Сайт как эффективный управленческий ресурс в современном педагогическом сообществе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сайт как эффективный управленческий ресурс в современном педагогическом сообществе - страница №1/1



Л.В.Федюкина,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Орска»,

руководитель ГМО учителей английского языка.
САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Сайт методической службы – не роскошь,

а средство продвижения

Логика развития информационного общества неумолимо диктует свои правила: у любой организации или учреждения, которые стремятся иметь современный имидж и стать успешными в своей сфере, должен быть свой сайт, другими словами – представительство в сети Интернет.

В современном интегрированном обществе педагоги уже не могут самообразовываться и совершенствоваться изолированно, ограничиваясь общением в традиционном достаточно замкнутом социуме. Новые информационные технологии распахивают окна в широкий мир. Руководитель становится координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

Интернет-представительство методической службы – это, с одной стороны, просто сайт в Интернете, с другой – представительство официального учреждения. Таким образом, необходимо создать Интернет-ресурс, который будет привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена с вышестоящими организациями. При этом работа над сайтом чаще всего носит некоммерческий характер. Проблема наполнения сайтов в последнее время сформулирована и активно обсуждается в Сети, в периодической литературе, в книгах. Кроме того, накоплен достаточно большой опыт многих методических служб, как положительный, так и отрицательный. Этот опыт, несомненно, полезен разработчикам сайтов. 

Уровень муниципальной системы образования – уровень, обеспечивающий ресурсы, в том числе организационно-методические, для достижения педагогами поставленных на муниципальном уровне задач. Для обеспечения процесса информатизации на муниципальном уровне необходимо:

- обеспечить методическое сопровождение и консультационную поддержку введения и использования ИКТ-ресурсов, информационных технологий и опирающихся на них образовательных технологий в педагогический процесс,

- обеспечить формирование единого организационного ресурса и его использования для реализации образовательных услуг в дистантной форме, позволяющей компенсировать дефицит определенных ресурсов и времени.

В последнее время значительно возросла интенсивность и широта информационного обмена между всеми уровнями управления образованием. Информационные потребности участников этого обмена бывает трудно предсказать и еще труднее удовлетворить в определенные сроки.

Несмотря на активную работу с Интернет-представительствами, возможности нашей портальной системы мы используем оптимально, в том числе и в управленческих функциях.

На сегодняшний день мы имеем информационные потоки, для которых характерна рассогласованность и дублирование. Но у нас есть необходимый управленческий ресурс для создания системы сбора образовательной статистики, основанной на возможностях сайта.

Но что же такое сайт для руководителя методической службы? Это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Целевую аудиторию определяет изначально разработчик сайта, однако этими рамками сайт никогда не ограничивается, поскольку его адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества. Кроме того, сайт может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования, и как интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов - форум - неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. И только в последнюю очередь - визитной карточкой создателя.

Интернет открыл широкие возможности для общения и образования, позволил людям создавать свои островки виртуальности в сети. Таким островком может стать сайт. Его благоустройство - тяжёлая, но безумно интересная и творческая работа. Руководитель, создающий свой сайт, проходит путь (подчас тернистый) собственного саморазвития и самосовершенствования

в освоении новых технологий обучения.

Условно сайты можно разделить на следующие типы:

· Сайты-визитки – своего рода визитная карточка педагога;


· Сайты-портфолио, где собрана информация о достижениях как самого учителя, так и его учеников, и другая аналитическая информация. Эти два типа сайтов тесно переплетаются и в основном играют определённую значимость при прохождении аттестации;

· Информационный сайт содержит разного рода информацию. Сюда можно отнести электронные пособия, учебники и т. д.;

· Деятельностный сайт – дополнительный инструмент учителя в процессе обучения. Это сайты с материалами дистанционных уроков, задания для учеников, пропустивших урок, оценки школьников, информация для родителей и др.

Если в начале деятельности, в основном, были распространены сайты-визитки и сайты-портфолио, то теперь многие из них, в первую очередь, обращают внимание на свою интерактивность, взаимодействие с пользователями, практическую направленность. Посетители таких сайтов имеют возможность разместить и обсудить здесь свои творческие работы, работать над совместными проектами. Существуют сайты-банки данных, где собрана информация о сайтах разного рода.

На первый взгляд, предназначение сайта – информировать клиентов о работе учреждения. Однако сайт может служить не только средством информирования, он может стать эффективным инструментом решения производственных задач.

Сайт МС является мощным информационным интерактивным ресурсом, выполняющим образовательную, коммуникационную и организационную функции, ресурсом, который выводит МС на новый уровень развития.

Методическая служба может перенести в сеть Интернет многие (если не все) информационные процессы и типы коммуникаций между участниками образовательного процесса.

Обычно, создав сайт, его владельцы начинают "борьбу" за его известность и популярность. Популярность сайта находит свое выражение в нескольких показателях:

- индекс цитируемости;

- количество посещений за различные временные интервалы;

- позиции в интернет-рейтингах.

По мнению профессиональных разработчиков сайтов, существует несколько показателей, влияющих на популярность сайта.



Полезность. На сайте должны быть представлены материалы полезные и интересные для большой аудитории пользователей. Любой хороший сайт должен периодически пополняться новой информацией. Регулярность обновления сайта напрямую влияет на частоту его посещений пользователями сети Интернет.

Доступность. Сайт должен быть доступен для пользователей 24 ч в сутки 7 дней в неделю. Загрузка сайта не должна вызывать проблем у пользователей сети.

Оформление и удобство использования. Сайт должен быть оформлен красиво и интуитивно понятен пользователям.

В основе работы лежат цели и задачи, для реализации которых и создается Интернет - представительство.



Цели и задачи сайта:

1. Развитие инфраструктуры и учительского потенциала – направлений национальной образовательной инициативы.

2. Формирование единого информационно-методического пространства иноязычного образования на муниципальном уровне.

3. Создание условий для повышения качества иноязычного образования в округе. Информационная поддержка образовательного процесса иноязычного образования.

4. Развитие служб консультационно-методического сопровождения.

5. Расширение профессиональных контактов в среде учителей иностранного языка и развитие их сотрудничества с методической службой.

6. Использование в деятельности методических/профессиональных объединений учителей модели современных информационных и коммуникационных технологий.

7. Удовлетворение информационных потребностей педагогов.

Байт за байтом, пиксель за пикселем – создавать интересный сайт, способный стать не просто зеркалом повседневных событий, но поистине катализатором инноваций

Сайт, являясь индикатором здоровья и болезней педагогического сообщества, представит жизнь МС всему миру. Не за горами то время, когда отсутствие интернет-сайта у организации будет свидетельствовать о том, что она не идёт в ногу с модернизацией образования и инновациями «Нашей новой школы».

При этом нужно понимать, что сайт – не просто информация, вывешенная на «виртуальный гвоздик». Это отдельный, специфический вид деятельности, объединяющий процесс сбора, обработки, оформления и публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляющий актуальный результат этой деятельности – срез сегодняшнего дня организации. Поэтому создание и поддержка интернет-ресурса – это не просто модная «фишка», которая изящно дополняет и подытоживает достижения; вполне правомерно будет определить сайтостроение как организующее ядро образовательной деятельности, постоянный стимул к разнообразным коммуникациям и, наконец, как новый способ самореализации. Разумеется, все перечисленные функции имеют самое прямое отношение к управлению; скажем больше – сайт и является мощным инструментом оптимизации управления.

Построить хороший сайт – большое искусство, а превратить его в эффективный механизм управления – еще более трудная задача. Ведь насколько быстро и качественно распространяется информация, настолько же быстро принимаются решения. Ибо решения больше не делятся на правильные и неправильные, а только на своевременные и несвоевременные. Поэтому и кампании бывают быстрые или мертвые, как учат корифеи менеджмента.

Получается, что нужно сначала взяться за модернизацию управления, так как, для того чтобы руководить по старинке (моя школа – моя вотчина), никакой сайт не нужен и даже вреден.

Информационный  сайт - настоящий сайт должен быть "живым". Именно здесь можно сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для пользователей: новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления. Зайдя на такой сайт, посетитель сразу видит, что перед ним сообщество, где люди живут и работают.

Основные принципы, которые необходимо соблюдать при сборе и обработке информации для сайта: 

• Учет интересов различных целевых групп

• Наличие официальной информации о школе

• Обновление информации

Итак, учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, должно иметь свое Интернет-представительство.

Рекомендации по созданию сайта методической службы:

Методическая служба, которая стремится быть конкурентоспособной, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей, а также оперативного предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, сталкивается с проблемой создания своего Интернет-представительства. Мы говорим именно о создании, как первом шаге на этом пути, за которыми далее следуют не менее важные – поддержание и развитие созданного ресурса.

Говоря о создании Интернет-представительства методической службы, необходимо, во-первых, отработать содержательную структуру будущего сайта на основе анализа аналогичных ресурсов, шаблонов и, прежде всего, собственных целей и задач. Во-вторых, определить технологию разработки сайта, которая в любом случае должна быть чёткой и понятной, чтобы обеспечить возможность передачи администрирования сайта «в другие руки». Это важно, поскольку Интернет-представительство образовательного учреждения не должно быть только личным делом его создателя и предполагает работу хорошо организованной команды людей, заинтересованных в поддержании функционирования и развития этого ресурса на протяжении времени.

Ожидается следующий результат работы администрации сайта при содействии команды руководителей:

- высокие посещаемость и индекс цитирования сайта;

- красивое и приятное глазу оформление страниц;

- высокая содержательность сайта;

- признание сайта официальным представительством школы в Интернете общественностью;

- информирование коллег в режиме реального времени о готовящихся мероприятиях и результатах прошедших.

Никаких официальных стандартов ни по содержанию, ни по структуре сайта пока не существует, но уже накоплен достаточно большой опыт подобных служб — как положительный, так и отрицательный. Обобщение этого опыта в сочетании с изучением потребностей отдельной школы и системы образования в целом позволило выделить набор компонентов, которые необходимо или желательно должны быть включены в сайт.

В основе работы по созданию Интернет-представительства методической службы, естественно, лежат цели и задачи, для реализации которых оно создаётся. Функции сайта очень укрупнённо можно разложить на несколько уровней, от простого к сложному.

Важную роль играет системная подготовка руководителя ГМО к применению современных методов работы, создание условий для приобретения новых компетентностей, соответствующих передовым научным и техническим достижениям, и повышения квалификации в области общепедагогической и методической деятельности. Он должен играть ведущую роль в подготовке учителя к применению ИКТ в своей деятельности, осуществлять своевременную методическую поддержку и мониторинг эффективности применения ИКТ-технологий учителем. Одним из индикаторов успешности информатизации системы образования является ее влияние на формирование ИКТ-компетентности участников ОП. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах работы, которые связаны с внедрением ИКТ в деятельность.

Для нас формирование ИКТ-компетентности представляет собой не только формирование технологических пользовательских умений методических работников. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для своей повседневной методической работы, что, безусловно, будет отражаться на эффективности всей деятельности.

Иформационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования: меняется характер жизни, возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – роль активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В образовательных учреждениях наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база, расширяются знания пед.кадров в области информатики, на новый уровень выходят достижения учеников, которые  участвуют в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах,  тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты при итоговой аттестации и выступают на конференциях и т.д.

Главное – использование информационных технологий не ради самих информационных технологий, а в соответствии с критериями целесообразности, эффективности и результативности.

Однако существует и ряд показателей, свидетельствующих о недостаточном использовании средств информационно-коммуникационных технологий учителями-предметниками: эпизодическое применение ИКТ в урочной деятельности, ограниченное использование электронных ресурсов (энциклопедий, учебников, тестовых оболочек и т.д.), отсутствие широкой практики работы в сети Интернет, недостаточное применение средств ИКТ в разработке методических и дидактических материалов

Проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов в системе повышения квалификации

Реализация проблемы формирования ИКК предусматривает:

1.   определение содержания программ повышения квалификации и обеспечение их преемственности;

2.   формулирование требований ИКК;

3.   использование современных педагогических технологий и инновационных интерактивных дидактических технологий;

4.   установление принципов и процедур измерения ИКК.

При разработке программ повышения квалификации выделены следующие уровни ИКК: базовый, углубленный, профессиональный. Для каждого уровня формулируются цели, определяется содержание, вырабатывается методика, отрабатываются применяемые технологии обучения.

С 2008 г. в российском образовании начался новый качественный период - в первый раз в ежегодном послании федеральному собранию Президент Российской федерации выделил школьное образование в качестве приоритетной сферы государственного развития. В национальной образовательной стратегии, обозначенной Д.Медведевым,- «Наша новая школа» отмечается, что школьное образование сегодня является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

Для достижения программной цели ГМО приступило к решению приоритетной задачи - оптимизации управления процессами образования, взяв на себя организующие функции. Имеется разрыв между количеством учителей, владеющих ИКТ и использующих их в педагогической практике. Технология «Индивидуальный образовательный маршрут» является ресурсом, который использует методическая служба для решения данной проблемы. ГМО разработало и реализует проект «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского языка». Суть его - в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов с различным уровнем ИКТ-активности.

Используем различные формы управленческой работы через сайт: общение, опросы, форумы. Для оценки эффективности работы сайта разработана система мониторинга. Ведется реестр городских методических материалов. Ежемесячно отслеживается количество его посещений, количество скачиваний материалов, составляются рейтинги, хиты сайта. Анализ данных осуществляется на совещаниях руководителей, заседаниях городских методических объединений.

Требования времени обязывают нас постоянно двигаться вперед. В нашей жизни появилось еще одно направление инновационной деятельности - совсем новое, экономическое. В связи с введением НСОТ реализуется механизм установления стимулирующих выплат руководителям ОУ, распределяемых на основе оценки результатов труда. Отделом образования разработаны электронные таблицы с набором показателей, которые являются основанием для установления стимулирующих выплат руководителю. Перечень показателей включает показатели, характеризующие качество работы по информатизации образования. На уроне образовательных учреждений разработана система поддержки лучших педагогов, в перечень показателей которой входит ИКТ-компетентность, эффективность участия в конкурсном движении.

За время реализации Программы сделано очень многое. Но для достижения программной цели необходимо:

- продолжить поощрение педагогов и руководителей ОУ, эффективно внедряющих ИКТ в образовательный процесс, в рамках новой системы оплаты труда;

- обеспечить педагогам и учащимся возможность использования корпоративного информационного пространства на Портале;

- организовать внедрение технологий распределенного обучения педагогов и учащихся.

Побродив по образовательному Рунету и познакомившись с сайтами, можно сделать вполне очевидные выводы. Наш сайт представляет собой не визитную карточку, не предлагая посетителям интерактива, что означает авторитарное управление, А если на сайте много страниц, мобильных сервисов, новостей, в которых можно принять участие – значит, мы нашли не только виртуальную, но и реальную демократию: сетевое партнерство в действии!

В этом случае принципиально важна модель управления. Если МС действительно нуждается в постоянном виртуальном самопредставлении – значит, она избрала стратегию формирования единого информационного пространства, целостной коммуникативной среды и наверняка внедряет новую систему принятия управленческих решений.

Система управления инновационной методической службой строится на общедоступности и открытости всех базовых процессов и информационных потоков. В данной парадигме менеджмент – это регулирование коммуникативных потоков, продвижение проектов, согласование решений и стимулирование инициатив. Руководитель становится координатором: он лишь следит за ходом соблюдения процедур, а четко организованная коммуникация сама приводит к правильному решению. Наш сайт как ядро коммуникаций не только организует, но и генерирует отдельные креативные направления деятельности, придавая им более высокий – сетевой – статус. Если мы создаём свою страницу, выступаем с обращением, объявляем о старте конкурса, то сама публичность информации сразу повышает уровень ответственности и буквально вынуждает авторов довести дело до достойного (и всенародного) завершения.

Вместе с тем, как это ни парадоксально звучит, процесс сайтостроения способствует гуманизации управления МС: электронный ресурс, организуя новые формы и способы коммуникации, расширяет поле неформальных отношений и стимулирует творческий поиск. Сайт формирует собственное – корпоративное – пространство общения, в котором возникают новые роли и статусы (авторы разделов, репортеры, публикаторы, постоянные посетители – фанаты, доброжелатели, скептики, критики; случайные гости) и создаются свои – виртуальные – зоны ответственности, уровни компетентности. Робкий молодой педагог может возглавить сетевой проект и собрать вокруг себя команду единомышленников, а солидный учитель вынужден сотрудничать с ним, оформляя свой опыт как цифровой ресурс. Такая ситуация скомпенсирует фактическую «расстановку сил» и поможет оценить вклад каждого в общее дело.

Анализируя типичные интернет-решения (визитная карточка, информационный канал, электронная библиотека, справочно-поисковая система, информационно-методический портал), мы пришли к выводу, что основными причинами «скромности» российских сетевых ресурсов являются чаще всего отсутствие ясных целей и стратегии развития, невнятность менеджмента, недостаточно проработанная структура размещения публикаций, слабость дизайнерского решения, дефицит интерактивности. Что выливается в неудобность для пользователя.

Отсутствие коммуникативных сервисов не может привлекать современного требовательного обитателя Сети. Но главное условие – в том, что сайт методической службы просто не может не являться электронной версией программы. То есть площадкой, где пользователи получают образование – в экстенсивно-информационном либо (лучше!!) проектно-исследовательском варианте. И объединяются вокруг различных сетевых проектов и программ, формируя тем самым совершенно реальные рабочие коллективы.

Интернет-сайт является оптимальной рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российском образовании. Публикуя свои разработки и смело предъявляя ноу-хау всему образовательному сообществу, МС создает ситуацию открытой общественной экспертизы. А для этого сама модель предъявления должна быть не статистически-информативной, а предполагающей различные виды коммуникаций.

Сегодня мало просто донести информацию (например, сделать электронную библиотеку программ или статей и анонсировать ее). Нужно внедрять высокотехнологичные интерактивные решения, буквально «втягивающие» пользователя в орбиту совместных обсуждений, поисков и проектов. Для этого следует строить сайт как внутренне структурированный (распределенный), но постоянно обновляющийся портал, который объединяет множество разнообразных сервисов, коммуникативных моделей, проектных ходов и уровней общения.

Управляя сайтом, администратор и его команда курируют отдельные проекты. Функции большинства членов команды не ограничиваются техническим сопровождением, а имеют гуманитарную доминанту и должны осознавать, что работают в образовательном проекте, где каждый элемент обладает дополнительным педагогическим воздействием. Когда мы начинаем регулировать отношения с педагогическим сообществом и внешней средой через сайт, наши возможности многократно возрастают. Судите сами:

- расширяется диапазон воздействия (от информирования до различных видов мониторинга и сетевых форм вовлечения);

- увеличивается сфера охвата (не только непосредственные пользователи Сети, но также их контактные группы);

- усиливается результативность взаимодействия (срабатывает волшебный эффект электронного СМИ, превращающего любую информацию в «объективированный текст», несущий истину);

- возрастает интенсивность деятельности: темп сетевой работы существенно превышает скорость рутинно-бумажных процедур;



- повышается привлекательность образовательных проектов (особенно для детей и подростков, которые вряд ли будут с энтузиазмом штудировать учебник, но, вполне вероятно, пройдут интерактивную обучающую программу, ответят на вопросы электронной анкеты или выразят свое мнение в блогах).

Получается, что хороший сайт – это почти «перпетуум мобиле» МС. Он помогает нам повысить «акции» своей МС и образования вообще.