Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут. 8 класс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Мой сосед по парте» 1 37.71kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 96.68kb.
I этап всероссийской олимпиады школьников «шаг в будущее» Тестовые... 1 30.83kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре... 1 60.93kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 1 91.38kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 172.97kb.
Задания олимпиады по информатике, школьный тур, 10-11 класс. 1 47.46kb.
Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 96.83kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 5 480.46kb.
Тест районной олимпиады школьников по биологии 2009 г 1 84.04kb.
Методические рекомендации Для подготовки и проведения вступительного... 1 123.88kb.
Больше всего Ежик любил эти первые по-настоящему весенние дни! 3 362.46kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном - страница №1/1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 180 минут.

8 класс.

I. Комплексный анализ прозаического текста И. А. Бунина «Поздней ночью»

II. Комплексный анализ поэтического текста К. Батюшкова

Задания № 3:

1. Укажите название приема, к которому прибегает Батюшков в 1, 2 и 3 стихах

2. Назовите термин, которым в теории литературы обозначаются словосочетания, подобные употребленным Батюшковым («говор валов», «холод годов»).

3. Определите вид рифмовки.

4. К какой разновидности лирики можно отнести стихотворение Батюшкова?

5. К какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

6. Назовите термин, определяющий такие словосочетания как использованные в названиях произведений Пушкина «Скупой рыцарь», Бондарева «Горячий снег», Толстого «Живой труп».

7. Какой род литературы основывается преимущественно на диалоге?

8. Определить жанр, соединяющий лирическое начало с сюжетом и диалогом

9. Определить размер:

10. Найти неизвестное:

А.С. Пушкин - «Барышня-крестьянка», «Метель», «...», «Гробовщик», «Станционный смотритель».


Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

И. А. Бунин



ПОЗДНЕЙ НОЧЬЮ

Был ли это сон или час ночной таинственной жизни, которая так похожа на сновидение? Казалось мне, что осенний грустный месяц уже давным-давно плывет над землей, что наступил час отдыха от всей лжи и суеты дня. Казалось, что уже весь, до последнего нищенского угла заснул Париж. Долго спал я, и наконец медленно отошел от меня сон, как заботливый и неторопливый врач, сделавший свое дело и оставивший больного уже тогда, когда оп вздохнул полной грудью и, открыв глаза, улыб­нулся застенчивой и радостной улыбкой возвращения к жизни. Очнувшись, открыв глаза, я увидал себя в тихом и светлом царстве почн.

Я неслышно ходил по ковру в своей комнате на пятом этаже и подошел к одному из окон. Я смотрел то в ком­нату, большую и полную легкого сумрака, то в верхнее стекло окна на месяц. Месяц тогда обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Ме­сячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно. Но все четыре окна были озарены ярко, как и то, что было возле них. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каж­дой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. И н кресле у крайнего окна сидела та, которую я любил,— вся в белом, похожая на девочку, бледная и прекрасная, усталая ото всего, чтр мы пережили и что так часто делало нас злыми и беспощадными врагами.

Отчего она тоже не спала в эту ночь?

Избегая глядеть на нее, я сел на окно, рядом е ней... Да, поздно — вся пятиэтажная стена противоположных до­мов темна. Окна там чернеют, как слепые глаза. Я за­глянул вниз,— узкий и глубокий коридор улицы тоже те­мен и пуст. И так во всем городе. Только бледный сияющий месяц, слегка наклоненный, катится и в то же время остается недвижимым среди дымчатых бегущих облаков, одиноко бодрствуя над городом. Он глядел мне прямо в глаза, светлый, но немного на ущербе и оттого — печаль­ный. Облака дымом плыли мимо него. Около месяца они были светлы и таяли, дальше сгущались, а за гребнем крыш проходили уже совсем угрюмой и тяжелой грядой...

Давно не видал я месячной ночи! И вот мысли мои опять возвратились к далеким, почти забытым осенним ночам, которые видел я когда-то в детстве, среди холми­стой и скудной степи средней России. Там месяц глядел под мою родную кровлю, и там впервые узнал и полюбил я его кроткое и бледное лицо. Я мысленно покинул Па­риж, и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул па огромную низменность. Вот золотисто-блестящая пустынная ширь Балтийского моря. Вот — хмурые страны сосен, уходящие в сумрак к востоку, вот — редкие леса, болота и перелески, ниже которых, к югу, начинаются бесконечные поля и равнины. На сотни верст скользят по лесам рельсы железных до­рог, тускло поблескивая при месяце. Сонные разноцвет­ные огоньки мерцают вдоль путей и один за другим убе­гают на мою родину. Передо мной слегка холмистые поля, а среди них — старый, серый помещичий дом, ветхий и кроткий при месячном свете... Неужели это тот же самый месяц, который глядел когда-то в мою детскую комнату, который! видел меня потом юношей и который грустит те­перь вместе со мной о моей неудавшейся молодости? Это он успокоил меня в светлом царстве ночи...

— От чего ты не спишь? — услыхал я робкий голос.

И то, что она первая обратилась ко мне после долгого к упорного молчания, больно и сладко кольнуло мне в сердце. Я тихо ответил:

— Не знаю... А ты?

И опять мы долго молчали. Месяц заметно опустился к крышам и уже глубоко заглядывал в нашу комнату.

— Прости! — сказал я, подходя к ней.
Она не ответила и закрыла глаза руками.

Я взял ее руки и отвел их от глаз. По щекам ее кати­лись слезы, а брови были подняты к дрожали, как у ре­бенка. И я опустился у ее ног на колени, прижался к ней лицом, не сдерживая ни своих, ни ее слез.

— Но разве ты виноват? — шептала она смущенно,— Разве не я во всем виновата?

К улыбалась сквозь слезы радостной и горькой улыбкой.

А я говорил ей, что мы оба виноваты, потому что оба нарушали заповедь радости, для которой мы должны жить на земле. Мы опять любили друг друга, как могут любить только те, которые вместе страдали, вместе заблуждались, но зато вместе встречали и редкие мгновения правды. И только бледный, грустный месяц видел наше счастье...

1899

Константин Батюшков

Есть наслаждение и в дикости лесов,

Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже!

С тобой, владычица, привык я забывать

И то, чем был, как был моложе,

И то, чем ныне стал под холодом годов.

Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов,

И как молчать об них - не знаю.
Ключи и критерии оценивания - 8 класс
Анализ прозаического текста

1. Умение выделить тему (3 б.)

- ученик правильно формулирует тему, определяет сопутствующие ей темы и мотивы (3 б);

- ученик определяет темы не выделяя дополнительные темы и мотивы (2 б);

- ученик определяет тему неполно или неточно (1 б);

- ученик не верно определяет тему (0 б).


2. Умение поставить проблему (3 б)

- ученик ставит проблему, выделяет сопутствующие ей вопросы (3 б);

- ученик ставит проблему, но не выделяет сопутствующие ей вопросы (2 б);

- ученик неточно или неполно формулирует проблему (16);

- неверно определяет или совсем не определяет проблему (0 б).
3. Умение определить жанр (3 б)

- ученик определяет жанр и характеризующие его признаки. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет жанр без характеризующих его признаков. Ответ аргументирован (2 б);

- ученик определяет жанр. Ответ не аргументирован (1 б);

- ученик неправильно определяет жанр (0 б).
4. Умение определить конфликт (3 б)

- ученик определяет конфликты и дает им характеристики (3 б);

- ученик определяет конфликты, но не дает характеристики (2 б);

- ученик определяет не все конфликты, определяет неточно (1 б);

- ученик не правильно определяет конфликты (0 б).
5. Умение определять композицию (3 б)

- ученик выделяет в тексте разнообразные виды композиций (3 б);

- ученик определяет в тексте не более 2-х видов композиций (2 б);

- ученик определяет один вид композиций, определяет неточно (16);

- композиция не определена (0 б).
6. Умение анализировать образы персонажей (3 б)

- ученик анализирует все образы персонажей в тексте, выделяя способы их создания (3 б);

- ученик выделяет все образы персонажей в тексте, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно определяет образы персонажей (1 б);

- ученик не может определить образы персонажей (0 б).

7. Умение анализировать пространственно-временные образы (3 б)

- ученик анализирует пространственно-временные образы, указывая способы их создания (3 б);

- ученик анализирует пространственно-временные образы, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно анализирует пространственно-временные образы (1 б);

- ученик не выделяет пространственно-временные образы в тексте (0 б).


8. Умение анализировать образ повествователя (3 б)

- ученик анализирует образ повествователя, указывая способы его создания (3 б);

- ученик анализирует образ повествователя, но не указывает способы его создания (2 б);

- ученик неполно, неточно анализирует образ повествователя (1 б);

- ученик не выделяет образ повествователя (0 б).
9. Умение определить стиль текста (3 б)

- ученик определяет особенности стиля текста. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет стиль текста. Ответ не аргументирован (2 б);

- ученик неточно определяет стиль текста (1 б);

- ученик не определяет стиль (0 б).
10. Умение определить идею текста (3 б)

- ученик определяет идею, учитывая в ответе все проблемные детали (3 б);

- ученик определяет идею в целом без учета деталей (2 б);

- ученик неточно определяет идею (1 б);

- ученик неверно определяет идею (0 б).
Общая сумма баллов – 30

Критерии оценки анализа поэтического текста – 8 кл.


  1. Умение определять тематическое содержание текста (3 б)

- ученик определяет темы и мотивы стихотворения (3 б)

- ученик определяет темы, но не видит мотивов (2 б)

- ученик неполно определяет темы (1 б)

- неверно определяет тему или не может ее определить (0 б)


2. Умение определить способы выражения лирического начала (3 б)

- ученик верно определяет все способы лирического начала (3 б)

- ученик неполно определяет способы выражения лирического начала (2 б)

- ученик допускает одну неточность в определении способ выражения лирического начала (1 б)

- неверно определяет или не определяет способы выражения лирического начала (0 б)
3. Умение определить эмоциональный настрой текста (2 б)

- ученик верно определяет всю эмоциональную гамму текста (2 б)

- ученик выделяет ведущие чувства в тексте (1 б)

- неверно определяет эмоциональный настрой текста (0 б)


4. Умение определить роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик определяет роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик указывает на стиховые особенности, но не определяет их роль в тексте (1 б)

- ученик не различает стиховых особенностей (0 б)



Задание № 3

За каждый верный ответ – 1 балл.


1. Анафора

2. Метафора

3. Перекрестная

4. Пейзажно-философская

5. Элегия

6. Оксюморон

7. Драма

8. Баллада



9. Дактиль

10. «Выстрел»