Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 193-197 Природа цвета 1 88.35kb.
Лекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель: Азарнов Н. Н. Структура личности... 1 165.33kb.
1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая... 4 568.59kb.
Санкт-петербургский 1 395.26kb.
Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни. Спб., 2000 1 28.18kb.
Тема № Межличностное восприятие и взаимопонимание. Перцептивная сторона... 1 87.88kb.
Инженерная реология биотехнологических сред. Косой В. Д., Виноградов Я. 1 85.74kb.
Сандулов Ю. А. К 17 Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. 25 5977.97kb.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2003 г 2 674.1kb.
Некоторые новые сведения о жизни Ф. И. Тютчева на Брянщине 1 45.46kb.
Я. Гуревич средневековая литература и ее современное восприятие. 3 613.37kb.
«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» 1 27.55kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С - страница №1/1

Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 198-208

Смешение цветов

Как правило, чистые цвета с одной длиной волны — монохроматические цвета — встречаются редко и только в лабораторных условиях. В большинстве случаев воз­действующий на глаз свет представляет собой смесь лучей с разной длиной волны. Именно поэтому сейчас важно напомнить читателю о том, о чем уже было сказано в этой главе: цвета, которые мы видим, основаны на реакции зрительной системы на воздействие света с разной длиной волны. Сами по себе длины волн не изменя­ются при смешении разных лучей Сейчас мы приступаем к изучению двух моде­лей смешения цветов — аддитивной и субтрактивной. Поскольку аддитивное сме­шение цветов имеет непосредственное отношение к пониманию восприятия цвета, мы расскажем о нем более подробно.



Аддитивное смешение цветов

Аддитивная модель предполагает, что при смешении в зрительной системе проис­ходит «смещение» световых лучей с разной длиной волны. Это значит, что речь идет о наложении друг на друга результатов воздействия на зрительную систему световых лучей с разной длиной волны. Например, когда на зрительную систе­му одновременно воздействуют зеленые и красные лучи с длиной волны, равной 530 нм и 650 нм соответственно, результат этого воздействия определяется ими обоими — средневолновым зеленым светом и длинноволновым красным светом. Разработаны и известны определенные правила, или принципы, смешения цветов с разной длиной волны. Некоторые из этих принципов станут понятны из описа­ния двух подходов, один из которых основан на использовании цветового круга, а второй, более точный, — на парных цветах.

Цветовой круг, комплементарные цвета и метамеры. Некоторые важные яв­ления, связанные с аддитивной моделью смешения цветов, обобщены в цветовом круге, представленном на рис. 5.3.

Цветовой круг соответствует центральному кругу трехмерного цветового вере­тена, изображенного на рис 5.2, и представляет собой его центральное сечение. Спектральные лучи с разной длиной волны и соответствующие им цветоощуще­ния располагаются по окружности центрального круга, а степени насыщенности представлены вдоль их радиусов. По мере увеличения расстояния от окружности до центра насыщенность цвета уменьшается.

Создатели цветового круга намеренно расположили цвета таким образом, что­бы подчеркнуть некоторые закономерности, имеющие принципиальное значение. Каждый цвет имеет свой комплементарный цвет, занимающий в цветовом круге диаметрально противоположную позицию. При смешении комплементарных цве­тов в определенных соотношениях образуется неокрашенная смесь — белая или серая. Пары комплементарных цветов могут быть названы «цветами-антагониста­ми», поскольку они аннулируют влияние друг друга на зрительную систему. Ком­плементарными цветами являются синий и желтый, красный и сине-зеленый, зеле­ный и пурпурный. (Обратите внимание на то, что пурпурный лежит вне цветового круга — в «экстраспектральной» области, соответствующей цветам или оттенкам, которые не имеют определенной длины волны, а образуются при смешении спект­рально чистых цветов.)


Смешение цветов 199

Рис. 5.3. Цветовой круг, соответствующий центральному кругу трехмерного цветового веретена

Смешение цветов, не являющихся комплементарными друг другу, располага­ются на цветовом круге между теми цветами, из которых они образованы. Так, если цвета смешивались в равных соотношениях, то образованный ими новый цвет рас­полагается посередине между ними. Примером такой смеси является цвет, обозна­ченный на рис. 5.3 буквой А: цвет, образующийся при смешении равных количеств красного и зеленого, воспринимается как желтый. Иными словами, эта смесь вы­зывает то же самое ощущение, что и желтый цвет.

Цвета, вызывающие одинаковые зрительные ощущения, но имеющие разную физическую природу, т. е. разную длину волны, называются метамерами (в при­веденном выше примере метамерами являются желтый цвет и аддитивная смесь красного и зеленого цветов). Иными словами, метамеры — это пары световых лу­чей, которые, отличаясь друг от друга длинами волн, одинаково воздействуют на зрительную систему на нейронном уровне, вследствие чего и воспринимаются как один и тот же цвет. В приведенном выше примере смесь красного и зеленого света стимулирует рецепторы цвета точно так же, как их стимулирует спектрально чис­тый желтый свет, а потому такая смесь воспринимается как «желтая». Подобные спектральные пары называются метамерами, или метамерньми парами, а цвето­вое соответствие между ними называется метамерическим соответствием. Осо­бенностью спектральных смесей является то, что зрительная система не способна идентифицировать их отдельные компоненты, и такое явление, как метамеризм, это подтверждает. Применительно к нашему примеру это означает, что зеленый и красный свет, воздействуя на зрительную систему одновременно, вызывают ощу­щение желтого цвета; цветоощущения, связанные с воздействием красного и зеле-

200 Глава 5. Цветовое зрение

ного света таковых, отсутствуют. С помощью метамеров выявляется важная осо­бенность нейронной стимуляции: чтобы вызвать одинаковые ощущения, раздра­жители не обязательно должны иметь одну и ту же физическую природу. Если раз­дражители вызывают одинаковую нейронную реакцию, они будут восприниматься как идентичные.

С помощью цветового круга можно также определить цветоощущения, которые вызывают смеси, содержащие неравные количества исходных цветов. Чтобы при­мерно указать место результирующего цвета такой смеси на цветовом круге, сле­дует провести прямую, связывающую два компонента, и найти на ней точку, соот­ветствующую тому соотношению, в котором они были смешаны. Положение этой точки дает представление и о цвете смеси, и о его насыщенности. Точка В (рис. 5.3) показывает, что если в смеси содержится больше красного, чем зеленого, то в ее результирующем цвете более ярко выражен красный оттенок, чем зеленый.

По насыщенности смесь уступает каждому из ее исходных компонентов. Из­вестно общее правило, согласно которому насыщенность смеси тем меньше, чем дальше друг от друга располагаются исходные компоненты на цветовом круге. Гра­фически это правило иллюстрируется точками А и В на рис. 5.3. Действительно, любая аддитивная смесь будет восприниматься менее насыщенной и будет лежать ближе к центру цветового круга (область невысокой насыщенности), чем компо­ненты, из которых она образована.

Цветовые сочетания. Возможности цветового круга, являющегося источником полезных обобщений качественной информации о многих базовых свойствах сме­сей цветов, все же ограничены. При более строгом подходе к оценке смесей цветов используется система цветовых сочетаний, основанная на трехкомпонентной тео­рии цветового зрения. В соответствии с этой теорией, практически любой цвет, за небольшим исключением, может быть получен при смешении в определенной про­порции окрашенного света трех определенных цветов. Эти цвета получили назва­ние основных цветов, ибо они доказали свою психологическую уникальность и их нелегко разложить на составляющие цветовые компоненты. Хотя обычно в каче­стве основных цветов выбираются синий, зеленый и красный, при соблюдении следующих условий возможны и различные другие комбинации основных цветов: при смешении двух из них не должен получаться третий, и ни один из этих цветов не должен быть дополнительным другому, т. е. не должен нейтрализовывать влия­ния ни одного и* двух других цветов на зрительную систему. Следовательно, за весьма немногими исключениями, смешением основных цветов в разных соотно­шениях может быть получено большинство спектральных цветов, в том числе и белый (исключение составляют так называемые металлические цвета — серебря­ный, золотой и медный). Обратите внимание также и на то, что для достижения очень точного соответствия насыщенным спектральным цветам в некоторых слу­чаях к смеси трех основных цветов необходимо добавить некоторое количество хроматического света (более подробно этот вопрос освещен в работе Wasserman, 1978, Chapter 2). На цветной вклейке 3 представлены некоторые из тех оттенков, которые могут быть получены смешением трех основных цветов. Смесь, образован­ная равными количествами основных цветов, воспринимается зрительной систе­мой как белая. (См. рис. 5.3, область перекрывания всех цветов.)
Смешение цветов 201

Используя описанный ниже способ, можно создать смесевой аналог большим ства спектральных цветов. Тестовая поверхность освещена спектральным светом с определенной длиной волны, и задача экспериментатора заключается в том, что бы подобрать такое соотношение трех основных цветов, при котором поверхность сравнения будет освещена светом, вызывающим точно такое же цветоощущение, как и свет, освещающий тестовую поверхность (рис. 5.4).

Этот способ подбора идентичных цветов представляет собой одну из форм мета мерного соответствия. Подобное соответствие — исключительно субъективное психологическое явление. Несмотря на то что две поверхности оказывают на зри-тельную систему одинаковое воздействие и поэтому кажутся окрашенными оди-наково, они могут весьма существенно отличаться друг от друга по спектральном; составу освещающего их света. Мы убедились в том, что после смешения основ-ных спектральных цветов на поверхности сравнения зрительная система не спо-собна воспринимать их по отдельности. Одного взгляда на смесь цветов недоста точно для того, чтобы определить, из каких спектральных компонентов она об разована.

Если воспользоваться описанным выше способом для получения всех монохра матических компонентов спектра, можно построить ряд кривых, аналогичных тек которые представлены на рис. 5.5, и называемых кривыми смешения цветов.

Хотя для трихроматического раздражения (т. е. для получения света, состояще го из лучей с тремя разными длинами волн) можно использовать разные монохро матические лучи, на рис. 5.5 представлены смеси, содержащие синий (длина вол ны 460 нм, В), зеленый (длина волны 530 нм, G) и красный (длина волны 650 нм, R)

Исходя из того, что психологическое воздействие любого цвета (С) эквивалент но психологическому воздействию трехкомпонентной смеси основных цветов, взя тых в определенном соотношении, можно вывести основное уравнение, описывю Щее суть этого явления:



C-xR+yG+zR,

где х, у и zяркостные коэффициенты трех цветов с фиксированными длинам] волн (отложенными на ординате рис. 5.5), содержание которых в смеси зависит от того, соответствие какому монохроматическому свету должно быть достигнуто. Например, при правильно выбранных условиях смешения смесь равных количеств.

202 Глава 5. Цветовое зрение

Рис. 5.5. Кривые смешения цветов, показывающие, какой количественный состав смесей

трех основных цветов соответствует цвету того или иного монохроматического света Чтобы получить цветовые тона, соответствующие цветовым тонам коротковолнового света и света, ле­жащего в длинноволновой части спектра, необходима их предварительная модификация. Отрицатель­ные величины означают, что для получения цвета, соответствующего свету данного светового луча, к не­му сначала нужно добавить один из основных цветов. Это необходимо для уменьшения его насыщенно­сти до такого уровня, при котором два других основных цвета могут образовать идентично окрашенную смесь. В данном примере, чтобы получить смесь, аналогичную сине-зеленому свету с длиной волны 495 нм, к последнему пришлось сперва добавить немного красного с длиной волны 650 нм, и лишь после этого синий и зеленый цвета составили соответствующую ему смесь. (Источник. Wright, 1928)

красного (650 нм) и зеленого (530 нм), не содержащая синего (460 нм), идеально соответствует желтому (примерно 580 нм). Как уже отмечалось выше, если цвета оказывают одинаковое воздействие на зрительную систему, невозможно сказать, где монохроматический свет, а где — смесь. Цветоощущение, вызываемое желтым цветом с длиной волны 580 нм, аналогично цветоощущению, вызываемому смесью зеленого (длина волны 530 нм) и красного (длина волны 650 нм) цветов.

Помимо цветового круга и метода, основанного на подборе смесей, соответству­ющих по цвету монохроматическому свету, известны и другие способы доказатель­ства аддитивной природы смесей света разных цветовых тонов. К ним относится и проецирование лучей трех проекторов, снабженных разноцветными фильтрами. Именно таким cnoco6oivf и были получены смеси цветов, представленные на цвет­ной вклейке 3. Цвета, в которые окрашены области взаимного перекрывания лучей, иллюстрируют эффект аддитивного смешения цветов. Так, если смешиваются только красный и зеленый лучи, область их взаимного перекрывания окрашивает­ся в желтый цвет; центр окрашен в белый цвет — это область взаимного перекры­вания всех трех лучей (зрительная система воспринимает отраженный свет, посы­лаемый одновременно всеми тремя лучами).

Еще одним простым способом иллюстрации аддитивного смешения цветов яв­ляется использование вертушки для смешения цветов, составленной из секторов нескольких вдетых друг в друга цветных кружков (рис. 5.6).

Цветные кружки закрепляются таким образом, что наблюдатель, глядя на диск, видит его в цвете, являющемся результатом смешения цветов отдельных секторов,


Смешение цветов 203




Рис. 5.6. Вертушка для смешения цветов

причем результирующий цвет зависит от размеров секторов. При быстром вращении вертушки ком­поненты цветов стимулируют зрительную систе­му, однако индивидуальное восприятие каждого из них невозможно. Наблюдатель видит лишь совер­шенно однородный цвет аддитивной смеси, завися­щий от того, в каком соотношении взяты исходные компоненты.

Художники тоже используют аддитивный метод смешения цветов прямо на холсте. Пуантилизм, или дивизионизм, — живописная техника, использован­ная некоторыми французскими импрессионистами (прежде всего Ж. Сёра и П. Синьяком), — не предпо­лагает предварительного смешения красок. Худож­ник наносит на холст разноцветные точки, распо­лагая их рядом. Когда смотришь на такую картину с определенного расстояния, отдельные точки как таковые не видны, а цвета воспринимаются как аддитивные смеси. Пример такой смеси цветов представлен на цветной вклейке.

Возможно, самым известным примером аддитивного смешения цветов являет­ся цветное телевидение. Экран обычного цветного телевизора — мозаика близко расположенных друг к другу точек всего лишь трех цветов — как правило, красно­го, зеленого и синего, индивидуальная интенсивность которых может варьировать (см. цветную вклейку 5).

Цветное изображение возникает на экране благодаря тому, что у каждой точки своя цветовая интенсивность. Поскольку эти точки очень малы, их невозможно рассмотреть с того расстояния, с которого принято смотреть телевизор. Именно поэтому мозаика разноцветных точек, образующих аддитивную смесь, восприни­мается как единое целое, а их совместное воздействие вызывает определенное цве­тоощущение.

Экспериментальное подтверждение

Аддитивная смесь цветов

Хоть в обычной жизни мы не замечаем этого, но желтый цвет на экране цветного телевизора образован маленькими красными и зелеными точками. Чтобы убедиться в этом, рассмотри­те желтое пятно на телевизионном экране через лупу. Дискретные точки, которые вы при этом увидите, явно не желтого цвета. Проделав то же самое с белым участком экрана, вы увидите одинаково освещенные синие, красные и зеленые точки, которые и дают вместе ощущение белого цвета. Эти примеры подтверждают то, что было сказано выше об аддитивной смеси цветов.

Субтрактивное смешение цветов

Принцип, лежащий в основе цветового круга и смешения световых лучей разного Цвета для получения цветоощущения, вызываемого монохроматическим светом, не может быть использован при смешении пигментов, красок или красителей. По своей

204 Глава 5. Цветовое зрение

физической природе смеси световых лучей различных цветов и смеси разных пиг­ментов совершенно различны. В первом случае, когда речь идет о смешении света различных цветов, последние взаимно дополняют друг друга и каждый «добавля­ет» в смесь свою доминирующую волновую длину. Это аддитивный процесс в том смысле, что когда такая смесь воздействует на глаз, нервная система суммирует индивидуальные нейронные эффекты каждого исходного цвета.

Субтрактивная модель смещения цветов отличаются от аддитивной, и чтобы понять ее природу, необходимо вспомнить то, о чем было сказано в начале этой гла­вы, а именно, что цвет той или иной поверхности зависит от длины волны погло­щаемого и отражаемого ею света. Следовательно, когда свет попадает на окрашен­ную цветной краской поверхность, содержащиеся в краске пигменты избирательно поглощают, или «изымают», из него лучи с определенной длиной волны, а осталь­ные лучи отражают, что и придает краске ее уникальный, присущий только ей цвет. Синяя поверхность воспринимается как синяя потому, что синий пигмент погло­щает, или «изымает», из падающего на нее светового потока все монохроматиче­ские лучи, кроме того, который воспринимается нами как синий. Иными словами, когда на поверхность падает неокрашенный свет, содержащиеся в нем лучи с дли­ной волны, соответствующей синему цвету, отражаются от нее, и глаза наблюдате­ля воспринимают их, а лучи с другими длинами волн преимущественно поглоща­ются. Аналогично и при смешении двух красок происходят процессы совместного поглощения, или «изъятия», и отражения только тех спектральных лучей, которые способны отражать оба компонента (цветная вклейка 6).

Между субтрактивным и аддитивным смешениями существует принципиаль­ное различие, связанное с тем, где именно — непосредственно на сетчатке или вне ее — происходит сам процесс смешения. В случае аддитивного смешения световые лучи смешиваются при попадании в глаза, иными словами, суммация возбужде­ний, вызываемых светом с разной длиной волны, происходит в зрительной систе­ме. Что же касается субтрактивного смешения, то здесь возникает противополож­ная ситуация: компоненты сначала смешиваются на палитре или в какой-либо специальной емкости, при этом происходит абсорбция света с определенной дли­ной волны, вследствие чего отражаются и воздействуют на зрительную систему лишь непоглощенные лучи видимой части спектра. В качестве другого примера, ил­люстрирующего разницу между аддитивным и субтрактивным, рассмотрим знако­мые комплементарные цвета — синий и желтый (рис. 5.7).

При аддитивном смешениии двух световых лучей — синего и желтого — бла­годаря суммации их воздействий зрительной системой воспринимается как серая (рис. 5.7, а), а в случае субтрактивного смешения смесь синего и желтого пигмен­тов (рис. 5.7, б), в которой совмещены их абсорбционные свойства, отражает пре­имущественно зеленые лучи и поэтому воспринимается как зеленая. Конкретно эти особенности выражаются в том, что желтый пигмент первого фильтра погло­щает («изымает») преимущественно коротковолновый свет (синий, фиолетовый) и пропускает средне- и длинноволновый, который и попадает на синий пигмент второго фильтра, абсорбирующий в первую очередь длинноволновый свет (жел­тый, оранжевый и красный) и пропускающий средне- и коротковолновые лучи. В результате непоглощенными оказываются лишь световые лучи со средней дли-

Смешение цветов 205

ной волны, и именно они, отражаясь от проекционного экрана и воздействуя на зрительную систему наблюдателя, вызывают ощущение зеленого цвета. Короче го­воря, комбинация желтого и зеленого пигментов поглощает все световые лучи, кро­ме тех, которые воспринимаются как зеленые.

На практике трудно точно предсказать результирующий цвет той или иной сме­си пигментов, значительно труднее, чем предсказать цвет аддитивной смеси. При­чина этого заключается в том, что для субтрактивных смесей пигментов необходи­мо точно знать, свет с какой длиной волны поглощает каждый компонент. Однако на абсорбционную способность наиболее распространенных пигментов заметное влияние оказывают их строение и свойства, как химические, так и физические, и что­бы получить исчерпывающую информацию о пигменте, его необходимо детально изучить. Следующий раздел посвящен последовательным образам — явлению, кото­рое непосредственно связано с принципами, лежащими в основе смешения цветов.

Рис. 5.7. а - аддитивное смешение: смесь комплементарных синего и желтого света, отражаясь от по­верхности экрана, на который проецируется, воспринимается зрительной системой как серая, б- суб-трактивное смешение: смесь желтого и синего цветов кажется зеленой. (Обратите внимание на то, что роль пигментов в данном эксперименте играют фильтры)


206 Глава 5. Цветовое зрение

Последовательные образы

Последовательными образами называется форма проявления последствий воз­действия визуальных раздражителей после того, как само их физическое воздей­ствие прекратилось. Наиболее распространенный способ продемонстрировать по­следовательный образ — попросить испытуемого в течение 30-60 с рассматривать какой-либо предмет, а затем перевести взгляд на любую другую поверхность. Из­вестны последовательные образы двух типов. Менее распространенным и более быстротечным последовательным образам, называемым положительными последо­вательными образами, свойственно то же соотношение яркости черного и белого и те же цвета, что и исходному физическому раздражителю. Положительные после­довательные образы обычно возникают после непродолжительной и активной сти­муляции адаптированного к темноте глаза (так называемый «эффект вспышки»). То, что чаще возникают отрицательные последовательные или комплементарные (если используются цветные стимулы) образы, объясняется относительной стой­костью этих образов в «обращенном» виде — черное, белое и цветное предстают, как на негативе фотографии.

Представленный ниже материал — это преимущественно описание эксперимен­тов к рис. 5.8 и некоторым цветным вклейкам, подтверждающим ряд важных явле­ний цветовосприятия.



Экспериментальное подтверждение

Отрицательный последовательный образ

Отрицательный последовательный образ может быть получен с помощью рис. 5.8. В течение примерно 30 с пристально всматривайтесь в точку на белом профиле, после чего переведите взгляд на точку на белом квадрате справа. Вы увидите в белом квадрате отрицательный по­следовательный образ, т. е. вместо белого профиля вы увидите темный.



Рис. 5.8.



Цветовая адаптация: цветовой контраст и комплементарные последовательные образы

Цветовая адаптация, вызванная воздействием какого-либо определенного цвета, может уменьшить чувствительность зрительной системы к этому цвету. Избира­тельная цветовая адаптация приводит к следующему необычному эффекту. Если в течение примерно 30 с пристально рассматривать окрашенный предмет, а затем

Последовательные образы 207

перевести взгляд на нейтральную поверхность — белую или серую — или на поверх­ность, окрашенную в какой-либо другой цвет, отличный от цвета раздражителя, возникнет отрицательный последовательный образ, т. е. исходный раздражитель предстанет окрашенным в свой комплементарный цвет. Это явление, называемое последовательным цветовым контрастом, приводит к возникновению компле­ментарного последовательного образа, т. е. отрицательного последовательного образа, окрашенного в цвет, комплементарный тому, в который был окрашен ис­ходный раздражитель.



Экспериментальное подтверждение

Последовательный цветовой контраст

Если вы выполните приведенные выше рекомендации, то увидите комплементарный после­довательный образ знакомого предмета, для которого характерно определенное сочетание цветов.

Стойкость дополнительного последовательного образа зависит от интенсивно­сти и продолжительности цветовой адаптации. Как правило, подобные последова­тельные образы сохраняются достаточно долго (секунд 20 или дольше), и этого времени достаточно для того, чтобы «спроецировать» их на окрашенные поверх­ности. При этом комплементарный последовательный образ сливается с новой окрашенной поверхностью, вызывая ощущение какого-то одного смешанного цве­та. Как следует из цветной вклейки 8 и описанного ниже эксперимента, с помощью окрашенного в комплементарный цвет последовательного образа могут быть по­лучены неожиданные, поразительные цветовые эффекты.

Экспериментальное подтверждение

Адаптация и дополнительные последовательные образы

В течение 30 с всматривайтесь в синий квадрат в левой части цветной вклейки 8, а затем переведите взгляд на крестик, нарисованный на желтой поверхности справа (желтый и синий цвета являются комплементарными цветами). Желтая поверхность покажется вам окрашен­ной в исключительно интенсивный, «сверхнасыщенный» цвет. В данном случае комплемен­тарный последовательный образ синего квадрата (т. е. желтый) «спроецирован» на желтую поверхность, в результате чего и возникло ощущение сверхнасыщенного желтого цвета. Ины­ми словами, чувствительность любого участка сетчатки к желтому цвету может быть увеличе­на его продолжительной стимуляцией синим цветом.



Экспериментальное подтверждение

Адаптация и уменьшение насыщенности цвета

Цветная вклейка 9 иллюстрирует противоположный эффект адаптации. Выполнив соответ­ствующие рекомендации, вы убедитесь в том, что результатом продолжительного воздей­ствия какого-либо цвета на определенный участок центральной ямки является потеря чув­ствительности к этому цвету. Иными словами, участок сетчатки, подвергшийся чрезмерной стимуляции, адаптируется, или «утомляется», в результате чего цвет начинает казаться ме­нее насыщенным. Цветная вклейка 9 показывает также, что уменьшение насыщенности цвета (потеря цветовой чувствительности) происходит без очевидного или немедленного восприя­тия изменения насыщенности цвета.

208 Глава 5. Цветовое зрение

Аналогичные эффекты наблюдаются и в случае одновременного цветового контраста, который иногда называют также пространственной индукцией допол­нительности. После продолжительной фиксации взгляда на окрашенном пред­мете, расположенном на нейтральном или сером фоне, участки фона, непосред­ственно примыкающие к объекту, начинают казаться слегка окрашенными в цвет, комплементарный тому, в который окрашен предмет. Отчасти это объясняется тем, что продолжительная стимуляция приводит к потере раздражителем насыщенно­сти своего цвета, сопровождающейся индуцированием цвета комплементарного ему. Поскольку даже во время фиксации взгляда глаза совершают непроизвольные микродвижения, образ стимула на сетчатке не неподвижен и вокруг него возника­ет ореол комплементарного цвета.



Экспериментальное подтверждение

Одновременный цветовой контраст

Для экспериментального подтверждения существования одновременного цветового контра­ста можно воспользоваться цветными вклейками 10 и 11.

В течение примерно 30 с всматривайтесь в крестик в центре круга (цветная вклейка 10), и вы увидите по краям круга легкий желтый ореол.

На цветной вклейке центральный квадрат и фон окрашены в комплементарные цвета - в крас­ный и сине-зеленый соответственно. После пристального рассматривания в течение 30 с крестика в центре красного прямоугольника вы увидите по краям красного прямоугольника «свечение» сверхнасыщенного тона.





Цветная вклейка 7. Последовательный цветовой контраст и комплементарный

последовательный образ

В течение примерно 30 с всматривайтесь в белую точку в центре флага, после чего переведите взгляд на черную точку в центре белого прямоугольника. Вы увидите красно-сине-белый американский флаг, т. е. прямоугольник будет окрашен в цвета, дополнительные зеленому, желтому и черному цветам.



Цветная вклейка 10.

Одновременный цветовой контраст



В течение примерно 30 с всматривайтесь в кре­стик в центре круга. По краям круга появится лег­кое желтое свечение.



Цветная вклейка 11. Одновременный цветовой контраст В течение примерно 30 с всматривайтесь в прямоугольник. Эффект «свечения» по­явится и вокруг прямоугольника, и вокруг его фона, поскольку они окрашены в до­полнительные цвета.