Российская федерация - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Российская федерация - страница №1/1



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова /

________________ 2011г.





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки

«Прикладная информатика в экономике»



«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы _____________________________/В.А. Шапцев/

«_29 »__марта__2011г.


Рассмотрено на заседании кафедры Информационные систем

12 апреля 2011г. протокол № 10.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __14__стр.

Зав. кафедрой ______________________________/А.Г. Ивашко/

«_12_»_апреля__ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий 21 апреля 2011г. протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/И.Н. Глухих/

«_21_»_апреля__2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра информационных систем

Валерий Алексеевич Шапцев




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки

«Прикладная информатика в экономике»

Тюменский государственный университет

2011

Шапцев В.А. Теоретические основы создания информационного общества: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» очной формы обучения профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике». Тюмень, 2011, 14 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ  Теоретические основы создания информационного общества: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ИС А.Г. Ивашко, д.т.н., профессор


\
© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шапцев В. А., 2011




  1. Пояснительная записка




    1. Цели изучения дисциплины

Основной целью дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества» является изучение закономерностей становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей информационных процессов посредством знакомства студентов с основами современных теорий информационного общества; особенностями информационного общества как этапа общественного развития; междисциплинарным анализом социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Задачей изучения дисциплины являются приобретение учащимися знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.


    1. Место дисциплины в структуре плана подготовки бакалавра

Профиль подготовки - прикладная информатика в экономике. Естественно-научный цикл. Блок 3 «Базовая (общепрофессиональная) часть».

Дисциплина связана с курсами «Базы данных» и «Информационные системы и технологии».

Требования к входным знаниям и умениям: знание основ информатики и обществоведения, умение формулировать тенденции развития общества.

Требования к приобретенным знаниям: знание противоречий информатизации общества, тенденций развития информатики как сферы деятельности общества, сути понятия «информационное общество», механизмы движения к информационному обществу.

Следующие дисциплины и практики должны воспринять результаты освоения этой дисциплины: информационные системы и технологии, теория систем и системный анализ, экономическая эффективность информационных систем, проектирование информационных систем.

    1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества» студент должен обладать следующими компетенциями.
ОК-2: способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики.
ОК-6: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии.
ОК-7: способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества.
ОК-13: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.
ПК-1: способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности.
ПК-22: способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для професиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся также должен:

    - знать: противоречия информационного общества; проблемы, решаемые средствами прикладной информатики;

    - уметь: аргументировать необходимые требования к информационным технологиям, исходя из проблематики информационной экологии;

    - владеть: основными элементами информационной культуры.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации  зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа: лекции  18, практические занятия  18, самостоятельная работа  36 часов.





  1. Тематический план

    Таблица 1. Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого кол-во баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1

Характеристики информационного общества






















1.

Предмет и основные понятия теории информационного общества

1

2

2




4

1




2.

Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу

2

2

2




4

1




3.

Основные характеристики информационного общества

3

2

2

10

14










Всего




6

6




22




0-30




Модуль 2

Человек

в информационном обществе






















4.

Процессы развития информационного общества

4

2

2




4







5.

Человек в информационном обществе

5

2

2

10

14







6.

Информационная экология человека

6

2

2

5

9

1







Всего




6

6

15

27




0-40




Модуль 3

Экономика

в информационном обществе






















7.

Характерные черты экономики в информационном обществе

7

2

2

11

15







8.

Информационные процессы и личное время гражданина

8

2

2




4

1




9.

Роль государства в развитии информационного общества

9

2

2




4

1







Всего




6

6

11

23




0-30




Итого (часов, баллов):




18

18

36

72




0-100

Из них в интерактивной форме
















5




Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


темы

(см. табл.1)

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Итого кол-во баллов

коллоквиумы

ответ на семинаре

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

1.




0-1










0-1

2.




0-1










0-1

3

0-1

0-1

0-5

0-10




0-17

Всего

0-1

0-3

0-5

0-10




0-19

4.




0-1










0-1

5.




0-1










0-1

6

0-1

0-1

0-10

0-15




0-27

Всего

0-1

0-3

0-10

0-15




0-29

7.




0-1










0-1

8.




0-1










0-1

9.

0-1

0-1

0-5

0-7

0-36

0-50

Всего

0-1

0-3

0-5

0-7

0-36

0-52

Итого

0-3

0-9

0-20

0-32

0-36

0-100



    Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

(см. табл.1)

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязатель-ные

дополни-тельные

Модуль 1
















1



















2



















3




Реферат по 1 теме модуля 1

(по согл. с преп)



Эссе на произвольную или смежную тему курса

4-я

10

0-15




Всего по модулю 1:




10

0-15

Модуль 2




0-1










4



















5













10




6




Реферат по 1 теме модуля 2

(по согл. с преп)



Эссе на произвольную или смежную тему курса

7-я

5

0-25




Всего по модулю 2:




15

0-25

Модуль 3
















7



















8













11




9




Реферат по 1 теме модуля 3

(по согл. с преп)



Эссе на произвольную или смежную тему курса

10-я




0-12




Всего по модулю 3:

11

12




ИТОГО:

36

52






  1. Взаимосвязь с другими дисциплинами

Таблица 4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Информационные системы и технологии

+




+

+
















2.

Теория систем и системный анализ




+

+










+




+

3.

Экономическая эффективность информационных систем
















+

+

+




4.

Проектирование информационных систем.

+




+




+

+




+






  1. Содержание дисциплины.

ТЕМА 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества. Теория. Общество. Информация. Информационные процессы. Информационные системы. Интеллектуальные системы. Информационное общество. Общество знаний. Постиндустриальное общество.

ТЕМА 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу. Существующие концепции информационного общества как научной категории. Варианты интерпретации этого понятия современными учеными. Аксиомы информатизации и их следствия.

ТЕМА 3. Основные характеристики информационного общества. Энергетическая зависимость. Сетевая информационно-вычислительная инфраструктура. Информация (знания)  товар. Знания определяют политику, экономику, социальную жизнь. Глобализация и индивидуализация коммуникаций.

ТЕМА 4. Процессы развития информационного общества. Временные рамки процесса формирования ИО. Противоречия информатизации общества.

ТЕМА 5. Человек в информационном обществе. Противоречия, связанные с развитием информационных возможностей (информированности) человека. Здровьесберегающие информационные технологии.

ТЕМА 6. Информационная экология человека. Определение этого понятия и содержание этого научного направления. Характеристика информационного поля человека. Тенденции его развития. Методы исследований и подходы к решению проблем.

ТЕМА 7. Экономика в информационном обществе. Количество информации. Её стоимость. Информационные ресурсы и их обращение. Электронная коммерция. Глобализация экономических процессов. Сетевая поддержка экономик государств.

ТЕМА 8. Информационные процессы и личное время граждан. Время  она из главных ценностей информационного общества. Время  единственный невосполнимый ресурс человека. Достоверная, своевременная и объективная информация при развитых средствах коммуникации  основа быстрого принятия решений. Конструктивные идеи по рациональному использованию времени граждан.

ТЕМА 9. Роль государства в развитии информационного общества. Нормативные документы, способствующие развитию информационного общества в России. Использование властью технологии прогнозирования, математического, информационного и сценарного моделирования. Информационная безопасность власти, общества, личности, экономики.

  1. Планы семинарских занятий.

Практические занятия по дисциплине проводятся в виде семинаров по темам лекций и ознакомления/обсуждения в компьютерном классе образцов программ, доступных через Интернет и характеризующих состояние информационного общество и его развитие.

Чтение и обсуждение исполнения законов, связанных с созданием в России информационного общества.

Обсуждение фактов, известных студентам и подтверждающих/опровергающих противоречия информационного общества, проблематику информационной экологии.

Таблица 5. Типовой план проведения семинаров.



Мероприятие

Исполнитель

Время

1.

Постановка задачи семинара

Преподаватель

5 мин.

2.

Ответы на вопросы студентов

Преподаватель

5-10 мин.

3.

Доклад студента

Студент

20 мин.

4.

Ответы на вопросы присутствующих

Студент

10 мин.

5.

Обсуждение доклада

Студенты

20 мин.

6.

Доклад 2-го студента или работа с ресурсами Интернета







7.

Формулирование итога семинара

Преподаватель

5 мин.




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости.




    1. Реферат — это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Он отражает состояние вопроса и обобщение изложенных тезисов, мнений и утверждений. Эссе сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Эссе трактует социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Основной отличительной особенностью эссе является его краткость. Обычно оно занимает до 10-13 страниц шрифтом 12’ с 1,5-м интервалом. Заключение должно содержать указание на применение проведённого исследования (размышления). Не исключается взаимосвязь выводов с другими проблемами.


7.2. Основные вопросы, отражение которых необходимо в рефератах и эссе:

- тезаурус, привязанный к содержанию;

- формулировка цели/вопроса, рассматриваемого автором;

- комментарии автора к цитатам из источников (со ссылками на них);

- наличие сведений о проверенных или очевидных фактах;

- заключительные утверждения с их обоснованием;



- перечень источников, должен иметь не менее 7 наименований.
Темы коллоквиумов, рефератов и эссе объявляются преподавателем по мере озвучивания теоретического материала.


    1. Контроль исполнения самостоятельных работ осуществляется заслушиванием докладов на семинарах и проверкой текстового файла (в формате DOC, шрифт 12’, 1,5 межстрочного интервала, Times New Roman; имя файла содержит фамилию студента).



    1. Вопросы к зачету.


1.

Перечислите законы РФ, связанные с развитием информационного общества.

2.

Определение информационного общества.

3.

Определение понятия «информация».

4.

Определение понятия «знание».

5.

Определение понятия информационная система.

6.

Определение понятия информационная технология.

7.

Понятие глобализация информационного пространства.

8.

Живем ли мы в информационном обществе? Обоснуйте ответ.

9.

Технологические эпохи развития человечества.

10.

Основные характеристики информационного общества.



Противоречия информатизации общества.

12.

Определение научного направления информационная экология.

13.

Суть здоровьесберегающих технологий.

14.

Обоснуйте тезис: «время  единственный невосполнимый ресурс человека».

15.

Повышение значимости фактора времени в информационном обществе.

16.

Индивидуализация информационного поля.

17.

Индивидуализация информационных услуг.

18.

Искусственный интеллект. Определение.

19.

Интеллектуальные информационные системы. Определение. Пример.

20.

Информационные ресурсы. Определение. Пример.

21.

Охарактеризуйте информацию как товар.

22.

Сопоставьте термины: сигнал, данные, сообщения, информация, знания.

23.

Дайте определение понятию «общество».

24.

Разъясните смысл понятия «экономика знаний».

25.

Особенности экономических процессов в информационном обществе.

26.

Сформулируйте аксиомы информатизации общества.

27.

Охарактеризуйте информационное поле одного человека.

28.

Опишите информационное пространство общества.

29.

Дайте определение информационно-вычислительной инфраструктуры общества.

30.

Методы исследований информационной экологии.

31.

Роль компьютерного моделирования в информационном обществе.

32.

Институты информационного общества.

33.

Средства решения проблем в глобализованном информационном обществе.




  1. Образовательные технологии.

    Основой используемой в освоении курса образовательной технологии является диалог с аудиторией, предоставление студентам возможности высказать свое мнение и интерпретацию понятия, ситуации, сведения.

    Озвучивание материала курса сопровождается мультимедиа презентацией при связи с Интернетом.

    Практические занятия проводятся в компьютерном классе, соединенном с Интернетом.

    В качестве интерактивных фортов выступают ссылки, появляющиеся на экране в результате поиска по ключевым словам осваиваемой темы.





  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.




    1. Основная литература




  1. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Россия в информационной цивилизации: проблемы вхождения и национальная специфика. // Социальная онтология России (сб. науч. статей по докл. II Всеросс. Копыловских чтений). Новосибирский государственный технический университет. Новосибирск, 2008. 387с.  Деп. В ИНИОН РАН 21,04,2008. № 60543. С. 103-121.  http://firoz.narod.ru/science/informros.htm.

  2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под научн. ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект пресс, 2004. 371с.

  3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: …. , 2000. 16с.

  4. Научно-аналитический журнал «Информационное общество»/ Учредители: Институт развития информационного общества и Российская Инженерная академия.

  5. Ковалев Д.А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах и России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4(12).  http://www.m-economy.ru/number.php 3?bnumber=12#163.




    1. Дополнительная литература.

1.Вартанова Е.Л. Начало формы

Медиаэкономика в информационном обществе// Информационное общество. 2005. Вып. 1. С. 23-27.  http://emag.iis.ru/arc/ infosoc/emag.nsf/BPA/ba10d583 b969e011c325719400318d49. 17.04.11.

2.Чугунов А.В. Теоретические основания концепции "Информационного общества": Учеб.-метод. пос. по курсу "Интернет и политика" // СПб.: Изд-во СПбГУ, СПб, 2000. 52с.  http://www.nethistory.ru/biblio/1042577178.htm. 17.04.11.
В качестве дополнительных источников используются статьи журналов:

«Информационное общество», «Мир Интернет», «Информационные ресурсы России», «Электронные библиотеки» (http://www.iis.ru/el-bib/), «Документальная электросвязь», «The Information Society journal», «Information, Communication and Society».




    1. Программное обеспечение и ресурсы Интернета.




  1. Информационное общество -
    http://www.iis.ru/infosoc/


  2. Интернет
    http://www.inter.net.ru

  3. Мир Интернет
    http://www.iworld.ru/

  4. Планета Интернет
    http://www.netplanet.ru/

  5. Информационные ресурсы России
    http://www.rir.csti.ru/

  6. PC Week/RE
    http://www.pcweek.ru/

  7. Komputerworld Россия
    http://www.osp.ru/cw/

  8. Компьютерра
    http://www.computerra.ru/

  9. Эксперт-интернет
    http://www.expert.ru/internet/current/ogl.shtml

  10. SPb. Business Omnibus
    http://www.gallup.spb.ru/journal/

  11. Мир медиа XXI.
    http://www.npi.ru/mirmedia/99_1/

  12. Интернет.ру
    http://www.internet.ru/

  13. Электронные библиотеки. Научный электронный журнал
    http://www.iis.ru/el-bib/

  14. Enter-профи. Пермский региональный журнал об информационных технологиях
    http://www.permonline.ru/~enter/

  15. Документальная электросвязь
    http://www.rans.ru/magazine/

  16. Firstmonday
    http://www.firstmonday.dk/

  17. Wired
    http://www.wired.com

  18. Telepolis
    http://www.heise.de/tp/english/

  19. Communications of the ACM (CACM)
    http://www.acm.org/cacm/

  20. The WebNet Journal
    http://www.webnetjrl.com

  21. GILC Alert
    http://www.gilc.org/alert/

  22. OnTheInternet.The Award-winning magazine for the Internet Societys
    http://www.isoc.org/isoc/publications/

  23. Journal of Computer-Mediated Communication
    http://www.ascusc.org/jcmc/

  24. Computer-Mediated Communication Magazine
    http://www.december.com/cmc/mag/

  25. The Information Society (TIS) journal
    http://www.slis.indiana.edu/TIS/

  26. Information, Communication and Society
    http://www.infosoc.co.uk/

  27. The Electronic Journal of Communication (EJC)
    http://www.cios.org/www/ejcmain.htm

  28. Institute for Prospective Technological Studies (IPTS)Report
    http://www.jrc.es/iptsreport/

  29. ISPO Discussion lists
    http://www.ispo.cec.be/ispo/lists.html




  1. Технические средства и математическое обеспечение дисциплины.

Для проведения лекций требуется мультимедиа-проектор.

Для семинаров и практических занятий необходим компьютерный класс и связь его с Интернетом..