Самостоятельная работа Цель и смысл человеческого существования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Безмерной глубине увидеть знаки и знамения, определяющие судьбу человека... 40 5011.26kb.
Канон Этики, или Эссе о способах человеческого существования 5 543.77kb.
Цели: познакомить с биографией поэта, дать представление о его творчестве 1 77.5kb.
«Царство: Грибы» 1 13.35kb.
Самостоятельная работа №17 (Анатомия и морфология растений) 1 138.65kb.
Контролируемая самостоятельная работа по истории беларуси 1 50.46kb.
Самостоятельная работа: Составить генеалогическое древо своей семьи... 1 168.84kb.
Самостоятельная работа студентов специальность 151001. 51. «Технология... 1 167.1kb.
Самостоятельная работа «Основные характеристики гармонических колебаний» 1 32.34kb.
Небесный реквием коэволюционному развитию России? Открытое письмо... 1 201.31kb.
Познание и знание. Социальные нормы и социальный контроль. Познание... 1 34.87kb.
1. Сущность и принципы бухгалтерского учета 1 41.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Самостоятельная работа Цель и смысл человеческого существования - страница №1/1

Катречко С.Л.

Самостоятельная работа Цель и смысл человеческого существования (версия от 22 марта 2009)

Платон в своем самом первом диалоге «Апология Сократа», написанным под впечатлением от состоявшегося в Афинах суда и казни Сократа, призывает людей заботиться «ни о чем совсем раньше, чем о себе самом», или «заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или деньгах, но о душе», чтобы она была как можно лучше» [Платон Сочинения, т. 1, с. 91 (36с)] и формулирует основную максиму человеческой жизни «Жить, не разобравшись в жизни, не стоит», поскольку «жизнь без такого исследования не есть жизнь для человека» [другой вариант перевода: «жизнь, если она не посвящена исследованиям, не достойна человека»; там же. с.92; (38а); ср. с другой максимой Сократа «Познай самого себе»; см. приложение, где этот фрагмент приведен полностью]. Осмысление этой максимы и составляет основное содержание данной самостоятельной работы, которая предполагает написание небольшого философского эссе на заданную тему. Понятно, что эта тема имеет более экзистенциальный — личностный — характер и предполагает осмысление Вашего собственного существования. При написании работы попробуйте ответить на следующие вопросы:


1. Продумайте вопрос о смысловом содержании/различении концептов «цели» и «смысла» жизни. В чем разница между этими понятиями? Применимы ли эти понятия к индивидуальному человеку или же можно говорить только о «цели и смысле жизни», например, целого поколения, т.е. задаются ли эти понятия самим человеком или социумом? Будет ли жизнь человека осмысленна, если он не достигнет поставленной перед собой (или поставленной перед ним социумом) цели? В чем заключается цель и смысл Вашего (личного) существования? (посмотрите, прежде всего, справочные интернет-ресурсы на эту тему: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смысл_жизни, http://zpsy.ru/life-phylosophy.htm, http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/index.shtml)

2. Почему мыслители экзистенциального направления (М. Хайдеггер, Ж. Сартр, А. Камю, Э. Фромм) выделяют два модуса человеческого существования: подлинное или экзистенцию [по Хайдеггеру; модус «быть» по Фромму) и неподлинное, или существование по типу вещей [по Хайдеггеру; модус «иметь» по Фромму) [см. фр. работы М. Хайдеггера «Бытие и время» или работу Э. Фромма «Иметь или быть»; ++ см. мои эссе о хайдеггеровской экзистенции. (http://www.philosophy.ru/library/katr/heid_katr_esse1.doc) и его различении «Бытие vs. Сущее» (http://www.philosophy.ru/library/katr/heid_katr_esse2.doc)]? Можно ли согласиться с этим разделением? В чем, на Ваш взгляд, принципиальное различие между этими модусами человеческого существования?

3. В своей работе Э. Фромм «Бегство от свободы» выделяет несколько «механизмов бегства от свободы». В чем состоит, на Ваш взгляд, феномен свободы? Считаете ли Вы себя свободным человеком?

Возможны два варианта написания данной работы. Первый из них связан с проработкой того или иного философского текста и написание работы в более реферативном ключе. В качестве примера можно использовать мой текст «Концепция трех рождений» (http://www.philosophy.ru/library/katr/katr_3bith.html), где я даю свое понимание вынесенной на обсуждение темы. Ниже приведены подборка таких текстов и сформулированы вопросы по некоторым из них. Второй — модус свободного эссе, примером которого может служить написанная несколько лет назад работа аспиранта физфака А. Заякина (http://katrechko.narod.ru/katr/samrab/sam3_zayakin.doc). Он пошел по пути осмысления «десятки» наиболее важных литературных произведений/

Для написания работы по первому варианту необходимо, во-первых, проработать работу римского мыслителя — стоика Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (http://cyrill.newmail.ru/seneka19.txt; прочитайте хотя бы десяток писем Сенеки; текст писем «выложен» на сайте «Библиотека античной литературы» по адресу: http://cyrill.newmail.ru/index2.html). Во-вторых, проработать одну из следующих работ (я бы рекомендовал, прежде всего, работу С.Л. Франка «Смысл жизни» (http://psylib.org.ua/books/_psyzip/frans02.zip), где проведен философский анализ проблемы):


  • Августин Бл. Исповедь

  • С.Л. Франк Смысл жизни

  • Л.Н.Толстой Исповедь

  • А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде

  • Э. Фромм «Иметь или быть» (или по другим его текстам с сайта: http://fromm.hpsy.ru/publication.php;)

  • Э. Фромм «Бегство от свободы» (http://fromm.hpsy.ru/script/golink.php?id=3705)

  • Вл. С. Соловьев «Судьба Пушкина»

  • Вл. С. Соловьев Оправдание добра (прежде всего, концептуальное введение к этой работе)

  • Х. Ортега-и-Гассет «В поисках Гете»

  • Книга «Смысл жизни» (антология (сост. Н.К.Гаврюшин) текстов русских религиозных мыслителей (В.Розанов, В.Несмелов, А. Введенский, М. Тареев, Е. Трубецкой – в ближайшее время эти тексты будут отсканированы и выложены); М.: Изд. Группа «Прогресс–Культура», 1994; многие из этих текстов есть на сайте «Вехи» (русская философия) http://www.vehi.net/index.html)

Этот список, конечно, далеко не полон и может быть расширен. Используйте при проработке темы другие материалы: книги, кинофильмы или театральные постановки, которые произвели на Вас сильное личное впечатление. Как, например, тема смысла и цели жизни проработана в фильме «Форест Гамп», в повестях Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон или Пауло Коэльо «Алхимик» и др.? Согласны ли Вы с этим (или другим/другими) подходом (-ами) или нет (аргументируйте свой ответ)?


Тем самым можно написать работу и в формате свободного (философского) эссе как «сочинение» по интерпретации этих фильмов/текстов (надо постараться ответить на поставленные вопросы)

Вопросы к отдельным текстам (см. также материалы к семинару по данной теме: http://katrechko.narod.ru/katr/sem_smysl.html):
С.Л. Франк: В чем заключается смысл жизни по Франку?

1. Почему жизнь человека не может быть самоцелью?

2. Что означает положение Франка "жизнь осмысления"?

3. Как понимать мысль Франка, что "высшее благо" есть "живое бытие"?

4. Что является главным условием обладания смыслом жизни?

5. Какова роль знания в поисках смысла жизни?

6. Что нам нужно для обретения подлинно существенного смысла жизни?
А. Камю: В качестве основного концептуального аппарата семинара по теме «Смысл и цель человеческого существования» выбрана концепция абсурда//бунта А. Камю из работы «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» (http://www.philosophy.ru/library/camus/01/0.html; см. также архив: http://www.philosophy.ru/library/katr/text/camus_absurd.rar). Соответственно, прежде всего нужно уяснить смысловое содержание основных концептов Камю: «абсурда», «философского самоубийства», «бунта», «абсурдного героя». Докладчику необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что такое абсурд и почему наш мир абсурден?

2. Каких абсурдных героев выделяет Камю, что их объединяет?

3. Почему (сверх)абсурдным героем для Камю выступает Сизиф? Как Вы понимаете тезис Камю о том, что Сизиф поистине свободен? Являемся ли свободными мы, обычные люди?

4. Почему А. Камю предлагает в качестве жизненной стратегии человека «бунт»? Кто является для А. Камю образцом для подражания? Можно ли согласиться с позицией А. Камю? Попробуйте сформулировать свою собственную жизненную стратегию.

Вл. Соловьев: В своей работе «Судьба Пушкина» Вл. Соловьев выделяет три жизненных исхода: мизантропия (нигилизм), донкихотство, практический идеализм. Какой из этих исходов Вам ближе и почему? Как Соловьев определяет понятие судьбы человека?

Приложение. Фр. из диалога Платона «Апология Сократа»

Вот как фрагмент с изложением этой максимы выглядит полностью: «В таком случае кто-нибудь может сказать: "Но разве, Сократ, уйдя от нас, ты не был бы способен проживать спокойно и в молчании?" Вот в этом-то и всего труднее убедить некоторых из вас. В самом деле, если я скажу, что это значит не слушаться бога, а что, не слушаясь бога, нельзя оставаться спокойным, то вы не поверите мне и подумаете, что я шучу; с другой стороны, если я скажу, что ежедневно беседовать о доблестях и обо всем прочем, о чем я с вами беседую, пытая и себя, и других, есть к тому же и величайшее благо для человека, а жизнь без такого исследования не есть жизнь для человека, — если это я вам скажу, то вы поверите мне еще меньше».



Для полноты картины, важным является также фр. диалога «Сократ о самом себе», где он описывает свой образ жизни, определяю свою деятельность как призыв «заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или деньгах, но о душе» и сравнивая себя с «оводом, приставленным к лошади», задача которого не дать человеку погрузиться в нравственную спячку.

«Было бы ужасно, о мужи афиняне, если бы, после того как я оставался в строю, как и всякий другой, и подвергался опасности умереть тогда, когда меня ставили начальники, вами выбранные для начальства надо мною, — под Потидеей, Амфиполем и Делием, — если бы теперь, когда меня поставил сам бог, для того, думаю, чтобы мне жить, занимаясь философией, и испытывать самого себя и других, если бы теперь я испугался смерти или еще чего-нибудь и бежал из строя; это было бы ужасно, и тогда в самом деле можно было бы по справедливости судить меня за то, что я не признаю богов, так как не слушаюсь оракула, боюсь смерти и считаю себя мудрым, не будучи таковым, потому что бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество - думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно - это вот я знаю. Никогда поэтому не буду я бояться и избегать того, что может оказаться и благом, более, чем того, что наверное есть зло. Так что с если бы вы меня отпустили, не поверив Аниту, который сказал, что или мне вообще не следовало приходить сюда, а уж если пришел, то невозможно не казнить меня, и внушал вам, что если я уйду от наказания, то сыновья ваши, занимаясь тем, чему учит Сократ, развратятся уже вконец все до единого, — даже если бы вы меня отпустили и при этом сказали мне: на этот раз, Сократ, мы не согласимся с Анитом и отпустим тебя, с тем, однако, чтобы ты больше не занимался этим исследованием и оставил философию, а если еще раз будешь в этом уличен, то должен будешь умереть, - так вот, говорю я, если бы вы меня отпустили на этом условии, то я бы вам сказал: "Желать вам всякого добра - я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, -не заботишься и не помышляешь?" И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего. Так я буду поступать со всяким, кого только встречу, с молодым и старым, с чужеземцами и с вами, с вами особенно, потому что вы мне ближе по крови. Могу вас уверить, что так велит бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной. Да, если бы такими словами я развращал юношей, то слова эти были бы вредными. А кто утверждает, что я говорю что-нибудь другое, а не это, тот несет вздор. Вот почему я могу вам сказать, афиняне: послушаетесь вы Анита или нет, отпустите меня или нет - поступать с иначе, чем я поступаю, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

Не шумите, мужи афиняне, исполните мою просьбу — не шуметь по поводу того, что я говорю, а слушать; слушать вам будет полезно, как я думаю. Я намерен сказать вам и еще кое-что, от чего вы, наверное, пожелаете кричать, только вы никоим образом этого не делайте... Таким образом, о мужи афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на в смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь. А что я такой как будто бы дан городу богом, это вы можете усмотреть вот из чего: похоже ли на что-нибудь человеческое, что я забросил все свои собственные дела и сколько уже лет терпеливо переношу упадок домашнего хозяйства, а вашим делом занимаюсь всегда, обращаясь к каждому частным образом, как отец или старший брат, и убеждая заботиться о добродетели».