Семинарских занятий. Тема 1 Истоки социального прогнозирования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы социального прогнозирования» 1 22.18kb.
А. Г. Воржецов основы социального прогнозирования учебное пособие 6 1451.15kb.
Перечень семинарских занятий 1 224.79kb.
Планы семинарских занятий по спецкурсу "исследование доказательств... 1 52.04kb.
Планы семинарских занятий по философии для дневного отделения Семинар... 1 12.54kb.
Планы семинарских занятий по философии для дневного отделения Семинар... 1 14.75kb.
Тема семинарских занятий: «Государство и общество в произведениях... 1 45.15kb.
Семинарских занятий по курсу «Региональная экономика» 1 161.96kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских... 1 385.37kb.
Планы семинарских занятий по курсу "Эстетика" Тема Основные эстетические... 1 14.09kb.
Планы семинарских занятий по «Транспортному обеспечению» 1 85.75kb.
Апелляционная жалоба на Определение Октябрьского районного суда г. 1 118.71kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Семинарских занятий. Тема 1 Истоки социального прогнозирования - страница №1/1

Темы семинарских занятий.
Тема 1 Истоки социального прогнозирования

  1. Религиозные концепции исторического пути и будущего человечества (буддизм, ислам, конфуцианство, христианство): место и роль человека в истории; как происходит развитие со­циального мира? (циклические, линейные концепции); предо­пределено ли будущее?

  2. Представления просветителей о прогрессе и идеальном обществе (Монтескье, Руссо, Гоббс, Гегель)

  1. Теория утопического социализма (Т.Мор, Сен-Симон), марксизм

  2. Теория Фрэнсиса Фукуямы о конце истории

  3. Циклические теории развития общества. Понятие про­гресса по Арнольду Тойнби. Понятие циклической истории по Л.Н.Гумилеву. Циклы Чижевского.

Рекомендуемая литература:

  1. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989

  2. Волкогонова О.Д. Приоткрывая завесу времени: о со­циологическом предвидении будущего. М., 1989.

  3. Рабочая книга по прогнозированию/ редкол. И.В.Бестужев-Лада, Э.А.Араб-Оглы. М., 1982.

  4. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.

  5. Тойнби А. Постижение истории: Избранное. М., 2002.

  6. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. -Л., 1980.

  7. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цик­личности. М., 1992.

  8. Ярская В.М. Научное предвидение: вопросы методоло­гии. Саратов, 1980.

Тема 2 Социологические концепции индустриального и постиндустриального общества

  1. Концепция индустриализма (Р.Арон, У.Ростоу,
    Г.Кан, Д.Белл, Н.Винер), спорные утверждения (ВНП, соци­
    альная структура, развитие капитализма, США и другие гос-
    ва)

  2. Концепция программированного общества А.Турена

  3. Постиндустриальная концепция Дж.Гелбрейта

  4. Концепция глобализма И.Уоллерстайна

  5. Концепция волн Э.Тоффлера

  6. Каковы отличительные черты понимания развития цивилиза­ции по Марксу и теоретиков постиндустриализма?

Практическое задание: составьте сравнительную таблицу «Индустриальная и постиндустриальная цивилизация»

Критерии

Индустриальное

об-во

Постиндустриальное

об-во

Основы эконо­мики







Социально-классовая струк­тура, распреде-ление собствен­ности







Тип культуры







Система образо­вания







Социально-демографическая структура







Тип семьи







Политические институты








Рекомендуемая литература:

  1. Афанасьев B.C. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века (очерк теории). М., 1986.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999.

  3. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общест­ва. М., 1998.

  4. Иноземцев В.Л. За десять лет: к концепции постэконо­мического общества. М., 1998.

  5. Иноземцев В.Л. Социология Д. Белла и контуры совре­менной постиндустриальной цивилизации // Вопросы филосо­фии. 2002. №5.

  6. Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. Иноземцева В.Л. М., 1999.

Тема 3 Деятельность международной организации Рим­ский Клуб

1. Формирование и основные идеи Римского клуба



  1. Глобалистика как наука. Методология глобального мо­делирования

  2. Модель Дж.Форрестера «Мировая динамика»

  3. Модель Д.Медоуза «Пределы роста»

  4. Модель М.Месаровича, Э.Пестеля «Человечество на поворотном пункте»

  5. Организация Римского клуба на современном этапе. Влияние идеологии Римского клуба на политическую страте­гию России.

Рекомендуемая литература:

  1. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. За пределами роста. М.э 1994

  2. Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997

  3. Лейбин К. «Модели мира» и образ человека. Критиче­ский анализ идей Римского клуба. М., 1982.

  4. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М.5 1980.

  5. Форрестер Дж. Мировая динамика. М, 1978.

  6. Балабаева З.В. Доктрина Римского клуба. Киев, 1989

  7. Римский клуб 25 лет основания// Вопросы философии. 1995. №3.

  8. Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, из­бранные доклады и выступления. М., 1998.

Тема 4 Современные глобальные проблемы

(семинар «пресс-конференция»)

1.Феномен футурофобии в обыденном сознании (Бестужев-Лада).

2. Шок будущего в обыденном сознании (Тоффлер). Обсужде­ние книги «Футурошок». Проблемные вопросы: «общество потребления», «псевдопотребности», роль СМИ в информаци­онном обществе, институт семьи и брака в современном мас­совом обществе. Экономические, политические и социальные условия появления "антифутурологических" настроений в об­ществе. "Экологическая волна" и ее последствия. Причина по­явления и основные идеи "технологической волны". "Анти-тисциентистская волна" и ее проявления. Работы О.Тоффлера ("Футурошок", "Третья волна"), Дж.Нейсбитта ("Мегатренды").

3. Глобальные проблемы: продовольственная проблема, эко­логическая проблема, демографическая проблема.



Рекомендуемая литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М, 1999

  2. Кеннеди П.Вступая в XXI век. М., 1997

  3. Д.Медоуз Д. Пределы роста. М., 1979

  4. Тоффлер Э.Футурошок. М., 1999

  5. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

  6. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурология.
    Антология современной классической прогностики 1952-1999.
    Редактор-составитель И.В.Бестужев-Лада. М., 2000.

Примерный сценарий: Исполнители: «Ведущие» (1-2 человека), «Специалисты» (2-3 человека), «Пресса» (2 человека), «Аудитория» Вступительное слово ведущих:

Какие социальные перемены, технические и культур­ные нововведения происходят сейчас в мировом масштабе? Описание нового социального уклада. Предлагаемые вопросы для обсуждения аудиторией и специалистами: техника как фактор, как феномен, пределы воздействия на человеческое бытие; техника - благо или рок? Стандартизация, массовизация, унификация, последствия информатизации.



Специалисты: Элвин Тоффлер: «третья волна» - элек­троника, освоение космоса, использование недр океана, био­индустрия. Неравномерное постиндустриальное развитие: ве­дущие страны метрополии (семерка), страны - сателлиты (Швеция, Дания, Австрия), «третий мир». Бестужев-Лада И.В.: прогнозное обоснование социальных нововведений, российская модель развития. Теория альтернавистики. Даниэл Белл: прогнозные сценарии будущего, мировая экономика. «Ауди­тория», «пресса» готовят вопросы для «специалистов» по со­общениям.

Ведущие подводят итоги «пресс-конференции».
Тема 5 Прогностика как наука

  1. Основные принципы, законы, уровни, функции прогно­зирования (методологическая база социального прогнозирова­ния).

  2. В чем состоит различие характера прогноза в естест­венных и социальных науках? Цель прогнозирования.

  3. Этапы прогностического исследования

  4. Виды прогнозов по разным основаниям: по целям, по времени упреждения, по объекту исследования

Рекомендуемая литература:

  1. Бестужев - Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

  2. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование //Социология в России (под ред. В.А. Ядова). М., 1996.

  3. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.



Тема 6 Анализ объекта прогнозирования

  1. Классификация объектов прогнозирования.

  2. Основные методологические принципы анализа объек­та прогнозирования.

  3. Систематизация показателей прогнозируемого объекта.

Рекомендуемая литература:

  1. Исследование построения показателей социального разви­тия и планирования /Отв. ред. Г.В. Осипов, В.Г. Андреенков. М., 19S9.

  2. Бестужев - Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

  3. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.


Тема 7 Этапы разработки прогноза

1 .Начальный этап прогностического исследования. Что лежит в основе разработки прогноза?

2.Понятие исходная модель. Предпрогнозная ситуация

3.Рабочие гипотезы, ожидаемое и желательное состояние объ­екта. Какова верифицируемость прогноза?

4.Экстраполяция, сценарии, экспертные оценки как методы прогностического исследования.

5.Теория моделирования.

6. Структура прогнозного фона. Целевая группировка прогно­за.

Рекомендуемая литература


  1. Бестужев - Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

  2. Прогнозирование в социологических исследованиях. Ме­тодологические проблемы. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада.-М.: «Мысль», 1978.

  3. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.


Тема 8 Методы прогнозирования

Группа организуется по 2 командам, семинар проходит как защита основных методических направлений: формализо­ванные и неформализованные методы прогнозирования. Ос­новная цель: раскрыть преимущества и ограничения конкрет­ного метода, указать область применения отдельных видов методов в социальных исследованиях. В конце семинара под­вести итоги о возможностях конкретных методов.



  1. Общенаучные методы (дедукция, анализ, синтез, анало­гия, гипотеза)

  2. Формализованные: экстраполяция, моделирование

  3. Интуитивные: индивидуальные экспертные оценки: ин­тервьюирование, написание сценариев, аналитическая запис­ка.

  4. коллективные экспертные оценки: метод «комиссий», мозго­вая атака, Дельфи.

Рекомендуемая литература:

  1. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: разработка сценариев// Социс. 1993.№11.с.87-90.

  2. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.


Тема 9 Поисковый прогноз

  1. Методика поискового социального прогноза.

  2. Механическая экстраполяция как основа прогнозного поиска, ее возможности и ограничения.

  3. Определение верхней и нижней экстрем.

  4. Наиболее вероятные ожидаемые значения с учетом дан­ных прогнозного фона.

  5. Генезис проблемы: что означает наличие проблемы? в чем различие между проблемным состоянием и проблемной ситуацией? чем вызвана актуальность проблемы? что такое псевдопроблемная ситуация? генезис и структура социальной проблемы (нормальная ситуация, проблемная ситуация, критическая ситуация, катастрофическая ситуация) последствия невмешательства в проблему.

  6. Особенности социальных проблем. Классификация со­циальных проблем.

  7. Понятие «дерева социальных проблем», подлежащих решению средствами социального управления. Прогнозирова­ние проблемных ситуаций.

  8. Пример поискового прогноза.

Рекомендуемая литература:

  1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнози­рование: Перспективные проблемы общества (опыт система­тизации). М., 1984

  2. Рабочая книга по прогнозированию. Отв.ред. И.В. Бес­тужев-Лада М., 1982

  3. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: «Мысль», 1978.

  4. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.


Тема 10 Нормативный прогноз

  1. Методика нормативного социального прогноза.

  2. Социальный идеал и идеализация социального явле­ния как методологический ориентир дальнейших прогнозных разработок.

  3. Оптимизация социального процесса с учетом данных прогнозного фона по заранее заданным критериям.

  4. Социальные оптимумы и социальные нормы.

  5. Примеры нормативных прогнозов

Рекомендуемая литература:

  1. Бестужев-Лада И.В.. Нормативное социальное прогно­зирование: возможные пути реализации целей общества. М., 1987.

  2. Бестужев - Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

  3. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: «Мысль», 1978.

  4. Сафронова, В. М.     Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа», рек. УМО/ В. М. Сафронова. - М.: Академия, 2007. - 234 с.


Тема 11 Взаимосвязь поискового и нормативного прогно­зов

  1. Заблаговременное взвешивание возможных и желаемых перспектив развития явлений - суть социального прогнозиро­вания.

  2. Верификация прогноза и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Проблемно-целевой ромб.

  3. Прогнозное обоснование социальных нововведений.
    Практическое аудиторное задание: С целью освоения методики поискового и нормативного прогнозов составить проблемно-целевой ромб. Группа разделяется на 2 команды, которые по окончании отведенного регламента времени долж­ны будут представить сконструированное «дерево проблем» и «дерево целей» по выдвигаемой теме исследования.

Пример приведен в учебном пособии В.А.Лукова «Со­циальное проектирование» М., 2003. Предлагается разработать прогнозную модель - подготовка высококвалифицированных специалистов ученых к 2015г. «Структурирование такой пер­спективы может иметь форму проблемно-целевого ромба...

А. Конечная цель: создание «русского Оксфорда».

Подцели:

1.Создание крупных гуманитарных научных школ



  1. Развитие научного потенциала профессорско-преподавательского состава

  2. Создание системы организации научного творчества сту­дентов

1.2.1 Внедрение принципа формирования учебных групп:

группа-школа при мастере (« мастерская»)

1.2.2. Формирование сети научных микросообществ.

2. Создание современной материальной базы обучения.



В. Проблемы

1.2.1 Для работы по методу «школа при мастере» не хватает времени.

1.2. «Мастера» живут в большом отдалении от института

1. Научная подготовка не стала пока высокой социальной ценностью и слабо мотивирует и студентов, и преподавате­лей».

Подготовить аналогичный проблемно-целевой ромб на прогнозный период 2015г. по возможным темам: обеспечен­ность молодых семей жильем; реализация прав потребителей в сфере общественного питания; льготы и социальные услуги для пожилых граждан в сфере медицинского обслуживания.

Рекомендуемая литература:


  1. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: «Мысль», 1978.

  2. Прогнозное обоснование социальных нововведений / РАН, Ин-т социол. М.: Наука, 1993

  3. Бестужев - Лада И.В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

Тема 12 Прогнозирование в социальной сфере

  1. Особенности социального прогнозирования (в широком смысле), социально-экономическое прогнозирование. Соци­альные аспекты прогнозирования развития науки и научно-технического прогресса

  2. Социально-экологическое прогнозирование

  3. Социально-географическое прогнозирование

  4. Социально-медицинское прогнозирование

  5. Социально-градостроительное прогнозирование

  6. Социально-образовательное прогнозирование

Рекомендуемая литература:
1.Зотов А.Ф. О прогнозах социального развития. Опыт мето­дологического анализа. // Социс. 1992. №10. с.30-33.
Тема 13 Демографическое прогнозирование

  1. Объект и методы демографического прогнозирования

  2. Этапы демографического прогноза

  3. Понятие демографической политики.

  4. Анализ и прогноз демографической ситуации в Респуб­лике Башкортостан.

Сообщения: «Прогнозирование миграционных процессов», «Будущее семьи как социального института»

Рекомендуемая литература:

1. Капица СП. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М., 1999.

2.Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирова­ния. М., 1982.

3.Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоро­вья населения. М., 1997

4.Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогно­зирование. М., 2001.

5.Методология демографического прогноза/Отв.ред. А. Г.Волков. М., 1988.



Тема 14 Прогнозирование уровня жизни

  1. Понятия «уровень жизни» и «качество жизни»

  2. Показатели уровня жизни и их характеристика

  3. Оценка современного состояния уровня жизни населе­ния в России

  4. Прогноз уровня жизни населения в Республике Башкортостан

Рекомендуемая литература:

  1. Суворов А.В. Методологические проблемы прогнози­рования уровня жизни населения //Проблемы прогнозирова­ния, 2000, №1

  2. Ивантер В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы //Общество и экономика, 1999, №5.

  3. Петров А.Н. Прогнозирование социально-экономического развития в условиях радикальной экономиче­ской реформы. Л, 1989

  4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населе­ния. М., 2002.

Тема 15 Теория и практика отечественного социального планирования

  1. Теория социалистического управления и планирования

  2. Реформа политического управления 60-х годов XX ве­ка.

  3. Современная концепция рыночного управления в России.

  4. Государственное индикативное планирование в современ­ных социально-экономических условиях.

Рекомендуемая литература:

  1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978.

  2. Социальный менеджмент. Под ред. Д.В. Валового. М., 2002.

  3. Основы современного социального управления. Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000.

  4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в ус­ловиях рынка. М, 2002.

  5. Ревенко А. Планирование в системе государственного регулирования экономики//Экономист. 2002. №8.

  6. Гаврилов А. Формирование механизма обновления сис­темы управления экономикой//Экономист. 1998. №7.

  7. Лапин Н.И. Теория и практика социального планирова­ния. М., 1975.

  8. Алексеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 1994.

Тема 16 Зарубежный опыт социального планирования

  1. Роль государства в экономике (административные и экономические методы регулирования).

  2. Текущее регулирование экономики.

  3. Государственные программы в Японии, США, Канаде, Франции, США.

  4. Прогноз развития отдельных стран на международном уровне.

Рекомендуемая литература:

  1. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование //Российский экономический журнал. 1998. №7-8.

  2. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики//Экономист. 2001. №8.

  3. Хлынов В. Общегосударственное планирование ры­ночной экономики // Экономист. 1994. №4.

Тема 17 Социальное программирование

  1. Каковы отличительные черты программирования и про­гнозирования?

  2. Что такое федеральная целевая программа? Найти и оха­рактеризовать перечень федеральных целевых программ в со­циальной сфере.

  3. Каковы основные требования к программе?

  4. Перечислите основные этапы разработки программы?

  5. Охарактеризуйте структурные компоненты целевой ком­плексной программы (ЦКП).

  6. Назовите виды социальных программ по разным основа­ниям.

Практическое задание: проанализировать «Положение об организации и проведении экспертизы в Экспертном Сове­те при Правительстве РФ» в сборнике «Федеральные и регио­нальные программы России». Вып.5. М., 1996, с.72-91. Отве­тить на следующие вопросы: предназначение ГКЭ; основная цель проведения ГКЭ; принципы ГКЭ; объекты экспертизы; субъекты экспертизы; виды ГКЭ, формы проведения; основ­ные требования, предъявляемые к программе и проектам; определение формы экспертизы; экспертный совет; экспертная документация; сроки проведения; финансовое обеспечение; права и обязанности субъектов экспертизы; ответственность субъектов экспертизы.

Рекомендуемая литература

  1. Сутягин B.C. О соотношении научных прогнозов и го­сударственных программ социально-экономического развития //Проблемы прогнозирования. 1998. №1.

  2. Экономический подъем России 1998-2005: стратегия действий // Проблемы прогнозирования. 1998. №3.

  3. Минина В.Н. Социальное программирование: теорети­ко-методологический аспект. Спб., 1997.

  4. Проблема разработки и реализации комплексных про­грамм. М. 1988.

Тема 18 Теоретические подходы к проектной деятельности

  1. Объектно-ориентированный подход

  2. Проблемно-ориентированный подход

  3. Тезаурусный (субъектный) подход

  4. Типы социальных проектов по: а) характеру проекти­руемых изменений; Б) направлениям деятельности; в)особенностям финансирования; г) масштабам; д)срокам реа­лизации. Привести конкретные примеры.

Рекомендуемая литература:

  1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978

  2. Луков В.А. Социальное проектирование. М, 1999.

  3. Прогнозное социальное проектирование и социальная диагностика. Вып.1-3. М., 1991.

  4. Вопросы социального проектирования. М, 1990

  5. Котляров И.В. Теоретические основы социального про­ектирования. Минск, 1989.

  6. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование. М., 1982.

  7. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1998

  8. Социальное проектирование учреждений социального обслуживания. М, 1996.

Тема 19 Технология социального проектирования

  1. Требования к научно разработанным социальным про­ектам

  2. Структура описания проекта

  3. Замысел. Самоанализ. Концепция

  4. Проектные технологические стратегии

  5. Алгоритм работы над социальным проектом Сообщения «Социальные последствия инновационного проек­та Интернет», «Ярмарки и конкурсы социальных проектов в РФ и РБ».

Рекомендуемая литература:

  1. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 1998


Тема 20 Методы коллективной работы над проектом

  1. Мозговая атака. Обязательные требования к мозговой атаке.

  2. Деловая игра

  3. Метод фокальных объектов

  4. Метод .фокус-групп

  5. Ситуационный анализ

Рекомендуемая литература:

  1. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 1998

Тема 21 Современное социальное проектирование в Рос­сии

  1. Роль НКО в общественной жизни

  2. Что такое проектный социум?

  3. Роль общественности, третьего сектора в становлении гражданского общества

  4. Выделите приоритетные области проектирования.

  5. Основные виды деятельности в рамках реализации про­екта. Благотворительная деятельность.

Практическое аудиторное задание: Опираясь на лек­ции и дополнительные учебные материалы, разработать инди­видуальный социальный проект или программу для внедрения в системе социальной защиты на уровне района, микрорайона, ВУЗа, города. Защитить проект по следующим пунктам: на­звание проекта; тип проекта (по различным основаниям); цель проекта; подцели, задачи; система мероприятий по каждой подцели; ресурсное обеспечение; временные рамки.