Решение проблемы бытия, сущности мира - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философия бытия «Два мира есть у человека: один, который нас творил; 8 2816.53kb.
Классическая традиция, для которой политическая философия есть «прежде... 1 99.79kb.
Проблемы человеческого бытия 1 126.59kb.
Опасные природные процессы 1 98.74kb.
1. Физическое мироздание. Понятие научной картины мира 1 86.33kb.
Бытие игры или игра бытия: сравнительный анализ произведений Й. 1 307.05kb.
Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» 1 91.97kb.
«Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических... 1 486.84kb.
О некоторых проблемах в сфере разграничения государственной собственности... 1 107.12kb.
В. В. Клочков критерии конкурентоспособности продукции авиационного... 1 179.2kb.
Темы для самостоятельной подготовки к экзаменупо дисциплине «Геополитика» 1 7.43kb.
Методы и подходы к немонетарной мотивации 1 33.56kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Решение проблемы бытия, сущности мира - страница №1/1





Тема 3. Онтология

Цель лекции - проанализировать предметную область одного из основных разделов философии - онтологии, прежде всего решение проблемы бытия, сущности мира.

Студент, освоивший материал лекции, должен знать:

- логику эволюции представлений о бытии в истории философской мысли;

- основные картины мира;

- принципы структурирования форм бытия;

- основные подходы к анализу материального бытия в прошлом и насто­ящем;

- атрибуты материи;

- основные концепции объяснения духовного бытия в философии и науке;

- структуру сознания и его функции в жизни человека и общества. На основе полученных знаний студент должен уметь:

- объяснять значение проблемы бытия для формирования философской картины мира;

- выявлять структурные компоненты бытия в вещах окружающей действительности;

- видеть принципиальное отличие между философским и научным подхо­дами к анализу явлений материальной действительности;

— давать философскую оценку атрибутам материи - движению, простран­ству, времени;

- обосновывать общественно-историческую природу сознания.

План лекции

1. Понятие бытия в философии.

2. Философская картина мира. Основные формы бытия.

3. Материя, ее философское обоснование

а) философские и научные представления о материи;

б) Движение как атрибут материи.

В) Пространство и время как формы существования материи


1. Понятие бытия в философии.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос и неисчерпаемый.

Понятие «бытия» - базовое в философии, поскольку синтезирует феномены «человека», «мира», «отношения».

Под бытием в самом широком смысле слова подразумевается понятие о существовании, о сущем вообще.


Бытие - то, что есть, наличествует, существует как процесс (становление) и результат (состояние). Бытие, сущее, реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы.

Бытие есть все то, что есть: это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

Бытие есть абсолютный предикат «мира в целом» и любого его элемента (в том числе и человека) в отдельности, и потому понятия «бытия» и «мира» могут употребляться как тождественные.
Антитезой (противоположностью) бытия является небытие (или ничто). Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего.
Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Понятие «бытие» в истории философии.

В эпоху античности первую попытку осознать бытие предпринял Парменид. Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование.

Возникла абстракция чистого бытия, которая подменила собой реальность - бытие чувственных вещей, поскольку содержала в себе постоянное и неизменное единство, царящее над многоразличием подвижного и из­менчивого мира материальных вещей.



Для элеатов, а затем для Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней реальности, и «истинного бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей.

По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами:

- во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности или фактической данности вещи);

- во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы);

- в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности);

- в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего – характеризует и основу и принцип устойчивости бытия.

В средние века бытие как бы разделилось на Абсолютное Бытие (Бога) и бытие природы и человека. Первое можно познать, второе нельзя познать простыми способами, можно мыслить и постигать интуитивно (духовно).

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит «объективизация» понятия бытия. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе. Одновременно возникает проблема сознания как иной формы бытия.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: у мира есть субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и есть ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

В неклассических философских концепциях XX века акцент стал делаться на бытии, прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь.

Неоклассическая философия новейшей эпохи, продолжая традицию Нового времени, опираясь на достижения современной науки, работает над созданием новейшей философской картины мира, которая бы соединила в едином Универсуме «мир» и «человека».
Бытие в узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания.

Бытие в широком смысле слова – все существующее, включающее и духовный мир субъекта.

Антипод бытия – небытие.

П. Философская картина мира.

Основные формы бытия

Каждая картина мира имеет свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ мироздания. В центре обыденной картины мира - человек как субъект действия в мире повседневности. В центре научной картины мира - объективное существование вещей вне человеческого мира. В центре религиозной картины мира - соотношение посюстороннего и потустороннего, эмпирического и трансцендентного существования человека. В центре философской картины мира - соотношение человека и мира, взятое во всех возможных ракурсах.



При всем многообразии философских картин мира все они строятся вокруг поиска всеобщих принципов отношения «человек — мир» и их можно подразделить на объективистские и субъективистские.

Объективистские концепции - материалистические, дуалистические, объективно-идеалистические (объективный идеализм - философское учение, провозглашающее первоосновой бытия идеальный Абсолют (мировой дух, абсолютную идею и т.д.), существующий вне человека и независимо от него) - отдают приоритет миру, полагая его объективным, т.е. независимым в своем существовании и качествах от желаний субъекта и человеческого способа видения. Учения этого типа высоко ценят рациональное познание, приводящее нас к истине и показывающее мир таким, как он есть.

Субъективистские концепции - субъективно-идеалистические (субъ­ективный идеализм - философское учение, которое видит первооснову бытия в сознании субъекта) - ставят мир (миры) в зависимость от субъективного, превращая его в проекцию, результат человеческой активности. Вся действительность мира преломляется через уникальную сущность личности, и потому трудно сказать, есть ли в мире что-нибудь объективное.

Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав объективного и субъективного (уже хотя бы потому, что человек - сам часть этого мира), того, что зависит, и того, что не зависит от нас. И эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке.

Наиболее актуальные современные аспекты анализа бытия мира таковы.

1. Количество миров. Вопрос: мир один или миров много? Ответы: 1) мир единственный и однокачественный; 2) миров много, и в единстве многообразия (и многокачественности) они порождают Универсум.

2. Масштаб мира. Вопрос: мир конечен или бесконечен? Ответы: 1) мир вечен и бесконечен, существует «здесь» и «везде», «сейчас» и «всегда» (в прошлом, настоящем и будущем); 2) мир имеет начало и (или) конец во времени и пространстве. При любом варианте ответа «элементы мира» преходящи.

3. Системность мира. Вопрос: мир един или он - многообразие разрозненных вещей? Ответы: 1) мир есть хаос; 2) мир есть система, построенная на принципе причинно-следственных зависимостей между ее элементами. Второй ответ подтверждается данными естествознания.

4. Качество мира. Вопрос: мир (миры) одноосновен или многоосновен? Ответы: 1) монизм (мир либо материальный, либо духовный); 2) дуализм (мир духовно-материальный); 3) плюрализм (мир многоосновен).

5. Закономерность мира. Вопрос: мир подчинен объективной логике су­ществования или он определяется человеческим духом? Ответы: 1) бытие мира означает его реальность, действительность, подчиненность внутренней логике существования; 2) мир существует лишь как проекция человеческого духа и определяется логикой последнего.

6. Человекоразмерноеть мира. Вопрос: соотносимо ли существование мира с человеком? Ответы: 1) мир соответствует способу человеческой жизни, людским потребностям, критериям, чаяниям; 2) мир бесчеловечен и бездушен.
Исходя из специфики философской картины мира, можно структурировать бытие (мир) по различным основаниям.

1. Субстанциональное основание. (Субстанция (лат.—«сущность»)-всеобщая первичная основа всех вещей; бесконечное, самодвижущееся, ничем не ограниченное начало).

Выделяются две субстанции бытия:

а) материальная (материя, природа, физическое, объективное и т.д.);

б) духовная (сознание, дух, мышление, психическое, субъективное и т.д.)



2. Системное основание (Система (греч.-«целое, составленное из частей») - совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования).

Материальное и духовное бытие, как системы, подразделяются на следующие подсистемы:

а) материальные: природное бытие, бытие общества, бытие человека;

б) духовные: человеческий субъективный дух; внечеловеческий объективный дух.



3. Структурное основание (Структура (лат. — «строение, связь») - прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого).

Подсистемы бытия структурируются следующим образом:

а) бытие вещей и процессов, подразделяющихся на элементы «естественной» и «искусственной» природы;

б) бытие социальных феноменов, подразделяющихся на индивидуальное бытие (человека) и общественное бытие (групп людей);

в) бытие человека, подразделяющееся на бытие человека в мире вещей ("естественной" и «искусственной» природы) и специфически человеческое (физическое) бытие;

г) бытие духовного (идеального), подразделяющееся на индивидуализи­рованное и социализированное духовное бытие.


3. Материя, ее философское обоснование

А). Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство. Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей (субстанцию) они назвали первоматерией («материя» по лат. - «вещество»).

Сначала в качестве такого первоначала всех вещей объявлялись реальные природные явления: вода, воздух, земля, огонь, эфир (подобные взгляды высказывали древние индийцы, древнегреческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит).

В дальнейшем представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактным; формируется понимание материи как субстрата (по лат. «субстрат» - «носитель свойств, не связанный неразрывно с ними»), т.е. некоего «первокирпичика», из которого строится все многообразие вещей в мире.

Такими «первокирпичиками» в разные времена объявлялись атом, гомеомерия, молекула, корпускула (древние индийцы, Левкипп, Демокрит, Анаксагор, Эпикур, Лукреций Кар, Ломоносов). Наибольшее распространение среди подобных идей получила созданная в V в. до н.э. атомистическая («атом» - «неделимый») теория строения материи.

В ХVII-ХVIII веках она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц - атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И.Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Атомистическая теория стала основой молекулярно-кинетической теории теплоты. В химии атомистические представления привели к открытию закона сохранения вещества, закона постоянства состава, наконец, к периодической системе элементов Менделеева.

Все великие ученые и философы эпохи Нового времени (Ньютон, Гассенди, Бойль, Гоббс, Дидро и др.) были убеждены, что единственным состоянием материи является вещество (в современной научной трактовке под веществом понимались вещи, обладающие конечной массой покоя).

Однако в это же время было сформулировано определение материи, автор которого, французский философ П.А.Гольбах, отошел от принципа сведения материи к какому-то конкретному ее состоянию или виду и предложил предельно абстрактное, действительно субстанциональное, ее понимание: «Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» («Система природы»). Исключительная значи­мость подобного, абстрактно-философского, понимания материи в полной мере стала ясна только в конце XIX - начале XX веков.

В этот период времени произошел целый ряд великих научных открытий, резко расширивших представления о формах существования материи: лучи Рентгена (1895 г.), теория давления света (Лебедев, 1896 г.), электрон (Томсон, 1897 г.), радий (Склодовская-Кюри, Кюри, 1898 г.), квантовая теория (Бланк, 1900 г.), радиоактивное излучение (Резерфорд, Содди, 1902 т.), специальная теория относительности и закон взаимосвязи массы и энергии (Эйнштейн, 1905 г.).

Некоторые физики и философы, считавшие, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно чувственно воспринимать, из факта невоспринимаемости указанных явлений делали вывод об их нематериальном характере. Материя стала представляться кому-то как совокупность электронов, кому-то как энергия, а кому-то и как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, что там, в бесконечной глубине микромира, есть своя мера материальности.

Преодолеть кризис в науке помог диалектико-материалистический подход к пониманию материи, предложенный философией марксизма. Согласно этому подходу, с открытием делимости атома материя «не исчезает», а просто исчерпывается прежнее представление о ее «первокирпичике» - атоме и о единственности ее состояния - веществе.

Преодоление существующего и возможных будущих кризисов в понимании материи предполагает недопустимость сведения ее к каким-то конкретным проявлениям, с одной стороны, а с другой, - определение ее через сопоставление с противоположной субстанцией бытия -сознанием.

В.И.Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении подчеркивается два главных признака материи: во-первых, существовать независимо от сознания (как объективная реальность); во-вторых, сознание человека может познавать материальный мир, существующий вне и независимо от него. В идее о том, что материя дана нам в ощущениях, предполагается не только прямое восприятие предметов, но и опосредованное (через посредство разнообразных приборов, многократно увеличивающих потенциал наших органов чувств), и косвенное (не ощущая отдельных атомов, мы ощущаем действие тел, состоящих из них).


Диалектический материализм четко разделил «сферы интересов» науки и философии в истолкований материи.

В естествознании материя рассматривается вне связи с сознанием. Ученых интересуют ее:

а) естественные свойства - системность, структурность, единство пре­рывности и непрерывности;

б) основные типы материальных систем и подсистем - природа (неживая и живая), общество, человек;

в) основные физические состояния - вещество («твердая материя», системы, обладающие массой покоя), поле (системы, не обладающие конечной массой покоя), плазма, излучения, «тонкая материя».

г) границы пространственно-временного существовании (сегодня наше знание об этих границах колеблется в пределах от 10-15 см («керн» нуклона) до 1028 см (прим. 15млрд световых лет).


В современной же философии материя рассматривается под углом зрения ее отношения к сознанию и ее роли в связи с сознанием. Отсюда ее «философские» свойства:

а) объективность (она есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания);

б) субстанциональность (Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное - изменчивому. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или на основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.);

в) источник единства мира (Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений);

г) несводимость материи к ее конкретным формам и одного ее структур­ного уровня к другим (Принципиальное отличие диалектики в понимании материи состоит в отрицании возможности ее сведения к одной или не­скольким простейшим формам. Она не может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов, свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное своеобразие предмета создаётся особой формой связи его частей. При этом: 1) всем уровням материи свойственны некоторые общие закономерности; 2) все они связаны и взаимодействуют.);

д) несотворимость и неуничтожимость (Эти свойства материи проявляются в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Ни один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное следствие, и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.);

е) неисчерпаемость (Неуничтожимость материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы сохранения предполагают и каче­ственную неуничтожимость материи.).
Б) Существование любого материального объекта возможно только как взаимодействие образующих его элементов, или взаимодействие с другими объектами. Взаимодействие приводит к изменению свойств, состояний и процессов. Вся совокупность изменений структурных компонентов материального мира обозначается в философии понятием «движение».

Фундаментальное определение движения мы находим в работе Ф.Энгельса «Диалектика природы»: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».

Как атрибут материи (т.е. неотъемлемое, внутренне присущее свойство, без которого материя в принципе не существует), движение предполагает не только механическое перемещение тел в пространстве, но и все виды взаимодействий, любые изменения состояний объектов.

Движение - это и взаимопревращение элементарных частиц, колебания молекул в кристаллической решетке, обмен веществ в организме, расширение и сжатие галактик, обмен информацией, товарами и деятельностью между людьми и многое другое.

Обыденное сознание отождествляет движение только с одной его формой - механической. А так как тела относительно поверхности Земли могут двигаться или покоиться, то покой и движение противопоставляются друг другу. Однако решение проблемы связано с уровнем анализа и системой отсчета. Дом, покоящийся относительно поверхности Земли, в то же время вращается вместе с ней вокруг ее оси и Солнца. На уровне молекул и атомов изменяются пространственные характеристики за счет проникновения молекул воды и воздуха, обмена электронами и взаимопревращения элементарных частиц покоящегося макрообъекта. То же можно сказать о «неподвижном человеке»: внутри него меняется настроение, возникают новые ощущения, информация, а на клеточном уровне, благодаря обмену веществ, через определенное время совершается полная смена состава молекул нашего тела.

Таким образом, каждое тело находится в состоянии покоя и движения одновременно. «Равновесие неотделимо от движения, - говорил Ф.Энгельс, - Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни. Всякое равновесие лишь относительно и временно» («Диалектика природы»).

Приведенные выше примеры позволяют сделать следующие выводы:



1. Движение в философском смысле охватывает все виды и типы взаимодействий и изменений систем или отдельных объектов и их состояний.

2. Движение - всеобщий способ существования материи, поэтому оно абсолютно, а покой - относителен, т.е. существует лишь для отдельного объекта в определенных пространственно-временных масштабах только одного уровня организации материи.

3. На разных уровнях организации материи существуют специфические типы и формы движения.
Основные типы движения:

1. Движение, связанное с количественным изменением предмета, но с сохранением его качественной устойчивости.

2. Движение, связанное с качественным изменением предмета: либо с его разрушением, распадом, либо с изменением внутренних свойств, структуры или функций, либо с появлением из прежних форм нового объекта (этот тип движения называется развитием).

Формы движения. Первая попытка научно-философской классификации форм движения была предпринята Ф.Энгельсом; он выделил пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (современная наука дополнила эту классификацию еще двумя формами: геологическим и информационным).

В основу построения системы форм движения материи заложены следующие принципы:

1. Каждому уровню организации материи присуща своя форма движения.

2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. последующая форма возникает как порождение или на основе предыдущей.

3. Высшие формы движения качественно отличаются от низших и несводимы к ним.


Наряду с движением атрибутами материи также являются пространство и время. В истории философии сложились несколько концепций понимания последних.

Субъективистская - рассматривает пространство и время как субъективные конструкции человеческой психики (ума и чувств). Так, И. Кант, стоящий у истоков этой концепции, говорил, что пространство и время реально не существуют, а являются формами чувственного восприятия, с помощью которых человек систематизирует данные органов чувств, получаемые в опыте, и таким образом познает мир. После Канта этой позиции придерживались (и придерживаются) все субъективные идеалисты и, например, материалист Циолковский.

Объективистская - рассматривает пространство и время как объективные феномены материального бытия и, в свою очередь, подразделяется на субстанциональную и реляционную (релятивистскую).

Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие независимо от материальных объектов. Эта линия идет от древнегреческих философов Демокрита и Эпикура и продолжается в Новое время Ньютоном и Ф.Бэконом. В XVIII веке подобным образом трактовали пространство и время и материалисты и идеалисты.

Реляционная концепция утверждает, что пространство и время есть лишь особые отношения между материальными объектами и процессами и вне их не существуют. Эту идею отстаивали: в античной Греции дуалист Аристотель, в Новое время - идеалисты Лейбниц и Гегель, материалист Дидро и др. Диалектико-материалистическая трактовка пространства и времени была осуществлена в ХIХ веке Ф.Энгельсом (по Энгельсу, «Пространство и время суть формы существования движущейся материи»).

Дополнительное подтверждение она получила в физике XX века: специальная и общая теории относительности Эйнштейна доказали, что про­странственно-временные характеристики движущихся объектов меняются при переходе от одной системы отношений и отсчета к другой.


Исходя из последней концепции, пространство и время - это всеобщие объективные формы координации материальных систем и их состояний.

Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем - порядок их сосуществования, структурность и протяженность.

Время - совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих материальных си­стем - смену состояний, их последовательность и длительность.

Таким образом, то, что принято называть свойствами пространства и времени, есть свойства пространственных и временных отношений между материальными системами.


Подобно тому, как выше говорилось о разных формах движения материи, возникающих на разных уровнях ее организации, можно также классифицировать соответствующие формы пространства и времени (механическая, физическая, химическая, геологическая, биологическая, социальная, информационная).

Философские свойства пространства и времени, раскрывающие их атрибутивную природу по отношению к материи, таковы: материальность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность, бесконечность и конечность, противоречивость.