Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного обучения и воспитания младших школьников - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Передовой педагогический опыт инновационной деятельности внедрение... 3 886.02kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Образовательная программа «Я исследователь» 1 138.89kb.
Даурова, М. Р. Этапы организации педагогического взаимодействия,... 1 105.04kb.
В уроки включены не только вопросы физического здоровья, но и вопросы... 1 117.59kb.
Урок географии в системе личностно ориентированного обучения 1 116.75kb.
Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников 1 61.82kb.
Школьное научное общество по английскому языку 1 53.26kb.
Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной... 1 113.34kb.
Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение»... 1 55.87kb.
Предлагаемая программа ориентирует учителя на базовый уровень среднего... 1 200.19kb.
Управление финансами и налогообложением 1 36.57kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного обучения и воспитания - страница №1/1

Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Кафедра начального образования
Организация внутришкольного
контроля в начальной школе
(Методические рекомендации)

г. Краснодар 2005г.

Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного обучения и воспитания младших школьников. В современных условиях возрастает потенциал инновационной деятельности: создаются авторские программы, реализуется педагогическая инициатива в изменении набора предметов и введения в учебный план новых дисциплин.

Учителю в ситуации творческой свободы необходимо реально осмысливать цели и задачи современного обучения и воспитания, критически оценивать их способы реализации в учебном процессе. Поэтому естественно и справедливо, что в период активности педагогических инициатив, особенно возрастает роль и значимость внутришкольного управления.

Управление целостным педагогическим процессом школы, прежде всего, должно быть направлено на создание оптимальных условий, ориентирующих на успех, как учебную деятельность ребенка, так и педагогическую деятельность учителя. А, значит, управление, как и все его функции, призвано обеспечивать, регулировать и помогать.

Внутришкольный контроль выполняет те же самые задачи, что и все управление в целом. Однако, в силу психологических обстоятельств, контроль является одной из самых сильных по своей напряженности функций взаимодействия между ребенком и учителем, между учителем и администрацией школы. Для того чтобы контроль способствовал эффективности конечных результатов деятельности всех участников педагогического процесса, каждый из них должен следовать единой цели - полноценному развитию и формированию личности ребенка – в рамках своей должностной компетенции.

Целью любого рода контроля в образовательном процессе должно являться развитие самоконтроля учащегося, понимание им собственных ошибок и недочетов, а отсюда и развитие мотивации к учебной деятельности, потребность изменяться и совершенствоваться.

Заместитель директора, осуществляя различные виды контроля, способствует достижению высокого уровня педагогического мастерства учителя, инициирует динамику изменений в учебно-воспитательном процессе, в значительной степени стимулирует компетентность, деловитость и ответственность учителей. Направляет эти профессиональные качества на повышение уровня преподавания и знаний учащихся. Стремится увидеть достижения педагога, тактично указать на недочеты.

Руководитель образовательного учреждения определяет систему мер по выявлению соответствия реального хода педагогического процесса учебным планам, приказам и инструкциям. Занимается сбором и обработкой контрольной информации, оказывает содействие в методическом росте учителя. Выявляет успехи, достигнутые коллективом и отдельными учителями, с целью их популяризации, указывает на недостатки и пути их предупреждения и ликвидации. Мастерство руководителя заключается в том, чтобы определять результаты не только деятельности педагога, но и иметь четкое представление о стиле деятельности учителя, о его профессиональных интересах.

Данное методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов, заместителя директора и директора в четырехлетней начальной школе, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

Письмо имеет своей целью дать учителю, руководителям школы, методическим и управленческим службам образования единый инструмент, которым каждый на своем месте будет пользоваться в соответствии со спецификой своей деятельности.

1 раздел

Примерные рекомендации по организации внутришкольнго

контроля в школе I ступени




Содержание контроля

Сроки проведения



Методы

контроля


Кто

осуществляет

Где

рассматриваются

материалы

контроля

п/п




1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Составление и согласование индивидуальных учебных планов начальных классов общеобразовательных учреждений.

март -май

Беседа

Директор

зам. директора



МОУО




Утверждение расписаний учебных занятий, курсов по выбору факультативов с учетом максимально допустимой недельной нагрузки учащихся и проверка их выполнения (Сан Пин 2.4.2. 1178 – 02, утвержденные и введенные в действие постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44)

IX

IX

IX

IX




Зам. директора






Проверка обеспечения процесса адаптации детей в 1-х классах.

В течение года, особое внимание –

в I четверти



Посещение уроков, собеседование с учителями 1кл., родительские собрания, анкетирование и др.

Школьный врач, зам. директора

Педсовет, сов. при директоре, МО учит. нач. кл.



Проверка классных журналов.

Вопросы: оформление журнала, накопление оценок (3, 4 кл.), фиксация практической части программы.

Соответствие записей в журнале календарно-тематическому планированию.


Один раз в четверть (возможно, в конце)





Директор


зам.директора

Справка




Организация индивидуальной работы с детьми, испытывающими типичные трудности при обучении, и ее результативность.

Вопросы: учет таковых учащихся и их пробелов в знаниях; причины слабой успеваемости; меры, принимаемые учителем и их эффективность


XII

X

XI

X


Посещение уроков, собеседование, проверка документации



Совещание при директоре





Проверка практического решения темы, над которой работает школа, МО, учитель.

Вопросы: актуальность избранной темы, знание основных теоретических вопросов по ней, использование в своей работе, результативность.



В течение года

Собеседование при разборе урока, изучение опыта на МО и т.п.

Директор, зам. директора, руководитель МО

Педсовет,

заседание МО




Проверка самообразовательной работы.

Практические результаты самообразовательной работы.



В зависимости от личного плана

учителя


Посещение уроков, обобщение передового опыта

Зам. директора

Беседа с учителем



Проверка знаний учителем основных нормативных документов МО РФ о работе в начальных классах.

В течение года

Сообщения, тестирование, анализ работы учителя, ведения документации

Зам. директора, руководитель МО

МООУ



Контроль за календарным изучением программного материала:

а) своевременность изучения

б) причины отставания


В течение года







Собеседование



Проверка состояния преподавателя предметов начального цикла образования:

а) соответствие преподавания новым целям и задачам развивающего обучения;

б) соответствие преподавания требованию вариативных программ и учебно-методических комплектов (УМК);

в) влияние качества преподавания на качество знаний учащихся;

г) использование в учебном процессе ТСО, которыми располагает школа.


По графику

(в течение года)



Посещение уроков

Знакомство с поурочными планами.

Контрольные работы, контрольные

опросы учащихся, тестирование (3,4 класс)



Директор,

зам. директора, учителя начальных классов



Малый педсовет
Совещание при директоре, зам. директоре

2 раздел

Формы контроля качества знаний, умений и навыков учащихся 1 – 4 кл.
Русский язык



  1. Контрольное списывание – служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков. Работа может содержать одно – два дополнительных задания, связанных с текстом, проверяющие знания по лексике, морфологии, фонетике, синтаксису.




Класс

Кол-во за год

На контроле

администрации



Примерные темы

1

2

2

1. Предложение, слово, звук, буква

2

3

2

  1. Ударные и безударные гласные.

2. Разделительный мягкий знак.

3

3

2

  1. Приставки и предлоги.

2.Падежи и падежные окончания имен существительных

4

2

2

1.Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

2.Правописание безударных личных окончаний глаголов.




2. Диктант (может быть с грамматическим заданием).
- Тексты предлагаемых диктантов должны соответствовать требованиям минимума содержания образования с учетом развивающих программ

- Изученных орфограмм - 60% в диктанте




Класс

Кол-во за год

Кол-во работ на контроль

Кол-во слов в диктанте

Кол-во грамматических заданий

Примерные темы для контроля

1

-

-

-

-

-

2

4

2

1 п.

25 - 30 слов

2п.

35 - 40 слов



1 - 2

1.Безударные гласные в корне слова.

2. Звонкие и глухие согласные.



3

10

3

1ч. 35 - 45 сл.

2ч. 45 - 50 сл.

3ч. 50 - 55 сл.

4ч. 55 - 60 сл.



2 - 3

1. Разделительный ь знак.

2. Непроизносимые согласные.

3. Слова с сочетаниями гласных с шипящими (сочетание чн, чк,).


4

10

4

1ч. 60 - 65 сл.

2ч. 65 - 70 сл.

3ч. 70 - 75 сл.

4ч. 75 - 80 сл.



3 - 4

1. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

2. Безударные окончания имен прилагательных.

3.Личные окончания глаголов.



3.Словарные диктанты


Класс

Количество за год

На контроле администрации

Кол-во слов

2

3

2

8 - 10

3

16

4

10 - 12

4

10

3

15 - 17



4. Тестирование

- проводится для замера знаний и умений учащихся 3 - 4 классов;

- оно содержит обобщенный материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявление усвоения нового материала;

- включает в себя не более 3-4 вариантов ответа.


5. Творческая работа

- проводится учителем 1 раз в 10 - 15 дней (время проведения - 1 академический час), как форма тематического контроля может проводиться в присутствии администрации (1 раз в четверть);

- на контроле администрации одна творческая работа – изложение в 4 классе.
Математика
Стержнем начального курса математики является арифметический материал.
1. Математический диктант

- время проведения - 5 - 7 мин





Класс

Кол - во за год

На контроле администрации

Примерные темы

1

5

1 - 2

1. Нумерация чисел в пределах 10.

2. Таблица сложения (вычитания)



2

8

2

1. Решение примеров с переходом через десяток.

2. Таблица умножения (деления)



3

8

2

1. Порядок действий с выражениями со скобками и без них.

4

8

2

1. Решение арифметических задач.

  1. Контрольные работы

- время проведения: 35 - 40 мин.


Класс

Кол-во за год*

На контроле администрации

Примерные темы

1

0/5






2

11

2

Цель работы: проверка уровня знаний, умений и навыков в соответствии с основными требованиями образовательной программы.

3

12

2

4

12

2


* в зависимости от образовательной программы количество контрольных работ может изменяться


  1. Тестирование

    • проводиться для замера знаний и умений учащихся 3 – 4 классов;

    • оно содержит обобщенный материал по арифметическим и геометрическим навыкам и нацелено на выяление и усвоение нового материала;

    • задания должны иметь однозначный ответ.


Чтение и читательская деятельность
На контроле у заместителя директора находится:

  • посещение уроков литературного чтения с целью изучения уровня интереса учащихся читательской деятельностью (2-3 раза в четверть);

  • организация учителем индивидуальной работы со слабочитающими учащимися: диагностика трудностей, тормозящих темп чтение, составление планов индивидуальных занятий с детьми, организация системы работы, направленной на повышение мотивации к чтению (в течение года);

  • тестирование учащихся с целью проверки осознанности чтения (начиная со второй четверти второго класса, одно тестирование в полугодие в каждом классе);

  • не допускается проверка темпа чтения.


ПРИМЕЧАНИЕ:

  • для проверки умений и навыков чтения подбираются тексты, доступные по лексике и содержанию;

  • при проверке осмысленности прочитанного после чтения проводится беседа, устанавливающая понимание, как общего смысла текста, так и отдельных предложений, словосочетаний и слов;


3 раздел
Примерный план - график контроля УВП в начальной школе

(тестирование, контрольные срезы, собеседование и другие формы контроля)






Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 кл.

(1-4)














Устный счет.

Матем. диктант (состав чисел в пределах 10)



Контрольное

списывание



Сформированность навы-ков чтения

Контрольное

списывание

с пакетом зад.


2 кл.

(1-4)


Большая буква в начале предложения, именах и фамилиях людей

Таблица сложения

с переходом через десяток и состав чи-сел 11-18



Звонкие и глухие согласные

1.Решение текстовых задач.

2.Провероч-

ные работы за 1 полугодие


Правописание безударных гласных

Письменные приемы вы-числений. Сложение и вычитание в пределах 100

Однокорен-

ные слова

Сформированность навыков чтения


Проверочные работы за год

3 кл.

(1-4)


Главные и второстепен-ные члены предложения

Табличное умножение и деление

1.Состав слов.

2.Безударные гласные в корне



1. Решение текстовых задач.

2.Проверочные работы за 1 полугодие



Имя существительное (морфологический разбор).

Мягкий знак на конце имени существительного.



1.Внетаблич-ное деление и умножение.

2.Порядок действий



Имя при-лагательное (морфологи-ческий раз-бор).

Самостоятельная работа с книгой на уроках вне-классного чтения.



Проверочные работы за год.

Сформированность навыков чтения.



4 кл.

(1-4)


Однородные члены предложения. Безударные гласные в корне слов.

Порядок выполнения арифметических действий

Контрольное изложение

1.Умножение и деление на однозначные числа.

2.Провероч-ные работы за 1 полугодие



Правописание безударных падежных окончаний имени существительного

Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями. Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного

Правописание личных окончаний глаголов

Проверочные работы за год

Сформированность навыков чтения




ПРИМЕЧАНИЕ:


  • Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике планируются администрацией в начале каждого полугодия и вносятся в календарно-тематический план учителя. Проведение контрольных работ должно производиться с учетом СанПиНов.




  • Тематические контрольные работы по русскому языку и математике проводятся совместно с учителем, в соответствии с календарно-тематическим планом (по окончании темы, раздела и пр.);




  • Объем и степень трудности контрольных работ и диктантов определяются минимумом содержания программного материала с учетом индивидуальных календарно-тематических планов.




  • Если в параллели ведется обучение по различным учебно-методическим комплектам, не допускается проведение единых контрольных работ. Исключение составляет проверка качества знаний в конце 4 класса.

Составители:

Соломаха И.Г.

231-7945


Еременко Е. Н. – зав. кафедрой НО

Кирюхин О. А., Киричек Н.В. – старшие преподаватели кафедры НО ККИДППО

232-96-31

Приложение 1

Внутришкольный контроль: цели и способы
Классно-обобщающий контроль


  1. Обоснование

  2. Цели контроля

  3. Предварительный сбор информации

  4. Схема контроля

  5. Результаты предварительного контроля и управленческие решения

  6. Обсуждение итогов предварительного контроля


Фронтальный контроль

  1. Обоснование

  2. Цели контроля

  3. Схема предстоящей проверки

  4. Выводы по результатам контроля

  5. Решения

  6. Обсуждение итогов предварительного контроля


Тематический контроль

  1. Обоснование

  2. Цели контроля

  3. Схема контроля

  4. Результаты предварительного контроля и управленческие решения

  5. Обсуждение итогов предварительного контроля



Классно-обобщающий контроль


  1. Обоснование




    • Качество знаний учащихся;

Высокое качество знаний

Среднее

Низкое качество знаний

класс

%

класс

%

класс

%




    • Качество работы учителя с классом

    • Психологическая атмосфера в коллективе класса




  1. Цели контроля

  2. Предварительный сбор информации

а) о состоянии учебы в предыдущем учебном году


Состояние учебы в предыдущем учебном году (заполняет классный руководитель)

Уч-ся с одной или двумя «3»

Предметы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1. Иванов















учащиеся с «2»

предметы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1. Иванов












б) о состоянии учебы в текущем учебном году


Состояние учебы в текущем учебном году (заполняет классный руководитель)

Предметы

Уч-ся с одной или двумя «3»/ учащиеся с «2»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык












в) посещаемость уроков (заполняет классный руководитель)

Посещаемость уроков (заполняет классный руководитель)


Учащиеся с наибольшим количеством пропущенных уроков

Количество пропущенных уроков/дней

Список предметов с наибольшим кол-вом пропусков

Кол-во пропущенных уроков по данному предмету
















  1. Схема контроля

Объект контроля

вопросы контроля

метод контроля

ответственный

сроки

Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее кол-во уч-ся, имеющих трудности в обучении

Ф.И.О.

система контроля и учета знаний

беседа







уровень требований к знаниям учащихся

анализ текстов и контрольных работ

дифференцированный подход к обучению

доступность объяснения



наличие приемов, направленных на пробуждение интереса к предмету

наблюдение


стили взаимоотношений с учащимися

анкетирование


дисциплина на уроке

наблюдение

методы активизации познавательной деятельности

оперативный разбор

система оценивания работы учащихся

анализ классного журнала

Работа классного руководителя

учебно-воспитательный план и его реализация
работа с дневниками учащихся
работа с классным журналом

работа с классной документацией







работа с родителями

наблюдение, беседы с родителями

индивидуальная работа с учащимися

анкетирование

Наблюдение за учащимися

анализ психологического состояния

беседа







сформированность сферы мотивации к учению

тестирование

анализ взаимоотношений в семье

наблюдение

психологическая атмосфера.
характер отношений

между учащимися

беседа, наблюдение, анкетирование







между учащимися и учителем




между учащимися и родителями




между родителями и учителями





5. Результаты предварительного контроля и управленческие решения

объект контроля

возможные управленческие решения

учитель

замена учителя
назначение наставника
методические рекомендации учителю
предупреждение об исполнении функциональных обязанностей
постановка учителя на персональный или предупредительный контроль

ученик

перевод ученика в другой класс (школу)
постановка ученика на персональный контроль
организация индивидуальной помощи

выговор за нарушение правил поведения



классный руководитель

замена классного руководителя
персональный контроль за работой
методическая помощь
наставничество
предупреждение

родители

обязать еженедельно посещать школу
предупредить о родительских обязанностях
помощь в педагогических и психологических аспектах воспитания
постановка на внутришкольный контроль
постановка на контроль ИДН

определение сроков промежуточного контроля

оформление приказа по школе




  1. Обсуждение итогов предварительного контроля

    • В индивидуальных беседах;

    • На малом педсовете;

    • На родительском собрании

    • На классных часах


Фронтальный контроль
1.Обоснование

(низкое качество знаний по школе по предмету; апробирование нововведенного предмета; плановое обобщение состояния преподавания по предмету)


2.Цели


  1. Схема предстоящей проверки

Объект контроля

вопросы контроля

методы контроля

исполнитель

сроки

содержание предмета

соответствие содержания
целям введения предмета;
стандарту образования

работа с документацией, беседы







методика преподавания

особенности методики преподавания
творческая активность учащихся на уроке

дифференцированный подход в обучении


степень интереса класса к предмету

наблюдение, беседа
анкетирование







умения учащихся

соответствие ЗУН стандарту

контрольные срезы










  1. Выводы по результатам контроля




  • Соответствует ли состояние преподаваемого предмета целевым установкам;

  • Общие методические требования к преподаваемому предмету;

  • Необходимые корректировки в программе предмета;

  • Подготовка программы курса к рецензированию методистами, психологом.




  1. Управленческие решения по итогам проверки




Объект контроля

возможные решения

содержание предмета

откорректировать и подготовить для рассмотрения в параллели тематическое планирование, разработанное учителем, как наиболее соответствующее целевым установкам.
более детально разработать программу в параллели

методика преподавания

принять во внимание следующие методические требования…
подготовить и дать открытые уроки следующим учителем для обмена методическим опытом




  1. Обсуждение результатов проверки

  • На методическом совете;

  • На методическом объединении учителей;

  • На родительском собрании.


Тематический контроль


    1. Обоснование

Тематический контроль проводится в связи с работой школы над выбранной методической проблемой…
Тематический контроль проводится с целью текущего контроля

состояния школьной документации

состояния охраны труда

санитарно-гигиенического состояния помещений




    1. Цели

Школа работает над методической темой… Необходимо определить степень реализации…




    1. Схема предстоящего контроля

объект контроля

вопросы контроля

методы

исполнитель

сроки

учитель

классный руководитель



наличие понимания актуальности проблемы
теоретическая подготовленность к решению
педагогический опыт по проблеме

анкетирование

беседа



анализ метод. разработок







родители


понимание актуальности проблемы

анкетирование










    1. выводы по результатам предварительного контроля:

      • разработать программу деятельности психолога, формировать убежденность учителей и родителей в необходимости решения проблемы

      • определить программу теоретического обучения учителей и родителей по проблеме

      • определить сроки и структуру последующего контроля




    1. Обсуждение результатов контроля на




  • Педагогическом совете

  • На родительских собраниях.