Развитие творческих способностей учащихся игровыми методами на уроках технологии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников... 1 226.84kb.
Урок по предмету «Обучение грамоте», 1 а класс 1 66.78kb.
Анализ воспитательной работы за I полугодие 2011 — 2012 уч. 1 121.38kb.
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у детей... 1 139.22kb.
Уроках географии» Учитель географии Евдакова Л. Г. 2012 год Тема... 2 207.59kb.
Развитие творческих способностей будущего специалиста в процессе... 1 88.15kb.
Моу новоникольская сош общешкольное родительское собрание 1 139.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1741.77kb.
«Обработка нижней части фартука» 1 134.64kb.
Викторина Самый внимательный читатель книги А. Волкова «Волшебник... 1 63.22kb.
Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих... 1 26.46kb.
I. Урок как целостная система 1 298.06kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Развитие творческих способностей учащихся игровыми методами на уроках технологии - страница №1/1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

На первую категорию


Тема:
Развитие творческих способностей учащихся

игровыми методами на уроках технологии.

Выполнила:
Галявиева Альфинур Валиевна учитель технологии МБОУ « Кутлуевская СОШ», Асекеевского района.


Руководитель: Самсоненко Людмила Сергеевна, к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии.
Оренбург, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………..……2

Глава I Активные методы обучения на уроках технологии



    1. Методы обучения на уроках технологии………………………….5

1.2 Игра, как один из методов развития творческих способностей учащихся…………………………………………………………………….11

1.3 Развивающие игры и состязания на уроках технологии…………...14

Глава II Разработки уроков с применением игровых методов

2.1 Обобщающий урок “Путешествие в мир тканей”…………………...20

2.2 План-конспект урока по моделированию одежды………………..…23

2.3 Урок в форме игры – состязания……………………………………..27

Список используемой литературы……………………………………31

Приложение 1………………………………………………….………32



Введение

Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценка знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого само проявления. Восполнить последние, во многом, призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход – использование игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. (3)

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие школьников в таких играх способствует их развитию настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, повышение качества успеваемости на уроках технологии. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Цель – разработать системы уроков с применением игровых методов для развития творческих способностей учащихся

Задачи:


  1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

  2. Разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся среднего звена;

3) Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством применения игровых технологий;

В исследовании использовались следующие методы:



  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

  • наблюдение, беседа;



Ожидаемый результат: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации;

ГЛАВА I АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Методы обучения на уроках технологии.

Методы обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. (10)

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. (7)


Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, в их активном движении к моменту педагогической истины – уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками.

Традиционная классификация методов обучения. По Ю.К. Бабанскому (7)Педагогика и психология выделяется пять основных методов:

  • практический;

  • наглядный;

  • словесный;

  • работа с книгой;

  • видеометод.

И каждый из них имеет модификации – способы выражения (Таблица 1)

Таблица 1.

Практический метод

Наглядный метод

Словесный метод

Работа с книгой

Видеометод

Опыты, упражнения, учебно-производительный труд

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса (4)


имеет следующий вид:

  1. методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

  2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно – поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

  3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

  4. методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В технологии под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.

Обычно методы классифицируются по определенным признакам. Это позволяет учителю выбрать из классификаций тот метод, который наиболее соответствует конкретной учебной классификации. Наиболее полная классификация методов обучения была предложена академиком Ю. К. Бабанским (6)(Схема 1)

Схема 1




Методы обучения











Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование мотивации интереса к учению.

2.Стимулирование долга и ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.Устного контроля и самоконтроля.

2.Письменного контроля и самоконтроля.

3.Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.






  • Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж.

  • Наглядные методы обучения включают в себя иллюстрации и демонстрации.

  • Практические методы обучения – это упражнения, опыты, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

  • Индуктивные и дедуктивные методы отражают логику процесса передачи учебных сведений учителем учащимся. Сюда, кроме индукции, дедукции, относятся классификация, дифференциация, обобщение, обособление.

  • Репродуктивные проблемно-поисковые методы отражают степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

  • Самостоятельные и несамостоятельные методы характеризует степень управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.

  • Стимулирование и мотивации интереса к учению включает в себя учебные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении включают в себя предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание.

  • Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

  • Письменный контроль и самоконтроль включает в себя проведение письменных работ (индивидуальные или фронтальные), письменные зачеты и экзамены, контрольные графические работы, программированный контроль и самоконтроль на бумажных носителях и с использованием ЭВМ.

  • Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные лабораторные работы или контрольные лабораторно-практические работы, контрольные учебно-практические работы, работа на тренажерах.

Рассмотрим особенности применения методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания технологии, так как эти методы близки к нашей теме.

Методы стимулирования учения, как правило, связаны с содержательным наполнением учебного материала и с организационными формами проведения занятий. (3)
Введение жизненных ситуаций. Эмоциональный тонус сопереживания содержанию вызывает у учащихся введение в сюжет занятия ситуаций из жизненной практики учителя, учащихся или известных школьникам людей. Например, рассказывая о правилах безопасности труда, можно привести пример травматизма или даже трагедии, когда работник не соблюдал эти правила. Такое дополнение создает эффект сопереживания и надолго запоминается учащимся.

Соревнование. Положительный эмоциональный настрой на учение и успех достигается введением в обучение организационных форм, обеспечивающих соревнование учащихся. Соревнование можно организовать в индивидуальном варианте (каждый за себя); в варианте состязания бригад или двух равных команд. Существует много вариантов соревновательных форм проведения занятий. Это познавательные игры при усвоении теоретического материала ( мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов и др.), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием победителей и т.п.(2)

Поощрение и порицание эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.

Тема «Игровые методы на уроках технологии» очень актуальна и мы считаем, что игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.



Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.



Соревнование(13) в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально – психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим.

В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов и т.д.

К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры учебные дискуссии, отнесенные и к группе словесных методов.(10)


Поощрениеспособ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.


Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. (2).Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

    1. Игра, как один из методов развития творческих способностей учащихся

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.(7)

Одним из способов развития творческих способностей является игра.



Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.(3)

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.



Классификация детских игр. Выделяется три класса игр:

  1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

  • сюжетно-отобразительные,

  • сюжетно-ролевые,

  • режиссерские,

  • творческие,

  • театрализованные;

  1. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

  • дидактические,

  • сюжетно-дидактические,

  • подвижные;

досуговые игр:

  • игры-забавы,

  • игры-развлечения,

  • интеллектуальные,

  • празднично-карнавальные,

  • театрально-постановочные;

  1. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).(10)

Рассмотрим более подробно дидактические игры, так как они относятся к моей теме. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.(13)

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Приведу примеры обучающих задач: формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.



Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста.(9)

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе игры занимали и занимают особое место.




1.3 Развивающие игры и состязания на уроках технологии

Отгадай термин. Учитель (ученик) пальцем по воздуху медленно пишет несколько слов (терминов) по изучаемой теме, например «Последовательность снятия мерки»: полуобхват, манекен, сантиметровая лента.

Дорисуй. Учитель проводит на доске определенные линии, под каждой из которых вписывает названия нескольких инструментов или материалов.

Правильно расставь слова. Учитель пишет на доске несколько предложений по изученной теме, в которых произвольно переставлены слова. Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке. Например:

Без сантиметра. Учитель предлагает учащимся проверить, умеют ли они на глаз производить замеры.

  • Определить длину карандаша в см.

  • Сколько раз карандаш уложиться на гладильной доске.

  • Определить длину, ширину, толщину той или иной заготовки, изделия и т.п.

Кто лучше нарисует. Учитель предлагает учащимся с закрытыми глазами нарисовать какой – либо простой инструмент или деталь по теме урока и затем проанализировать что получилось.

Заметь нужное. Учитель предлагает учащимся оглядеться в мастерской и назвать как можно больше предметов, сделанных из дерева, ткани.

Все ли пальцы работают? Учитель предлагает учащимся большим пальцем правой руки прижать к ладони указательный и средний пальцы, левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой (мизинцем и безымянным) достать из сумки какой – либо учебник и открыть его, например на странице 38.(1)
Игра «Путешествие в страну тканей»

Цель. Закрепить знания по теме «Обработка тканей». Расширить кругозор учащихся о разнообразии тканей.

Ход игры. Игра проходит по принципу игры «Морской бой». Команды получают по две карточки (см. рис. 1).

На одной карточке заполняют клеточки следующим образом: три клеточки с цифрой 5, три клеточки с числом 10, две клеточки с числом 15, одна клеточка с числом 20, три клеточки с буквой П.



а б в

1










2










3










4










Рис. 1

Эти знаки обозначают категорию вопросов:

5 - пятибалльные вопросы;

10 – десятибалльные вопросы;

15 - пятнадцатибальные вопросы;

20 – двадцатибальные вопросы;

П – призовая клеточка (30 баллов).

В другой карточке команды отмечают «корабли» противника.

Начинает игру та команда, которая первой отгадает ребус:

Игроки этой команды называют клетку, к примеру, а 1. У команды – противника в этой клеточке стоит число, предположим, 15. Они называют это число, и ведущий задает им вопрос из разряда пятнадцатибальных. Если учащиеся отвечают на вопрос, они зачеркивают клетку, получают 15 баллов и ждут следующего «удара». Если не отвечают, получают 0 баллов и называют клетку для команды – противника.

Побеждает та команда, которая быстрее ответит на все вопросы.

Вопросы для 1-й команды:

5-бальные.


  1. Как называется машина, которая переплетает нити?(Ткацкий станок)

  2. Как называется работа по скручиванию коротких волокон в длинную нить? (Прядение)

  3. Знаете ли вы какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые дают нам лен и хлопчатник? (Пенька, джут)

10-бальные.

  1. Как называются прозрачные тонкие нити в тканях? (Основа)

  2. Какие нити в ткани проходят поперек кромки? (Уток)

  3. Какое из свойств тканей является гигиеническим? (Гигроскопичность)

15-бальные.

  1. Какие вы знаете искусственные волокна, пригодные для изготовления чулок? (Капрон, эластик)

  2. Какова степень сминаемости льняных тканей? (Большая)

20-бальный.

  1. Какие ткани соединяют способом сварки? (Искусственные и синтетические)



Вопросы для 2-й команды:

5-бальные.

  1. Что получается из тонко скрученной пряжи? (Нить)

  2. Что производят из хлопковых волокон? (Хлопчатобумажные нити)

  3. Какое растение дало название волокну, которое получают из его стеблей, а также нитям, которые прядут из его волокон, и тканям, которые делают из его нитей? (Лен)

10-бальные.

  1. Как называется узкая полоска ткани? (Кромка)

  2. Какие нити при растяжении ткани издают глухой звук? (Долевые)

  3. Какие ткани изготавливают из волокон животного происхождения? (Натуральный шелк)

15-бальные.

  1. Какая ткань плохо драпируется? (Льняная)

  2. Какое сырье используется для производства синтетических волокон? (Газ и продукты переработки каменного угля и нефти)

20-бальный.

  1. По каким признакам определяют ткани из синтетических волокон? (При горении спекаются)
Игра

Путешествие в “Страну тканей”(Приложение 7)

Цель: Закрепить знания по теме “Обработка тканей”.

Ход игры. В игре участвуют 2 – 5 игроков. Каждому выдается фишка. К игре прилагаются карточки – задания, где в верхнем левом углу указано количество ходов (см. рис.1). Они раскладываются лицевой стороной вниз в любом порядке. Игра проходит на “Игровом поле” (Приложение 7).

Игрок выбирает карточку и если выполняет задание, указанное на карточке, то передвигает фишку на количество указанных ходов. Если нет – пропускает ход. На “Игровом поле” сплошная стрелка указывает на передвижение фишки вперед, пунктирная – передвижение назад. Выигрывает тот, кто придет к финишу первым.


Карточки-задания



1

Анаграмма
ИМСЕАНЬТСОМ

2

Анаграмма

ЫСОЕАПЬТСОМ

3

Анаграмма
ОМЬЛЕД

4

Анаграмма
РОБСАК

3

Анаграмма
ИСЦЕТ

1

Анаграмма
БЮАК

4

Ребус (рисунок ребуса)

4

Ребус (рисунок ребуса)

Рис.1 (Разрезать на карточки)
На уроках технологии с 5-го по 7-й класс с целью повторения и проверки изучаемого материала по конструированию швейных изделий можно использовать занимательную игру «Волшебный цветок».
Обучающая игра «Волшебный цветок»

Чтобы закрепить полученные знания, автор это игры использует дидактический материал – карточки с изображением цветка с шестью лепестками, на которых указаны обозначения мерок и прибавок (Приложение 5). Лепестки изготовлены из односторонней цветной бумаги. На оборотной стороне каждого написана мерка или прибавка. Лепестки помещены в «карман», из которого их легко достать.

Цвета можно распределить следующим образом: Ст – желтый; Сб – красный; Дтс – коричневый; Ди – зеленый; Пт – оранжевый; Пб – синий.

Педагог называет названия мерок или прибавок, их назначение, а учащиеся находят лепестки с нужными обозначениями и накладывают их на цветок. При возникновении ошибок учитель обозначает их у себя в тетради. По окончании игры называется победитель, и разбираются допущенные ошибки. Выставляются оценки.



Игровые приемы на уроке.

Эстафета. Учащиеся поочередно высказывают суждения по предложенному вопросу. Причем необходимо уложиться в одно предложение, повторения недопустимы. Учитель поддерживает ход дискуссии, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны.

Другой вариант: партнерами становятся две бригады учащихся, расположившиеся друг против друга. В течение 1 мин. Они обсуждают поставленный вопрос, а потом представители каждой поочередно дают ответы.

Предметом обсуждения могут быть основные правила обработки ткани, техника безопасности труда при различных видах работ и т.д.

«Дежурный» по словарю

Этот прием можно использовать с целью расширения кругозора учащихся. Они поочередно получают задание найти в словаре русского языка слово, относящееся к изучаемой теме. В конце каждого урока «дежурный» объясняет его смысл.



Найди пару

Каждая ученица получает конверт с десятью карточками. Одна половина их них включает термины, описание ручных и машинных операций, названия узлов швейной машины и т.д., а другая – их определения, примеры применения. Необходимо 2 мин подобрать к каждой карточке пару. Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля.



Пример:

Сметать

Соединить две или несколько деталей, а также два среза одной детали сметочной строчкой

Стачать

Изображение стачного шва

Закрепить подогнутые края детали сметочной строчкой

Изображение

Соединить детали машинной строчкой путем накладывания одной на другую

Соединение накладных карманов с нижней частью фартука


(Разрезать на карточки)

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКИ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В процессе трудового обучения важно научить учащихся работать коллективно, в составе группы. Такая организационная деятельность дает возможность им непосредственно обмениваться результатами своего труда и сравнивать их, создает благоприятные условия для активного включения в работу.

Воспитательная цель урока, проведенного в форме игры – состязания, - научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувство ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство локтя. Дети учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия, радоваться успехам товарищей.



2.1 Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей»

Это занятие проводится после изучения раздела «Материаловедение». Элементы игры позволяют сделать урок нетрадиционным, а использование подготовленных карточек, схем, таблиц – выполнить большой объем учебно-воспитательной работы. Большую часть этих дидактических материалов нужно использовать пи изучении материаловедения.

На обобщающий урок выносится коллекция тканей, оформленных в виде витрины. Здесь лоскуты хлопчатобумажной, льняной, шелковой, шерстяной тканей, тканей из химических волокон, трикотажа, образцы однотонных тканей и с различными рисунками. Кроме того, используется красочно оформленный плакат «Области применения тканей» (одежда, обувь, предметы быта и т.д.).

Во вступительном слове предлагается ученицам совершить не просто путешествие, а научную экспедицию с целью исследовать историю появления различных тканей. Учитель при этом исполняет роль руководителя, а ученицы становятся его коллегами – «научными сотрудниками». Они делятся на три группы – «творческие лаборатории».

Экспедиция начинается с экскурсии в прошлое, во время которой сообщается краткие сведения о получении тканей из натуральных волокон и их названия. Например, о том, что шелк впервые стали изготавливать в Китае. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей «крепдешин», которое переводится как «ткань, сделанная в Китае», (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин - Китай).

Сообщается о ткани в широком спектре и о современных способах ее получения и соединения. «Научным сотрудникам»предлагается составить коллекцию тканей. Каждая групп получает карту – задание и набор образцов тканей. Ученицы должны выбрать из предложенных образцов соответствующие заданию и наклеить их на карту (Рис 1).


Шерстяные ткани


Образцы тканей

Хлопчатобумажные ткани с растительным рисунком
Образцы тканей

Ткани из натурального шелка

Образцы тканей




Рис.1

После выполнения задания карты вывешиваются на доске. В беседе выясняется, по каким признакам были определены те или иные ткани.

Затем учащимся предлагается заняться исследовательской работой. Каждая ученица получает свой вариант индивидуального задания.

В


ариант 1.
Составить и объяснить схему получения ткани.

Ответ. Ткань получают из пряжи, пряжу из волокна (или: из волокна получают пряжу, из пряжи ткань).

Вариант 2. Составить схему «Натуральные волокна» из карточек Вариант 3. Пользуясь таблицей «Свойства натуральных волокон», выбрать волокна по заданным свойствам и вписать в карточку.

  1. Самое тонкое волокно______________________________

  2. Самое короткое волокно _______________________________

  3. Имеет малую упругость_____________________________

  4. Гладкое волокно____________________________________

Ответ. 1. Шелк. 2. Хлопок. 3. Хлопок. 4. Лен, шелк.

Вариант 4. Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон», выбрать ткань по заданным свойствам и вписать в карточку.

  1. Значительной гигроскопичностью обладают__________________

  2. Большой пылеемкостью обладают____________________________

  3. Лучше других драпируется__________________________________

Ответ. 1. Все ткани из натуральных волокон. 2. Шерстяные ткани. 3. Шелковые ткани.

Вариант 5. Разложить последовательно карточки с рисунками (Рис1 Приложение 6).

Примечание. Такие карточки составлены для всех видов ткани.

После выполнения этой работы в процессе фронтальной беседы учитель просит «сотрудников» поделиться результатами исследований.

Затем каждая ученица получает коллекцию образцов хлопчатобумажных тканей и карточки с их названиями: ситец, бязь, фланель, байка, вельвет, сатин. Каждую карточку нужно положить на соответствующий образец. После этого выполнить взаимопроверку в группах.

Следующее задание заключается в определении ткани по описанию, произнесенному вслух учителем. Учитель описывает ту или иную ткань, а ученицы поднимают нужные образцы.

Примеры. 1. Мягкая хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной стороны. (Ответ: фланель.)


  1. Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона ее гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса – мелкие, средние и крупные. (Ответ: вельвет.)

В конце экспедиции каждая группа составляет короткий отчет на тему: «Что мы узнали о тканях», который зачитывается вслух.

2.2 ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ,

5 КЛАСС

Тема: «Моделирование одежды. Профессия художника - модельера».

Цели: Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия; научить моделированию одежды на примере макетирования из бумаги и ткани на условную фигуру (бумажную куклу). Дать сведения об основах композиции костюма; о профессиях работников, занятых в технологическом процессе изготовления одежды.

Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине.

Выбрать модели одежды для творческих проектов.

Наглядные пособия: образцы моделей одежды для летнего отдыха, журналы мод, плакаты по композиции костюма (силуэты, пропорции, цвет). Раздаточный материал: лекала условной фигуры (бумажные куклы).

Материалы инструменты и принадлежности: ножницы, линейка, карандаш, фломастеры, ластик, цветная бумага, кусочки хлопчатобумажной ткани, булавки.

Ход урока

  1. Сообщение теоретических сведений

В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник – модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник-конструктор, воплощающий идеи художника модельера в чертежах и выкройках (лекалах); технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; оператор швейного оборудования, непосредственно выполняющий швейные операции.

Отечественная школа моделирования основывается на идеях и разработках первого российского художника-модельера Надежды Петровны Ламановой (1861 - 1941). Ее принцип – «Для чего создается костюм, для кого, из чего» - не потерял актуальности и сегодня.

Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.

Первое зрительное впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Современный костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических фигур



  1. Прямой силуэт приближается по своим очертаниям к прямоугольнику или квадрату.

  2. Силуэт «трапеция» напоминает трапецию – узкую вверху и расширенную внизу.

  3. Силуэт «треугольник» приближается к треугольнику, зауженному книзу и расширенному вверху.

  4. Силуэты «овал» и «полусфера» напоминают геометрическую фигуру «овал».

  5. Соединение двух геометрических фигур: половина овала и часть прямоугольника.


Эскиз – графическое изображение моделей на бумаге.

Способы выполнения эскизов:



  1. живописный (более четырех цветов);

  2. графический (до трех цветов);

  3. линейный (одной линией);

  4. технический рисунок (условный, без фигуры).

Композиция костюма (от лат. «»- «составление». Основными выразительными средствами композиции являются силуэт, пропорции, цвет.)

Силуэт – плоскостное восприятие всего изделия в целом, его очертания.

Пропорция – это соразмерность, определенное соотношение частей костюма по величине между собой.

Соотношение длины и ширины изделия, размеров каждой детали по отношению ко всему объему изделия видно на следующих примерах:



1




2




3


1. Короткий верх, длинный низ. 2. Длинный верх, короткий низ. 3. Равноценный верх и низ.










Цвет играет большую роль в композиции костюма. Правильное использование цвета помогает создавать модели одежды. Для современной подростковой моды характерны спортивный, фольклорный стили, свободные формы одежды, жизнерадостные, сочные цвета.
ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

Хроматические (цветные, окрашенные) цвета («каждый охотник желает знать, где сидит фазан»):

Красный

Оранжевый теплые

Желтый хромати-

Зеленый ческие

Голубой холодные

Синий

Фиолетовый

Ахроматические (бесцветные, неокрашенные) – белый, серый, черный.

Насыщенные цвета – это основные цвета спектра (желтый, красный, синий), так называемые чистые цвета.

Пастельные цвета – это основные цвета с добавлением белого.

СЛОВАРЬ МОДЫ

Н.П. Ламанова (1861 - 1941) – первый советский художник-модельер.



Топ – легкая блуза, майка предельно простой формы на бретелях, которые могут по-разному завязываться на плечах или на шее.

Юбка – поясная изделие любой конструкции. Может быть прямая, узкая, расширенная, клиньевая.


Вопросы и задания:


  1. Опишите последовательность изготовления швейных изделий.

  2. Люди каких специальностей участвуют в изготовлении одежды?

  3. Как вы представляете себе работу художника-модельера?

  4. Что должен учесть художник-модельер при создании моделей одежды?

  1. Выполнение практической работы

Инструкционная карта. Выполнение эскизов моделей одежды на тему «Летний отдых». Макетирование на условную фигуру.

Инструменты, принадлежности и материалы: ножницы, карандаш, ластик, фломастеры, цветная бумага, кусочки хлопчатобумажной ткани, клей, булавки, лекало бумажной куклы (рис. …).


Ход работы:

  1. Обвести карандашом контуры условной фигуры на листе в альбоме.

  2. Наметить места для прорезей на плечах и линии талии. Аккуратно сделать прорези длиной 5-7 мм для закрепления моделей одежды.

  3. Выполнить эскизы моделей одежды их цветной бумаги или кусочков хлопчатобумажной ткани с закрепительными деталями по размеру прорезей. Модели для летнего отдыха должны представлять собой плечевые и поясные изделия простой конструкции, определенного силуэта, соответствующих пропорций и цветовой гаммы. Костюм могут дополнять головной убор, сумка, украшения, обувь.

4.Вырезать модели одежды с закрепительными деталями и закрепить на условной фигуре.

5. Ответить устно на вопросы: из какой ткани может быть выполнена твоя модель одежды? Где можно отдыхать в этой одежде? Какие силуэт, пропорции имеет придуманный тобой костюм? Какого цвета он должен быть? Какие дополнения можно подобрать к костюму?

6. Модели одежды сложить в конверт, приклеить к обложке альбома.

III. Подведение итогов, мини-защита творческих работ, выставление оценок

За 10-15 минут до конца урока проводится мини-защита моделей одежды. Учащиеся дают обоснование выбора моделей и отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Оценка выставляется коллективно всем классом.


2.3 Урок в форме игры - состязания

При подготовке занятия разрабатываются задания и критерии оценок в баллах, готовится материально-техническое обеспечение. Участники делятся на группы, выбирается один – два помощника для педагога.



I. «Знакомые незнакомцы»

Группы получают текст следующего содержания.



  1. «В 1638 г. в монгольскую Орду прибыло посольство русского царя Михаила Федоровича. Послов приняли любезно и во время обеда угостили горьковато-терпким напитком. Он очень не понравился послам, и, когда хозяева стали предлагать в подарок государю московскому 4 пуда этого «зелья», послы попросили заменить его на парчу. Однако подарок пришлось принять и так он попал в Россию. Сначала его применяли как лекарство, а в XVIII он прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком».

Вопрос: О чем идет речь, и какая страна подарила это миру? (Древний Китай. Чай.)

  1. «Попал он в Россию в начале XVIII в. Петр I прислал его из Голландии и велел посадить в разных областях Российской империи. Крестьяне упорно не хотели его принимать. «Экий диковинный овощ, говорили они, - ужели россиянин станет есть сие?» Сажать его заставляли насильно с помощью солдат.

Но уже в прошлом веке популярность его стала так велика, что в Лондоне была организована европейская выставка кулинарных изделий из этого продукта. Приурочена она была к его трехсотому юбилею».

Вопрос: О каком овоще идет речь и откуда он родом? (Южная и Центральная Америка. Картофель.)



II. «Правила хорошего тона»

Один из помощников учителя по карточке зачитывает вопросы и варианты ответов на них (правильный отмечен знаком «+»). Учитель комментирует мнения учащихся.



  1. Какая цветовая гамма одежды предпочтительнее?

а) однотонная;

б) гармоничное сочетание двух – трех цветов («+»);

г) ярких контрастных цветов.


  1. Чем характеризуется повседневная одежда для девочек?

а) простотой, рациональностью («+»);

б) характерный атрибут современной подростковой одежды – брюки;

в) повседневная одежда, по традиции темного цвета.


  1. Чем следует руководствоваться при выборе одежды?

а) Одежда должна подчеркнуть индивидуальность, своеобразие

человека («+»);

б) одежда должна быть модной;

в) одежда должна быть яркой.



  1. Что важнее: яркость, экстравагантность одежды или ее чистота и опрятность?

а) конечно, яркость и экстравагантность, особенно для молодежи;

б) чистота и опрятность («+»).



  1. Всегда ли к шляпе обязательны перчатки?

а) всегда, даже летом;

б) шляпу и перчатки можно носить порознь («+»);

в) шляпу носят в любое время года, перчатки – только в холодное.


  1. Всегда ли пальто должно быть застегнутым?

а) всегда, таково правило («+»);

б) это зависит от погоды;

в) это зависит от желания.

III. «Мы ждем гостей»

Выполнение этого задания должно показать умение учащихся вести себя за столом. Группам предлагается сервировать стол к завтраку (ужину), продемонстрировать умение пользоваться столовыми приборами во время приема пищи и по окончании еды.



IV. «Дом моделей»

Задание выявляет знания и умения учащихся по моделированию и конструированию плечевых изделий.



  1. Выполнить модель платья (в виде аппликации).

  2. На деталях выкройки плечевого изделия определить направление долевой нити при раскрое, указать припуски на швы, написать названия всех линий и срезов.

  3. Выполнить моделирование плечевого изделия методом переноса нагрудной вытачки .

  4. Составить схему последовательности обработки воротника.

V. «Это надо знать»
Задание предназначено для выявления у учащихся знаний правил безопасной работы. На доске под номерами прикреплены карточки с вопросами так, чтобы текст был не виден. Один из членов каждой группы подходит к доске, снимает карточку и прочитывает вопрос. Посовещавшись, группа должна ответить. Вопросы:

Назовите правила безопасной работы:

  1. с ножом, мясорубкой и валиком;

  2. с горячей посудой и жидкостью;

  3. с электронагревательными приборами;

  4. с ножницами;

  5. на швейной машине;

  6. назовите саниарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ.

VI. «Что бы это значило?»

Группы получают карточки с изображениями символов, обозначающих способы ухода за текстильными изделиями (стирка, глажение, химическая чистка, отбеливание и сушка после стирки). Нужно объяснить значение этих символов.



VII. «Назови растение»
Один из членов каждой группы должен с завязанными глазами определить по запаху и осязанию пряности (перец, тмин, гвоздика, лавровый лист, корица, чеснок, хрен, петрушка) и объяснить их назначение (повышают сохранность пищи, придают ей вкус, возбуждают аппетит, улучшают пищеварение).

VIII. «Веселая эстафета»

В качестве заданий предлагается: вырезать фигуры из бумаги; отделить яичный белок от желтка; снять три мерки с любого участника игры; налить воду в банку и закатать ее крышкой и т.п.

Эстафетной палочкой могут служить яркие косынки.

IX. «Кто больше ?»

Учитель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о труде. Выигрывает та группа учащихся, которая последней назовет пословицу. Вот некоторые из них.

Деревья смотри в плодах, а людей - в делах.

Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.

Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

На полях лежать, так и ломтя не видать.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не везде сила; где уменье, а где – терпенье.

Горька работа, да сладок хлеб.


Список используемой литературы




  1. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей / И.П. Арефьев. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева – М.: Просвещение, 1987.-144с

  3. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 кл.: метод. пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В.Давыдов. – М.: 2002.

  5. Дерябин А.В. Кроссворды в трудовом обучении / А.В.Дерябин. // Школа и производство, 1997. - № 3. C. 88

  6. Иванова Е.В. Обучающая игра «Волшебный цветок» /Е.В.Иванова .- Школа и производство, 2003. - №4.-С.46.

  7. Иванова Н.Е. Психология: Курс лекций. / Н.Е Иванова.- М.: Дрофа, 2011.- С.5.

  8. Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. (Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения.) /Е.Н. Каменская.- Ростов на Дону: Феникс, 2003. -160 с.

  9. Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний /А.Ю.Макарова. - //Школа и производство, 2002. - №3.- С. 37 – 40.

  10. Сафрис О.И., Таморчак Д.Я. Деловые игры при изучении технологии / О.И. Сафрис, Д.Я. Таморчак. //Школа и производство, 1999. - №4.- С. 22.

  11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. /Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.

  12. Хохоленок О.И.. Обобщающий урок «Путешествие в мир тканей»/О.И. Хохоленок. // Школа и производство, 2000. - №4.-С.31.

  13. Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии. / В.И. Шивалин. //Школа и производство, 2000. - № 5.С.60.

  14. Яркова И. В.. Учебные игры в изучении технологии./ И.В. Яркова. // Школа и производство, 2001. - №5.- С.50-52.

  15. Чернякова В.Н., Шкраб О.Н. Урок – игра по моделированию одежды / В.Н. Чернякова, О.Н. Шкраб.// Школа и производство. – 1999. - №6.-С.43-47.

Приложение 1


Тематический кроссворд «Производство ткани» (5 класс)







4













5







1

6



















7



















2




















































3














По горизонтали: 1. Процесс получения ткани из нити.(ткачество) 2. Нить состоит из…(волокно)3. Длинная, непрерывная нить.(пряжа)

По вертикали:4. Рабочая профессия на ткацком производстве.(ткач) 5. Нить, которая проходит поперек ткани. (ткач) 6. Не осыпающийся край ткани.(кромка) 7. Нить, проходящая вдоль кромки. (основа)


Обобщающий кроссворд «Технология обработки ткани» (6 класс)








1










2

























4







3






















4
































































5




6






















5

























6

7


































7

9
















8




8























































9


































По горизонтали: 1. Им рисуют на доске и на ткани тоже. 2. Портной портит, … исправляет. 3. По краю ткани встречается, никогда не осыпается. 4. В ней хранятся иголки. 5. Шляпа для пальца. 6. Веселые сестрицы, нить перебирают, свитер собирают. 7. Они необходимы для свободы движения. 8. Нитка с ниткой переплетается, … получается. 9. «Головастая» иголка для скрепления ткани.

По вертикали: 1. Застежка – веселая дорожка. 2. У кошки – брюшко, а у иголки - …3. Пусто, как в дырявом …4. Два конца, два кольца, посередине – гвоздик. 5. Он бывает стойкой, а также отложной и даже меховой. 6. Лучшая подруга иголка. 7. Из волокна получается, никогда не кончается. 8. Ее ищут в стоге сена. 9. Работаешь, спустя…