«Шадринская кадетская школа интернат» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школа-интернат №5 среднего (полного) общего образования г 1 321.38kb.
Гксоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат... 1 62.5kb.
Муниципальное казенное учреждение Школа-интернат №5 среднего (полного) 1 268.75kb.
К. А. Давлеткильдеева Р. Р. Фатихов " " 20 г. Программа 4 645.37kb.
Школа содействующая здоровью. Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного... 1 218.55kb.
Немецкая историческая школа представляет собой одно из главных неортодоксальных... 4 481.56kb.
Образовательная программа «Школа России» 20 2443.57kb.
Первую школу в п. Кариан Строганово открыли в 1930 году. Школа размещалась... 2 1031.84kb.
Изменения в проект перспективного развития школы на основе национальной... 3 418.38kb.
Формирование социальной активности школьников в учебной деятельности... 1 75.53kb.
«Школа духовно нравственного становления личности» 4 498.41kb.
Тренинг продаж с применением технологии spin® 1 50.19kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Шадринская кадетская школа интернат» - страница №1/1

Государственное общеобразовательное учреждение

«Шадринская кадетская школа – интернат»

Инновационный проект:

«Психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности в условиях кадетской школы – интерната»


Авторы:

Дубакова Е.В., педагог-психолог

Рысьева Е.А., социальный педагог

Стуков Ю.М. – руководитель ОБЖ




Шадринск, 2010 год

Актуальность:

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально – ценностного выбора. Задачи школы по социально – профессиональной адаптации обучающихся сформулированы давно, но остаются актуальными и сейчас. Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению и успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду, таких, как способность к быстрому освоению нового, гибкого, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок.

За последние десятилетия существенно возрос интерес ученых различных областей научных знаний к проблеме профессионального самоопределения личности. Большое значение имеют работы Е.А. Климова, рассматривающего психологические характеристики профессиональной деятельности и теоретические основы профессиональных консультаций; Б.А. Федоршина – системный подход к профессиональной информации школьников, и других.

Несмотря на многолетний опыт работы по организации процесса психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения, формирование практической готовности обучающихся к выбору профессии остается проблемой. Профессиональное самоопределение – это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Он охватывает весь жизненный и трудовой путь человека.



Тема: психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности в условиях кадетской школы - интерната.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения кадетов.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения кадетов.

Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения кадет.

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать научно-методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности школьника




  • 2.Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности школьника.




  • 3.Разработать мониторинг показателей, критериев обеспечивающих эффективное функционирование модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности школьника.

  • 4.Разработать и опубликовать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределению кадет в процессе социализации в условиях кадетской школы - интерната.


Гипотеза:

Профессиональное самоопределение личности кадетов будет успешным, если



  • Созданы условия для осознанного профессионального самоопределения кадетов в соответствии с их способностями, склонностями, для формирования способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

  • Модель системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения кадетов реализуется с учетом возрастных особенностей школьников по следующим направлениям: учебные занятия, программы дополнительного образования, уклад школьной жизни;

  • Внедряются современные образовательные и информационные технологии, формы, методы и психологические механизмы, развивающие способности кадетов к самообучению и саморазвитию.



Сроки реализации проекта:

1)Поисково-теоретический

(июнь-август 2010)

2) Экспериментальный

(сентябрь 2010- март 2011)

3) Обобщающий этап

(апрель-май 2011)

Поисково-теоретический (июнь-август 2010)

  • 1. Постановка целей, задач исследования.

  • 2. Построение последовательной методической работы.

3. Прогнозирование результатов как положительных, так и отрицательных.

  • 4.Продумывание компенсаторных мероприятий.

  • 5. Входная диагностика для родителей, детей.



Экспериментальный (сентябрь 2010 - март 2011)

  • Реализация модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности школьника

  • Мониторинг процесса промежуточных результатов, корректировка дальнейшей работы.

  • 3.Выходная диагностика для родителей, детей «Анкета обратной связи»


Обобщающий этап (апрель-май 2010)

  • 1. Анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

  • 2. Обработка полученных результатов в процессе апробации модели.

  • 3. Формулирование выводов, разработка методических рекомендаций.

  • 4. Распространение и внедрение полученного опыта: обобщающий семинар, публикации рекомендаций.

Критерии эффективности психолого – педагогического сопровождения:



Критерии

Показатели

1

Когнитивный

  • Знания о профессиях;

  • Знания о привлекающей профессии (содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда);

  • Знание о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: общетрудовых, специальных, коммуникативных, организаторских, творческих);

  • Знания о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции);




2

Мотивационно-ценностный

  • Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность);

  • Адекватное отношение к себе как к субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная «Я» - концепция, стремление к преодолению трудностей);

  • Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению;

  • Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.




3

Деятельностно - практический

  • Способность к самореализации, пробе сил;

  • Ориентация на творчество (креативность), творческое самовыражение, оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности;

  • Способность найти профессионалов – консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, друзей);

  • Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).





Ожидаемые результаты:

В результате данной инновационной работы будет создана ,разработана и освоено на практике:

- модель системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности кадета;

- создание учебно – методического комплекса рекомендаций по организации системы психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения кадетов;

- создание информационной базы данных, содержащей описание эффективных форм и методов профориентационной работы по формированию профессионального самоопределения кадетов;

- освоение педагогами новых образовательных технологий.


Ожидаемые результаты:
Положительные результаты:

  • Присутствие интереса к профессии в систем ценностных ориентаций;

  • Информационная подготовленность о предметной стороне профессиональной деятельности, условиях труда, способах приобретения профессии и перспектив профессионального роста;

  • Сформированность профинтересов в соответствии с особенностями психики и здоровья;

  • Адекватная самооценка образа «Я»;

  • Наличие первоначальных профессиональных умений.

Отрицательные результаты

Компенсаторные меры

несформированный интерес к профессии в системе ценностных ориентаций


Формирование положительной мотивации, индивидуальная работа

недостаточный уровень информированности о предметной стороне, условиях труда, способах приобретения профессии, несформированность профессиональных интересов ребенка;


проведение диагностической работы, профориентационных игр, индивидуальных и групповых консультаций.

недостаточный уровень знаний передового педагогического опыта педагогов по работе с обучающимися в период выбора профессии;


Повышение квалификации педагогов

не поступление в выбираемое учебное заведение и отсутствие запасных путей получения профессии;


Индивидуальное консультирование обучающихся выпускных классов


Литература:

1 Барчук О. Выбор профиля: детско – родительская профориентационная игра для девятиклассников.

2 Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию: Учеб. Пособие для старших классов средней школы – М.: Просвещение, 1991.

3 Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология» Министерство образования РФ – М.: Вита – Пресс, 2004.

4 Фадеева Е.И, Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦГЛ, 2004.

5 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство Московского социально-психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

6 Твоя профессиональная карьера 8-9 классы под. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2000.

7 Мальцева Л.В. «Профессиональная диагностика в работе психолога образования. Курган, 2002.

8 Технологии индивидуальной работы с самоопределяющимся субъектом. Курган, 2006.

9 Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия», методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса. – М.: ООО Глобус, 2007.

10 Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) авт. Сост. Е.Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007.

11 Н.И. Бадьина Активизация процесса профессионального самоопределения средствами социально-психологического тренинга. – Курган ,2006.

12 Берг В. Карьера – суперигра. – м.: АО Интерэксперт, 1998.

13 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

14 Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.

15 Пряжников Н.С. Психология и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.

16 Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Приложение 1

Основные направления психолого-педагогического сопровождения


п/п

Направление психолого-педагогического сопровождения

Деятельность специалистов службы по психолого – педагогического сопровождению профессионального самоопределения

Субъект сопровождения

1.

Информационное

Подготовка информационных материалов для уголка «Твой профессиональный выбор»

Кадеты 9-11 классов

Психолого - педагогический семинар «технологии индивидуальной и групповой работой с самоопределяющимся субъектом» (на этапе выбора профессии)

Педагоги

(классные руководители, воспитатели)



Проведение занятий с элементами тренинговых технологий по теме «перспектива профессионального будущего»

Родители и обучающиеся старших классов

Обобщение опыта работы

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождение

2


Диагностическое


Изучение отношения родителей к выбору профессии их ребенком

Родители обучающихся 9-11 классов

2.

Диагностическое

Выявление профессиональных установок обучающихся

Кадеты 9-11 классов

Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений

Выявление индивидуально-психологических особенностей учеников



Кадеты 9-11 классов

Кадеты 9-11 классов



Определение эффективности психолого-педагогического сопровождения.

Обучающиеся 9-11 классов и их родители

3


Проективное


Разработка семинарских занятий по теме «технологии индивидуальной и групповой работой с самоопределяющимся субъектом» (на этапе выбора профессии), занятий с элементами тренинговых технологий по теме «перспектива профессионального будущего»

Обучающиеся 9-11 классов и их родители

4


Коррекционно-развивающее направление


Проведение коррекционных мероприятий

Обучающиеся 9-11 классов и их родители

5



Консультативное



Консультирование по проблемам профессионального самоопределения

Обучающиеся 9-11 классов и их родители, педагоги