Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Психологические особенности воспитания трудных подростков 1 82.62kb.
1. специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся 8 1114.75kb.
Русская культура конца XIX – начала XX века. Цель урока: познакомить... 1 192.95kb.
Фгу «Российский центр сельскохозяйственного консультирования» Консультация... 2 437.98kb.
Программа духовно –нравственного воспитания школьников в мкоу «Каменка-Садовская... 1 251.85kb.
Каждый ребенок может стать 1 680.84kb.
Программа по духовно-нравственному воспитанию в начальных классах... 1 129.42kb.
Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем 1 85.69kb.
Родительское собрание 1 кл. Умный ребенок – прилежный ребенок. 1 53.82kb.
Если ребёнок всё время льнёт к вам 2 423.14kb.
Правовая игра «Знаете ли вы закон?» Цель 1 74.3kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания - страница №1/3

Педагогические чтения

12.02.2013.

Тема: «Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания»
План:

1.Социально-психологический портрет современного подростка.



Захарова Я.В.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников. Культура как содержание воспитания школьников. Ильина Т.Е.
3.Духовно-нравственная основа военно-патриотического воспитания и

подготовка учащейся молодежи к защите Отечеств. О патриотизме и

воспитании патриота. Брешева Н.П.
4.Этические отношения современных школьников. Брешева О.И.
5.Дисциплина и дисциплинирование. Меры воздействия.

Куничник М.В.
6.Исследование интеллектуального потенциала учащихся 5-7 классов.

Баранецкая В.Н.

d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_111722.jpg




Доклад на тему: «Социально-психологический портрет

современного подростка»

Захарова Я.В.

1. Психологические причины трудностей.

Подростковый возраст- это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно- тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между «хотеть» и «мочь». В поведении, в связи с этим, наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?



2. Социально-психологические причины трудностей.

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.

Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:


  • к независимости - дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;

  • к зависимости от взрослых - взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.

Таким образом, подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом. И можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально - психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности. Приобретение новой социальной позиции; социально - психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира.20130212_104129.jpg

3. Социально - психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей.

Реальными жертвами являются: инвалиды, подростки с психосоматическими дефектами и отклонениями, сироты и ряд категорий детей находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Потенциальными жертвами можно считать подростков с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера, подростков родившихся в семьях с низким, экономическим, моральным, образовательным уровнями.

Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки.

Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения, неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Аномия – порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводят к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности – для характеристики социальной ситуации развития подросткового поколения, поскольку явлений аномии, затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим терминам, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков.

В числе факторов негативно влияющих на подростка, чаще всего отмечают следующие:


  1. Размытость ценностных ориентиров и идеалов;

  2. Чрезмерная коммерциализация общества;

  3. Сложное социально-экономическое положение многих семей,

внутрисемейные конфликты;

  1. Криминализация общественной жизни.

Каковы же ценностные ориентиры современной молодёжи? На данный вопрос попыталась ответить Н.Н. Савина, профессор кафедры технологии обучения, Новосибирского аграрного университета. В ходе исследования был проведён опрос несовершеннолетней молодёжи, обучающейся в различного типа учебных заведениях: дневные и вечерние школы, ПТУ И СУЗы, 63% из опрошенных составляли молодые люди. В основу анкеты были положены вопросы, выявляющие отношение к общечеловеческим ценностям.

Для выявления социальной позиции и социально-экономического потенциала подростка им было задано несколько вопросов об их отношении к трудовой деятельности, о ценности и месте труда.

«Если бы у тебя была возможность не работать, но жить в достатке, согласился бы ты не работать?» Большую заинтересованность в самореализации проявили учащиеся ДШ и СУЗов, что составило 47%. Остальные молодые люди предпочли бы при материальной обеспеченности, не работать.

Так же было вывялено, что отношение к труду у большинства подростков – позитивное. Лишь 11% считают его тяжким бременем, большинство 54% - труд, рассматривают как инструментами самореализации и источником благосостояния. На тягостные и обременительные стороны указывали учащиеся ПТУ и ВШ, скорее всего это связано с характером будущей работы, поскольку рассчитывать на интересную, высокооплачиваемую и лёгкую работу им не приходится.

На вопрос: «Есть мнение, что россияне не могут работать хорошо. Согласны ли вы с этим утверждением?» лишь 5,6% ответили положительно, это были учащиеся из ПТУ И ВШ. Напротив старшеклассники ДШ и СУЗов, относятся к труду более добросовестно. Отчасти согласны 15,8%, а не согласных – почти 67%.

Среди вопросов, характеризующих социальные установки молодых людей, был вопрос об их отношении к богатству. Большинство респондентов, почти 60%, хотели бы быть богатыми, потому что богатый человек более свободен и волен совершать любые поступки. Наиболее интересные данные были получены о способах добывания денег, анализ итогов показал, что ни один из способов добывания денег не чужд подростка, включая криминальный. Общая тенденция показывает, что антикриминальные установки сформированы у подавляющего большинства, более 90%.

Интерес к общественно-политической жизни подростки проявили – умеренный. Половина немного интересуется, четверть – интересуется, а треть, слышать об это не хочет. Среди более заинтересованных в общественно-политической жизни школы и общества, учащиеся ДШ, менее активны ученики ВШ и ПТУ (76%).

Последний вопрос касается отношения подростков к военной службе, тем более, что в настоящее время венная служба – это один из обсуждаемых вопросов в СМИ. Нельзя отрицать тот факт, что государство не может обойтись без армии, обеспечивающей интересы политических сил и безопасность страны. Это своеобразная школа мужества и взросления. Сейчас распространенность положительного отношения к службе среди подростков различных заведений колеблется от 27-39%. «Охотно выполнять свой долг» согласились 34% из ДШ и 40% из ПТУ. 14% согласились с утверждением «постараюсь уклониться», а 31% считают, что их не призовут по различным причинам. Таким образов, более половины из опрошенных не стремятся к службе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что подростковый возраст проходит переходный период, при котором меняется не только система ценностей ребёнка, но и в целом его психическая и личностная сущность. Поэтому особо актуальными становятся задачи по созданию или возрождению детских и юношеских организаций, способствующие формированию коллективных ценностей в противовес индивидуалистическим тенденциям в молодёжной среде.
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.

КУЛЬТУРА КАК СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ.

Ильина Т.Е.

В БСЭ понятие культура определяется так. От лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная, социалистическая, майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная, быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.d:\documents and settings\сош\рабочий стол\2012-2013\методист\фотокрстол\20130212_105352.jpg

Таким образом, предметом культуры можно считать всё, что было создано непосредственно человеком, в том числе и в духовно-нравственной сфере. К сожалению, далеко не все достижения человечества в этом смысле будут полезны для воспитания наших детей.

Духовно-нравственное воспитание личности это сложный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие. Поэтому прежде чем приступить к воспитанию ребёнка нам, педагогам, нужно для себя ответить на три важных вопроса:


  1. Кого мы воспитываем и что мы за люди?

  2. Каким наш воспитанник должен стать?

  3. Как мы можем этого достичь?

Во-первых, важная особенность воспитания согласно А.А.Леонтьеву, заключается в том, что оно подразумевает два процесса, идущих навстречу друг другу. С одной стороны это процесс воздействия педагога на ребёнка, а с другой – активность воспитанника на воздействие.

Мы, учителя, получаем довольно разнообразный «материал» для воспитания. Наши дети – представители различных социальных слоёв и ячеек. У них уже отчасти сформирована гендерная культура (представления о жизненном предназначении женщины и мужчины), семейные и бытовые традиции (кто в семье главный, семейные обязанности, праздники, отношения). Наши воспитанники – представители разных национальностей и конфессий. Многие знакомы на различном уровне с этническими особенностями своего народа и религии. И конечно они уже все имели некий личный опыт при столкновении с различными социальными явлениями в бытовой и нравственной сфере.

Всё вышесказанное можно отнести и к нам, педагогам. Единственное, пожалуй, отличие между нами и нашими воспитанниками это то, что мы являемся более «продуктом» воспитания, чем они. Поэтому нам важно помнить о некоторых «законах педагогики», прежде чем мы кого-то чему-то хотим научить:


  1. Закон сообщающихся сосудов.

Привожу высказывание Розиной О.В. «Известно, что личность учителя, его нравственные качества и позиция имеют ключевое значение в воспитании. В педагогике, как науке о «детоводительстве» и практической деятельности учителя непреложно действует гидромеханический закон о сообщающихся сосудах. Согласно этому закону однородная жидкость перетекает из сосуда расположенного выше, в тот, который ниже, независимо от формы этих сосудов, до тех тор, пока ее уровень не сравняется. Педагог любой дисциплины, знакомый с предметом лишь внешне, не любящий и не знающей его, не может раскрыть его сущностных основ и законов. Если учитель музыки не умеет играть ни на каком музыкальном инструменте, то способен ли он адекватно рассказать детям о тех законах, по которым она создается, раскрыть ее красоту и гармонию?».

Т.о., в зависимости от того, насколько мы наполнены духовно и нравственно, будут воспитаны и наши дети.



  1. Закон воспитания на положительном примере.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Этот закон очень тесно переплетается со вторым и третьим вопросами педагогики. Но, тем не менее, связывая его с личностью педагога, важно отметить, что современный процесс образования, именуемый «услугой» как бы нивелирует личность учителя. В рыночной педагогике он – субъект оказания услуг, здоров, приветлив, морально устойчив, приятен и опрятен. Одним словом, педагог – позитивный робот, но … учителя – люди. Мы болеем, у нас бывает горе, наши близкие портят нам настроение, мы не можем избавиться от вредных привычек и т.д.

Поэтому, на мой взгляд, чего нужно избегать учителю так это ханжества. Ханжество — показная форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям, разновидность морального формализма и лицемерия. Следовательно, не нужно скрипя сердцем и зубами демонстрировать из себя героя или мученика в трудные для себя минуты, не стоит слащаво говорить о морально-нравственных ценностях, к которым не имеем ни малейшего отношения, да и крик не всегда поможет найти выход в сложной ситуации. Потому что, согласно третьему «закону педагогики»:


  1. Мы можем отдать детям только то, что у нас есть.

Но здесь возникает больной вопрос, что есть в нас самих, являющимся ценным для наших воспитанников? Если говорить пафосно, то это жизнь. Хотя в педагогике есть такие примеры: польский педагог Януш Корчак, отправившийся со своими подопечными в газовую камеру фашистского застенка. Но и в мирное время у учителя есть знания, умения их извлечь, нравственные качества, совет в трудную минуту, личное время. Говоря о приоритете духовно-нравственного воспитания, И.Г.Песталоцци называет его «морем бесконечной силы совершенной любви». Научить ребёнка любить, показав ему своим примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого явления – такова задача воспитания, по его мнению.

Т.о. единственный путь для педагога это постоянная работа над собой, поиск важнейших истин и идеалов и самосовершенствование в соответствии с этим. А иначе как? Если мы сами не можем ответить на этот вопрос и найти свой путь, то куда мы поведём наших детей.

Итак, перед нами второй вопрос педагогики.

Во-вторых, каким наш воспитанник должен стать. И это ещё один болезненный вопрос воспитания современного школьника. Сегодня перед нашими детьми множество стандартов. Ключевое слово во всех идеалах «успешность»: успешная семья, успешная мать, карьера, работа и т.д. Приведу некоторые определения:



«Успех – это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и согласующейся с универсальными законами»;

«Успех – это способность в любой момент оплатить счета и уверенность в том, что вы сможете это сделать всегда и при любых обстоятельствах»;

«Успех – это постепенная реализация достойной цели. Вашей целью может быть что угодно, как то стать отличным родителем, удивительной женой или мульти миллионером. Ваше движение к цели – уже есть успех. Вы не стоите на месте, вы находитесь в постоянном движении к цели, которая приносит вам удовлетворение. Разве это не успех?»;

«Успех - общественное признание».

Т.о., чтобы быть идеальным нужно достичь всего, что ты хочешь и при этом получить признание общества. При этом цель может быть любой, главное достойной (ещё одно любопытное слово), законы – универсальными (какими-какими?), хорошо, что хоть деятельность непрерывная и упорная (только вот непонятно, какая?). А самое главное, общество должно признать твою успешность.

Как же педагогу совместить эти определения успешности с задачами воспитания?

«Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни». Выделяют умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. «Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания».

«Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями».

Какими задачи воспитания и образования видят деятели науки прошлых лет?

В древней русской философии вопросами духовности занимался Г.С.Сковорода. Задачи воспитания, считал он, - сохранить здоровье ребёнка, научить его признательности, прививать чувство долга. Признательность – главный показатель духовной зрелости.

Часто ли наши воспитанники выражают благодарность за их воспитание?

Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г.С.Сковорода считал духовное преобразование человека, которое возможно при условии спокойной, чистой совести, символическим рождением.



Если вдуматься, то в слове «образование» есть основа «образ». И важнейшая для учителя задача, какой образ он создаёт в ребёнке. Смысл образования преображение личности ребёнка. Если знания не преображают, то они бессмысленны.

следующая страница >>