... 1 103.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Сновные объемы работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла товара - страница №1/1


Укрупненные этапы жизненного цикла изделия

О
Введение табл. 1
сновные объемы работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла товара.


1 Сстратегический маркетинг

Стратегическая сегментация рынка, • прогноз нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы, • формирование стратегии фирмы.

2 НИОКР



Проведение • научных исследований по проверке возможности материализации нормативов конкурентоспособности, • разработка принципиальных вопросов развития технологий, товаров и фирмы, • составление проектно-конструкторской и нормативной документация на новый товар.

3 Организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП)

Разработка: • организационных проектов по освоению нового товара, • технологии, • технологической оснастки для изготовления товара,• норм и нормативов,• нестандартного оборудования, • изготовление технологической оснастки и оборудования,

• заключение контрактов на поставку оборудования и инструментов, оснастки и • выполнение других работ по освоению производства нового товара.



4 Производство


Организация материально-технического обеспечения, • производство заготовок,

• изготовление составных частей продукции, • их сборка, • проведение сегментации рынка, рекламных мероприятий по продвижению товара на рынок и т. п.).



5 Подготовка товара к эксплуатации

Транспортировка до потребителя, • монтаж, • пуск, • техническое обслуживание и ремонт, потребление товара.

6 Эксплуатация и ремонт

Организация сервисного обслуживания

7 Утилизация товара

Демонтаж отработанного изделия (при необходимости), его разборка и др.



Концепции управления

Основные положения концепции управления


1 Концепция научного управления 1885-1920 (Ф. Тейлор)

Разделил весь процесс производства на составные элементы - производственные операции, что позволило разделить технологические процессы изготовления всего изделия по операциям и выработать типовые технологические процессы. Ввел технологические карты-инструкции. Выделил планирование в особую функцию управления. Ввел строгое иерархическое подчинение.

2 Концепция административного управления (Урвик, Файоль, М. Вебер, 20-ые годы)

Определены принципы управления и разработаны принципы построения формальной организации. Изучены проблемы лидерства и структуру власти в организации. Сформулировано понятие организационной структуры фирмы:

-каждый администратор занят своим направлением деятельности (производство, сбыт, снабжение и т.д.) и ему подчинен определенный контингент; - быстро вырабатываются и четко выполняются управленческие решения. Но орг. структура управления рассматривается как замкнутая, без учета внешней среды.



3 Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений (М. Фоллетт Э. Мэйо 30-50 гг.)


мотивами поступков людей являются главным образом не экономические интересы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.(кроме хороших производственных условий необходим хороший психологический климат, т.е. мало обеспечить рабочее место всеми необходимыми ресурсами - необходимо создать хороший психологический климат в коллективе, позаботится о совместимости людей).

Делегирование ответственности рассматривается как двусторонний процесс, при котором низовые уровни организации делегируют наверх функции административной и координационной деятельности, а верхние слои - вниз право выполнять указанные действия.



4 Концепция управления с позиций науки о поведении 50-е гг. прошлого столетия (Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг)

повышение эффективности деятельности предприятия (организации) путем рационального использования человеческого фактора (человеческих ресурсов).

5 Эмпирическая школа управления

(Концепция подхода к управлению как к процессу)



2 направления: исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.

6 Школа социальных систем (Д. Марч, Г. Саймон, А. и др.), Центром этой школы является Институт Карнеги6 (Концепция системного подхода)

рассматривает человека в сложном комплексе социальных отношений организации. Потребности человека и потребности организации не совпадают - вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою индивидуальность в условиях полной свободы

6 Новая школа

В 60-е гг. в новой школе возникла самостоятельная научная дис­циплина - теория управленческих решений, которая в настоящее вре­мя разрабатывает методы математического моделирования процессов выработки решений в коллективах; алгоритмы выработки оптималь­ных решений с применением теории статистики, теории игр; коли­чественные прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений (модели воспроизводства в масштабе общества и отдельных фирм, модели баланса затрат и выпуска продукции, мо­дели прогнозирования научно-технического и экономического раз­вития).



Тема 2. Классификация предприятий Лист 1

(по учебному пособию: Калачанов В.Д., Васкевич К.Н., Турищева М.А. “ Организация наукоемкого производства ”)


Все аспекты деятельности предприятия как хозяйственной единицы регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. С правовой точки зрения предприятие одновременно является как объектом (т.е. имуществом, с которым можно совершать операции, предусмотренные законом – куплю, продажу и т.п.), так и субъектом права, который в качестве юридического лица может совершать законные операции с принадлежащим ему имуществом.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В целом предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью и в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая: •земельные участки, •здания, •сооружения, •оборудование, • инвентарь, •сырье, •продукцию, •права требования, • долги, а также •права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Юридическое лицо - организация (предприятие), которая, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.



Организации (предприятия) подразделяются на:

* коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

* некоммерческие либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческими организации), которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

У организации могут быть:* представительства - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

* филиалы - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных гражданским кодексом РФ, либо учредительными документами юридического лица.


Тема 2. Классификация предприятий Лист 2

(по учебному пособию: Калачанов В.Д., Васкевич К.Н., Турищева М.А. “Организация наукоемкого производства”)



Основные виды предприятий в промышленности

Унитарное предприятие *

* Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятие).

** В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. За рубежом – материнская, дочерняя, внучатая компании, которые могут иметь представительства и филиалы.

Общества с ограниченной ответственностью учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, оно несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Потребительский кооператив добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.


Общественные и религиозные организации (объединения) добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей

Фонд не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Объединения в форме ассоциаций или союзов некоммерческие организации, которые в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать коммерческие организации. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Акционерные общества (АО)

ОАО


ЗАО (число учредителей и акционеров не более 50)


Тема 3. Менеджмент и предпринимательская среда. Факторы внутренней и внешней предпринимательской среды. Лист 1
Внутренняя предпринимательская среда – это глобальная структура фирмы охватывающая все: • производственные; •финансовые;• страховые;• транспортные; и др. подразделения предприятия независимо от их местоположения.

Анализ внутренней предпринимательской среды.

Для получения прибыли, как конечного результата деятельности, необходимо сформулировать цели предприятия в следующих областях:



  1. научно-технической, то есть разработка и внедрение новой продукции (курс “Стратегического и инновационного менеджмента”);

  2. производственной, то есть повышение качества продукции, совершенствование техпроцесса и использование новейших технологий (курс “Организация производства”);

  3. сбытовой, т.е. сохранение и расширение доли рынка по каждому продукту, и повышение качества предоставляемых услуг (курс “Маркетинг”);

Для достижения этих целей необходимо проводить систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе: •маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга; •планирования и разработки плановых показателей; •оперативного управления; •контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям

по направлению “производство” рассматриваются:

  • объем, структура, темпы производства;

  • номенклатура продукции предприятия;

  • обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов;

  • наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей;

  • местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;

по направлению “управление персоналом” рассматриваются:

  • структура,

  • потенциал,

  • квалификация,

  • количественный состав работников,

  • производительность труда,

  • текучесть кадров,

  • стоимость рабочей силы,

  • интересы и потребности работников;

по направлению “организация управления”:

  • организационная структура, система управления;

  • уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства;

  • фирменная культура;

  • престиж и имидж фирмы;

  • организация системы коммуникаций;

по направлению “маркетинг”:

  • товары, произведенные фирмой, доля на рынке;

  • возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта;

  • маркетинговый бюджет и его исполнение;

  • маркетинговые планы и программы;

  • нововведения;

  • имидж, репутация и качество товаров;

  • стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

по направлению “финансы и учет”:

  • финансовая устойчивость и платежеспособность;

  • прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам);

  • собственные и заемные средства и их соотношение;

  • эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Тема 3. Менеджмент и предпринимательская среда. Факторы внутренней и внешней предпринимательской среды. Лист 2



Внешняя предпринимательская среда - все условия и факторы (политика, экономика, экология, погодные факторы и т.п.) возникающие в окружающей среде, не зависимо от деятельности конкретного предприятия, но которые могут оказать воздействие на него, по этому требующие принятие конкретных решений.

А
2.Факторы косвенного воздействия:

1) регулирование предпринимательской деятельности;

2) общеэкономические;

3) общеполитические;


нализ внешней предпринимательской среды п
одразделяется на:

1.Факторы прямого воздействия:

1) характер и состояние рыночных отношений;

2) хоз. связи фирмы;

Факторы прямого воздействия


Наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают те отрасли, где наиболее остра конкурентная борьба и быстрее изменяются технологии:• фармацевтическая; •химическая; • авиакосмическая; • электронная; •производство компьютеров; • биотехнологическая; телекоммуникационная.

1). Характер и состояние рыночных отношений

а) Анализ спроса и предложения. Цикл спроса имеет пять фаз:

  1. зарождение (становление отрасли и конкуренция нескольких фирм, стремящихся к захвату лидерства);

  2. ускорение роста с опережением предложения – конкуренты, которые остались на рынке стремятся максимизировать прибыль;

  3. замедление роста (предложение начинает опережать спрос);

  4. зрелость спроса – имеется избыток, так как спрос насыщен;

  5. затухание – определение спроса за счет появления нового товара или за счет экономических условий.

б) Анализ потребительского спроса, то есть изучение демографических факторов:•уровня численности;•уровня рождаемости;•возрастного населения;•уровня образования и прогрессивного состава населения;•географического распределения;•доходов;•объемов и условий кредита; •сумм сбережений

в) Анализ требований потребителей к товару ведется с учетом назначения товара. для потребительского товару учитывается: •престижность изделия; •дизайн; •привычки к потреблению в зависимости от марки изделия; •цена (покупательная способность);

Для производственного товара учитывается: •известность фирмы производителя на рынке; •универсальность или специализированность (специализированные стоят дороже, но в эксплуатации они дешевле).

г) Анализ и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов. Конкурентная борьба ведется не только за потребителя, но и за: •трудовые ресурсы; •материалы; •капитал; •право использовать технические новинки.

2). Анализ хозяйственных состояний фирмы, т.е. выяснение характера отношений фирмы:

а) с поставщиками материально-технических и трудовых ресурсов: обычно фирма имеет свою сеть поставщиков. При работе с внешними поставщиками, тем более с зарубежными, учитывая влияния следующих факторов:• цены• качества и объема поставок• сроков поставок• обменного курса валют• возможной политической нестабильности необходимо поддерживать связи с несколькими поставщиками

б) с финансовыми организациями – каждая фирма, анализируя свое финансовое положение, определяет источники финансирования, учитывая: •распределение капитала на собственный и заемный в зависимости от его рентабельности•потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам и условиям получения и погашения•источники получения займов и кредитов• выбор кредитов и установление сроков их получения• расчет стоимости кредитов с учетом процентов и сроков погашения • получение доходов от доходов собственных средств в банках в) с профсоюзами, т.к. профсоюзы за рубежом - по договорам с фирмой, а у нас – как представители своих членов: • определяют виды стимулирования труда•определяют порядок увольнения, понижения в должности и перевода на другую работу•регулируют нормы производительности труда

Тема 3. Менеджмент и предпринимательская среда. Лист 3

Факторы косвенного воздействия


1) Регулирование предпринимательской деятельности в каждой стране имеет свои цели, задачи и особенности механизма. Однако, можно выделить ряд общих задач регулирования предпринимательской деятельности: •разработка, принятие законов и контроль за законодательством для обеспечения правовой защиты интересов предпринимателей •повышение эффективности государственного регулирования и снижения ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий •создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, для свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроля за соблюдением правил конкуренции •обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией •сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвистиционной и научно-технической •содействие долговременному росту накопления капиталов •обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдение норм трудового законодательства, порядка оплаты труда и регулирование частного найма •поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня распределения доходов

2) . Анализ общеэкономических факторов

а) анализ состояния экономики своей страны и страны-партнера:

1. анализ факторов внешней среды:

численность населения

наличие и использование национальных ресурсов

2. анализ государственного устройства

3. анализ денежной системы

4. анализ валютного положения

5. анализ уровня жизни населения

6. анализ социально-культурных условий развития

7. анализ основных показателей (например, объема капитальных вложений в обновление и расширение основного капитала отдельной отрасли или экономики в целом; объема выпуска продукции; платежеспособности населения; размера и структуры затраты на науку; кредитной и налоговой политики и др.)



б) анализ предпринимательского климата

Активность предпринимательской деятельности характеризуется следующими составляющими: •появление на рынке новых рыночных субъектов путем создания новых фирм и появления новых банков •интенсивностью потока инноваций (нововведений – см. раздел «Инновационный менеджмент») •повышением инвестиционного спроса.



  • При анализе предпринимательской деятельности необходимо учитывать как факторы, оказывающие благоприятное воздействие:

•стабильность государственной и социальной политики •повышение качества рабочей силы • создание инновационных центров, финансируемых государством и частным бизнесом и др

так и факторы, оказывающие отрицательное воздействие• высокие налоговые ставки• высокие правительственные расходы• низкая производительность труда• высокие расходы на содержание государственного аппарата• высокие цены на энергоресурсы •преступность и т.д.



3) Анализ политических факторов (см. курсы общественных наук).

Тема 5.1 Важнейшие функции внутрифирменного управления. Схемы организационных структур.

Линейная структура


Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы:

Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.



Условные обозначения (примеры):

1 — заготовительное и обслуживающее производство (цех);

2 — обрабатывающее производство;

3 — сборочно-сбытовое производство;

ЛР 1-3 – линейные руководители;

И1-Иn - исполнители.




Функциональная структура


Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления:


Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т. д.). Работы выполняются производственными подразделениями (1, 2, 3) по каждой функции:

А — планово-производственный отдел;

Б — технический отдел;

Б — финансовый отдел

Линейно-функциональная структура


Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.


Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.


Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.

Переход к матричной структуре обычно охватывает часть организации, при этом ее успех зависит от того, насколько руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров. Создание структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки. Применяется, в основном, в наукоемких отраслях.




Матричная структура.



Линейно-штабная структура


Линейно-штабная структура включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением:


Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах.

К штабным подразделениям относят отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Создание штабных структур - шаг в сторону разделения труда менеджеров. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.





Д
Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали.

ивизиональная структура



Зам. по М. – заместитель генерального директора по маркетингу;

Зам. по НИОКР – заместитель генерального директора по НИОКР;

Зам. по Тех. – заместитель генерального директора по технологиям.




Тема 5.2. Функция планирования. Лист 1

Планы включают в себя определение:

а) конечных и промежуточных целей;

б) задач, решение которых необходимо для достижения целей;

в) средств и способов их решения;

г) требуемых ресурсов, их источников и способов распределения (по срокам, по содержанию, по тому кто разрабатывал и т.п.)

В зависимости от содержания целей и задач выделяют: формы планирования и виды планов (см. Тема 4.2. Лист 2)

1. Формы планирования:

а)стратегическое (перспективное)

б)среднесрочное

в)тактическое (бюджетное, оперативное, текущее)



а) стратегическое (перспективное) (на 10 – 20 лет)

  • определение направлений, источников и размеров капиталовложений

  • внедрение прогрессивной техники и технологии

  • диверсификацию производства и обновление продукции

  • формы зарубежных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий

  • совершенствование организации улучшения по отдельным подразделениям и кадровой политики.

б) среднесрочное (на 5 лет) содержит количественные показатели (в том числе и в определении ресурсов), а так же детальные сведения по продуктам, капиталовложениям и источникам финансирования)

в) тактическое (бюджетное, оперативное, текущее) (на 1 год с разбивкой на полугодия, кварталы и месяцы) осуществляется путем детальной разработки оперативных планов компании в целом и ее подразделений:

- программ маркетинга;- планов НИР; - планов по производству; планов по МТС

. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом поставленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочего персонала.

Планы по производству и сбыту продукции, а так же предоставлению услуг, включая показатели по экспорту продукции, зарубежному лицензированию, предоставлению послепродажных услуг и обслуживанию.

Отдельно составляются:

- планы производственного отделения

- планы дочерних компаний

Бюджет фирмы – выражение оперативного плана в денежных единицах. Он увязывает оперативный и финансовый план и дает возможность предвидеть размеры и норму прибыли.

Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы: производства, снабжения, запасов, НИР, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Т.о. бюджет базируется на операционных планах подразделений и служит средством координации работы всех звеньев фирмы.



Тема 5.2. Функция планирования. Лист 2



2. Виды планов

а) В зависимости от содержания ПХД: - НИОКРа- производства – сбыта - МТС - финансовый план

б) В зависимости от определенной структуры фирмы

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование (разрабатываются отдельно планы:

- производства – реализации - капиталовложений - длительного планирования)

Тактическое планирование – это составление среднесрочных (обычно 5 летних) планов, в которых конкретизируется стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Т.к. тактический план подлежит постоянной корректировке, то его еще называют скользящим.

Оперативное планирование – разработка краткосрочных планов-бюджетов - до 1 года (содержат детальную разработку тактических планов).

При этом финансовый план содержит итоги 3-х других видов планов. Их согласованность достигается через систему финансирования, распределения производственных мощностей и персонала



Бизнес-план - документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три-пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Типовая структура бизнес-плана включает девять основных разделов и приложения.

1 «Титульный лист» - дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте.

2 «Вводная часть» включает краткое освещение его наиболее важных положении б-п. (после написания остальных разделов бизнес-плана).

3 «Анализ положения дел в отрасли» приводит результаты комплексных исследований (в т.ч маркетинговых) отрасли.

4 «План маркетинга» определяет задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.

5 «Производственный план» содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения.

6 Задача организационного плана связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий - с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта.

7 «Оценка рисков» - определяет потенциальные проблемы и трудности, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и ютов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия.

8 Финансовый план содержит общую экономическую оценку всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств.

В заключительной части бизнес-плана (приложениях) приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке и на которые есть ссылки в основном тексте.






Тема 5.3. Функция планирования Процесс бюджетирования компании.

Общий процесс составления бюджета включает 3 этапа: 1 постановка финансовых целей; 2 планирование бюджета; 3 бюджетный контроль.




Цели компании

(показатели роста прибыли и оборачиваемость капитала)



Бюджет продаж

Планируемая выручка

Бюджет затрат на реализацию

Производственный бюджет

Финансовый (административный) бюджет



Бюджет исследований и разработок

Бюджет расходов на рабочую силу

Материальный бюджет

Бюджет производственных накладных расходов

Бюджет производ-ственных расходов

Общий операционный бюджет


Бюджет движения денежных средств



Капитальный бюджет




Их определяет Совет Директоров

На основе прогноза поступления заказов разрабатываются бюджетные планы отделов


Бюджет прибылей и убытков


Прогноз бухгалтер-ского баланса




Тема Стратегический менеджмент

Рис. 1. Содержание стратегического менеджмента (СЗХ – стратегические зоны хозяйствования, американский акроним SBU – Strategic Business Units)







Рис. 2. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой




Таблица 1

Основные уровни разработки стратегии фирмы



Уровень

Ответственные за разработку

(принятие решения)



Содержание разработки

Корпоративная стратегия

Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)

 Создание и управление портфелем СЗХ

 Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества

 Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ

 Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ



Стратегия СЗХ

Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)

 Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ.

 Формирование реакции на изменение внешних условий.

 Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб.

 Действия по решению специфических проблем



Функциональная стратегия

Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)

 Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах.

Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня



Оперативная стратегия

Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)

Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов



Рис. 3. Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы




Рис.4. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров


Таблица 2 основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.




Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости (W):

Четко проявляемая компетентность

Потеря некоторых аспектов компетентности

Адекватные финансовые источники

Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

Высокое искусство конкурентной борьбы

Рыночное искусство ниже среднего

Хорошее понимание потребителей

Отсутствие анализа информации о потребителях

Признанный рыночный лидер

Слабый участник рынка

Четко сформулированная стратегия

Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

Устарелые технология и оборудование

Проверенное надежное управление

Потеря глубины и гибкости управления

Надежная сеть распределения

Слабая сеть распределения

Высокое искусство НИОКР

Слабые позиции в НИОКР

Наиболее эффективная в отрасли реклама

Слабая политика продвижения

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения  ввода новых рыночных сегментов

Расширение диапазона возможных товаров

Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

Благодушие конкурентов

Ожесточение конкуренции

Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

Благоприятный сдвиг в курсах валют

Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Большая доступность ресурсов

Усиление требований поставщиков

Ослабление ограничивающего законодательства

Законодательное регулирование цены 

Ослабление нестабильности бизнеса

Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса