Семинар По географии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Семинар По географии - страница №1/1







УРОК – семинар

По географии

Тема «БАЙКАЛ»

Учитель Кузнецова С.В.



Школа №825 г. Москвы



Образовательно-воспитательные задачи: сформировать географический образ природного района Байкала, раскрыть его своеобразие как результат проявления общих закономерностей в конкретных условиях. Показать красоту, уникальность природы, ценность природных комплексов и природных ресурсов. Показать комплекс природных условий как среду жизни и хозяйственной деятельности населения. Дать оценку природным ресурсам, раскрыть сущность экологических проблем, обсудить проблему Байкала, способствовать учащимся в творческом поиске предложений по их решению. Продолжить развитие эколого-географического мышления учащихся, нравственно-эстетического отношения к природе, чувства ответственности за ее состояние. Продолжить формирование нравственной, гражданской позиции учащихся в отношении охраны Байкала как национального достояния. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и ресурсы.
Оборудование: карты атласа, настенные карты, компьютер, мультимедиапроектор, ресурсы сети Интернет.
Структура урока: содержание темы, кроме традиционных вопросов о географическом положении, тектоническом строении, рельефе и т.д., включает знания о Байкале – уникальном озере планеты. При изучении данной темы можно использовать наиболее активные формы организации познавательной деятельности учащихся. Доля практической и самостоятельной работы учащихся с разнообразными источниками знаний, как индивидуальной, так и групповой, может быть значительно увеличена. Вторую половину урока можно посвятить обсуждению проблемы Байкала, организовать дискуссию, семинар или деловую игру.


Ход урока

Иллюстрации

  1. Оргмомент. Учитель сообщает тему урока и задачи.

  2. Изучение нового материала.

Национальным достоянием нашей Родины является Байкал – самое глубокое пресное озеро на Земле. При изучении Байкала и его современных проблем в форме семинара или обсуждения желательно выделить главные вопросы, сообщения по которым готовят учащиеся ( сообщения могут быть иллюстрированы слайд-шоу, или ребята готовят презентацию по своей теме):

    1. Местоположение Байкала. Красота

    2. озера и прибрежных ландшафтов. «Поющие» пески и другие достопримечательности прибайкальских ландшафтов.

    3. История формирования Байкала. Происхождение его котловины. Гипотеза о связи Байкала с Северным Ледовитым океаном.

    4. Вода Байкала – объем, качество, цвет, прозрачность, температура, мягкость (низкая минерализация). Реки, питающие Байкал.

    5. Особенности климата. Высокая ионизация воздуха.

    6. Природный комплекс Байкала. Богатство и эндемичность животного мира. Рачок эпишура – естественный фильтратор воды. Донные обитатели. Чувствительность обитателей озера к чистоте воды.

    7. Животные ресурсы Байкала – нерпа, омуль, сиг.

    8. Байкал – национальное достояние, его научное значение. Заповедники на Байкале.

    9. Что угрожает Байкалу? Строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Сброс сточных вод в Байкал и впадающие в него реки. Загрязнение атмосферы. Гибель лесов. Загрязнение берегов, их разрушение вследствие добычи песка и гравия.

    10. Что сделано для защиты Байкала? Сокращение сброса сточных вод, закрытие особо опасных производств, запрещение молевого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов, отказ о разработки новых месторождений на берегах озера, запрещение сброса бытовых стоков и грязных вод с судов и др.

    11. Экономическая оценка природопользования Байкала: уничтожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотиной уровня Ангары; уменьшение популяции эпишуры, низших животных – пищи омуля (из-за загрязнения воды); снижение численности нерпы. Уничтожение уникальных озер – источников минеральных лечебных грязей. Загрязнение уникальной воды Байкала – угроза всему природному комплексу.

    12. Как лучше использовать природный комплекс Байкала? Обсуждение проектов учащихся. Например, проект «Мировой научно-исследовательский центр», проект «Национальный парк», проект «Штаб по защите озера Байкал» и т.д.

При обсуждении проектов учащиеся выдвигают много интересных предложений. Учитель направляет обсуждение в русло реальных экологических проблем: как сделать, чтобы природопользование было и экологичным, и давало экономический эффект, способствовало развитию территории. Учащиеся отмечают, что основой экономики может быть комплексная безотходная переработка древесины на небольших предприятиях. Сохранение и восстановление рыбных запасов даст возможность стабильному вылову омуля и т.д.

  1. Подведение итогов урока.

Подводя итоги обсуждения, учащиеся делают вывод, что зону Байкала надо объявить заповедной, постепенно вывести изи нее все промышленное производство. Предприятия, которые удалены от Байкала, но выбросы и отходы которых влияют отрицательно на окружающую природу, надо реконструировать и переводить на новейшие безотходные технологии. Производство, приносящее экологический ущерб, в конечном счете, убыточно для нашей экономики, а потому невыгодно.

  1. Домашнее задание.

Помимо параграфа учебника, учащиеся получают опережающее задание: подготовить презентацию-

характеристику природных комплексов Дальнего Востока.



6. Оценки за урок.
























Содержание

Главная страница

© Кузнецова С.В.