Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка. Бражное 2006 г пояснительная записка Дополнительная образовательная прог - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка. Бражное 2006 г пояснительная - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

«Браженская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено на метод.совете школы

«__»________200__г.


Директор:____________

Л.И. Лебедева


Дополнительная образовательная

Программа

Спортивный туризм
(туристско-краеведческое направление

модифицированная)


Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка.

Бражное

2006 г.


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.

Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:

- разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий;

- повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности;

- в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям;

- воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе;

- приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края;

- приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях.

Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 12-15 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере.

Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму.



Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья.

При обучении используются методики: совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода.

Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах.

Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика.
Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения
На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.
Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.
Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

- делать пешие переходы с грузом;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;

- определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;

- передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия;

- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;

- выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью;

- принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере.
На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм.
Критерии оценки.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:

- участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный);

- прокладывать свой путь с помощью компаса и карты;

- передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия;

- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях;

- принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса;

- совершить ряд походов:



  • походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы).

  • категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности),

  • поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.


На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации.
Критерии оценки:

- участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма

(пеший, лыжный);

- участие в организации и проведении экспедиций;

- участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.;

- участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей;

- участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений;

- участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму;

- выполнение нормативов на спортивные разряды;

- подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ;

- видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.
Мониторинг реализации программы осуществляется 2 раза (в середине и в конце учебного года), в походах и туристских лагерях в каникулярное время.

Итоговая аттестация по результатам первого года обучения проводится в форме собеседования по результатам походов, соревнований, мониторинга. Результатом наиболее успешного освоения образовательной программы является присвоение спортивного разряда.



Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности


1.Виды и формы туризма

2

1

1

-

2.Туристское снаряжение

6

2

2

2

3.Основные этапы подготовки к походу

10

2

3

5

4.Туристские биваки

5

1

1

3

5.Туристская топография

10

5

2

3

6.Лыжный туризм

10

3

2

5

7.Туристские соревнования

10

-

5

5

8.Работа с веревкой

14

2

5

7

9.Инструктаж по ТБ

5

5

-

-

10.Итого:

72

21

21

30

В план не включены часы для подготовки и проведения зачетного категорийного похода или участие в туристском лагере в летний период.



Содержание изучаемых тем 1-ого года обучения


Тема 1 Виды и формы туризма - 2 часа.
Тема 2 Туристское снаряжение - 6 часов.

Групповое и личное снаряжение туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство, соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака. Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и сдачи снаряжения.


Тема 3 Основные этапы подготовки к походу - 10 часов.

Принципы подбора группы. Распределение обязанностей. Подбор материала о районе похода. Смета похода. Проверка готовности группы к походу. Сообщения о прохождении маршрута. Режим дня. Права и обязанности руководителя и участников похода. Ведение дневниковых записей. Фотографирование в походе. Составление отчета о походе.


Тема 4 Туристские биваки - 5 часов.

Основные требования к бивакам. Планировка бивака. Виды бивачных работ. Порядок свертывания и развертывания бивака. Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Противопожарные меры. Меры по охране природы. Яма для отбросов. Правила купания.


Тема 5 Туристская топография - 10 часов.

Знакомство с картой. Виды карт. Масштаб. Измерения по карте. Топографические знаки. Чтение карты. Стороны горизонта, их определение. Азимут. Компас. Определение азимута по компасу и без него. Ориентирование карты. Движение по азимуту. Топографический диктант. Задачи: на масштаб, усвоение топографических знаков, построение маршрута, определение характеристик пути. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Определение направлений, азимутов. Глазомерная оценка расстояний. Сличение карты с местностью.


Тема 6 Лыжный туризм. Особенности лыжных походов - 10 часов.

Особенности снаряжения, питания. Ориентирования. Организации биваков, техники преодоления препятствий. Лыжный инвентарь. Лыжная этика. Техника передвижения на лыжах и преодоления препятствий. Движение в походном строю во время лыжного похода. Подготовка лыжного инвентаря к походу.



Тема 7 Виды туристских соревнований - 10 часов.

Теория. Этапы соревнований. Порядок их прохождения. Соревнования по пешему и лыжному туризму.

Практика. Подготовка к участию. Отработка личных и действий на этапах. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью.
Тема 8 Работа с веревкой - 14 часов.

Теория. Типы веревок. Типы и значения узлов.

Практика. Отработка приемов вязания. Применение узлов в реальных условиях. Работа с веревкой на страховке и при преодолении препятствий.
Тема 9 Инструктаж по ТБ - 5 часов.

Теория. Проведение инструктажа по ТБ при занятиях, при поездках в общественном транспорте, при проведении походов.

Учебно-тематический план курса 2-го года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности

1.Туризм, природа, право

4

3

1

-

2.Подготовка к походу

6

2

4

-

3.Туристские биваки

3

1

-

2

4.Туристская топография

9

3

2

4

5.Лыжный туризм. Особенности лыжных походов

12

5

2

5

6.Туристские соревнования

12

-

4

8

7.Работа с веревкой

19

3

8

8

8.Питание

2

1

1

-

9.Медицинское обеспечение похода

3

1

1

1

10.Отчет о походе

2

1

1

-

11.Итого:

72

20

24

28


Содержание изучаемых тем 2-го года обучения


Тема 1 Туризм, природа, право - 4 часа

Законы об охране природы, охоте и рыболовстве. Кодекс путешественника. Разрядные требования по спортивному туризму. Инструкция по проведению походов, экспедиций и экскурсий с учащимися.


Тема 2 Подготовка к походу - 6 часов

Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, календарного плана похода и сметы. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Их возможности, преимущества, недостатки. Особенности разработки аварийных вариантов. Оформление путевых документов, утверждение маршрута похода в МКК и сообщение о нем. Практика. Принятие участия в разработке маршрутов и оформлении походных документов запланированных походов.


Тема 3 Туристские биваки - 3 часа

Меры предосторожности безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. внешний вид бивака. Сохранение природы: запрещение порубки живых деревьев и устройство настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. п. типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья» и поддержание его равномерного горения. Меры предосторожности. Требования к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Планировка бивака в походе. Установка палатки. Оборудование кострища. Заготовка дров, разведение костра. Работа пилой и топором. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья» и поддержание его равномерного горения.


Тема 4 Туристская топография - -9 часов

Изучение местности на карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографической сети, наличие и характер переправ, растительности, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оптимального пути. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Выбор ориентиров по карте местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Построение маршрута, определение характеристик пути. Определение направлений, азимутов. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Глазомерная оценка расстояний. Ориентирование в походных условиях при работе в качестве штурмана.


Тема 5 Лыжный туризм. Особенности лыжных походов - 12 часов

Особенности передвижения по снегу и фирну и характерные опасности. Лавины, их виды. Опасность подрезания склонов. Опасность движения по v-образным долинам, кулуарам и местам их выхода, желобам и открытым крутым склонам. Особая опасность снежных досок и мокрых грунтовых лавин. Специфические приемы страховки и самостраховки на снегу. Наиболее рациональные способы передвижения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности. Тропление лыжни в зависимости от характера рельефа, погоды, снежного покрова и физического состояния участника. Отработка основных приемов и совершенствование навыков подъемов, спусков, поворотов и торможений на лыжах с рюкзаком, на средних и крутых склонах горной местности. использование тормозящих приспособлений. Остановка предумышленным падением. Самозадержание при падении. Отработка приемов передвижения на лыжах и преодоления препятствий с рюкзаком и без него, тропление лыжни. Движение в походном строю во время лыжного похода. Подготовка лыжного инвентаря к походу.


Тема 6 Туристские соревнования - 12 часов

Правила соревнований по ТМ. Виды туристских соревнований и их особенности. Положение о соревновании. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности. Методика судейства. Подготовка к участию. Отработка личных и командных действий на этапах. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью.


Тема 7 Работа с веревкой - 19 часов

Командные действия при преодолении препятствий и этапов туристских соревнований. Веревка на страховке и при преодолении препятствий. Отработка приемов вязания узлов. Применение узлов в реальных условиях. Работа с веревкой на страховке и при преодолении препятствий.


Тема 8 Питание - 2 часа

Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. «НЗ» продуктов и «карманное питание». Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Подготовка и хранение продуктов в условиях похода, их учет. Выполнение обязанностей «завпита» в условиях похода. Отработка практических навыков и умений по теме.


Тема 9 Медицинское обеспечение похода - 3 часа

Врачебный контроль и самоконтроль. Особенности медицинского обеспечения похода. Комплекс мер. Организация самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Личная гигиена туриста в походе. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Комплектование медицинской аптечки. Применение специальных медикаментозных средств. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременного оказания. Транспортировка пострадавшего.


Тема 10 Отчет о походе - 2 часа

Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник. Основные разделы отчета. Требования к оформлению отчета. Ведение дневника в условиях похода.



Учебно-тематический план курса 3-его года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

в

помещении

на

местности

1.Топография и ориентирование

20

4

4

12

2.Лыжный туризм

12

2

5

5

3.Обеспечение безопасности

20

4

6

10

4.Организация массовых туристских мероприятий

20

3

3

14

5.Итого:

72

13

18

41

В сетку не включены часы многодневных категорийных походов.



Содержание изучаемых тем 3-его года обучения
Тема 1 Топография и ориентирование - 20 часов

Теория. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Требования к местности и дистанциям соревнований. Длина дистанции, ее обозначение на карте и оборудование на местности. Карта соревнований. Контрольное время прохождения дистанции, определение результатов соревнований. Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информирование участников о действиях в случае потери ориентировки.

Практика. Участие в соревнованиях по ориентированию. Участие в судействе соревнований по ориентированию в составе бригады старта, финиша, секретариата, информации. Участие в разработке условий проведения соревнований, оборудование этапов, судействе соревнований в составе различных бригад.
Тема 2 Лыжный туризм - 12 часов

Теория. Стратегия и тактика лыжных путешествий. Особенности планирования и построения маршрута. Техника преодоления характерных препятствий: движение по тонкому льду, наледям, при сильном ветре, снегопаде, в условиях недостаточной видимости, в зарослях и завалах, движение в кошках, организация страховки на склонах и проч.

Практика. Совершенствование лыжной техники при преодолении препятствий в условиях похода и соревнований. Участие в судействе соревнований по технике лыжного туризма.
Тема 3 Обеспечение безопасности - 20 часов

Теория. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Опасности в туризме субъективные и объективные. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах. Действия группы в аварийных ситуациях. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места установки бивака). Организация бивака в экстремальных ситуациях.

Практика. Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Практическое освоение современных средств и способов страховки и самостраховки в экстремальных условиях. Выработка тактики действия группы в конкретной аварийной ситуации в зависимости от вида туризма, местности, погодных условий. Тренинг по выработке решений по ликвидации аварийных ситуаций.

Тема 4. Организация массовых туристских мероприятий - 20 часов

Теория. Соревнования по туристскому многоборью. План подготовки и организации, работа судейских бригад и ГСК. Организация и проведение туристских лагерей. Организация и проведение экспедиций.

Практика. Участие в подготовке и проведении массовых туристских мероприятий, лагерей, экспедиций.

Методическое обеспечение



Тема

Формы занятий

Техническое оснащение,

Дидактический материал

1.Виды и формы туризма

Лекция,

DUD диск,

видеоролик


DUD-плеер, телевизор,

видеомагнитофон, телевизор



2.Туристское снаряжение

Беседа,

игра, соревнование, поход



Буклеты, рекламные проспекты, групповое снаряжение

3.Основные этапы подготовки к походу

Лекция,

самостоятельная работа,

поход


Картографический материал, групповое снаряжение

4.Туристские биваки

Лекция,

игра, соревнование, поход



Бивачное снаряжение

5.Туристская топография

Лекция, топографический диктант, решение задач, игры,

соревнование



Компаса, карты в ассортименте, линейки, циркули, раздаточный материал, рулетка, оборудование дистанций ориентирования, секундомеры

6.Лыжный туризм

Лекция, видеофильм,

игры, конкурсы, соревнования, походы



Лыжный стадион, места занятий с различными уклонами, лыжный инвентарь, соответствующая форма одежды

7.Туристские соревнования

Лекция, беседа,

наставничество,

соревнования,

игры


Пересеченная местность, страховочное снаряжение

8.Работа с веревкой

Беседа, игры,

конкурсы,

домашние задания,

поход


Расходные концы, групповое и индивидуальное страховочное снаряжение

9.Инструктаж по ТБ

Лекция


Журнал по ТБ

Список использованной литературы
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982.
2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся

Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.


3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм, М.: ФиС, 1990.
4. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987.
5. Работа кружка юных туристов в школе. Методические рекомендации. М.: «Турист», 1989.
6. Спортивное ориентирование. Учебно-методическое пособие. М.: ЦСЮТ, 1986.
7. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М.: ФиС, 1986.
8. Методические рекомендации по организации и проведению школьных туристских соревнований. Харьков: ОСЮТ, 1988.
9. Энциклопедия туриста. Гл. редактор Тамм Е.И. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
10. Русский турист. Сборник документов по спортивно-оздоровительному туризму, ТССР, 1998.
11. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Ю.А. Штюрмер. 3-е изд., с изм. и доп.-М.: Профиздат, 1985.
12. Рожинский М.М, Катковский Г.Б. Оказание доврачебной помощи. М.:

Медицина, 1981.


13. Узлы. способы вязания и применение. Авт.-состав. В.В. Новиков. М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003.
14. Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Туристы-проводники. М.: ЦДЮТК, 2000.
15. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002.