«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века» Тип: Урок-лекция; урок-практикум. Цели: 1 сфор - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы по курсу «История русской литературы 19 века (2 половина) 1 14.84kb.
Американская семья Южных штатов США в первой половине XIX века: жизненные... 1 130.27kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской... 7 975.62kb.
1. Россия в первой половине XIX века 1 138.48kb.
«Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века» 1 59.77kb.
История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Н. 1 263.83kb.
Урок литературы времена года поэтическое лото по теме «Родная природа... 1 43.03kb.
Образ купца в русской литературе XIX века 1 335.61kb.
Русская культура конца XIX – начала XX века. Цель урока: познакомить... 1 192.95kb.
1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века 1 91.04kb.
К. Брюллов и историческая живопись первой половины XIX в 1 65.4kb.
Отто эстерле 1 51.44kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века» - страница №1/1


Архипова Т.А., учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №1» г.Шелехов


«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века»
Тип: Урок-лекция; урок-практикум.

Цели: 1) сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их основные особенности;

2) развить логическое мышление учащихся, умение анализировать информацию, составлять сводную сравнительную таблицу;

3) воспитать внимательное отношение к слову; вкус к поэтической речи.

Оборудование: 1) мультимедийный проектор;

2) слайдовая презентация;

3) тексты для анализа.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Лекция учителя.

Ты, уцелевший в сердце нищем,

Привет тебе, мой грустный стих!


Мой светлый луч над пепелищем

Блаженств и радостей моих!


Одно, чего и святотатство


Коснуться в храме не могло;

Моя напасть! мое богатство!

Мое святое ремесло!

Проснись же, смолкнувшее слово!

Раздайся с уст моих опять;

Сойди к избраннице ты снова,

О роковая благодать!

Уйми безумное роптанье.

И обреки всё сердце вновь

На безграничное страданье,

На бесконечную любовь!

К.К. Павлова


Романтизм - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII -начала XIX веков. Этимологически французское слово "romantism" восходит к испанскому слову "romans". В XVIII веке романтическим называли все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. Впервые слово "романтизм" как термин, как наименование литературного направления стало употребляться и Германии в конце XVIII века. Там же возникла и первая школа "Иенских романтиков", основанная братьями Фридрихом и Августом Шлегелями. Новалисом и Тиком. Ими же было создано первое философское и эстетическое обоснование теории романтизма.

Причины возникновения и распространения романтизма


были достаточно глубокими, и не случайно он возник именно на грани XVIII и XIX веков. Потрясения революции и потрясения наполеоновских войн не в одной Франции поставили перед каждым отдельным человеком и обществом в целом множество острейших и неразрешимых вопросов, заставили пересмотреть старые понятии и старые ценности. Идеология романтизма сформировалась под влиянием настроений разочарования в идеях просветительства, которые вошли в жизнь, приняв форму; буржуазной действительности и не оправдав надежд на духовное возрождение людей. Великие ожидания, которыми жила лучшая часть общества, сменились не менее великим разочарованием, которое постепенно разрослось до "космического пессимизма", и, принимая общечеловеческий, универсальный характер, сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, "мировой скорби'", которую впоследствии назвали "болезнью века".

Романтический взгляд на мир есть противопоставление действительности и мечты, того, что есть, и того, что возможно.

Отвергаемой низменной и корыстной действительности романтики противопоставляют другую, высшую, поэтическую действительность. Конечно, такое противопоставление идеала и действительности есть вообще свойство искусства, но в романтизме антитеза "мечта - действительность" становится организует художественный мир романтика.

Разлад между идеалом и действительностью обретает в романтизме особую остроту и напряжённость, что составляет сущность романтического


двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о
господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости
подчиниться судьбе. В творчестве других доминирует настроение борьбы и
протеста против царящего и мире зла. Так в русском романтизме
складываются две ветви романтического движения. Принадлежность поэта к той или иной ветви определяется характером его мироотношения –
созерцательным или активным, действенным. Представители первой ветви
предпочитают уход от реальности в мир мечты, в потусторонний мир. Поэты полны призывов к активному действию, их герои – это борьбы за свободу личностного волеизъявления, свободу духа.

Из романтического отрицания "мира сего" вытекает и стремление поэтов-романтиков ко всему необычайному и экзотическому.

Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, охотно использовали в своих произведениях исторические сведения.
История представляла для них не "здесь", а таинственное "там". Обращение
к истории было своеобразной формой отрицания, а в иных случаях - прямого
политического бунта.

Обращаясь к истории, романтики видели в ней основы национальной


культуры, глубинные ее источники. Они не только дорожили историческим
прошлым, но и зачастую основывали на нем свои универсальные социальные
и эстетические концепции. Однако самым существенным и поистине
подлинным для романтиков был не исторический факт сам по себе, а его
поэтическое толкование, не историческая действительность, а историческое
и поэтическое предание. Особый интерес романтики проявили к фольклору как воплощение народного духа.

Таким образом, именно романтизм поставил проблему народности искусства, в котором романтики хотели воплотить ''душу народа", его внутреннюю психологическую сущность.

Отталкивание от мира реального порождает в произведениях романтиков качественно нового героя, подобного которому не знала прежняя литература. Этот герой находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставленный прозе жизни, "толпе". Это "человек мира", человек внебытовой, беспокойный, чаще всего одинокий и трагический. В романтическом герое реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая мириться с бездуховностью и бесчеловечностью прозы жизни.

Сильная личность в романтизме возвышается над «серой толпой», над массой послушных, не озарённых божественным светом вдохновение людей. Не желая примириться с бездуховной жизнью этой толпы, романтический герой бежит от неё, и этот мотив бегства становится одним из ведущих в литературе романтизма.

Романтики заявили, что именно поэтическое чувство, а не разум является главным средством познания истины. Поэтому поэзия и поэтическое начало в жизни играют исключительную по своей важности и значимости роль. Отсюда – признание высокого, тоже исключительного, жизненного и божественного призвания поэта.

Чувство поэзии в близком родстве с чувством пророческим и религиозным чувством провидения вообще. Поэт упорядочивает, связывает, выбирает, измышляет, и для него самого непостижимо, почему именно так, а не иначе…»

Одной из самых характерных черт романтического сознания становится почти религиозное преклонение перед искусством, поэзией, личностью поэта и художника. Самые вдохновенные свои творения романтики посвящают природе творчества.

Специфические условия русской жизни – крепостное право, патриотический подъем периода Отечественной войны 1812 года, возникшие надежды на крестьянскую реформу и разочарование в надеждах – внесли в русский романтизм особые качества.

Идея страстного служения идеалу оказалась центральной в русском романтизме, и идеальная устремлённость, надежды на осуществление социальных перемен возвращали русских романтиков к просветительским идеям. В результате русский романтизм послевоенного времени выступал в союзе с просветительством. В центре художественной системы – высоконравственный гражданин, самоотверженно служащий Отечеству и народу.

В 30-40-е годы 19 века сначала в русской, а затем и в западноевропейской литературе происходит становление самого плодотворного и популярного литературного направления в мировой литературе – критического реализма.

Могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. Если проследить весь исторический путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.

Философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. Писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. Мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших задач своего искусства. В этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. Писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. Художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. Свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.

Объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. В единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.

Писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. Пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.

Основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.

Критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. Внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.

Народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в историческом его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. Необходимо понимание тех социально-исторических форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.

Личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.

Характер выступает как типический. Поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. Эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. Социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.

Типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.

Процесс жизни изображается как исторический процесс.

Внутренний мир человека подчинен законам истории. Чаще всего характер изображается в процессе развития.

Реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. Большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально-историческим анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.

Реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. Появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.

Важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. Громадную роль в произведении играет деталь.

Развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в литературу юмор, иронию, сатиру.

В 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.


  1. Работа в группах по вопросам:

  1. Дать определение герою романтического и реалистического произведений.

  2. Определить предмет изображения для обоих направлений.

  3. Назвать характерные черты направлений.



Карточка №1


Желание

Романс


Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещрённые цветами,

Красны холмы вижу нам…

Ах! зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.


Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.


О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда… напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасной

Грозно мчится по скалам.


Лодку вижу… где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено…

Паруса её крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.

В.А. Жуковский

Карточка №2


***

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья,

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги.

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

К.Ф. Рылеев



Карточка №3


Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

А.С. Пушкин



«Станционный смотритель»

  1. Составление сводной таблицы.




Романтизм

Реализм

1. Черты литературного направления

  1. Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире.

Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека».

1. Герой реализма – типический характер.




2. Изображаются исключительные обстоятельства

2. Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс.




3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма

3. Отказ от иерархии жанров эпохи классицизма




4. Сюжет не фиксирован

4. Сюжет фиксирован




5. Отказ от обыденного

5. Приятие обыденного




6. Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов.

6. Стремление к «правде жизни».




7. Субъективное восприятие и изображение действительности

7. Объективное изображение действительности

2. Представители

Дж. Байрон, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов,А.С. Пушкин

А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь




  1. Рефлексия.




ноябрь, 2005