Санкт-петербургский государственный - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Санкт-петербургский государственный - страница №1/1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

2005
Системная культурология



Содержание дисциплины

Раздел 1.


Тема 1. Формирование системы культурологического знания.
Особенность современной научной парадигмы, отражающей масштабные перемены во всех областях жизнедеятельности человека. Повышение интереса к таким фундаментальным наукам как теория систем, синергетика, культурология. Обобщения знаний о культуре (теории культуры, истории культуры, принципах и законах внебиологической человеческой деятельности), которые содержались в трудах античных и средневековых мыслителей, ученых эпохи Возрождения и Нового времени. Фундаментальные положения системной культурологии.

Тема 2. Основные этапы становления системы культурологического знания


Философия культуры эпохи Просвещения (И.Гердер). Социальная и культурная кампаративистика (Э.Тайлор). Культурная типология (В.Я.Данилевский). Морфология культуры (О.Шпенглер). Культурная динамика (П.А.Сорокин). Культурологические фазисы исторического развития (Л.И.Мечников). Культурно-историческая психология (Г.П.Федотов). Мир через культуру (Н.Н.Рерих). Семиотика культуры (Ю.М.Лотман). Культурологическое мировоззрение (А.Швейцер). Модели культуры (М.Мид). Культура как игровая деятельность (Й.Хейзинга). Феномен массовой культуры (Х.Ортега-и-Гассет). Культура повседневности (Ф.Бродель). Культура и цивилизация (А.Тоффлер). Культурология Л.Уайта.

Тема 3. Формирование культурологии как учебой дисциплины ( 1987-2005 гг)


Начальный этап формирования культурологии как учебной дисциплины (1987-1990). Особенности начального этапа: размытость учебных форм, отсутствие единой организационной структуры курса.

Второй этап формирования культурологии как учебной дисциплины (1990-2000). Культурология как противовес идеологизироанным общественным наукам. Ориентация на курсы по мировой художественной культуре, истории и теории культуры.

Третий этап становления культурологии как учебной дисциплины (2000-2005). Формирование представлений о культурологии как самостоятельной учебной дисциплине. Выявление системы культурологического знания, становление категориально, терминологического, и понятийного аппарата. Формирование методологического инструментария культурологии как учебной дисциплины и метознаниевой технологии. Становление системной культурологии.

Тема 4. Системная культурология как метазнаниевая гуманитарная технология.


Фундаментальная культурология и её методология познания феномена культуры. Прикладная культурология, её предмет и методология. Системная культурология и её предмет. Отличие системной (моделирующая тенденция) культурологии от структурной культурологии (описательная тенденция) (Ю.М.Лотман). Метазнаниевая гуманитарная технология и сценарии получения знаний о культуре (креативный сценарий, мобильный сценарий, информационно-системный: самостоятельный сценарий). Виды культурологических моделей (философская, социологическая, историческая, эволюционная, семиотическая, игровая, цивилиазционная, динамическая, эволюционная). Системная модель культуорогического знания. Влияние синергетической концепции (Ф.Хакен, И.Пригожин), концепции общего эволюционизма (Н.Моисеев), общей теории систем (А.Уемов и Ю. Урманцев) на становление системной культурологии.


Раздел 2.


Тема 5. Культура как система.

Определение культуры как системы. Структурные характеристики культуры как системы. Пространственно-временные характеристики культуры как системы. Структурные подсистемы культуры. Структурно-функциональные подсистемы культуры. Термин «Культура». Понятие «культур». Определение культуры как системы через подходы к толкованию понятия «культура». Определение культуры как системы человеческой внебиологической деятельности через подходы к толкованию понятия «культура». Определение культуры как сложной, открытой диффузной самоорганизующейся системы. Массовая, традиционная, и элитарная культура.

Тема 6. Системный подход к классификации элементов культурологического знания.
Морфологические основания классификации компонентов культурологии как науки. Основные направления исследования морфологии культуры (генетическое трансляционное, историческое структурно-функциональное, технологические). Цель и задачи морфологического анализа культуры. Частнонаучные способы классификаций материалов исследования компонентов культуры в культурологи. Общенаучные способы классификации в культурологи. Классификация моделей культурологического исследования. Классификация сфер культуры по сферам и виду деятельности. Классификация предметной деятельности по способу действия. Классификация соционормативной деятельности по способу действия. Классификация духовной деятельности по способу действия.

Тема 7. Понятийная база системной культурологии

Понятийный базис культурологи. Объемы культурологчиеских понятий. Объем понятия «культура». Системные понятия в культурологи. Определения понятия « культура». Понятийно-проблемные комплексы в культурологи. Культурные закономерности. Понятие «система» в системной культурогогии». Понятие «интеграция». Понятие «элемент культурной системы». Понятия «конкуренция- кооперация культурных миров» в культурологии. Феномен культуры. Артефакт и артефактный процесс.

Раздел 3
Тема 8. Объект и предмет культурологи как гуманитарной метазнаниевой системы.


Культурология как наука о культуре (внебиологической человеческой деятельность, артефактах и артефактных процесса). Разделение культуры как феномена социальной жизни и научного знания о ней. Объект системной культурологии как научной и ученой дисциплины. Проблема взаимодействия человека и природы в процессе адаптивной внебиологической деятельности. Культурология как наука о саморегулирующейся адаптивной человеческой внебиологической деятельности в интересах выживания вида хомо. Объект системной культурологии как осмысление всех точек зрения на мир человеческой культуры как системного единства.

Предметное поле системной культурологии. Культурология как система наук о культуре. Структура культурологического знания. Системный анализ подсистем культурологического знания. Познавательная и методологическая функция системной культурологии. Прогностическая и рационально-организующая функция культурологии.

Тема 9. Система разделов культурологчиеского знания.
История культуры. История культурологических учений. Философия культуры. Социология культуры. Антропология и психология культуры. Историческая типология культур народов мира. Культурное пространство и культурный ландшафт (урбанизированный, деревенский, сакральный ландшафт). Аксиология культуры. Диалог культур. История цивилизаций. Теория цивилизаций. Модели социокультурных миров. Историко-культурные зоны и локальные цивилизации. Законы развития цивилизаций Н.Я.Данилевского. Культурная типология (П.А.Сорокин и его три типа культуры). Семиотика культуры.

Тема 10. Уровни и структура системной культурологии.


Культурология как системное знание. Основные характеристики культурологического знания (упорядоченность, эмерджентность, целостность). Основные компоненты системной культурологии (артефакты, артефактные процессы, идеи). Уровень систематизации по сферам культуры (материальной, духовной, социальной). Уровень систематизации с позиций ноосферной теории: неживая природа, живая природы, человеческая культура. Иерархии уровней систематизации в культурологии (уровень онтологии культуры, гносеологии культуры, морфологии культуры).

Тема 11 Структура системной культурологии и структура пространства культуры


Структура метазнаниевой составляющей культурологического знания. Структура СКД (социально-культурная деятельность). Структура метазнаниевой составляющей культурологического знания. Модели структуры культурологического знания. Структура культурологии как образовательной дисциплины.

Структура культурного пространства. Принципы структурирования культурного пространства (этнокультурный, социологический, хозяйственно-культурный, религиозный). Структурно-функциональный принцип моделирования пространства культуры. Структурный анализ сфер пространств общечеловеческой культуры (три уровня экономической культуры: 1. малоподвижная крестьянская экономика, 2. напряженная и интенсивная городская экономика, 3. мировая экономика, её центры и подчиненные её пространства провинции, три стадии развития техники : 1. случайное решение практической задачи, 2.техника как ремесло,3. возникновение машин. (с. 401-402 И.); Три пласта материальной цивилизации по Ф.Броделю). Морфология искусства как сферы духовной культуры.

Тема 12. Методология системной культурологии

Понятие целостности культурологического знания. Типы взаимосвязи между отдельными областями культурологического знания. Эмпирический метод (сбор и описание материала). Кампаративисткий метод в системной культурологии. Эволюционно-детерминистский метод. Функциональный метод (культурно-динамический). Метод математического моделирования.

Системный метод как средство изучения интегрированных организационных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий. Системная методология в описании культуры как сверхсложной системы. Основные методы, применяемые в культурологии, заимствованные из разных наук. Собственно культурологические методы. Методология изучения процессов возникновения социокультурных миров. Культурологические теории и концепции социокультурных миров. Методология изучения мировых цивилизаций (социокультурных миров) и принципов их выделения.

Раздел 4.


Тема 13. Система законов культурологии как науки
Общенаучные, частнонаучные и специальнонаучные закономерности культурологического знания. Законы мышления (дедукции и индукции, синтеза и анрализа) в системной культурологии. Общие законы функционирования культуры. Закон многообразия и альтернативности развития культуры. Закон синергии к культуре. Закон самосохранения в культуре. Закон интеграции и дифференциации в культуре. Закон самоорганизации и упорядочивания в культуре. Эволюционный закон в системной культурологии. Закон приоритета целого над частью. Закон пропорциональности и композиции. Закон упорядоченности. Динамический закон развития цивилизаций. Геодетерминиский закон развития культуры Л.Мечников-А.Тойнби).

Тема 14. Система принципов и закономерностей культурологического метазнания.

Принцип детерминизма культуры. Принцип гуманизма. Принцип эволюционного развития культуры. Принцип обратной связи. Принцип дополнительности. Принцип единообразия и многолинейного развития форм человеческой культуры. Принцип пережитков в культуре. Принцип статики и динамики культуры. Физиогномический принцип О.Шпенглера. Принцип естественно-научный (культура как живой организм). Принцип габитуса (культура как образ жизни). Принцип социально- культурной динамики. Культурологический принцип «благоговения перед жизнью» А.Швейцера. Принцип изморфизма культуры и игры. Энергоинформационный принцип в культурологии.

Тема 15. Системный подход к определению миссии культурологии как метазнаниевой гуманитарной технологии


Миссия культурологии как набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему служит культура. Системный анализ стратегий культуры Прогностическая функция системной культурологии. Модели исторической и культурной преемственности в культурологии (М.Мид). Модель психосферы и стратегий выживания людей при встрече с будущим (А.Тоффлер). Специфика гуманитарного знания, позволяющего охватить больший объем информации.

Контрольные вопросы по курсу системной культурологии




  1. В чем выражаются особенности современной научной парадигмы, отражающей масштабные перемены во всех областях жизнедеятельности человека?

  2. Чем объясняется в начале XХIв. Повышенный интерес к теории систем, синергетике и культурологии?

  3. Охарактеризуйте вклад античных и средневековых мыслителей в становление культурлогии как науки?

  4. Охарактеризуйте вклад мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени в становление культурлогии как науки?

  5. Назовите фундаментальные положения системной культурологии.

  6. Охарактеризуйте черты начального этапа формирования культурологии как учебной дисциплины?

  7. Назовите основные ориентиры становления культурологии как учебной дисциплины.

  8. Назовите основные характерные черты третьего этапа становления культурологии как учебной дисциплины.

  9. В чем суть структурной культурологии Ю.М.Лотмана?

  10. Назовите объект предмет фундаментальной культурологии?

  11. Назовите объект и предмет прикладной культурологии?

  12. В чем отличие системной культурологии от структурой культурологии?

  13. Что такое метазнаниевые технологии в культурологии?

  14. Что такое « знание о знании» применительно к системной культурологии?

  15. Каковы сценарии метазнаниевых гуманитарных технологий в культурологии?

  16. Виды культурологических моделей.

  17. Как выглядит системная модель культурологического знания?

  18. Каким образом синергетическая концепция, концепция общего эволюционизма и общая теория систем оказали влияние на становление системной культурологии?

  19. Системная культурология как интегративное знание

  20. Социальные и теоретические предпосылки культурологического знания.

  21. Каковы подсистемы культуры

  22. Определение культуры как системы через подходы к толкованию понятия «культура».

  23. Понятийно-проблемные комплексы в культурологи

  24. Системные понятия в культурологи

  25. Частнонаучные способы классификаций материалов исследования компонентов культуры в культурологи.

  26. Общенаучные способы классификации в культурологи.

  27. Классификация моделей культурологического исследования.

  28. Классификация соционормативной деятельности по способу действия.

  29. Классификация духовной деятельности по способу действия.

  30. Структурный анализ сфер пространств общечеловеческой культуры (три уровня экономической культуры

  31. Структура культурного пространства.

  32. Принципы структурирования культурного пространства

  33. Структура культурологии как образовательной дисциплины.

Литература


Белова Т.В. Культура и власть. Изд-во МГУ, 1991. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.,1993.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. М.,1994. 4.1.

Зиммель Г.П. Конфликт современной культуры. М.,1992. КертпманЛ.Е. История культуры стран Европы и Америки. М.,1987. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек, культура, город. М.,2002.

Культурная политика России: история и современность / Отв. ред. К.Э.Разлогов., И.А.Бутенко. М.,1996.



Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.,1995.

Минюшев Ф.И. Самобытность культуры и преемственность поколений.//Тезисы Всероссийской научной конференции «Моло­дежь и становление новой России». М.,1997.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.,1999.*

Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.,1989. Разлогов К. Коммерция и творчество. М.,1992.

Рахаев В.А. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. Л.,1991.

Рикер Я.Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. XX век. М., 1995.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной куль­туры. М.,1990.

Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б.Соколова. М.,1996.



Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.,1991. 4.1,2.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.

ИонинЛ.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.,1996.*