Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, ко - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов - страница №1/1

МОУ «ГРУЗСЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









Заместитель директора по ВР,

учитель православной культуры

МОУ «Грузсчанская СОШ»

Борисовского района

Белгородской области

Мирошник Наталья Александровна




- с. Грузское –
Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания школьников
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.

Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 2007 г. отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».


В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в этот период и которые, к сожалению, реже слышишь сейчас.
Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:
добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.
Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовных качеств учащихся:
- большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру.
Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить интеллектуальные, физические, духовные задатки; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.
И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию
1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.
Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов, музыки, иллюстраций.
2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.
3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.
4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.
Проводя мероприятие, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам.
5. Способности к нравственным поступкам.
Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности в семье, формирование идеала крепкой семьи обсуждаются на уроках обществознания и православной культуры.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.



Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».