Рекомендации составлены на основе государственных и отраслевых стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому делу, а такж - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Межгосударственный стандарт Система стандартов по информации, библиотечному... 1 65.3kb.
Бухгалтерский баланс 1 175.01kb.
Психотипы и бизнес. Формула соответствия 1 230.97kb.
Физика основания и цели разработки требований 4 694.16kb.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение... 1 109.7kb.
Ольга Андреевна Агеева, доктор экономических наук, профессор кафедры... 2 491.05kb.
Концепция включения в новое поколение государственных стандартов... 1 340.7kb.
Министерство высшего и среднего специального образования рсфср 9 3411.38kb.
На основе методического пособия Л. Л 1 54.06kb.
Письменные памятники (091) : 930. 1 К изучению рукописного наследия Т. 2 224.21kb.
Упрощенная система налогообложения на основе патента 1 55.75kb.
Творческие самостоятельные задания как условия самореализации личности... 1 79.28kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Рекомендации составлены на основе государственных и отраслевых стандартов по информации - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ
ВУЗОВСКОГО ИЗДАНИЯ



Уфа 2009

Рекомендации составлены на основе государственных и отраслевых стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому делу, а также на основе доку­ментов, регламентирующих издательскую деятель­ность в вузе. Содержат основные требования к напи­санию, оформлению и подготовке к изданию учебной и научной литературы.

Предназначены для преподавателей, научных ра­ботников и аспирантов (авторов, составителей, ответ­ственных редакторов), деканов и директоров институ­тов. Могут быть полезны также для других сотрудни­ков БГПУ, занимающихся подготовкой к тиражирова­нию различной служебной документации.

© Изд-во БГПУ, 2009

В предлагаемых рекомендациях подробно описан процесс созда­ния вузовской книги – от замысла до выхода в свет, роль в этом процессе всех его участников: автора-преподавателя, кафедры, учебного отдела, библиотеки, факультета, института, издатель­ско-полиграфического комплекса.

Приведена информация, которая поможет автору правильно определять необходимость книги для учебного процесса, ее вид (пособие, практикум, методические рекомендации (указания) и т.д.), объем и тираж, участвовать в издательской подготовке ори­гинал-макета (работа с редактором, чтение корректуры).

Излагаются требования к компьютерному набору, правила оформления рукописи и ее документального сопровождения, процедура составления плана внутривузовских изданий учебной литературы, порядок подготовки к печати и распространения ти­ража.

Унификация требований к авторскому оригиналу позволит сократить сроки подготовки оригинал-макета в ИПК, а следова­тельно, в большей степени удовлетворить всевозрастающую по­требность вуза в учебной и научной литературе.

1. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, ВЫПУСКАЕМЫХ В БГПУ
Учебные издания
Учебно-теоретические издания. Содержат систематизиро­ванные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.

Основные разновидности учебно-теоретических изданий:

учебник. Содержит систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное федеральным органом управления образованием в качестве данного вида издания;

учебное пособие (по дисциплине или ее части). Содержит систематизированные сведения теоретического характера, частично или полностью заменяющие или дополняющие имеющийся учебник. Может также представлять подготовительный материал для учебника;

курс лекций. Полностью или частично освещают содержание учебной дисциплины (или отдельной ее части), читаемой определенным преподавателем. Поэтому тексты лекций всегда носят индивидуальный характер. Этот вид литературы является вспомогательным и издается только в том случае, если по данной дисциплине отсутствуют стабильные учебники или учебные пособия или если они не соответствуют новой программе, а курс лекций по дисциплине существенным образом переработан. Тексты лекций могут издаваться также по новым специальностям, еще не обеспеченным литературой;

конспект лекций. То же, что и курс лекций, только в компактной форме.



Учебно-практические издания. Содержат систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера. Предназначены для закрепления теоретического материала и проверки знаний различными методами, а также для овладения умениями и навыками при выполнении определенной работы.

Основные разновидности учебно-практических изданий:

практическое пособие;

пособие по курсовому и дипломному проектированию;

практикум (сборник практических работ, сборник лабораторных работ – лабораторный практикум);

сборник упражнений,

сборник задач (задачник),

сборник контрольных заданий, тестов и т.п.;

сборник планов семинарских занятий (семинарий);

хрестоматия. Содержит систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.



Учебно-методические издания. Содержат систематизиро­ванные материалы по методике самостоятельного изучения учеб­ной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний.

Основные разновидности учебно-методических изданий:

методические рекомендации (указания) по изучению дисциплины. Содержат материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний; указания к изучению темы по первоисточникам и учебно-теоретическим изданиям, контрольные вопросы, темы докладов и рефератов, библиографические списки (рекомендуемой литературы – обязательной и дополнительной);

методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий: контрольных, курсовых, лабораторных, расчетных работ, по учебной, производственной или преддипломной практике, по составлению реферата, по курсовому и дипломному проектированию и т.п.

Примерная структура методических рекомендаций (указаний) по выполнению практических заданий:

1. Цель работы и краткая формулировка ее содержания.

2. Постановка задачи и исходные данные.

3. Перечисление теоретических знаний, необходимых студенту для выполнения данной работы, со ссылками на имеющуюся учебную литературу. Пояснения к методике использования теоретических знаний.

4. Основные расчетные соотношения (если они необходимы).

5. Описание экспериментальной установки или перечень материалов и оборудования.

6. Правила действия с измерительной аппаратурой или другими средствами и предметами труда.

7. Правила техники безопасности

8. Перечень справочных, нормативных и других подобных материалов.

9. Порядок и последовательность выполнения работы.

10. Порядок обработки результатов.

11. Требования к оформлению отчета, чертежей, пояснительной записки и т.п.

12. Порядок и срок сдачи отчета, защиты проекта и т.д.

13. Примеры расчетов.

14. Варианты заданий для индивидуального выполнения.

15. Контрольные вопросы для самопроверки.

16. Библиографический список (перечень рекомендуемой литературы – обязательной и дополнительной).

Методические рекомендации (указания) составляются по дисциплинам, обеспеченным учебно-теоретическими изданиями, и поэтому должны не подменять, а лишь дополнять их.

В случае если по данному предмету нет учебно-теорети­ческой литературы, то перед каждым заданием (работой) следует поместить теоретические сведения в необходимом объеме и оформлять рукопись как практикум, т.е. как учебно-практическое издание.

Возможно также объединение в одной книге материала учеб­ного пособия по курсу или его разделу (часть 1 или основная часть) и практических (лабораторных) работ (часть 2 или Прило­жение). В этом случае рукопись следует оформлять как учебное пособие, т.е. как учебно-теоретическое издание.



Учебно-справочные издания. Содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения.

Основные разновидности учебно-справочных изданий:

учебный терминологический словарь. Содержит термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения);

учебный справочник. Содержит сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имею­щих прикладной практический характер.

Все виды учебных изданий обязательно проходят редакцион­ную и техническую обработку в редакционно-издательском отделе.

Научные издания
Монография – научное или научно-популярное книжное из­дание объемом свыше 48 стр., содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одно­му или нескольким авторам.

Сборники научных трудов. Содержат статьи, написанные по результатам научных или экспериментальных исследований по важнейшим проблемам, соответствующим профилю университета, не опубликованные ранее в других изданиях.

Материалы конференций, совещаний, съездов, симпозиу­мов, семинаров. Издаются в течение полугода после их проведения. Содержат полные тексты докладов, пленарные доклады, результаты дискуссий в ходе указанных мероприятий.

Тезисы докладов (к тем же мероприятиям). Содержат материалы предварительного характера, рефераты или сообщения. Издаются перед проведением конференции (съезда, симпозиума).

Не рекомендуется по одному и тому же научному мероприятию выпускать тезисы докладов и материалы.

Все виды научной литературы издаются в авторской редакции с готовых оригинал-макетов, оформленных в соответствии с правилами, изложенными в разд. 3, 4 и 10, и согласованных с ИПК.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Написание учебной литературы рассматривается как важ­нейшая часть научно-педагогической и учебно-методической ра­боты преподавателя вуза, направленной на совершенствование учебного процесса. К ее выполнению привлекаются авторы из числа ведущих преподавателей и специалистов кафедры.

Написанию предшествует тщательный анализ обеспеченно­сти студентов учебной литературой, который проводится кафед­рами совместно с библиотекой БГПУ и с учетом перспектив раз­вития учебного процесса.

По дисциплинам, обеспеченным литературой, следует подго­тавливать преимущественно переиздания ранее вышедших книг, успешно используемых в учебном процессе, но имеющихся в библиотеке в недостаточном количестве.

Планы написания должны обязательно согласовываться с учебно-методическими комиссиями факультетов и с учебно-методическим управлением университета на предмет строгого соответствия программам, планам и числу часов, отво­димых на данную дисциплину. На кафедре разрабатываются гра­фики подготовки рукописей авторами и обеспечивается строгий контроль за их выполнением.


3. ПРАВИЛА КОМПЬЮТЕРНОГО НАБОРА
Текст
Материал издания формируется в одном файле MS Word (тексты и иллюстрации для обложки предоставляются отдельно).

Основной текст набирается в редакторе MS Word (версии 2003; ХР). При наборе рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman, поля – 2,5 см со всех сторон, до нижнего колонтитула (Файл – Параметры страницы – Источник бумаги) – 1,5 см, размер основного шрифта – 14 пт, вспомогательного (для сносок, таблиц) – 12 пт, межстрочный интервал – 1, формат бумаги – А4.

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1) формирование абзацев выполняется через команду Формат - Абзац;

2) слова разделяются только одним пробелом;

3) перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания – один пробел;

4) при наборе должны различаться тире (длинная черточка) и дефисы (короткая черточка). Тире отделяется пробелами, а дефис нет.

5) после инициалов перед фамилией, внутри сокращений, перед сокращением г.– указанием года и т.п. ставится неразрывный пробел (Shift-Ctrl-пробел), для того чтобы не разрывать цельность написания, например: А.С. Пушкин, 1998 г., т. д., т. е.;

6) автоматическое формирование нумерованных и маркированных списков не рекомендуется, так как происходят сбои при работе в издательских системах;

7) основной текст выравнивается по ширине, с отступом первой строки 1,25 см;

8) при трехуровневой рубрикации заголовки первого уровня набираются прописными полужирными буквами (шрифт 16), второго – строчными полужирными (шрифт 14), третьего – строчным полужирным курсивом (шрифт 14), при двухуровневой рубрикации заголовки первого уровня – строчными полужирными (шрифт 16), второго – полужирным курсивом (шрифт 14).

9) шрифтовые выделения внутри текста должны соответствовать следующей иерархии: строчной полужирный прямой – строчной полужирный курсив – строчной светлый курсив;

10) таблицы набираются кеглем 12 и помещаются в основной текст;

11) боковые и нижнюю линейки в таблице не набирают (таблица должна быть «открыта» с трех сторон).

Не допускаются:

- интервалы между абзацами в основном тексте;

- внутритекстовые выделения подчеркиванием и прописными буквами;

- формирование отступов с помощью пробелов;

- «ручной» перенос слов с помощью дефиса;

- использование разрывов разделов, кроме случаев смешанных, книжных и альбомных, ориентаций листов.

Формулы


Формулы набираются только в редакторе формул Equation 3.0, который на панели управления выглядит как . Если его там нет, необходимо выполнить следующие действия: Вид – Па­нель инструментов – Настройка – Команды – Вставка (редактор формул). Его следует выделить и вынести на панель управления.

При наборе формул рекомендуется использовать следующие размеры шрифтов: основной – 11, крупный индекс – 8, мелкий индекс – 7, крупный символ – 14, мелкий символ – 9.

Для того чтобы соблюсти все правила набора формул (ла­тинские буквы – курсивом, греческие и русские – прямым, как в основном тексте, так и в индексах), необходимо в Редакто­ре формул использовать соответствующие стили: Математический – для латинских и греческих букв, Текст – для русских.

Прямым шрифтом также набираются:

– cos, sin, tg и другие тригонометрические функции;

– max, min, opt, lim, log, lg, const, det, exp;

– числа подобия – Аг (Архимеда), Bi (Био), Во (Больцмана), Еu (Эйлера), Fo (Фурье), Gr (Грасгофа), М (Маха), Nu (Hycсельта), Рг (Прандтля), Re (Рейнольдса), St (Стантона) и др.;

– химические элементы и соединения;

– русские наименования единиц физических величин (м, кг, Вт, Ом).
Рисунки
Рисунки к учебным изданиям могут быть двух видов: отска­нированные и построенные с использованием графического ре­дактора.

Общими для тех и других являются следующие требования:

1. Площадь изображения вместе с подрисуночной подписью не должна превышать формат 11 х 17 см (формат полосы издания).

2. Все рисунки должны быть выполнены в едином масштабе или допускать приведение к нему.

3. Шрифт, которым выполняются надписи на рисунках, дол­ жен соответствовать шрифту основного текста – не крупнее 11-го и не мельче 7-го.

Для сканирования следует использовать только оригиналы (первоисточники) рисунков: фотографий, сложных чертежей, диаграмм и т.п. Сканирование с ксерокопий и других вторичных документов не допускается.

Штриховые рисунки – графики, структурные и функцио­нальные схемы – должны строиться только в графическом редак­торе в формате JPEG с разрешением 300 dpi. Допустимы форматы TIF (TIFF), WMF, BMP. Другие форматы не используются.

Текст, связанный с рисунком (надписи и подписи), набирается 12-м шрифтом.

Для того чтобы рисунки, выполненные средствами Word, при попытке открыть их не «разваливались» на составляющие, они должны быть сгруппированы.

Все иллюстрации размещаются в текстовом файле и дополнительно предоставляются в отдельной папке.
4. ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОРСКОГО
ОРИГИНАЛА УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

Титульный лист
В верхней части титульного листа помещают надзаголовочные данные: название министерства, университета.

Инициалы и фамилии авторов печатают на титульном листе при числе авторов от одного до четырех. Если авторов больше четырех, то их фамилии печатают в верхней части оборота ти­тульного листа, а на титульный лист обязательно выносят фами­лию редактора, которым может быть либо один из авторов, либо заведующий кафедрой.

Порядок авторов на титульном листе определяют они сами. Алфавитный порядок не обязателен.

На титульном листе методических рекомендаций всех видов фамилии составителей (при любом их количестве) не печатают, а помещают на обороте титула.

Образцы заполнения титульного листа для учебных изданий всех видов приведены в приложении.

По желанию авторов (составителей), на обложке может быть помещена иллюстрация, которая должна быть представлена как в электронном, так и в распечатанном виде. Автор вправе также предложить свой вариант обложки.


Оборот титульного листа
На обороте титульного листа размещаются следующие элементы:

1. Сведения обо всех авторах при числе их больше четырех (или составителях – при любом их числе) с указанием ученых степеней и званий и, если нужно, конкретного вклада каждого из них.

2. Индексы УДК, ББК проставляются в библиографическом отделе библиотеки БГПУ.

3. Библиографическое описание должно соответствовать последнему ГОСТУ. За консультацией обращаться в библиографический отдел библиотеки БГПУ.

4. Аннотация (без слова «аннотация»), в которой указывается, какому курсу (или его разделу) соответствует данное пособие (тексты лекций, рекомендации и т.п.), что оно содержит и для кого предназначено, с указанием направления и специальности. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.

5. Сведения о рецензентах с указанием ученых степеней и званий, а также организаций и занимаемых в них должностей.

6. Знак охраны авторского права (копирайт) – в нижнем правом углу листа. Он состоит из трех элементов: © (Вставка – Символ – Специальные символы), инициалов и фамилии автора или составителя (если авторов более одного, то просто слова «Авторы»), БГПУ и года издания. Во внутривузовских изданиях используются два знака: автор (составитель) и издательство университета.

Образцы заполнения оборота титульного листа к различным видам учебных изданий приведены в приложении.


Предисловие
Предисловие – это предуведомление о книге. По существу оно представляет собой расширенную аннотацию, поэтому не является обязательным элементом внутривузовского издания и составляется в случае действительной необходимости. В предисловии к большой по объему книге со сложной рубрикацией можно более подробно (по сравнению с аннотацией) осветить содержание ее главных разделов, в предисловии к работе, написанной или составленной коллективом авторов, – указать, кому из них принадлежит какая ее часть. Предисловие может включать также благодарность автора (авторов) лицам, помогавшим подго­товить книгу, а также рецензентам.

Предисловие не должно дублировать прикнижную аннотацию, помещаемую на обороте титульного листа. Рекомендуемый объем предисловия – 3-3,5 тыс. знаков.

Очень часто все перечисленные атрибуты предисловия (и только их) авторы помещают под названием «Введение», что является ошибкой.
Введение
Введение – это вступительный раздел основной части книги, ее органическая часть.

Во введении излагается проблематика учебной дисциплины, ее актуальность и значимость, краткий исторический обзор ста­новления и развития, современные тенденции и достижения, вклад выдающихся деятелей и коллективов. Может быть под­черкнута преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин, перечислены наи­более важные, трудные и перспективные темы курса, рекомен­дуемые методы и формы их изучения, приведены базовые поня­тия предмета.

В современных изданиях рекомендуется объединять введе­ние и предисловие. В таком варианте текст предисловия после отбивки (интервала) следует за введением.
Список обозначений и сокращений
Вслед за введением может быть помещен в алфавитном по­рядке перечень обозначений, сокращений, индексов. Такой пере­чень необходим в работах, насыщенных аббревиатурами, повто­ряющимися в тексте и формулах обозначениями и физическими единицами. Он разгружает текст, освобождает его от неизбежных повторов, что, в свою очередь, способствует сокращению объема издания.
Рубрикация
Рубрикация отражает структуру рукописи. Чем больше объем работы и чем сложнее ее структура, тем больше уровней рубрик.

В учебных изданиях по техническим и естественнонаучным дисциплинам наиболее удобной является индексационная рубри­кация, когда цифровые номера содержат во всех ступенях номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. При этом желательно, чтобы число номеров в индексе не превышало трех, иными словами, чтобы нумерация разделов в тексте была не более чем тройной.

Нумеровать разделы, подразделы и пункты в тексте учебных изданий следует арабскими цифрами.

Индексационная рубрикация обязательна лишь в том случае, когда в тексте есть ссылки на рубрики – для этого она и вводится. При отсутствии ссылок, а также при небольшом числе рубрик, как правило в небольших по объему учебно-методических изда­ниях, а также в статьях, публикуемых в сборниках научных тру­дов, индексационная рубрикация нецелесообразна.

В этом случае смысловую соподчиненность заголовков ре­комендуется обозначать с помощью шрифтовых выделений. За­головки первого уровня (основные) выполняются прописными полужирными буквами, заголовки второго уровня — строчными полужирными, третьего - строчным полужирным курсивом. Тот же вариант может быть не полужирным, а светлым. При сочета­нии полужирных и светлых шрифтовых выделений следует иметь в виду, что полужирный строчной прямой «старше», «главнее» полужирного строчного курсива, который, в свою очередь, «главнее» светлого строчного курсива. Эту иерархию особенно следует учитывать при внутритекстовой рубрикации, по-разному выделяя внутритекстовые заголовки, понятия, определения, тер­мины, примеры, логические усиления и т.п. Цитаты, прямую речь, иносказательные выражения лучше помещать в двойные кавычки. Выделение подчеркиванием не допускается.

В учебных изданиях по гуманитарным дисциплинам реко­мендуется классическая двухуровневая рубрикация: главы и па­раграфы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими со знаком § и не внутри каждой главы, а насквозь.

В рубрикационных заголовках, вынесенных в красную стро­ку («по центру»), точка не ставится, не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к не­му слова. Рекомендуется смысловое деление заголовка.

В текстах (конспектах) лекций рекомендуется двухуровневая рубрикация: первый уровень - Лекция 1. Тема лекции, второй уровень – раздел лекции (не нумеруется, печатается в подбор с основным текстом, выделяется шрифтом, при желании автора может быть вынесен в оглавление).


Числа и знаки в тексте
Однозначные числа не при единицах физических величин, если они встречаются в тексте в косвенных падежах, рекоменду­ется писать в буквенной, а не в цифровой форме (например, «одного», «двух» и т.д.).

Крупные круглые числа (тысячи, миллионы, миллиарды) ре­комендуется писать в буквенно-цифровой форме – в виде сочета­ния цифр с сокращенными обозначениями: 20 тыс., 20 млн, 20 млрд.

В числах с десятичными дробями целое число отделяют от дроби запятой, а не точкой. Например: 6,5; 8,12.

Простые дроби в тексте рекомендуется писать через косую линейку: 1/5, 2/3 и т.д.

Для обозначения интервала значений в технических и есте­ственнонаучных изданиях предпочтительным является стандарт­ный знак многоточие (...) между числами в цифровой форме, в гуманитарных и экономических – тире или предлоги: от – перед первым числом и до – перед вторым.

При указании пределов значений единицу измерения приво­дят один раз. Например: 35 – 40 мм, от 5 до 6 мм.

Если однозначные порядковые числительные следуют одно за другим, то они могут быть даны цифрами, причем падежное окончание (наращение) ставят только при последней цифре. На­пример: 3, 5, 7 и 8-я позиции, но 4-я и 10-я.

Сложные прилагательные, первой частью которых является числительное, а второй – метрическая мера, процент или другая единица величины, следует писать так: 5-литровый, 20%-ный, 10-тонный.

Падежное окончание в порядковых числительных, обозна­ченных арабскими цифрами, должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласная (5-й, 7-е, 10-м), и двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласная (5-го, 50-му).

Математические обозначения =, ~, <, > и др. допускается применять только в формулах. В тексте их следует передавать словами равно, приблизительно, меньше, больше. Например, нельзя писать ... > 5 м, нужно: больше 5 м.
Сокращения в тексте
Обязательно сокращают стоящие перед цифрой слова, обо­значающие ссылку в тексте на тот или иной его элемент: том – т., часть – ч., выпуск – вып., рисунок – рис., издание – изд., таблица – табл., глава – глав., раздел – разд., параграф – §, пункт – п.

Указанные ниже ученые степени, должности или профессии приводят в сокращенном виде: академик – акад., технических наук – техн. н., член-корреспондент – чл.-кор., экономических – экон., профессор – проф., философских – филос., филологических – филол., доцент – доц., исторических – ист., доктор – д-р, физико-математических – физ.-мат., кандидат – канд.

Сокращают названия организаций, учреждений, а также тер­мины, принятые в научной и технической литературе (сокраще­ния не делают в начале фразы): БГПУ, ВИНИТИ, СВЧ, КПД, ЭДС, термо-ЭДС, ИК-диапазон, МОП-структура и т.п.

Сокращают поясняющие слова: то есть – т.е., и прочие – и пр., и тому подобное – и т.п., смотри – см., и другие – и др., сравни – ср.

Только в словарях и в справочниках допускаются следующие сокращения: так называемый – т.н., около – ок., так как – т.к., уравнение – ур-ние, например – напр., формула – ф-ла.
Таблицы и выводы
По способу оформления различают два вида табличного ма­териала: таблицы и выводы.

Таблицей называют цифровой и текстовой материал, сгруппи­рованный в определенном порядке в горизонтальные строки и вер­тикальные графы (столбцы), разделенные линейками. Верхнюю часть таблицы называют головкой, левую графу — боковиком.

Вывод – упрощенный вариант таблицы. Основное различие между ними заключается в том, что графы таблицы разделяются линейками, а графы вывода – отточиями.

Таблицы и выводы печатают при их первом упоминании. Выводы и небольшие таблицы следуют за абзацем, в котором была ссылка на них; таблицы, занимающие больше половины страницы, – на следующей отдельной странице (страницах). Все таблицы в рукописи должны быть пронумерованы. Порядковая нумерация при небольшом количестве таблиц может быть сквоз­ной, а при большом – двойной. Ссылки в тексте на таблицы дают в сокращенном виде: табл. 1, табл. 5.1. Над таблицей в правом верхнем углу пишут полностью: Таблица 1, а по центру – ее название (строчным полужирным), на по­следующих страницах – Продолжение табл. 1, на последней – Окончание табл. 1.

Если таблица в издании или статье всего одна, ее не нумеру­ют и слово Таблица над ней не пишут: читатель и так видит, что перед ним таблица.

Сокращения слов в таблицах, кроме общепринятых, не до­пускаются. В головках таблиц и в боковике текст печатают гори­зонтально. Таблицы должны быть обязательно разлинованы по вертикали.

На каждую таблицу в тексте обязательно делается ссылка. Она должна органически входить в текст, а не выделяться в само­стоятельную фразу, повторяющую тематический заголовок таб­лицы. Поэтому, например, вариант «Емкость варикапа зависит от напряжения (табл. 8)» предпочтительнее варианта «Зависимость емкости варикапа от напряжения показана в табл. 8».

Таблицы можно давать с заголовками и без заголовков. Заголовок необходим во всех случаях, когда таблица имеет самостоятельное значение и читатель может обратиться к ней помимо текста. Без заголовков дают таблицы вспомогательного значения.

Головки таблиц должны состоять из заголовков к каждому столбцу, не исключая боковика, т.е. в верхнем левом углу табли­цы обязательно помещается заголовок к боковику. Ячейка голов­ки над боковиком не должна оставаться пустой. Заголовок следу­ет формулировать кратко и в единственном числе. Вместо слов можно давать буквенные обозначения (например, d, мм; V, В; P, Вт).

Диагональные линейки в таблицах не допускаются.

Столбцы (графы) и строки в таблицах нумеруют только в том случае, если в этом есть необходимость (например, при переносе длинной таблицы или когда в тексте есть ссылки на отдельные столбцы или строки).

Повторяющийся буквенный (но не цифровой) текст, если он состоит из одного слова, может быть заменен кавычками. Если повторяющийся текст содержит более одного слова, то при пер­вом повторении его заменяют словами «То же», при следующих повторениях под словами «То же» ставят две пары кавычек. Про­пуски в столбцах (за отсутствием данных) не оставляют пустыми, а заполняют знаком тире.

Числовые данные в таблицах не сопровождают единицами величин, а выносят последние в текст боковика, головки или об­щего названия таблицы.

Небольшой и несложный табличный материал, например технические данные, излагают в виде вывода. Вывод, как правило, содержит боковик, отточия и одну или две графы (столбца). Вывод приводят без заголовка, если он является непосредствен­ным продолжением излагаемого материала и грамматически свя­зан с вводной фразой текста, и с заголовком, если вывод имеет самостоятельное значение.

Единицы величин в выводе рекомендуется выносить в текст боковика. Правая и левая части вывода являются самостоятель­ными, их начинают с прописной буквы.

Выводы, в отличие от таблиц, не нумеруются.

Примечания и сноски к таблицам и выводам печатают непо­средственно под ними. Сноски к цифрам обозначаются только звездочками.

Чтобы отделить текст сноски или примечания от последующе­го основного текста, его следует набрать более мелким шрифтом.
Формулы
Наиболее важные, а также длинные и громоздкие формулы выключают в отдельные строки. Так же располагают и все нуме­рованные формулы.

Экспликацию (расшифровку приведенных в правой и левой частях формулы буквенных обозначений величин) следует размещать в подбор, за словом «где» (без двоеточия после него). В конце каждой расшифровки ставят точку с запятой. Не следует начинать каждую расшифровку с новой строки, так как это сни­жает емкость печатного листа. При большом числе формул с по­вторяющимися обозначениями целесообразно поместить в начале работы список обозначений с их расшифровкой и в экспликацию повторяющиеся обозначения не включать.

Перенос в формулах допускается делать на знаках соотноше­ний, на отточии, на знаках сложения и вычитания и, в последнюю очередь, на знаке умножения в виде косого креста. Перенос на знаке деления не допускается. Математический знак, на котором прерывается формула, обязательно должен быть повторен в нача­ле второй строки.

Нумерация формул. Нумеровать следует лишь наиболее важ­ные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Несколько небольших формул, составляющих единую группу, следует помещать в одну строку и объединять общим номером.

При нумерации формул, расположенных отдельными стро­ками, номер помещают против середины группы формул.

В научных статьях, а также в малообъемных учебных изда­ниях, где нумеруется ограниченное число наиболее важных фор­мул, рекомендуется использовать сквозную нумерацию. В более объемных работах с частыми ссылками на формулы, а значит, большим количеством нумерованных формул, следует ввести двойную нумерацию. Сначала указывают номер раздела, затем после точки – номер формулы в этом разделе. Тройная нумерация не рекомендуется.

При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например, «из уравнения (5.1) сле­дует ...» и т.п. Однако во внутривузовских изданиях, рассчитан­ных на хорошо подготовленных читателей (студентов, научных работников), можно с целью экономии объема опускать опреде­ляющее слово перед номером. Например: «из (5.1) следует...».
Заключение
Заключение – обязательная составляющая вузовского учеб­но-теоретического издания – может включать следующие ком­поненты:

1. Обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания.

2. Основные выводы.

3. Рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, кругу самостоятельного чтения.

4. Прогноз развития учебного предмета (науки, отрасли).

В учебно-практических изданиях заключение является факуль­тативным элементом, в учебно-методических оно нецелесообразно.


Список литературы. Правила его составления для всех видов
внутривузовских изданий

Список литературы – обязательный элемент любого внутривузовского издания. В учебных изданиях всех видов в него следует включать не использованную литературу, а лишь ту, которую автор рекомендует прочитать в дополнение к своей книге. Не рекомендуется приводить издания, не опубликованные в широкой печати, а, следовательно, недоступные или малодоступные для читателя-студента (диссертации, отчеты, авторские свидетельств, статьи из научных журналов, сборников и т. п.).

В библиографический список к учебной литературе рекомен­дуется включать издания после 2000 года.

Если они не упоминаются в основном тексте, их допускается не нумеровать и располагать в алфавитном порядке.

Во всех случаях список источников озаглавливается только как Литература.


Приложения
Если учебное издание включает материалы, к которым чита­тель будет постоянно обращаться за справками, их лучше выне­сти в приложения за текст, где их проще и быстрее найти (табли­цы количественных данных, стандартных показателей и т.п.). Эти данные в учебных изданиях выполняют роль справочника, при­ложенного к книге, объединяя два вида издания в одном.

Особенно нужны приложения, если их содержание не представлено каким-либо образом в литературе или представлено в малодоступных для читателя источниках, а отдельное издание подобных материалов маловероятно или проблематично.

Приложения помещаются, как правило, после библиографи­ческого списка, но если в них содержатся ссылки на литературу, то перед ним.
Дидактический аппарат
Дидактический аппарат – обязательный элемент современно­го учебного издания. Традиционно он представлен в форме при­меров, упражнений, контрольных вопросов, вопросов для само­проверки и т.п., которые рекомендуется помещать после каждого раздела (лекции) или в конце учебно-теоретического издания, что существенно усиливает его обучающую направленность.
Оглавление
Следует различать понятия «оглавление» и «содержание». Оглавление раскрывает структуру одного произведения, содер­жание – состав издания (какие произведения в нем опубликова­ны). Оглавление используют в основном в учебниках и монографиях. Содержание – в сборниках и учебных пособиях.

Оглавление размещается в начале учебного издания (учебника), а содержание традиционно помещают в конце книги.

Виды оглавления различаются по охвату заголовков издания. Краткое оглавление содержит заголовки только первой или пер­вой и второй ступени рубрикации при большем числе рубрик в тексте, расширенное – кроме заголовков рубрик, набранных в тексте по центру, включает и внутренние заголовки, выделенные только шрифтом. В учебных изданиях расширенное оглавление является предпочтительным.
Выпускные данные
Выпускные данные помещают в нижней части концевой полосы издания (под оглавлением, если оно в конце книги), в ниж­ней части третьей страницы обложки или (в целях экономии объ­ема) на второй полосе, над копирайтом, и набирают шрифтом мельче основного.

Образец выпускных данных:


Равиль Галимович Рахимов
Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции

Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать 07.04.2009.

Формат 60Х84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. – 28,0. Уч.-изд. л. – 27,8.



Тираж 100 экз. Заказ №
ИПК БГПУ «ВАГАНТ» 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а
Формат издания, способ печати (высокая, трафаретная, офсетная), тип бумаги (газетная, документная), объем в условных печатных и учетно-издательских листах, как и фамилию редактора, проставляет редакционно-издательский отдел в подготовленном к тиражированию оригинал-макете.
Рисунки и подрисуночный текст
Количество рисунков в учебных изданиях диктуется целесо­образностью, но в общем случае не должно превышать 8-10 на один авторский лист.

Обозначения, термины, позиции и другие надписи на рисунках должны соответствовать тексту и подрисуночным подписям. Текстовые надписи на рисунках следует заменить цифровыми обозначениями, кроме надписей, обозначающих среды и направления (Вода, Газ, К выходу и т.п.). Текстовые надписи начинают с прописной буквы, сокращения в них не допускаются.

На рисунках используют следующие виды условных обозначений:

1. Арабские цифры. Ими обозначают детали изображения, значения (названия) которых расшифровывают в экспликации подписи или в тексте, проставляя после соответствующих слов.

2. Римские цифры. Ими обозначают части изделий, зоны действия, распространения.

3. Прописные буквы латинского алфавита. Ими обозначают точки геометрических фигур, узлы изделий, вершины углов, электроизмерительные приборы и т.п.

4. Прописные буквы русского или латинского алфавита с арабскими цифрами. Ими обозначают элементы электрических схем.

5. Строчные буквы латинского и греческого алфавитов. Первыми обозначают отрезки геометрических фигур, вторыми – углы на этих фигурах.

Если все позиции рисунка раскрываются в тексте, а развернутые подписи отсутствуют, то цифры на рисунке ставят в порядке упоминания их в тексте. Если же позиции раскрываются лишь в подрисуночной подписи, то на рисунке их нумеруют по часовой стрелке. При этом по всей рукописи должно быть выдержано единообразие.

Нумерация рисунков при небольшом их количестве может быть сквозной. Если же рисунков много, рекомендуется двойная их нумерация, как и таблиц, и формул: первая цифра – номер раздела, вторая – порядковый номер рисунка в этом разделе.

В учебных изданиях, как правило, рисунки сопровождаются развернутыми подписями. Это облегчает читателю-студенту пользование книгой, дает возможность рассматривать рисунок отдельно от текста.

Полную подрисуночную подпись составляют следующие элементы:

1) сокращение «Рис.» и его порядковый номер, на который обязательно должна быть ссылка в тексте;

2) собственно подпись;

3) экспликация (если нужно), т.е. пояснение деталей (частей) рисунка.

Сокращение с порядковым номером без подписи нельзя до­полнять экспликацией.

Правильно:

Рис. 2: Строение излома: 1 – поверхность усталостного разрушения с борозд­ками; 2 – зона долома
Если в основном тексте расшифровываются все условные обозначения, которыми помечены детали рисунка, то вводить в подрисуночный текст экспликацию не следует. Не рекомендуется повторять одни и те же элементы в подписи и в тексте – подпись должна дополнять основной текст, а не дублировать его.

Что касается сборников научных трудов, то к рисункам в не­больших по объему статьях, предназначенных для подготовлен­ного читателя-специалиста, подписи могут быть краткими: «Рис. 1». Если статья содержит всего один рисунок, то номер ему не присваивается, сокращение «рис.» под ним не пишется, а упо­минание его в тексте формулируется так: «На рисунке приведена зависимость...» или «см. рисунок».

Между номером рисунка и тематической частью подписи ставится точка, после тематической части перед экспликацией (если она есть) – двоеточие, между элементами экспликации – точка с запятой. В конце подрисуночной подписи точка не ставится.

5. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЕ ГОТОВОЙ РУКОПИСИ


В план издания БГПУ включаются рукописи, созданные в качестве служебных произведений. Написание учебных и научных произведений отражается в индивидуальных планах работы преподавателей, утвержденных заведующим кафедрой. Подготовленные и изданные в БГПУ рукописи являются собственностью университета.
Научное редактирование и рецензирование.
Требования к рецензии

Научное редактирование готовой рукописи осуществляет за­ведующий кафедрой. Он же назначает рецензента из числа со­трудников кафедры и находит внешнего рецензента. Характеристика рукописи рецензентом и его критические замечания по ней обсуждаются на заседании кафед­ры, где принимается решение о рекомендации к включению ее в план внутривузовских изданий.

Фамилии рецензентов с указанием организаций, должностей, ученых степеней и званий приводятся на обороте титульного листа.

Рецензия должна содержать мотивированную оценку руко­писи и состоять из трех частей: общей части, материала постра­ничного разбора рукописи и заключения.

В общей части рецензии должны содержаться ответы на сле­дующие вопросы:

– насколько рукопись отвечает требованиям учебного про­цесса и содержанию программы курса;

– соответствует ли уровень изложения материала современным достижениям науки и техники как отечественной, так и зарубежной; насколько полно и правильно использована имеющаяся литература;

– насколько полно и качественно представлен дидактический аппарат будущего издания, насколько методически верно подобраны контрольные вопросы, задачи и упражнения, правильно ли с методической точки зрения иллюстрирована рукопись;

– в какой степени она может быть использована для самостоятельной работы студента. Этот аспект особенно важен в связи с возросшей долей времени на самостоятельные виды занятий.

Во второй части рецензии дается подробный перечень и разбор всех замеченных рецензентом недостатков рукописи: неточные и неправильные определения и формулировки, смысловые, стилистические недостатки, нечеткость композиции и т.д. Указываются отдельные места авторского оригинала, подлежащие, по мнению рецензента, исключению, сокращению или переработке.

Если рукопись не содержит значительных недостатков, а ука­занные могут быть легко устранены авторами при доработке, то в заключительной части рецензии должна содержаться четкая ре­комендация о целесообразности издания рукописи в качестве учебного пособия (текстов лекций, методических указаний и т.д.) Если же рукопись требует авторской переработки, то необходимо указать на целесообразность ее повторного рецензирования.

Если в рецензии имеются критические замечания и предлага­ется внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора (составителя), в котором указывается, что все замечания учтены, либо объясняются причины, почему это не сделано.

Во внешней рецензии должны быть указаны ученая степень и должность рецензента, а его подпись удостоверена штампом уч­реждения.

В случае если на рукопись получены разноречивые рецензии или если они не содержат критического анализа, а представляют собой лишь пересказ ее содержания, учебно-методическое управление или ФНС вправе направить рукопись на дополнительное (контрольное) ре­цензирование.
Составление заявки на издание
Заявки на издание предоставляются до 15 ноября текущего года и составляются по следующей форме:


№ п/п

Автор (ы)

Название

Жанр

Объем

(в авт. листах)



Необходимый тираж

Аннотация

Рецензенты

























В заявки включаются только полностью готовые рукописи. Это позволяет с максимальной точностью определить объем каждой из них, что необходимо, во-первых, для планирования строго нормированной загрузки ИПК на следующий календарный год (год издания), во-вторых, для точного подсчета предстоящих расходов на материалы, которые оплачи­ваются университетом из средств от образовательной деятельности.
Правила определения объема рукописи
Объем рукописи считается в учетно-издательских (или, что практически то же самое, в авторских) листах. Один авторский лист сплошного текста, с титулом, оборотом титула, оглавлением и выпускными данными, равен 40000 знаков, включая пробелы и знаки препинания. Объем рисунков с подрисуночным текстом, таблиц, формул, выключенных в красную строку, считается по занимаемой площади: один учетно-издательский лист равен 16 страницам формата А5 – 11 х 17 см.
Рекомендации по определению тиража
При определении тиража следует исходить из того, что ос­новным «потребителем» вузовского учебного издания является библиотека БГПУ, которая может скорректировать тираж с целью недопущения излишков изданий, превышающих читательский спрос. Она также может рекомендовать включить в заявку пере­издание ранее изданных книг, необходимых для учебного про­цесса, но имеющихся в библиотеке в недостаточном количестве.

Кафедры со своей стороны должны принимать все меры к тому, чтобы их издания пользовались спросом у студентов. Для этого лекционные курсы должны быть таким образом перестроены, чтобы сделать использование пособия действительно необхо­димым и обязательным. Кафедры, издания которых не востребо­ваны студентами, ограничиваются при планировании вплоть до отклонения их заявок.

При определении тиража нового издания необходимо учиты­вать, что он должен обеспечивать весь контингент студентов уни­верситета, изучающих данную дисциплину, в течение 4-5 лет.

Необходимо также учитывать входящие в тираж бесплатные экземпляры обязательной рассылки, а также возможные заявки от заинтересованных лиц или организаций.


Составление плана внутривузовских изданий
учебной литературы

Оформленные заявки поступают в ИПК, где бухгалтер производит расчет требуемых материалов и планируемую себестоимость продукции.

Срок представления заявок в ИПК – 15 ноября года, предше­ствующего планируемому.

Далее заявки поступают в планово-финансовый отдел, который определяет объём финансирования на будущий год.

На основании полностью оформленных заявок, по готовым рукописям, получившим положительные внутренние рецензии, ИПК производит поквартальное планирование изданий учебной и научной литературы на следующий год. План рассматривается на заседании ФНС и учебно-методического совета, которые дают заключение о рекомендации к изданию, и утверждаются в первый вторник планируемого квартала.

Рукописи, включенные в заявки, но своевременно не представленные в ИПК, в план издания не включаются.

Исключенные рукописи заменяются другими, полностью го­товыми и удовлетворяющими всем издательским требованиям. Все замены и корректировки в плане производятся в пределах выделенных финансовых средств.

Издание сверхплановых работ осуществляется при условии финансирования всех расходов (включая зарплату) за счет авто­ров, кафедр, институтов или из внешних источников.
6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ
В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ

Утвержденная к изданию рукопись представляется автором в РИО распечатанной на белой бумаге формата А4, в несшитом виде, в папке с завязками, на обложке которой пишутся название кафедры, фамилия автора и название работы.

На внутренней стороне обложки автор (или один из коллек­тива авторов, уполномоченный для работы с ИПК) должен напи­сать свою фамилию, имя и отчество полностью и обязательно служебный и домашний телефоны.

Рукопись должна быть подписана автором и пронумерована по порядку, начиная с титульного листа до последней страницы, без пропусков и литерных добавлений.

Вместе с рукописью представляется машиночитаемый носи­тель с текстом, набранным в редакторе MS Word. Текст на твердом носителе должен быть идентичен тексту в электронном вари­анте.

К рукописи прилагаются, также на листах А4, распечатки ри­сунков (вместе с подрисуночными подписями), сохраненных в отдельном файле.

Каждую рукопись должны сопровождать следующие доку­менты:

– выписка из протокола заседания кафедры;

– внутренняя и внешняя положительные рецензии.



7. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ РУКОПИСИ НА СТАДИИ
ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Принятая рукопись регистрируется главным редактором и передается в работу.

Редактор осуществляет всю необходимую смысловую, лите­ратурную, стилистическую и техническую правку и вызывает автора (или одного из авторов, ответственного за издание) для ее согласования и «снятия» вопросов, неизбежно возникающих при редактировании.

Обработанная редактором рукопись поступает на контроль­ное редактирование к главному редактору.

Если в ходе редактирования обнаруживается, что правка вы­звана несоответствием требованиям, предъявляемым к набору и техническому оформлению рукописи, то автору возвращается электронная версия и эту часть правки он вносит сам.

Согласованная с автором издательская правка (грамматическая, стилистическая, техническая) и верстка осуществляются в ИПК.

Один экземпляр верстки в формате А5 передается автору для чтения корректуры. Автор должен внимательно прочитать верст­ку и внести в нее исправления, используя корректурные знаки.

Необходимо иметь в виду, что авторская правка должна быть минимальной. Корректура предназначена для исправления оши­бок, допущенных при написании и наборе, а не для продолжения работы с текстом.

Проверив и исправив верстку, автор подписывает ее (на ти­тульном листе) и возвращает в ИПК.

Авторскую верстку снова читает редактор, который, в отличие от автора, продолжает работу над текстом. Он проверяет и уточняет авторскую правку и может внести до­полнительно исправления, которые носят уже непринципиаль­ный, чисто редакционный, характер и в большинстве случаев не согласовываются с автором.

После редактирования верстка передается техническому редактору, который вносит всю правку: издательскую и авторскую.

При большом количестве исправлений, особенно если они вызвали переверстку текста, вторая, исправленная корректура (сверка) снова отдается на проверку автору.

Полностью и окончательно исправленная сверка, после про­смотра ее главным редактором, передается техническому редактору для подготовки и распечатки оригинал-макета.

Главный редактор подписывает в печать оригинал-макет и направляет его в типографию для тиражирования.

Электронная версия оригинал-макета издания передается в библио­теку БГПУ.


8. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТИРАЖА
Из готового тиража в соответствии с Законом о печати 29 экз. (в зависимости от вида издания) рассылаются типографией БГПУ в контрольные организации, в Российскую книжную палату и книжную палату РБ.

Бесплатно выдаются по 3 экз. каждому автору (но при любом числе авторов – не более 10 экз.), 1 экз. – в библиографический отдел БГПУ, 1 – в редакционный отдел ИПК БГПУ, 1 – в учебно-методическое управление БГПУ или в научный отдел в зависимости от характера издания, 1 экз. (сигнальный) остается в типографии на технические нужды.

Брошюры объёмом до 48 с. передаются кафедрам по ведомости через материально ответственного сотрудника кафедры. Основная часть тиража книг (или весь тираж для книг внутреннего пользования) передается в библиотеку по акту выдачи готовой продукции, которую составляет бухгалтер по учёту издательской продукции.

Остальные экземпляры являются платными и подлежат реализации за наличный или безналичный расчет. Цена одного экземпляра каждого издания рассчитывается бухгалтерией БГПУ, по этой цене книга регистрируется в библиотеке. Покупатели внутри БГПУ (авторы, их коллеги по кафедре, студенты, преподаватели и сотрудники других кафедр) приобретают ее по себестоимости с учётом НДС, сторонние покупатели (частные лица и организации) – по оптовой или розничной ценам.



9. ОФОРМЛЕНИЕ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА
СБОРНИКА НАУЧНЫХ ТРУДОВ И МАТЕРИАЛОВ
КОНФЕРЕНЦИЙ

В БГПУ регулярно издаются сборники трудов студентов, ма­гистрантов, аспирантов и молодых ученых по основным направ­лениям научной деятельности университета, труды Международ­ной научно-практической конференции «Акмуллинские чтения», а также материалы различных конферен­ций, съездов, симпозиумов, семинаров, инициируемых админи­страцией университета, факультетами и институтами.

Оригинал-макеты перечисленных научных изданий подго­тавливаются ответственными за выпуск из числа членов редакционной коллегии.



Элементы издательского оформления
В надзаголовочных данных на титульном листе материалов конференции, кроме министерства и университета, печатаются все организации и ведомства, принимающие участие в научном мероприятии.

В аннотации к научному изданию (монографии, сборнику тру­дов, материалам конференции) кратко излагается проблематика, характеристика исследований, рекомендации по практическому использованию их результатов, а также читательское назначение издания.

На обороте титула помещают сведения о научном редакторе и редакционной коллегии (в материалах конференции и тези­сах – об оргкомитете) с указанием ученых степеней и званий.

Публикуемые в сборниках материалы (статьи, доклады) оформляют следующим образом:

УДК (ББК) статьи (доклада) - в верхнем левом углу перед сведениями об авторах;

– сведения об авторах (инициалы и фамилия в именительном падеже) – строчным светлым курсивом в правый край; организация, город, страна – строчным светлым прямым в круглых скобках под авторами;

– заглавие публикуемого материала – строчным полужирным прямым по центру;

– текст публикуемого материала. Внутритекстовые заголовки (постановка задачи, порядок проведения эксперимента, обсужде­ ние результатов, выводы и т.п.) печатаются «в подбор» и выде­ляются только шрифтом – полужирным прямым (или курсивом); подчеркивания не допускаются;

Литература – дополнительным шрифтом (12-м). Ссылки на литературу помещают в квадратных скобках. Заголовок «Литература» печатают строчным полужирным курсивом по центру.

«Содержание» сборника помещают в конце книги, с новой страницы, без отступа сверху. В него включают:

– название раздела, цикла, секции и т. п. — строчным полужирным по центру;

– инициалы и фамилии авторов, в последовательности, приведенной над заглавием статьи в тексте, – с отступом, светлым курсивом; организации, города, страны в содержание не включают;

– заглавие статьи – строчным светлым прямым, сразу вслед за авторами после точки.

Весь текст «Содержания» печатают 12-м шрифтом, слово «Содержание» – прописным светлым.



Основные правила верстки
Титульный лист и оборот титула не нумеруют. Нумерация основного текста начинается с третьей страницы, на которой может быть расположено предисловие или первый раздел.

Тематический заголовок (название раздела, цикла, секции и т.п.) печатают прописным полужирным и помещают в верхней части новой (лучше нечетной) страницы.

Первая в разделе статья печатается с отступом 2 см от тематического заголовка, все последующие статьи верстаются «в подбор» (подряд). С новой страницы начинаются только разделы.

Рисунки шириной меньше половины ширины текста завёрстываются «в оборку» (обтекаются текстом). На нечетной полосе оборочный рисунок располагают справа, на четной – слева.

При наличии на одной странице двух оборонных рисунков их следует расположить рядом и «вразрез».

Не допускаются «висячие» строки (одна строка абзаца) в начале и конце страницы.

В нижней части страницы должно размещаться не меньше двух первых строк текста новой статьи.

Концевая полоса в конце каждого раздела должна быть заполнена текстом не менее чем на треть.

Выпускные данные печатают 10-м шрифтом и размещают после «Содержания» в нижней части страницы или на обороте титула перед копирайтом.

Общее число страниц, включая титул, его оборот, основной текст и содержание, рекомендуется делать кратным четырем.

По вопросам макетирования при издании в формате А5 (по­рядке размещения страниц на листе А4) следует обязательно кон­сультироваться в ИПК.

При соблюдении всех перечисленных требований зав. типографией проставляет в выпускных данных номер заказа и направляет оригинал-макет в типографию на тиражирование.

ПРИЛОЖЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.АКМУЛЛЫ


М.Б. Ямалов
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Учебное пособие

Уфа 2008

УДК 94(47)

ББК 71г+63.3(2)я73

Я 54


Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета
им. М.Акмуллы

Ямалов М.Б. Особенности истории отечественной культуры: учеб. пособие [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 188с.

В данном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения общего курса и спецкурсов по истории России, рассматриваются наиболее узловые проблемы отечественной культуры. Главное внимание уделено базовым особенностям генезиса, становления и развития отечественной культуры, ее наиболее значимых периодов. Большой фактологический и теоретический материал приводится по истории советского периода и современной Российской Федерации. В связи с высокой актуальностью выделены два раздела по истории культуры Республики Башкортостан – одного из колоритных и социально-экономически наиболее развитых многонациональных регионов страны.



Рецензенты:

Н.М. Кулбахтин, д-р. ист. н., профессор (БашГУ);

Р.З. Алмаев, канд. ист. н., доцент (БГПУ).

ISBN 978-5-87978-454-1

© Издательство БГПУ, 2008

© Ямалов М.Б., 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

Кафедра культурологии




К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я
Учебно-методический комплекс

Уфа 2008




УДК 008

ББК 71


К 90







Печатается по решению учебно-методического совета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М. Акмуллы
Культурология: учебно-методический комплекс / сост. В.Л. Бенин, Д.С. Василина [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 44 с.
Учебно-методический комплекс включает программу, планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения педагогических специальностей Башгоспедуниверситета.

Составители: В.Л. Бенин, канд. филос. и д-р пед. н., проф.;

Д.С. Василина, ассистент.

Рецензенты: Е.В. Ардашова, канд. филос. н., доц. (УГАИ);

Е.Д. Жукова, канд. пед. н., доц. (БГПУ).

ISBN 978-5-87978-453-3

© Издательство БГПУ, 2008




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

Н.В. СЕМЁНОВА

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕКСТА:

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уфа 2008


УДК 808.2

ББК 81.411

С 15


Печатается по решению функционально-научного совета

Башкирского государственного педагогического университета

им.М.Акмуллы

Семенова Н.В.

Базовые категории текста: когнитивный аспект представления подтекстовой информации: монография [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 112с.


Монография посвящена когнитивному исследованию категории подтекстовой информации. В ней представлены взгляды отечественных и зарубежных лингвистов на проблему информативности текста, предлагается механизм построения когнитивной модели подтекстовой информации с использованием языковых фреймов. На материале двух языков демонстрируется специфика когнитивно-семантического описания подтекстовых отношений с позиции перевода.

Предназначена для специалистов по общему и сравнительному языкознанию, аспирантов, преподавателей, студентов филологических факультетов.

Рецензенты:

М.В. Пименова, чл.-кор. САН ВШ, д-р филол. н. проф. (КемГУ);

Р.Х. Хайруллина, д-р филол. н. проф. (БГПУ).
ISBN 978-5-87978-472-5

© Издательство БГПУ, 2008.

© Семенова Н.В., 2008.

Научное издание
Наталья Васильевна Семёнова

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕКСТА:

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Редактор Т.В. Подкопаева

Технический редактор И.В. Пономарев

Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать 12.09.2008.

Формат 60Х84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. – 7,0. Уч.-изд. л. – 6,8.

Тираж 100 экз. Заказ №
ИПК БГПУ 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а



ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
КНИГИ

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ



Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с. – Библиогр.: с. 60-65. – ISBN 5-201-14433-0.

Ерина, Е. М. Обычаи поволжских немцев [Текст] = Sitten und Brauche der Wolgadeutchen / Екатерина Ерина, Валерия Салькова ; худож. Н. Стариков ; Междунар. союз нем. культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Готика, 2002. – 102 с. : ил. – На обл. авт. не указаны. – Текст парал. рус., нем. – Библиогр.: с. 92-93. – ISBN 5-7834-0066-1.

Золотой ключик [Текст] : сказки рос. писателей : [для мл. и сред. шк. возраста] / сост. И. Полякова ; худож. В. Бритвин, Н. Дымова, С. Муравьев. – М. : Оникс, 2001. – 381 с. : ил. – (Золотая библиотека). – Содерж. авт.: А. Н. Толстой, Б. В. Заходер, А. М. Волков, Е. С. Велтистов, К. Булычев. – ISBN 5-249-00334-6 (в пер.).


Законодательные материалы

Запись под заголовком

Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. Закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94 с. – На тит. л.: Проф. юрид. системы «Кодекс». – ISBN 5-7931-0142-Х.
Запись под заглавием

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст] : [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. Текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции РФ. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с. – ISBN 5-94462-191-5.


Стандарты

Запись под заголовком

ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, сор. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Запись под заглавием

Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст] : ГОСТ 7.53-2001. – Взамен ГОСТ 7.53-86 ; введ. 2002-07-01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, сор. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).


Сборники без общего заглавия

Гиляровский, В. А. Москва и москвичи [Текст] ; Друзья и встречи ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; вступ. ст. и примеч. А. Петрова ; худож. И. Лыков. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 638 с. : ил. – (Русская классика). – ISBN 5-04-008668-7 (в пер.).

Носов, Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей [Текст] : сказоч. повести / Николай Носов. Остров Незнайки : повесть : [для детей] / Игорь Носов ; [к сб. в целом] худож. И. Панков. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 638 с. : ил. – Содерж.: Приключения Незнайки и его друзей ; Незнайка в Солнечном городе / Николай Носов. Остров Незнайки / Игорь Носов. – ISBN 5-04-008687-3 (в пер.).
МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Зинаида Гиппиус ; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). – На пер. только авт. и загл. серии. – ISBN 5-85647-056-7. (в пер.).

Т. 1 : Романы. – 367 с. – Библиогр. в примеч.: с. 360-366. – Содерж.: Без талисмана ; Победители ; Сумерки духа. – В прил.: З. Н. Гиппиус / В. Брюсов. – ISBN 5-85647-057-5.

Т. 2 : Романы. – 415 с. – Содерж.: Чертова кукла ; Жизнеописание в 33 гл. ; Роман-царевич : история одного начинания ; Чужая любовь. – ISBN 5-85647-058-3.
Отдельный том

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с. : ил. – ISBN 5-17-011143-6 (АСТ) (в пер.).
ДЕПОНИРОВАННЫЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Социологическое исследование малых групп населения [Текст] / В. И. Иванов [и др.] ; М-во образования РФ, Финансовая академия. – М., 2002. – 110 с. – Библиогр.: с. 108-109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432.


НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Отчеты о научно-исследовательской работе

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации [Текст] : отчет о НИР (заключ.) : 06-02 / Рос. кн. палата ; рук. А. А. Джиго ; исполн.: В. П. Смирнова [и др.]. – М., 2000. – 250 с. – Библиогр.: с. 248-250. – Инв. № 756600.


Диссертации

Кашапова, Л. М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 : защищена 22.01.06 : утв. 15.07.06 / Кашапова Ляля Мухаметдиновна. – Уфа, 2006. – 48 с. – Библиогр.: с. 42-47.

Кудинов, И. В. Формирование личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности в системе заочно-дистанционного обучения [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 24.06.06 : утв. 15.02.07 / Кудинов Илья Викторович. – Уфа, 2006. – 214 с. – Библиогр.: с. 159-180.
ИЗОИЗДАНИЯ

Графика [Изоматериал] : нагляд. Пособие для для образоват. учреждений по предмету «культура Башкортостана» : [комплект репрод. / авт.-сост. Н. И. Оськина ; слайды Л. А. Черемохина ; пер. на башк. яз. М. С. Аминовой]. – Уфа : Демиург, 2001. – 1 папка (24 отд. л.) : цв. офсет. – (Изобразительное искусство Башкортостана ; вып. 5). – Подписи к ил. парал. рус., башк.


НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Эшпай, А. Я. Квартет [Ноты] : для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. – Партитура и голоса. – М. : Композитор, 2001. – 34 с., 4 парт. (68 с. партий разд. паг.). – Тит. л. парал. рус., англ. – Н. д. 10350.
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Европа. Государства Европы [Карты] : [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1985 г. ; ст. ред. Л. Н. Колосова ; ред. Н. А. Дубовой. – Испр. в 2000 г. – 1 : 5000000, 50 км в 1 см ; пр-ция норм. кон. равнопром. – М. : Роскартография, 2000. – 1 к. : цв., табл. ; 106х89 см.
АУДИОИЗДАНИЯ

Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман ; исп. Жанна Бичевская. – СПб. : Центр духов. просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск. – (Песнопения иеромонаха Романа ; вып. 3).
ВИДЕОИЗДАНИЯ

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес ; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни ; Paramount Films. – М. : Премьер –видеофильм, 2002. – 1 вк. – Фильм вышел на экраны в 1999 г.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРЫ

Ресурсы локального доступа

Русская драматургия от Сумарокова до Хармса [Электронный ресурс]. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2005. – 1 электрон. Опт. диск (CD-ROM). – (Электронная библиотека ДМ ; № 47). – Систем. требования: IBM PC и выше, 16 Мб RAM, CD-ROM, SUGA, Windows 95/98/МЕ/NT/ХР/2000. – ISBN 5-94865-073-1.


Ресурсы удаленного доступа

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - . – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.



Василенко, Л. А. Информационная культура в контексте глобальных изменений [Электронный ресурс] / Л. А. Василенко, И. Н. Рыбакова. – Режим доступа : www. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/D48VasilinkoRybakova.htm. - 11.12.2004 г.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ

СТАТЬИ


Составная часть книги

Богданов, А. Между стеной и бездной. Леонид Андреев и его творчество [Текст] : вступ. ст. / А. Богданов // Андреев, Л. Н. Собр. соч. : в 6 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 5-40.
Статья из собрания сочинений

Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1995. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 2-328.
Статья из сборника

Хайруллина, Р. Х. Национально-культурная семантика языковых единиц [Текст] / Р. Х. Хайруллина // Международные Акмуллинские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. М. Акмулле (22-23 мая 2008 г.) / отв. ред. Н. М. Жанпеисова ; Актюбинский ун-т им. С. Баишева. – Актобе, 2008. – С. 275-277.
Статья из сериального издания

Асадуллин, Р. М. Профессионально-педагогическое образование: проблемы модернизации [Текст] / Раиль Мирваевич Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. - № 3 (16). – С. 5-8.
РАЗДЕЛ, ГЛАВА

Глазырин, Б. Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 [Текст] / Б. Э. Глазырин // Office 2000 : 5 кн. в 1 : самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. – 2-е изд., перераб. – М., 2002. – Гл. 14. – С. 281-298.
РЕЦЕНЗИИ

Гаврилов, А. В. Как звучит? [Текст] / Андрей Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10/11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

Содержание


1. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, ВЫПУСКАЕМЫХ В БГПУ 5

Учебные издания 5

Научные издания 8

2. ПЛАНИРОВАНИЕ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 9


3. ПРАВИЛА КОМПЬЮТЕРНОГО НАБОРА 9

Текст 9


Формулы 12

Рисунки 12



4. ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОРСКОГО
ОРИГИНАЛА УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ 13

Титульный лист 13

Оборот титульного листа 14

Предисловие 15

Введение 15

Список обозначений и сокращений 16

Рубрикация 16

Числа и знаки в тексте 17

Сокращения в тексте 18

Таблицы и выводы 19

Формулы 21

Заключение 22

Список литературы. Правила его составления для всех видов
внутривузовских изданий 22

Приложения 23

Дидактический аппарат 23

Оглавление 25

Выпускные данные 25

Рисунки и подрисуночный текст 26



5. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЕ ГОТОВОЙ РУКОПИСИ 29

Научное редактирование и рецензирование.


Требования к рецензии 29

Составление заявки на издание 30

Правила определения объема рукописи 31

Рекомендации по определению тиража 31

Составление плана внутривузовских изданий
учебной литературы 32

6. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ
В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ 33


7. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ РУКОПИСИ НА СТАДИИ
ДОПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ 33


8. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТИРАЖА 35

9. ОФОРМЛЕНИЕ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА
СБОРНИКА НАУЧНЫХ ТРУДОВ И МАТЕРИАЛОВ
КОНФЕРЕНЦИЙ 35

Элементы издательского оформления 36

Основные правила верстки 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 39



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

ВУЗОВСКОГО ИЗДАНИЯ

Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать 17.04.2009.

Формат 60Х84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times.

Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. – 2,8. Уч.-изд. л. – 2,6.



Тираж 150 экз. Заказ № 342.
ИПК БГПУ «ВАГАНТ» 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а