Семейная политика в странах постсоциализма в контексте проблем социальной стратификации1 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Омаров Н. М.,к п. н. Исламское возрождение и гражданское общество... 1 164.53kb.
Советская международная образовательная политика в контексте «холодной... 1 160.18kb.
Билет № Основные виды загрязнения окружающей среды. Основные пути... 1 84.87kb.
Развитие методологии исследования бюрократии классово-антагонистического... 4 1154.49kb.
43. Регулирование доходов населения 1 67.72kb.
«Микроистория» Hans Medick. Mikro-Historie. Publikation vorgesehen in 1 169.8kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка... 3 445.33kb.
Демографический взрыв в развивающихся странах, обу­словленный преодолением... 1 18.08kb.
Му «Управление образования Нюрбинского района» 1 205.3kb.
«Международная жизнь» 1 113.47kb.
Рабочая программа курса Демография Раздел Предмет демографии и научное... 1 287.59kb.
Леонид Комелягин. Стихи 1 46.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Семейная политика в странах постсоциализма в контексте проблем социальной стратификации1 - страница №1/1

Матвеева Кристина Александровна

Научное обоснование темы диссертационного исследования



Семейная политика в странах постсоциализма

в контексте проблем социальной стратификации1

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы2

научный руководитель – д.с.н. проф. Е. Р. Ярская-Смирнова


Актуальность исследования. Россия и страны «постсоциализма» в конце 1980-х – 1990е гг. осуществили коренной поворот в сфере социальной политики, на что оказал влияние, в первую очередь, транзит к рыночной экономике и демократии. Отказ от принципов универсалистской и эгалитарной социальной политики актуализировал принципы либерализма с его акцентом на борьбе с бедностью в устойчивых рыночных экономиках. Находясь в весьма разных экономических и политических условиях, страны Восточной и Центральной Европы, а также бывшего СССР предприняли колоссальные усилия по ремонту прежних и созданию новых социальных государств на принципиально иной основе. Однако, процессы модернизации экономических и политических условий автоматически не ведут к гомогенизации моделей социальной политики в этих странах, которые и при социализме характеризовались разнообразием политических, социально-экономических и культурных укладов. И хотя очевиден общий тренд систем социальной защиты в странах постсоциализма к конвергенции в направлении резидуального режима, сегодня происходит все большая дифференциация стран данной группы. Обращение к опыту этих стран становится одним из способов найти баланс между универсальными и специфическими мерами планирования и реализации социальной политики и в России. В России период трансформации в начале 1990-х гг. повлек за собой в целом изменения социально-экономических условий и общественной структуры, что отразилось и на функционировании института семьи. Семьи с детьми оказались в ситуации необходимости приспособления к новым условиям либеральной экономики, в частности, обострилось противоречие совмещения женской трудовой занятости и родительства, артикулировалась проблема детской бедности (см. напр. Овчарова, Попова, 2005). Индикатором того, насколько государство готово разделить с семьей ответственность за заботу о детях становится расширение и развитие системы учреждений социальных услуг для семей с детьми. Систематический сравнительный анализ социальных услуг дает возможность более глубоко и целостно охватить социальное государство не только как общую категорию, но и в его конкретных воплощениях, с учетом того, на какие традиции, институты, правовые, политические и социально-экономические условия опираются эти практики или мероприятия.

Степень разработанности проблемы. Исследование семейной политики затрагивает вопросы, связанные с социальной структурой и стратификацией общества. На основе идей структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона развиваются подходы к анализу институтов семьи и социальной политики. Изучение работ П. Бурдье важно для рассмотрения социальной политики как поля, или особого социального пространства с включенными в него структурами и агентами, характеризующихся различными позициями. Помимо этого, такого рода анализ позволяет исследовать семейную политику в контексте социальной стратификации общества. Из современных российских исследователей следует особо выделить работы Т.И. Заславской, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, в которых особое внимание уделялось процессу трансформации советского общества в современное российское, а также проблемам и режимам его функционирования.

Для изучения современной социальной политики важно обобщить и систематизировать определения и подходы к сравнительному анализу государств всеобщего благосостояния и системы социальной политики, представленные в работах Г. Эспинг-Андерсена, Т. Х. Маршалла, Н. Мэннинга. Анализ современной социальной политики находит отражение в работах российских исследователей. Т.Ю. Сидорина рассматривает российскую модель социального государства как противоречащую общепризнанным в мире схемам, поскольку социальная политика реализуется на основе вертикального контракта, когда население рассчитывает на патернализм государства. Н.Е. Тихонова рассматривает социальную политику как фактор трансформации социальной структуры общества, исследует векторы диверсификации социальной поддержки с учетом запросов различных социальных групп населения. С точки зрения социоэкономики анализирует социальную политику М.А. Шабанова, указывая на необходимость анализа сложившейся ситуации с точки зрения взаимосвязи между социальными и экономическими аспектами функционирования общества. В работах П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой проводится критический анализ современного этапа реализации социальной политики и результатов деятельности социального государства в России, в том числе, на микроуровне оказания социальных услуг и в общественном дискурсе семейной политики.



Развитие института семьи в условиях рыночных отношений привело к обострению вопросов, связанных с балансом оплачиваемой работы и домашнего труда в гендерном аспекте. Прежде всего, необходимо выделить работы Дж. Льюис связанные с изучением гендерного баланса между работой и уходом за детьми. Е.Б Мезенцева рассматривает проблемы, связанные с гендерным неравенством в сфере домашнего труда и трудового права. А.Темкина и Е. Здравомыслова анализируют трансформацию гендерного порядка в современном обществе, раскрывают понятия гендерного контракта, занимаются вопросами методологии гендерных исследований. О.Б. Савинская анализируется аспект необходимости сочетания профессиональных качеств и семейных обязанностей женщинами с детьми, а также вопросы, связанные с бюджетом времени родителей. Ж.В. Чернова исследует гендерный аспект семейной политики на основании сравнения систем в западноевропейских странах и России. Исследовательский интерес В. Шмидт связан межстрановым анализом социальной политики в отношении детства. О.В. Синявская и А. Сухова рассматривают важный аспект семейной политики – доступность семей к социальным услугам по уходу за детьми как меру решения конфликта между материнством и трудовой деятельностью.

Программа исследования. Первая глава диссертационного исследования сформирует теоретико-методологический фундамент сравнительного анализа систем семейной политики и ее роли в развитии процессов стратификации и социальной мобильности. Прежде всего, необходимо систематизировать теоретические определения и классификации социальных государств, опираясь на такие ключевые понятия анализа, как социальная стратификация, декоммодификация, власть (Т.Х. Маршалл, Г. Эспинг-Андерсен, И.А. Григорьева, Т.Ю. Сидорина, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан). Семейная политика как направление и элемент социальной политики неразрывно связана с социальной стратификацией, не только функционируя как механизм социетальной интеграции, но и создавая новые формы неравенства. Какова стратифицирующая роль социальных государств вообще и семейной политики, в частности? Формулируя этот вопрос в сравнительном ключе, можно будет разобраться в основных подходах и параметрах анализа, с опорой на работы таких авторов, как Б. Дикон, Г. Стэндинг, Р.Р. Кауфман, С. Хаггард, Н. Мэннинг, а также П.В. Романов, Т.Ю. Сидорина, Н.Е. Тихонова, В. Шмидт, Е.Р. Ярская-Смирнова и других ученых. Предполагается также привлечь идеи гендерных исследований социальной политики, содержащиеся в работах Д. Сейнсбери, И. Остнер, У. Либерт, Э.Ш. Орлофф, Дж. Льюис, Е. Здравомысловой, Е.Б. Мезенцевой, А. Темкиной, применив понятия фамилиализации, модели кормильца и дружественного женщине государства к обоснованию критериев сравнения в межстрановой перспективе анализа.

Семейная политика будет идентифицироваться как пространство взаимодействия институтов и акторов с позиции теоретических подходов к анализу социальных структур (Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Гидденс, П.Бурдье). Социально-структурное пространство семейной политики, понимаемое как поле деятельности иерархически организованных элементов, связанных между собой и находящихся во взаимодействии, позволяет рассматривать семейную политику как сфера ответственности агентов взаимодействия: государства, гражданского общества, семьи, корпоративных структур: труды Л.Н. Овчаровой, П.В. Романова, Т.Ю. Сидориной, О.В. Синявской, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Интервенция государства в приватную сферу семьи в разные периоды развития социальной политики осуществлялась и оценивалась по-разному. Баланс отношений агентов и институтов поля семейной политики трансформировался вместе с режимами социальной политики. В современных либеральных режимах повышается роль семьи и гражданского общества наряду с минимальным вмешательством государства. Далее в диссертации будут систематизированы данные статистики и институциальные характеристики семейной политики, в частности, инфраструктуры социальных услуг и пособий. Необходимо проанализировать механизмы утверждения и трансформации режимов семейной политики, распределения статусов и ответственности ее агентов. Межстрановый анализ в пространстве постсоциализма планируется осуществить, в частности, с опорой на работы Б. Дикона, Г. Стэндинга, Р.Р.Кауфмана, С. Хаггарда. При этом источниками данных для вторичного анализа выступят отчеты ПРООН, ЮНИСЕФ и ОЭСР.

Концептуальные основания социальных государств укоренены в конкурирующих между собой идеологиях, при этом важно учитывать роль общественной легитимности социальных реформ в обществе в целом или определенных общественных группах и слоях. Вторая глава будет посвящена анализу ценностно-символических аспектов легитимности социальной политики, в частности, отношения различных социальных групп населения к агентам семейной политики и их роли в реализации. Теоретики социального обеспечения (Т.Х. Маршалл, К. Бантинг, У. Кымлика) показали, что государство не может достичь экономической эффективности без формулирования определенных ценностных суждений, позитивных в отношении одних групп или действий и негативных в отношении других. Неоднородность общественного мнения о семейной политике связана с диверсификацией потребностей населения и представлений людей о благе и качестве услуг, что отражает структурирующую суть социального государства (Б. Пфау-Эффингер, Н.Е. Тихонова, П.В. Романов, А. Салмина). Изучение установок населения будет представлено на основании вторичного анализа баз данных международных опросов European Social Survey (2004, 2006, 2008), European Values Study (2008), Generations and Gender Survey (2004, 2007), Standard and Special Eurobarometer (2004-2010).

В третьей главе будут рассматриваться проблемы социально-стратифицирующей роли семейной политики. Ставит ли и с каким результатом семейная политика задачи выравнивания социальных шансов различных социальных групп населения? Принимая во внимание результаты исследований аспектов воспроизводства социального статуса семьи посредством института образования (Д.Л. Константиновский, Т. Чередниченко), можно будет рассмотреть оценки роли семейной политики в процессах вертикальной мобильности, сформулированные разными социальными группами в обществах с различающимися системами социальной стратификации. Анализ особенностей потребления услуг по уходу за детьми домохозяйствами будет представлен в рамках вторичного анализа базы данных международного опроса Generations and Gender Survey (1 и 2 волны), а также на основании результатов трех фокус групп со специалистами об особенностях и проблемах организации социальных услуг семьям с детьми. Вклад семейной политики в выравнивание социальных шансов и социальную мобильность будет проанализирован на материале анализа оценок акторов и адресатов (в дополнение к фокус группам со специалистами будут проведены качественные интервью с получателями социальных услуг и рассмотрены доступные отчеты и публикации по данным опросов).


Методологическая база исследования:

Для комплексного анализа семейной политики в странах постсоциализма предполагается:

- Сравнительный анализ систем социальной политики в странах постсоциализма с помощью вторичного анализа материалов и изучения нормативно-правовых актов в отношении семей с детьми (в том числе материалы докладов OECD, ООН, ЮНИСЕФ);


  • Вторичный анализ массивов данных опросов European Social Survey (2004, 2006, 2008, 2010 гг.), European Values Study (2008), Generations and Gender Survey (1 и2 волны), Standart and Special Eurobarometer (2004-2010) для выявления отношения населения к агентам социальной политики;

  • Качественные интервью со специалистами системы социального обслуживания семей с детьми в различающихся системах социальной политики о проблемах организации семейной политики и получателями услуг о роли семейной политике в их социальной мобильности (групповые и индивидуальные интервью).


Объектом диссертационного исследования являются формы и механизмы семейной политики в странах постсоциализма, а предметом – сравнение роли различных агентов и форм семейной политики в контексте проблем социальной стратификации в странах постсоциализма.
Цель исследования – провести сравнительный анализ роли семейной политики в стратификационных процессах в странах постсоциализма.
Задачи исследования:

- проанализировать режимы социальных государств в динамике их реформирования; рассмотреть подходы и параметры семейной политики в странах постсоциализма; выявить социальную идентификацию институтов и агентов поля семейной политики; проследить разделение ответственности в поле семейной политики в межстрановом аспекте;

- изучить ценностно-символические аспекты общественной легитимности государства всеобщего благоденствия; исследовать социальную дифференциацию аттитюдов населения в отношении агентов поля семейной политики;

- проанализировать социально-структурный контекст потребления услуг по уходу за детьми домохозяйствами в странах постсоциализма;

- выявить стратифицирующую роль семейной политики, ее вклад в социальную мобильность, провести анализ оценок акторов и адресатов семейной политики в отношении ее вклада в преодоление социального неравенства и социальную мобильность.
Научная новизна исследования:

Хотя сравнительный анализ семейной политики проводится уже не одно десятилетие, все опубликованные работы касаются по большей части сопоставления процессов в странах Западной Европы и в России. Фактически межстрановый анализ в постсоветском пространстве в аспектах анализа механизмов формирования и оценки семейной политики для преодоления социального неравенства является новой областью исследований, особенно для российской социологии. В проекте диссертационного исследования сформулированы новые актуальные подходы, связанные, прежде всего, с целым рядом аспектов сравнительной перспективы анализа стратифицирующей роли семейной политики, ее вклада в воспроизводство социальных статусов и социальную мобильность получателей социальных услуг.


Соискатель К.А. Матвеева
Научный руководитель Е.Р. Ярская-Смирнова
Заведующая кафедрой

социально-экономических систем

и социальной политики Н.Е. Тихонова
План диссертации

Семейная политика в странах постсоциализма

в контексте проблем социальной стратификации

Введение

Глава 1. Семейная политика как поле социальной ответственности: сравнительный анализ

1.1. Режимы социальных государств в условиях реформирования

1.2. Межстрановый анализ семейной политики: основные подходы и параметры

1.3. Разделение ответственности в поле семейной политики: межстрановый анализ



Глава 2. Общественное мнение о роли агентов поля семейной политики

2.1. Общественная легитимность государства всеобщего благоденствия: ценностно-символические аспекты

2.2. Социальная дифференциация аттитюдов населения в отношении агентов поля семейной политики

Глава 3. Социально-стратифицирующая роль семейной политики

3.1. Потребление услуг по уходу за детьми домохозяйствами в странах постсоциализма: социально-структурный контекст



3.2. Вклад семейной политики в выравнивание социальных шансов и социальную мобильность: анализ оценок акторов и адресатов

Заключение

Список использованных источников

Приложение
Первоначальный список литературы

  1. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

  2. Бурдье П. Социология социального пространства.  СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с. 

  3. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. №2. С. 40-58.

  4. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005. – 528 с.

  5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 112—123; № 11. С. 107—120.

  6. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств/Под общ. ред. О.И. Шкаратана. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2003. - 461 с.

  7. Григорьева И.А. Российская социальная политика в последние годы: между уже пройденным путем и все еще не определенным будущим // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т.5. № 1. С. 7-24. 

  8. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.: СЗАГС, 1998, - 112с.

  9. Овчарова Л.Н., Попова Д.О. Детская бедность в России. Тревожные тенденции и выбор стратегических действий. М.: НИСП, ЮНИСЕФ, 2005 // http://www.socpol.ru/publications/pdf/RUS_Child_Poverty.pdf

  10. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 5-23.

  11. Мезенцева Е.Б.  Разделение домашнего труда как ресурс гендерной идентичности / Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования. М.: Наука, 2009. С. 132-155. 

  12. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. – 873с.

  13. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред.Ф. Гардинер. М.: Идея-Пресс, 2000. - 312 с.

  14. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. – 880с.

  15. Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы / Под ред. О.Б. Савинской. – М.: Вариант, 2008. - 192 с.

  16. Родители и дети, мужчины и женщины, в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП. Вып. 2., 2009. - 336с. 

  17. Родители и дети, мужчины и женщины, в семье и обществе / Под науч. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП. Вып. 1., 2007. - 640с. 

  18. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Новая идеология и практика социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т.3. № 4. С. 497-522.  

  19. Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. – 306с.

  20. Семья в центре социально-демографической политики? Сборник аналитических статей/Отв. Ред. О.В. Синявская. М.: Независимый институт социальной политики, 2009. – 192с.

  21. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: РГГУ, 2005. – 442с.

  22. Сидорина Т.Ю. Социальная политика в обществе вертикального контракта // Мир России. 2007.  Т. XVI. № 2. С. 107-126. 

  23. Сидорина Т.Ю. Структура российского общества – вызовы социальной политике // Мир России. 2005.  Т. XIV. № 4. С. 49-63. 

  24. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, Вариант, 2008. – 456 с.

  25. Социальные неравенства и социальная политика в современной России / Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. М.: Наука, 2008. – 423c.

  26. Социальная политика и мир детства/Под ред. Е.Ярской-Смирновой и Е.Антоновой. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. – 272с.

  27. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – М.: РОССПЭН, 2004. – 292с.

  28. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. 2002. №11. С.4-14.

  29. Филиппов А.Ф. Социология пространства. СПб.: Владимир Даль, 2008. – 290с.

  30. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008. - 328 с.

  31. Шабанова М.А. О взаимосвязи социальной и экономической политик: социоэкономическая перспектива анализа // SPERO. 2007. № 7. С.67-92.

  32. Шкаратан О.И. Воспроизводство социально-экономического неравенства в постсоветской России: динамика уровня жизни и положение социальных низов. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2009. – 560с.

  33. Шмидт В. Что приводит защиту детей к успеху или провалу? Как история обусловливает современные проблемы обеспечения прав детей в Чехии и России // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т.3. № 4. С. 331-352.

  34. Ярская-Смирнова Е.Р. «Да-да, я вас помню, вы же у нас неблагополучная семья!» Дискурсивное оформление современной российской семейной политики // Женщина в российском обществе. 2010. № 2. С. 14-25.

  35. Deacon B. Eastern European welfare states: the impact of the politics of globalization // Journal of European Social Policy, Vol. 10, No. 2. 2000. P.146-161.

  36. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. UK: Cambridge, 1990. – 248p.

  37. Haggard S., Robert R. Kaufman. The Easter European Welfare State in Comparative Perspective // Post-Communist Welfare Pathways. Theorizing Social Policy Transformations in Central and Eastern Europe. Ed.by Alfio Cerami and Pieter Vanhuysse, Houndmills, Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2009. P. 217-236.

  38. Lewis J. Work-Family Balance, Gender and Policy. UK: Edward Elgar Publishing, 2009. – 256p.

  39. Manning, Nick, Ovsey Shkaratan, and Natalia Tikhonova. Work and Welfare in the New Russia. Aldershot: Ashgate, 2000. 414p.

  40. Morris K., Barnes M., Mason P. Children, Families and Social Exclusion: New approaches to prevention. UK: The Policy Press, 2009. – 161p.

  41. Oorschot W. van, Opielka M., Pfau-Effinger B. Culture and Welfare State. Values and Social Policy in Comparative Perspective Cheltenham, Northampton: Edward Elgar, 2008

  42. Pascall G., Manning N. Gender and social policy: comparing welfare states in Central and Eastern Europe and the former Soviet Union // Journal of European Social Policy. Vol. 10, No. 3. 2000. P. 240-266.

  43. Schram S. F. After Welfare: The Culture of Postindustrial Social Policy. New York: New York University Press, 2000. 234p.

  44. Standing G. Societal Impoverishment: the Challenge for Russian Social Policy // Journal of European Social Policy, Vol. 8, No. 1. 1998. P. 23-42.

  45. Williams C. C. Surviving Post-Socialism: Coping Practices in East-Central Europe // International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 25 Issue 9. 2005. P. 65 – 77.




1 Вариант: Семейная политика в странах постсоциализма: функции, результаты и восприятие населением

2 Ключевые понятия из паспорта специальности: п. 21. Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества; п. 32. Институт семьи как фактор стратификации общества; п. 24. Понятие «социальная мобильность», ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения контуров социальной стратификации; п. 25. Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей