Развитие речи - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие речи - страница №1/1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ 7-10 лет.

Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему – то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой – в качестве «побочного продукта» учения и жизненного опыта. Это глубочайшее заблуждение. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, в общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны и некоммуникабельны, а оттого, что ни школа, ни родители не

Напомним, что речь существует в двух формах – устной и письменной. В каждой из них имеется по два вида – «активный» и «пассивный»: говорение – слушание, письмо – чтение. Следовательно, задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагается постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма. В своей работе я постараюсь показать, как причудливо переплетаются и влияют друг на друга виды речевой деятельности. Например, как недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

КАК ФОРМИРУЮТСЯ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ.

Разные виды речевых умений формируются по – разному : одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения. Однако и в первом и во втором случае есть факторы, тормозящие и, напротив, облегчающие этот процесс. О них обязательно следует знать и родителям, и педагогам. Что же это за факторы?

Исследователями давно замечено, что быстрее и активнее развиваются дети, с которыми много говорят. Не зря авторы пособий для будущих мам рекомендуют начинать разговаривать с ребенком еще до рождения. Само собой разумеется, что не любая звучащая речь одинаково благотворна, вряд ли кто не понимает разницы между раздраженными репликами ссорящихся домочадцев или грубыми возгласами героев боевика, «льющимися» из включенного телевизора, и ласковый, теплой колыбельной, доброй, спокойной беседой.

Следующий фактор менее известен. Это положительные эмоции, которые всегда сопровождают первые попытки говорения – так называемое гуление. Исследователи заметили, что оно появляется обычно в присутствии близких людей и только тогда ребенок находится в хорошем расположении духа. Это влияние положительного эмоционального настроя на речевое развитие сохраняется и в дальнейшем. Положительные эмоции стимулируют нашу общую и речевую активность, а отрицательные – притупляют и гасят ее. Поэтому абсолютно правы те родители и педагоги, которые, воспитывая и обучая ребенка, заботятся не только о сумме знаний и умений, но и о создании положительного эмоционального настроя. «Знание, усвоенное без радости, - не усвоено», - писал известный психотерапевт В. Левин, и с ним нельзя не согласиться. Что же касается развития речи, то вывод очевиден: чем чаще ребенок будет испытывать положительные эмоции, чем выше будет его стремление говорить, общаться с людьми переполняющими его чувствами и переживаниями. Таким образом, вы задействуете и третий фактор речевого развития – ПОТРЕБНОСТЬ В САМОВЫРАЖЕНИИ. Ни в коем случае не пресекайте его попыток поделиться впечатлениями, реагируя типа «Отстань!», «Помолчи!», «Мне это не интересно!». Лучше попробуйте корректировать речь ребенка, устраняя раздражающие вас моменты: »Ты говоришь много лишних слов, тебя трудно слушать», «Говори потише» и т. д. Следите за логичностью и последовательностью детского рассказа ,задавайте вопросы: «И что было потом?», «Ну и чем же закончилась эта история?» Подталкивайте к размышлениям: »А зачем он это сделал?», «А как бы ты поступил на его месте?». Помогайте сформулировать мысль, исправляйте ошибки в произношении и ударении, подсказывайте слова – и вы увидите, как быстро и легко ребенок включит все это в свой речевой багаж.

Легко заметить, что стремление к самовыражению тесно связано со СТРЕМЛЕНИЕМ К СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ, ПОЛНОЦЕНОМУ ОБЩЕНИЮ, которое также рассматривается специалистами как важнейший фактор речевого развития человека. Именно стремление к взаимопониманию с взрослыми заставляет маленького ребенка учиться пользоваться речью, поскольку он на практике убеждается, что словами объясняться гораздо удобнее и легче, чем плачем, жестами и звуками.

Помимо стремления к общению, ребенок овладевает еще одной сильной потребностью – ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, и это познание тесно связано с обозначением, называнием предметов и явлений действительности. Не случайно так много времени при воспитании маленького ребенка отводится рассматриванию предметов и картинок с называнием увиденного: лампа, машина, ложка и т. п. Называть предметы надо правильно и четко, используя слова литературного языка, а не упрощенные, детские варианты. При этом нужно стараться, чтобы ребенок не связывал слова только с одним – единственным, конкретным предметом.

Следующим фактором, стимулирующим развитие речи, является РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ, а она невозможна без ТРЕНИРОВКИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ.

Роль этого фактора особенно велика на ранних возрастных этапах. Слушая речь взрослых и старательно произнося отдельные слоги и их сочетания в период детского лепета, ребенок по существу приводит в движение те физиологические механизмы, которые являются основой говорения и слушания. Однако для полноценного создания и восприятия речи требуются очень сложные механизмы, связывающие работу речевого аппарата со слуховым, с памятью и мышлением. Оно формируется на протяжении нескольких лет и требует огромного числа повторений отдельных операций для достижения автоматизма и безошибочной координации подсистем. При этом механизмы чтения и письма существенно сложнее механизмов говорения и слушания, поэтому формируются позже, в процессе специального обучения ребенка. Родителям важно знать, что своевременное формирование механизмов речи – это не только непременное условие овладения всеми ее видами, но и показатель состояния здоровья ребенка. Следует внимательно отслеживать все стадии его речевого развития. Позже очень серьезно следует отнестись к неспособности ребенка различать в словах отдельные звуки и к проблемам с овладением письменной речью. Эти проблемы обнаруживаются, когда ребенок поступает в первый класс.

Заговорив о школе, мы уже частично перешли к последнему фактору речевого развития – К ОБУЧЕНИЮ. С поступлением ребенка в школу заканчивается период стихийного овладения речью и начинается сознательное постижение законов и правил. Становление речи происходит под воздействием целого ряда факторов, и изучение языка – лишь один из них. В возрасте 6 – 7 лет продолжается формирование и тренировка физиологических механизмов не только устной, но и письменной речи, под воздействием расширившейся речевой среды продолжает формироваться языковые интуиции, или языковое чутье. Стремление к познанию и общению, к самовыражению в состоянии положительных эмоций также сохраняет свою актуальность. Иными словами, ребенок по – прежнему будет нуждаться в постоянном общении, шлифующим и обогащающем его речевой опыт, в положительных эмоциях и переживаниях, в хороших и добрых книгах, фильмах. Кроме того, он ждет помощи в выполнении учебных заданий, в овладении премудростями чтения и письма, а позже – в составлении разных видов пересказа и написании сочинений.

СЛУШАНИЕ.

Рассмотрим виды речевой деятельности в той последовательности, в какой они формируются.

Первый шаг, с которого начинается долгий путь ребенка к овладению речью, - это слушание. Важно с первых дней жизни создать вокруг ребенка хорошую речевую среду. При этом смысловая сторона речи малышу еще недоступна и он воспринимает лишь общий эмоциональный тон. Не случайно с давних пор матери находили время для того, чтобы спеть ребенку колыбельную песенку, рассказать сказку, потешку. Но даже если ребенку не пели колыбельных, а просто ласково разговаривали с ним, то поступали совершенно правильно и заложили хороший фундамент для общего и речевого развития. Если же в первые месяцы жизни с ребенком не «разговаривало» даже радио, проблемы с овладением речью можно считать неизбежным.

Накапливая опыт слушания, ребенок постепенно начинает различать в речи взрослых отдельные слова, позже приходит понимание того, как эти повторяющиеся «звуковые комплексы» связаны с предметами или действиями, и слушание становится осознанным. Ребенок делает первое открытие: все вокруг можно обозначить словами, нужно только эти слова узнать. И тут опять на помощь должны придти взрослые и научить называть тот или иной предмет. Возможности ребенка в этот период поистине безграничны, он способен усвоить огромное количество слов и грамматических конструкций просто на основе подражания. Если один из родителей последовательно будет общаться с ребенком на другом языке, малыш без особых усилий освоит и его – так велик в это время его речевой потенциал. Однако непременным условием этого бурного развития является нормальное функционирование слухового механизма.

Другое немаловажное условие – постоянное нара

щивание и усложнение материала для слушания : потешки уступают место коротеньким сказкам и литературным произведениям для самых маленьких, затем ребенок « дорастает» и до сказок А.С.Пушкина, в которых пока не поймет и половины, но интуитивно уловит чистоту и прелесть языка, яркие события и образы. Конечно же, читая и рассказывая что – то ребенку, мы будем делать это красиво, внятно и выразительно, будем объяснять непонятные слова и выражения и приучать самому спрашивать о них, будем поддерживать желание выучить наизусть любое стихотворение или сказку, будем задавать вопросы об услышанном, чтобы понять, насколько полноценным было слушание.

К моменту поступления ребенка в школу требования к его умению слушать существенно повышается. Теперь он должен слушать гораздо более длительное время, стараясь полностью понять и запомнить услышанное.Для этого требуется уже усилия воли, внимания, памяти. Кроме того, он должен слушать не только учителя, но и речь других детей, не всегда внятную, правильную и логичную. На уроках обучения грамоте от него потребуются новые умения : определять на слух ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в небольшом рассказе, различать в предложении ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА, а в словах – ЗВУКИ. Звуки нужно разделять на гласные и согласные, а среди последних различать твердые и мягкие, глухие и звонкие. Для осуществления такого анализа требуется развитие фонематического слуха, который является необходимым условием овладения письмом. К сожалению, многие родители и воспитатели дошкольных учреждений стремятся в первую очередь как можно быстрее научить ребенка читать и идут к этой цели по кратчайшему, как им кажется, пути – через заучивание букв, слогов или слов. В лучшем случае в результате такого обучения ребенок станет читать, опираясь лишь на механическую память и так не поняв, по какому принципу соединяются буквы, а в худшем – не только не научится чтению, но и приобретет такие »умения», которые существенно затруднят его обучение в дальнейшем. Поэтому лучшее, что можно сделать для ребенка в период подготовки к школе, - научить его хотя бы элементарному звуковому анализу.

Как можно самим научить ребенка звуковому анализу? Очень просто. Достаточно лишь вспомнить некоторые давно забытые вещи и рассказать о них детям. Это можно сделать, например, так: «Знаешь, как называется все, что мы говорим? Речь! Стихи, сказки, разговоры – это все речь. Когда маленькие дети учатся речи, они сначала говорят только отдельные слова: мама, папа, дай, булка, кот, зайка. Ты, например, говорил:…..Представляешь, как трудно было тебя понимать? Сейчас ты уже знаешь столько слов, что их, даже не сосчитать. Впрочем, можно попробовать. Называй слова, которые ты знаешь, а я буду считать». Во время этого упражнения «подбрасывайте» ребенку глаголы, прилагательные, наречия и существительные с абстрактным значением: нежность, ласка, радость. Научите связывать слова друг с другом и составлять из них предложения. Каждое предложение выражает законченную мысль и понимать стало легче. А потом научить соединять предложения между собой в маленькие рассказы.

Такой небольшой экскурс в историю в прошлое вряд ли будет обременительным для вас и скучным для ребенка и в то же время позволит без каких – либо сложных определений и правил дать представление о том, что такое речь, слово, предложение. Кроме того это начало формирования предложений на слова, составление предложений из слов. Для закрепления можно использовать такие упражнения:

УПРАЖНЕНИЕ 1. Послушаем предложение и посчитаем, сколько в нем слов. Какое первое, второе, третье?



Кашка спит. Дети играют. Мама готовит.

Каким было первое предложение? А последнее? Какое слово можно в него добавить?

Упражнение 2. А теперь составим предложение по картинке, и я сосчитаю, сколько в нем слов.

(Называя количество слов, сделайте ошибку. Когда ребенок докажет, что вы неправы, скажите, что, видимо, невнимательно слушали и поэтому ошиблись. Похвалите за то, что он оказался более внимательным.)

---------- ----------------- ----------------------------

Картинка Картинка

Мальчик смотрит телевизор. Мама моет посуду.

------------------------------------------- -------------------------------

УПРАЖНЕНИЕ 3. Составим предложение по каждой картинке.

О ком будет первое, второе, третье? (О девочке, о бабушке,

о котенке.)

-------------------- --------------------- ----------------------

-------------------- ----------------------- -------------------------

Девочка принесла котенка. Бабушка спит. Котенок играет клубком.

Сколько слов в предложении о девочке? Запишем его, обозначая каждое слово чертой. ______ ______ _____.

Можно добавить в это предложение еще одно слово? Какое? Каким тогда станет предложение? Что надо изменить в сделанной записи? Тебе нравится предложение? Если ты больше ничего не хочешь добавить, поставь точку. Это будет знак, что предложение закончено.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Попробуем придумать рассказ, объединяющий все три картинки. Чем бы могла закончиться эта история?

Убедившись в том, что ребенок легко справляется с предложенными заданиями, переходим к следующей беседе.

-Предложения состоят из слов, а из чего состоят слова?

Выслушав возникшие у ребенка версии, нужно дать правильное объяснение.

-Слова состоят из звуков, но это не те звуки, которые мы можем услышать повсюду – шуршание листьев, вой ветра, рычание собаки и т. д. Слова состоят из особых звуков, которые создаются нашими органами речи (языком, губами, голосовыми связками). В русском языке множество звуков: /а/, /о/, /н/, /у/, /р/, /л/ и другие. Из них получаются слова. Например, соединив два звука /а/ и /у/, мы получим слово «АУ». В слове »нос» их три: /н/, /о/, /с/.

--Со словом можно играть, превращая одно слово в другое. Например, если поменять местами звуки /с/ и /н/, получится совсем другое слово. Какое?

Предложите детям стать волшебниками и осуществить обратное превращение: из слова «сон» опять сделать слово «нос». Затем задачу нужно усложнить: составить слова из 4-х звуков и превратить это слово в другие слова.

Формируя у ребенка эти важнейшие умения, не следует торопиться. Убедитесь, что ребенок все понял и легко определяет количество и порядок звуков, а также соединяет звуки в слова. Для закрепления можно использовать такие упражнения и игры.

УПРАЖНЕНИЕ 1 . . –Что здесь нарисовано? Точка? Верно. А почему она так называется? От старинного слова «точь» - укол, след от прикосновения чего – то острого. Выложим это слово квадратами. А теперь замените первый звук /т/ на /д/. Что получилось? Заменим /д/ на /п/, /п/ на /б/, /б/ на /н/.

УПРАЖНЕНИЕ 2 . В этом же слове заменить второй звук на /у/, а затем на /а/.

УПРАЖНЕНИЕ 3 . Записать квадратиками слово «КРОТ» и убрать первый звук. Произнести новое слово.

УПРАЖНЕНИЕ 4 . Составить из квадратиков слово «кран», добавить в начало звук э. Произнести новое слово.

УПРАЖНЕНИЕ 5 . Добавить в слово «Ира» после первого звука еще один – звук /г/. Какое слово получилось?

УПРАЖНЕНИЕ 6 . После второго звука в слове «лапа» добавить /м/. Какое слово получилось?

УПРАЖНЕНИЯ на синтез не мнение важны, чем звуковой анализ, поэтому о них ни в коем случае не следует забывать. Можно такие упражнения проводить в форме игры.

- Я называю слово по звукам, а вы – все слово целиком:/а , у/; /н, о, с/; /с, о, н/,; /к, о, т/ и т. д. Слова для такой игры нельзя подбирать произвольно. Прежде чем сказать слово, проанализируйте его сами: оно должно быть коротким, не включающим букв Е, Е, Ю, Я в позициях, где обозначают два звука (заяц, елка, юла), не имеющим серьезных расхождений между произношением и написанием. Можно с де6тьми поменяться ролями – самим «загадывать» слова.

Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование у ребенка других умений в области слушания. Например, обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное и т. п. К сожалению, имеющиеся на сегодняшний день сведения говорят о том, что способность к внимательному, активному слушанию у младших школьников, особенно первоклассников, невелика.

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ АКТИВНО СЛУШАТЬ.

Во – первых, как можно раньше добиться того, чтобы ваши слова сразу же воспринимались и просьбы, команды и инструкции исполнялись быстро и точно. Речь, конечно же, идет не о муштре или дрессировке, а всего лишь о формировании элементарной привычки воспитанного человека уважительно и внимательно относиться к адресованным ему словам.

Во – вторых, спрашивая о чем – то ребенка, обращайте внимания на то, чтобы он отвечал именно на поставленный вопрос.

В формировании умения воспринимать информацию на слух поможет и регулярное слушание книг, радиопередач, аудиокассет для детей. Взрослым необходимо читать детям книги. Ребенок получает образцы чтения и слушания, накапливает драгоценный опыт совместных со взрослыми впечатлений и переживаний.

Итак, ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ?

ВО – первых, для того, чтобы развивать речевой слух, который необходим для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.

ВО – вторых, чтобы полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей – то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.

ЧЕМУ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА?

Внимательно слушать обращенные к нему слова взрослого, извлекать как можно больше информации не только логической, но и психологической, эмоциональной, четко отвечать на поставленные вопросы, обращать внимание на непонятные слова и выражения, спрашивать о том, что неясно.

Кроме того, необходимо учить анализировать звучащую речь: делить ее на предложения, слова, слоги и звуки, а среди звуков различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Параллельно с анализом должен идти синтез: составление слогов и слов из звуков, предложений из слов и рассказов из предложений.

ГОВОРЕНИЕ.

Второй после слушания вид речевой деятельности , которым овладевает ребенок, - это говорение, или устная речь.

Считается, что к моменту прихода в школу ребенок уверенно владеет разговорной речью, имеет словарный запас от 3 до 7 тысяч слов, правильно склоняет и спрягает, образует формы времени, числа, наклонения. Но в речи младших школьников довольно много нелитературных и просторечных слов, часты ошибки в произношении и постановке ударения. Кроме того, их устная речь носит ситуативный, разговорный диалогический характер, то есть во многом опирается не на словесные формулировки, а на интонацию, жест, мимику, «отталкивается» от реплик собеседника и стимулируется ими.

С приходом в школу речь из привычного и незаметного, как воздух, средства общения становится предметом осознания и изучения. Слова, которые раньше были неотделимы от предметов, начинают жить своей жизнью. Они объединяются в группы и противопоставляются друг другу, обнаруживают родственные связи, умирают и рождаются, заимствуются из других языков, пишутся и произносятся, соединяются друг с другом по особым правилам. Из слов создаются предложения и тексты, бесконечно разнообразные и в то же время в чем – то похожие. Это целый мир – мир языка, и он еще только открывается ребенку. Уже на самых первых уроках учитель ставит перед первоклассниками задачу: научиться говорить красиво и правильно.

Обучение в школе требует от ребенка владения основными правилами речевого этикета.

Немаловажную роль играет и умение четко, внятно и громко говорит. Обычно учителю приходится специально работать над этим, так как многие дети смущаются и отвечают очень тихо и неразборчиво.

Трудным оказывается для первоклассника и ведение диалога с учителем в условиях урока. Во – первых, учитель общается не только с ним, и даже когда он задает вопрос, это не значит, что нужно немедленно отвечать. Часто дети обижаются, что они поднимают руку, а их не спрашивают. Действительно, можно понять их недоумение: « Зачем же спрашивает, если ее не интересует мой ответ?»

Часто на первых уроках учитель обращается к жизненному опыту детей и просит рассказать, например, о том, что они видели в лесу, зоопарке, на речке и т. д.

Все эти проблемы требуют комплексного подхода, поэтому в методике развития речи принято выделять несколько уровней в работе над устной речью: уровень слова, словосочетания, предложения и связной речи. Остановимся подробно на каждом из них.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОВНЕ СЛОВА предполагает сразу в нескольких направлениях: - обогащение значений уже известных слов;

- уточнение значений уже известных слов;

- активизация словаря;

-устранение нелитературных слов.

Знакомство с новыми словами происходит постоянно: ребенок слышит их в речи взрослых, встречает в книгах, фильмах. В тех случаях, когда слова имеют абстрактное значение лучше использовать способ подбора синонимов (антонимов). Например: сверкать-это значит сиять, переливаться, искриться; отважный – это смелый, храбрый, бесстрашный.

Чаще всего необходимость в подобных объяснениях возникает при чтении книг.

Активизация словарного запаса – это задания и упражнения, стимулирующие включение новых слов и выражений в активный словарь ребенка. Известно, что у каждого из нас имеется пассивный и активный словарный запас. Первый включает слова, значение которых мы знаем, но в речи не употребляем. Второе – это те слова, которые мы не просто знаем, но постоянно используем в собственной речи. Поэтому желательно, чтобы у каждого ребенка новое слова сразу же начинало «работать». Как же это сделать? Составлять словосочетания и предложения с осваиваемыми словами. Можно составлять рассказы.

С целью активизации словаря используются также близкий к тексту пересказ и изложение.

Последним направлением работы со словом является УСТРАНЕНИЕ из словаря ребенка неправильных слов и замена их правильными эквивалентами. К «неправильным» относятся не только просторечные слова «ихние», но и слова литературного языка, в которых ребенок неверно ставит ударение, не в соответствии с нормой произносит отдельные звуки и сочетания: «свекла» вместо «свекла», «звонит» вместо «звонит» и т. п. Обычно такие ошибки обусловлены той речевой средой, в которой воспитывается ребенок, то есть в первую очередь тем, как говорите вы сами. Но если в школе он столкнется с понятием речевой нормы, а дома будет слышать неправильное произношение слов, эффективность работы учителя будет снижена.

В работе по развитию речи в начальной школе нет таких четких ориентиров, как, например, в орфографии. То есть в программах по русскому языку не указано, какие именно произносительные нормы должны усвоить дети за время обучения. По – видимому, это связано с тем, что произносительные нормы все же время от времени пересматриваются и многие слова не имеют жесткой нормы, то есть могут быть произнесены двояко. Поэтому нельзя научиться правильно говорить «раз и навсегда», нужно периодически проверять себя.

Сейчас в учебниках русского языка в разных программах есть словарик «Произноси правильно слова!»

Нельзя не сказать о паронимах – словах, близких по значению, но разные по значению. Например, одеть – надеть, абонемент – абонент, ванна – ванная. По существу, работа по правильному и уместному употреблению этих слов сводится к их своевременному объяснению или уточнению их значения.

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вводя в активный словарный запас детей новое слово, нужно давать словосочетания с этим словом. Такое упражнение устанавливает ассоциативные связи между новым словом и уже известными, позволяет освоить устойчивые обороты и правила грамматической и лексической сочетаемости слов. Можно сказать «карие глаза», но нельзя сказать «карий картофель».

В начальной школе работа над словосочетанием проводится достаточно последовательно, причем не только на практическом, но и на теоретическом уровне. Дети учатся находить словосочетания в предложениях, определять главное и зависимое слово, ставить вопрос.

Что касается правильности построения и употребления словосочетаний,то можно обратить внимание на две основные ошибки: нарушения глагольного управления и смешение двух сходных устойчивых сочетаний. К первому относятся такие ошибки, как: памятник Пушкина, бояться грозу, понять о правиле. Ко второму типу могут быть отнесены словосочетания: уделять значение, повысить кругозор, играть значение. Еще одна ошибка, на которую хотелось бы обратить внимание, - неправильное согласование слов в словосочетании из – за неверного определения рода существительного: новая шампунь, вкусная повидла, прозрачная тюль. Ошибки подобного рода должны быть сразу же подмечены и исправлены.

Однако следует помнить, что словосочетания – лишь ступень в построении предложения, поэтому работа на уровне словосочетания почти всегда имеет дальнейший выход на уровень предложения или связной речи.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ принято разделять на упражнения по образцу, конструктивные коммуникативно – творческие. Цель всех этих упражнений – научить выражать мысль пользуясь различными синтаксическими конструкциями.

Самые первые упражнения по образцу – это построение так называемых полных ответов. Ребенок строит предложение той структуры, которая задается вопросом взрослого. Более интересны для детей упражнения на составление предложений по аналогии с образцом. Например, такие:

УПРАЖНЕНИЕ 1. Составьте предложение с противоположным смыслом по образцу: «Прогулка получилась скучной и неинтересной», «Прогулка получилась веселой и интересной». От этой новости настроение у вас сразу же поднялось. Я бы хотел, чтоб зима не кончалась. Тут – то я и потерял голос. Осень – лучшее из всех времен года.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Составьте пословицу по модели:

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Составьте загадку по образцу:

НЕ огонь, а жжется.

Кто на себе свой дом носит?

КОНСТРУКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ представляют собой задания на построение или перестройку предложений, уже содержащих весь необходимый языковой материал. Это работа с деформированным предложением, например, собрать рассыпавшееся предложение: до, зерна, холодов, успели, проклюнуться. Таких упражнений достаточно много в учебниках по русскому языку.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Соедините два предложения в одно.

Вошла девочка в комнату. Она остановилась у большого зеркала.

На лугу были ромашки и одуванчики. Еще там были полевые гвоздики и лютики.

Сначала мы испугались. Потом нам стало любопытно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. А теперь попробуйте составить одно предложение из трех.

Наступила весна. Ярко светит солнце. Появились первые цветы.

Мы пришли в отчаяние. Мы не могли поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выразите ту же мысль своими словами.

Кончил дело – гуляй смело.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Умелые руки не знают скуки.

Наиболее разнообразны упражнения ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Сначала они выполняются с опорой на наглядность. Учитель предлагает задание: «Давай составим предложение об этой птичке!» Затем тема дается уже словесно:»Придумай предложение о нашей кошке, о себе, о папе и т.д.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА.

Работа по развитию речи на уровне текста предполагает обучение созданию связных высказываний, обладающих следующими признаками: единством темы и замысла, композиционной организованностью, синтаксическими и логическими связями между предложениями и частями.

Создание хорошего текста – сложный процесс, требующий целого комплекса речевых умений: умения понять тему, умения намечать основную мысль ,последовательно развивать эту мысль, выбирать слова и выражения, наиболее точно выражающие мысли и чувства, выдерживать выбранный стиль, жанр, правильно, четко и выразительно говорить. Большинство этих умений и предстоит сформировать за время обучения ребенка в начальной школе. Но формируются они постепенно, от простых – к более сложным, от основных на образце – к творческим.

Традиционным упражнением по развитию связной речи является пересказ прочитанного. Он составляется на основе готового текста и исподволь приучает ребенка к правильному его построению. Самым простым видом пересказа является подробный. Он обычно не вызывает затруднений, поскольку опирается главным образом на память. В то же время подробный пересказ – не заучивание наизусть, поэтому не нужно ориентировать ребенка на дословное запоминание.

Более естественные виды пересказа – это выборочный и краткий. ВЫБОРОЧНЫЙ предполагает пересказ не всего текста, а отдельного фрагмента или фрагментов, относящихся к одной теме или сюжетной линии. Например, пересказать этот эпизод текста, который соответствует иллюстрации в учебнике, конкретную сцену, описание природы или внешности героя; пересказать все, что касается одного из героев. К такому пересказу учитель тоже тщательно готовит детей на уроке, помогая выбрать отрывки для пересказа и объединить их между собой. Над пересказом отдельного эпизода работа проводится так же, как над обычным пересказом.

Наиболее сложный вид пересказа – краткий пересказ, обучение которому начинается не сразу. Задача этого пересказа – передать главное в тексте, отсеяв второстепенное. Отделить одно от другого младшим школьникам бывает довольно сложно, поэтому сжатому пересказу обучают в начальной школе специально, предлагая сначала задания, аналогичные одному из ранее приведенных упражнений: выразить содержание нескольких предложений одним. Для этого нужно полностью переработать авторский текст и составить свой собственный. Постепенно детям предлагаются более сложные задания, подготавливающие к сжатому пересказу объемного текста. Первый раз такой пересказ составляется в классе коллективно. Позднее он может быть задан на дом. Учитель должен показать, как при кратком пересказе можно передать содержание диалогов, прямую речь. Обычно краткий пересказ используется при составлении рассказа о прочитанной книге, отзывов и аннотаций.

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЮ УСТНУЮ РЕЧЬ?

Во – первых, для того чтобы уметь общаться с самыми разными людьми и в самых разных обстоятельствах.

Во – вторых, для того чтобы наше слово всегда точно выражало то, что мы думаем и чувствуем, чтобы нас легко было понимать.

В – третьих, для того чтобы наша речь была красивой и правильной и слушать ее было приятно. В – четвертых, нужно учиться словом владеть так, чтобы оно несло людям радость и пробуждало лучшее, что в них есть.

КЛАССНЫЙ ЧАС в форме игры – путешествия

«КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: повторить правила дородного движения, правила безопасности на улицах и дорогах, которые должны знать дети, учить детей культуре общения в транспорте, безопасному поведению на остановках и дорогах.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущий, Волк – сотрудник ГИБДД,

Коза, Буратино, Мальвина, козлята (6мальчиков,

1 девочка), Курочка с цыплятами, Петушок,Сорока,

три поросенка, девочка с мячом.

ОФОРМЛЕНИЕ: слева - домик ГИБДД, справа – домик Козы, между ними

пешеходный переход («зебра»), над ними – светофор.

По классу раставлены нужные дорожные знаки.

Ведущий: Очень важная наука – правила движения.

И должны их соблюдать все без исключения.

Волк: Вы на знаки посмотрите и спасибо им скажите,

Изучайте, узнавайте, на дороге не зевайте!

Ведущий: Площадей и улиц в городе много.

Правила движения соблюдайте строго!

Волк: По улицам – дорогам машины спешат.

Улицы – дороги бедою грозят…

Ведущий: Те, кто правила не знает, тем, кто правила не соблюдает.

Волк: Я загадок много знаю. Одну сейчас загадаю:

Высоко над перекрестком кто повесил теремок?

Во все стороны окошки,

В каждом – чудо – огонек.

Зажигаются не вместе – по порядку, день и ночь.

Красный, желтый и зеленый нам стараются помочь.

Свет зеленый говорит: проходи – ка, путь открыт!

Желтый свет немного строже: обожди, будь осторожен!

Самый строгий – красный свет: стой и жди! Прохода нет!

Всем известен с давних пор теремочек - …

Дети исполняют танец «Светофор».

Входит Курочка с цыплятами. Они поют.

Ходит курочка да с цыплятами.

Познакомить хочет их с дорожными знаками. (2 раза)

Курочка: Подойдите поближе, посмотрите повыше –

Там фонарики живут, светофором их зовут (2 раза)

Если красный – стой и жди, если желтый – обожди,

Как зеленый свет включился – это значит - путь открылся (2раза).

Входит Петушок.

Ведущий: Жил – был Петя – петушок, Петя – звонкий голосок.

Петя очень был упрямой, он не слушал папу с мамой.

Он на улицу пошел, на дорогу он сошел.

А вокруг машины в ряд быстро мчатся и гудят.

Страшно Петя испугался, страшно Петя раскричался.

Петушок: ПОМОГИТЕ! НЕ МОГУ!

Волк: (свистит в свисток) Не кричи, я помогу.

Стоп! Движенье на дороге! Уноси скорее ноги.

Чтобы не попал в беду, тебя в ГИБДД я отведу.

Правила движения всем нужно изучать.

Правила движения всем нужно соблюдать.

Волк уводит Петю в ГИБДД.

Коза сидит на лавочке около домика, перематывает клубочки ниток. Два козленка сидят рядом и разговаривают, двое бодаются, трое играют в догонялки. Звучит вступление к песне Козы.

Коза поет.

Семь козляток у меня. Вот она – моя семья.

Как зовут их я скажу, по порядку расскажу:

Вот Умейка – он умелый, вот Бодайка – очень смелый,

Вот Дразнилка, вот Толстушка, Вот Мазилка, вот Болтушка –

У меня одна дочушка, очень любит поболтать,

Не умеет помолчать. И еще один козленок –

Непоседа, постреленок.

Больше всех его люблю, малышом его зову.

Коза обращается к козлятам, и они все садятся на лавочку у домика.

Коза: На базар иду я снова, чтоб купить вам всем обновы.

Не случилось чтобы лиха, посидите вы тут тихо.

Берет корзинку, уходит из зала. Козлята сразу вскакивают, уходят от домика, играют в догонялки ( по всему залу). Во время игры пролетает Сорока.

Волк (свистит в свисток)

Неужели вам не ясно? Играть на улице опасно!

Нарушители за мной! Уводит козлят в ГИБДД.

Входит девочка с мячом.

У меня был день рожденья.

Были гости, угощенье.

Подарили мне конфеты,

С красным бантом куклу Свету,

Деревянную матрешку,

С синим камешком сережки.

Подарили еще книжку

Про веселую мартышку,

Про удава и слона –

Мне понравилась она.

Подарили этот мячик.

Посмотрите, как он скачет!

Очень с ним играть люблю:

И бросаю и ловлю.

Он расти мне помогает,

Он здоровья прибавляет.

Во дворе и на лужайке

Можно с мячиком играть.

В парке, сквере, на площадке

Можно мячик мой катать.

А на улицу иду,

Мячик в руки не беру.

Мама с папой запретили,

Мама с папой объяснили:

Может выпасть мяч из рук,

Может покатиться вдруг

На дорогу, под машины,

И его раздавят шины.

Входят три поросенка. Поют песню поросят.

Нам не нужен светофор,

Светофор, светофор,

Обойдемся без него.

Без него, без него.

Мы идем куда хотим,

Мы хотим, мы хотим.

На него мы не глядим,

Не глядим, не глядим.

Пусть горит зеленый свет,

Желтый или красный.

До него нам дела нет –

Он горит напрасно.

Мы не станем ожидать,

Ожидать, ожидать.

Правил этих соблюдать,

Соблюдать, соблюдать.

Танец поросят. После танца играют в чехарду.

Волк (свистит в свисток).

Неужели вам не ясно? На дороге быть опасно! Нарушители за мной!

Уводит нарушителей в ГИБДД.

В зал вбегает Буратино.

ОЙ, СПАСИТЕ! ПОМОГИТЕ! ГДЕ МНЕ СПРЯТАТЬСЯ СКАЖИТЕ?

Ведущий. От кого ты убегаешь? От кого тебя спасать?

Братино.

Мне Мальвина надоела.

До всего всего ей дело.

Ничего не разрешает, все на свете запрещает:

Сиди ровно, не шуми. Нос в чернильницу? Ни – ни!

Теперь новая наука: вот скажу где, братцы, скука –

Я должен правила учить : как по городу ходить.

Входит Мальвина и говорит монотонно, подкрепляя свои слова движениями указательного пальца.

Мальвина. Очень важная наука – правила движения.

И должны их изучать все без исключения.

Буратино. Все – напрасные слова.

Разболелась голова.

Мальвина плачет, садится среди детей.

Ведущий. Буратино, как не стыдно?

Ведь Мальвине так обидно, что старается напрасно!

Неужель тебе не ясно? Нужно правила движенья изучать

серьезно.Уметь улицу переходить очень осторожно.

На Мальвину не сердись, детей послушай, убедись.

Буратино садится среди нарушителей. Появляется коза с полной корзиной, подходит к домику.

Всем обновки я купила, никого не позабыла. Вы к окошку подойдите, на корзинку поглядите. Быстро , время не теряйте, все обновки примеряйте.

Замечает, что козлят нет.

Коза (плачет) Ой, беда, козлята где? Не видать козлят нигде!

Влетает сорока. Недалеко я летала, все видала, все видала.

А козлятки твои все у волка в ГИБДД.

Коза хватается за голову, идет к волку.

Коза. Волк – волчок, отдай мне деток, ненаглядных малолеток.

Очень я прошу тебя: съешь тогда уж и меня. Не могу я жить без них –

Моих деток дорогих.

Волк. Ты газеты не читаешь, новостей совсем не знаешь. За порядком я

слежу , уж год в ГИБДД служу. Чтоб мамашей доброй зваться, с

детьми нужно заниматься.

Коза ( возмущенно )

Это я не занимаюсь? Это я мало стараюсь? Я без дела не сижу, порядок в доме навожу. Целый день варю, стираю, подметаю, прибираю.

Минутки нет, чтоб отдохнуть, ночью некогда вздремнуть.

Что попросят - все куплю. Одеваю, обуваю, только ими и живу.

С базара я иду опять, вот корзинка – не поднять!

Все обновки для ребят – дорогих моих козлят.

Все козлята любят жвачку, покупаю им по пачке.

Здесь рубашки шведские, джинсы турецкие,

Вот кроссовки «Адидас» - дочке будут в самый раз.

В общем все из – за границы, ведь свое нам не годится.

Волк. В этом вся твоя печаль! Мне твоих козляток жаль!

Слезы чтоб потом не лить, нужно разуму учить.

Очень важная наука – правила движения.

И должны их соблюдать все без исключения. А домой тогда пойдут, когда правила сдадут.

Коза обиженно уходит.

Волк. Чтобы правила движенья взрослым, детям твердо знать,

Нужно правила движенья постоянно повторять.

Игра «Водители, пешеходы, автомобили»

Класс разделен на пешеходную и проезжую части. На трассе – несколько перекрестков. Установлены: указатель «Пешеходный переход», дорожные знаки, светофоры.

Участвуют две команды: «Транспорт» и «Пешеходы» (условные обозначения прикрепляются на груди и спине). У всех участников по пять разноцветных талонов.

По сигналу команды движутся навстречу друг другу. Волк – сотрудник ГИБДД – строго следит за порядком. При каждом нарушении правил дорожного движения отбирает талоны. Выигрывает та команда, у которой останется больше талонов.

Волк. А теперь пришел черед штрафникам всем сдать зачет.

Штрафники выходят на середину зала. Волк показывает знаки, дети объясняют их значение.

Знак «Внимание! Дети!» Что за знак? Прошу ответить могут выбежать здесь

Дети - рядом где – то школа здесь. Это надобно

Учесть.


Знак « Пешеходный переход» И хоть нет здесь перехода для серьезного

народа , знают шофера прекрасно: быстро ехать

здесь опасно. Это знак такого рода – он на страже

пешехода. Переходим с куклой вместе мы дорогу в

этом месте.

Знак «Стоянка разрешена»

Я знаток дорожных правил. Я машину здесь поставил.

На стоянке, у ограды в тихий час стоять ей надо.

Знак «Железнодорожный переезд»

Очень этот знак серьезен – будь здесь очень осторожен.

Говорит знак очень строго: здесь железная дорога,

Часто ездят поезда. Не играй здесь никогда!

Буратино. ИЗУЧАЙТЕ, ИЗУЧАЙТЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ.

И ВСЕГДА ИХ СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ БЕЗ ИСКЛБЧЕНИЯ!



Мальвина. ВЕДЬ НЕ ЗРЯ НА СВЕТОФОРЕ ЗАЖИГАЮТСЯ ОГНИ:
КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ, НАМ ХОТЯТ ПОМОЧЬ ОНИ.