Сказочное в поэме «Руслан и Людмила» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сказочное в поэме «Руслан и Людмила» - страница №1/1

Там чудеса

(сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).
Цели:

Образовательные:

- определить, чем отличается сказка от фантастики;

- доказать, что поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - сказка;

- учить излагать материал в виде диалога с классом;

- учить делать выводы.

Развивающие:

- развивать культуру речи учащихся;

- развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к личности А.С.Пушкина;

- воспитывать любовь к художественному слову;



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Для создания эмоционального настроя звучит вступление к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

  3. Учитель:

- Ребята, скажите, какая связь существует между сказкой и фантастикой? В чём вы видите разницу между ними?

Ученики:


Сказка – один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел.

Фантастика – это вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой возможно предположить в будущем

Учитель:

Верно. От других жанров сказка отличается тем, что сказочник рассказывает её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии.

Фантастика как вид литературного творчества «установки на вымысел» не имеет, наоборот, всё фантастическое преподносится нам как реальное.

Учитель:


- В начале урока мы слушали фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. На какой лад настраивает вас эта музыка: сказочный или фантастический?

4. Учитель:

- Теперь мы можем перейти к разговору о поэме «Руслан и Людмила». Но сначала послушаем историю создания этой поэмы.

Выступление ученика.

А.С.Пушкин начал писать свою поэму в 1817 году, когда он окончил Лицей и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Он был счастлив: вся литературная и светская жизнь Петербурга стала ему доступна. Молодой поэт посещает заседания литературного кружка «Арзамас», вступает в дружеское объединение «Зелёная лампа». стихи его этого периода, то весёлые и беспечные, то серьёзные, славят свободу, молодость, радость жизни. Это же настроение ощущается в поэме. В ней чувствуется и влияние народных сказок, которые он слышал от Арины Родионовны, и пробуждающийся интерес к русской древней истории.

Поэма писалась долго и была закончена 26 марта 1820 года, меньше чем за полтора месяца до высылки Пушкина из Петербурга на юг.

Пушкину было 20 лет, когда он написал поэму «Руслан и Людмила». Она имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени В.А.Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».


  1. Учитель:

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ученики называют тему). Верно. Наша задача – доказать, что поэма Пушкина – это сказка.

- К чему же ближе эта поэма: к сказке или фантастике? Попробуем разобраться. Сам поэт даёт установку на сказочность поэмы: ей предшествует знаменитое вступление «У лукоморья дуб зелёный…», появившееся ,правда, не сразу. Оно было написано для второго издания поэмы в 1828 году.

Первые строки его представляют собой переложение эпизода из сказки, рассказанной поэту во время ссылки в Михайловском няней Ариной Родионовной.

Послушаем это вступление.

- С какой интонацией нужно читать это вступление? (Таинственности, сказочности).

6. Чтение пролога к поэме.

7. Беседа.

- О каких персонажах упоминается во вступлении?

- В произведениях каких жанров встречаются эти герои?

- Обратите также внимание на концовку:

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

- Для каких жанров свойственна такая концовка?

- Кто такой «я»?

- От кого он слышал сказку, которую теперь хочет поведать свету?

- Таким образом, автор представляется восприемником фольклорных сюжетов. Это не только дань сказочной традиции, но и позиция автора в поэме: быть вместе со своими героями, вплетать свой голос в художественную ткань поэмы.



  1. Учитель:

- Дома вы прочитали поэму целиком. Какие чудеса происходят в поэме?

(дети называют чудеса).

- Я случайно перепутала последовательность чудес в поэме. Пожалуйста, ребята, помогите мне определить в каком порядке должны следовать чудеса в поэме?(1 группа определяет последовательность первых 5 чудес, 2 – следующих 5 чудес, 3 группа экспертов определяет правильность выполнения задания).

Чудо 1 Похищение Людмилы Черномором.

Чудо 2 Финн предсказывает Руслану судьбу.

Чудо 3 Людмила в плену у Черномора.

Чудо 4 Смерть головы.

Чудо 5 Описание пути Руслана.

Чудо6 Бой Руслана с головой. История головы.

Чудо 7 Бой Руслана с Черномором

Чудо 8 Пробуждение Людмилы.

Чудо 9 Руслан находит спящую Людмилу.

Чудо 10 Руслан побеждает печенегов.

Чудо 11 Финн оживляет Руслана. Второе предсказание Финна.



  1. Учитель:

- Теперь, когда мы убедились, что поэма полна чудес, что в ней действуют колдуны, на деревьях качаются русалки, герой бьётся с живой головой, мёртвого Руслана оживляют с помощью живой и мёртвой воды, в руки Людмилы попадает шапка невидимка т.д., можно утверждать, что поэма имеет сказочную основу.

- Теперь обратимся к одной из сцен, связанных с главным героем. Бой Руслана с головой.

- Перечитаем описание поля битвы. Как вы думаете, с какой целью А.С.Пушкин вводит этот эпизод перед сценой битвы Руслана с головой? (Перед чудесным – реальное, чудесное и реальное переплетается).

- С каким чувством описывает поэт поле битвы? О чём в этот момент думает Руслан?

- Почему автор употребляет здесь выражение «трава забвения»?

- Перечитаем сцену встречи Руслана с головой. Какие детали в описании головы делают образ ярким, выразительным? (Вдали чернеет холм огромный, огромны очи, в своей ужасной красоте, Руслану предстоит она громадой грозной и туманной).

- Почему туманной? (Загадочная, непонятная).

- Опишите ссору и сам бой. Как Руслан добыл себе чудесный меч?

- Что в поведении Руслана вызывает, с вашей точки зрения одобрение автора?

- Какое страшное преступление совершил Черномор по отношению к своему брату? За какую услугу голова готова забыть Руслану пощёчину?

-В каком произведении, главы из которого мы с вами недавно читали, также встречается живая голова? (В романе А.Беляева «Голова профессора Доуэля»).

- Можно ли считать эту книгу сказкой? Почему нельзя? (В романе Беляева даётся чёткая установка на реальность, живая голова появилась там в результате научного эксперимента, это фантастика).

- А как мы воспринимаем пушкинскую живую голову? (Как чудо, волшебную выдумку поэта).

- Я думаю, теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: к чему ближе поэма «Руслан и Людмила», к сказке или к фантастике?

- Какие выводы из всего вышесказанного можно сделать?

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос №4 на стр. 69 учебника: вспомните повесть Е.Велтистова «Приключения Электроника», которую вы читали в начальной школе. это сказочная или фантастическая повесть? почему вы так думаете?
А.С.Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Первого арапа Ибрагима Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы того времени (Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, К.Н. Батюшков и др.) Поэтом-любителем был дядя Пушкина - Василий Львович.

Настоящим кладезем русской народности была няня поэта Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал ей вольную. От которой она отказалась, до конца жизни оставаясь рядом со своим любимцем. Событием, определившим весь жизненный путь будущего поэта, стало зачисление его в только что открывшийся Царскосельский лицей. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Здесь молодые люди осваивали различные науки, здесь сформировались их взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил лучших друзей – Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера. Именно в Лицее Пушкин впервые приобрёл известность как поэт.

А.С.Пушкин начал писать свою поэму в 1817 году, когда он окончил Лицей и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Он был счастлив: вся литературная и светская жизнь Петербурга стала ему доступна. Молодой поэт посещает заседания литературного кружка «Арзамас», вступает в дружеское объединение «Зелёная лампа».стихи его этого периода, то весёлые и беспечные, то серьёзные, славят свободу, молодость, радость жизни. Это же настроение ощущается в поэме. В ней чувствуется и влияние народных сказок, которые он слышал от Арины Родионовны, и пробуждающийся интерес к русской древней истории.

Поэма писалась долго и была закончена 26 марта 1820 года, меньше чем за полтора месяца до высылки Пушкина из Петербурга на юг.

Пушкину было 20 лет, когда он написал поэму «Руслан и Людмила». Она имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени В.А.Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Чудо 1 Похищение Людмилы Черномором.

Чудо 2 Финн предсказывает Руслану судьбу.

Чудо 3 Людмила в плену у Черномора.

Чудо 4 Смерть головы.

Чудо 5 Описание пути Руслана.

Чудо6 Бой Руслана с головой. История головы.

Чудо 7 Бой Руслана с Черномором

Чудо 8 Пробуждение Людмилы.

Чудо 9 Руслан находит спящую Людмилу.



Чудо 10 Руслан побеждает печенегов.

Чудо 11 Финн оживляет Руслана. Второе предсказание Финна.