Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников с разными индивидуальными латеральными профилями - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной... 1 113.34kb.
Образовательная программа «Я исследователь» 1 138.89kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Развитие языковой одарённости младших школьников на основе использования... 1 71.51kb.
«Региональный социопсихологический центр» Итоговая работа по инвариантному... 1 107.24kb.
2. Тематическое планирование программы «Воспитание национального... 1 146.59kb.
Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «дом»... 1 89.55kb.
Конспект урока по теме : «эгп дальнего Востока» Тема урока : эгп... 1 68.05kb.
Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного... 1 303.21kb.
«Лекарственные растения» 1 94.16kb.
Формирование коомуникативной компетенции младших школьников при обучении... 1 64.89kb.
Особенности мышления детей младшего школьного возраста 3 456.04kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников с разными индивидуальными - страница №1/1



Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников с разными индивидуальными латеральными профилями

Селикова А.

студент 5 курса кафедры клинической психологии

Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день система обучения в начальной школе представляет новые требования к учащимся. Особый акцент делается на развитие личностного и познавательного потенциала школьника, а также его способностей к усвоению различных знаний. Доминирование личностно-ориентированной направленности в обучении делает востребованным учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственно-временная ориентация младших школьников.

Целью данной работы является исследование динамики развития пространственно-временных представлений у детей с разными латеральными профилями.

Объект исследования – пространственно-временные представления младших школьников.

Предмет исследования – уровни развития пространственно-временных представлений младших школьников.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: тип латерального профиля младших школьников влияет на особенности формирования пространственно-временных представлений, и это влияние  зависит  от пола и возраста.



Задачи исследования:

1. провести анализ состояния проблемы формирования функциональной межполушарной асимметрии и развития пространственно-временных представлений в психологической литературе;

2. изучить влияние профиля латеральной организации младших школьников на особенности развития пространственно-временных представлений;

3. исследовать возрастную динамику уровней развития пространственно-временных представлений с первого по четвертый класс обучения у детей с разным латеральным профилем;

4. проанализировать влияние пола на особенности развития пространственно-временных представлений у детей с разным латеральным профилем.

Методы исследования:

1. анализ психологической литературы по проблемам формирования функциональной асимметрии мозга и развития пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста;

2. методы исследования латеральных предпочтений;

3. диалогическая беседа, обеспечивающая выявление у школьников представлений об основных характеристиках пространства и времени.



Методики:

1. методика Семенович А.В., пробы Лурия А.Р., направленные на изучение манипуляционной асимметрии, функциональной асимметрии ног и тела, а также слухоречевой асимметрии [Семенович А.В., 2002];

2. методика исследования пространственных представлений Семаго Н.Я., Семаго М.М. [Семаго М.М., 2000; Семаго Н.Я., Семаго М.М. 2005]

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет сделать более детальный обзор современных психологических исследований, направленных на изучение формирования пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с различным индивидуальным латеральным профилем.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что с помощью полученных результатов можно организовать более эффективное обучение в начальных классах, которое будет учитывать индивидуально-типологические и половозрастные особенности учащихся.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербурга. Всего было обследовано 190 человек в возрасте 7-10 лет (85 мальчиков и 105 девочек). Индивидуальный латеральный профиль был определен с помощью методики Семенович А.В. и проб Лурия А.Р., направленных на изучение манипуляционной асимметрии, функциональной асимметрии ног и тела, а также слухоречевой асимметрии [Семенович А.В., 2002]. Уровень развития пространственно-временных представлений оценивался при помощи методики исследования пространственных представлений Семаго Н.Я., Семаго М.М. [Семаго М.М., 2000; Семаго Н.Я., Семаго М.М. 2005]. Испытуемым начислялось по одному баллу за каждый правильный ответ в заданиях данной методики. Оценка производилась в соответствии с четырьмя выделяемыми уровнями развития пространственно-временных представлений в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Представления о пространстве собственного тела (схема тела).

2. Представления о физическом пространстве (пространстве окружающих объектов по отношению к телу ребенка).

3. Понимание и употребление предлогов и некоторых понятий.

4. Квазипространственные представления (пространство языка и речи).

Результаты. Среди учащихся начальной школы 57 учеников с левым латеральным профилем (26 мальчиков, 31 девочка), 133 ученика с правым латеральным профилем (59 мальчиков, 74 девочки).

Диагностика представлений о пространстве собственного теле («схема тела»):

- все учащиеся начальной школы владеют «схемой тела». Однако правши показали более высокий уровень сформированности представлений о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела по сравнению с левшами;

- девочки-левши показали результат выше, чем мальчики-левши; среди детей-правшей высокий результат был показан и мальчиками, и девочками;

- чем старше дети, тем лучше они справлялись с заданиями данного этапа диагностики.



Диагностика представлений о пространстве объектов:

- правши показали более высокий результат, чем левши, при оценке понимания и использования предлогов, употребляемых для описания взаимоотношений объектов и собственного тела, а также между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве;

- девочки-левши показали результат выше, чем мальчики-левши; среди правшей достоверных различий выявлено не было, уровень владения данными представлениями был на высоком уровне;

- чем старше дети, тем лучше они справлялись с заданиями данного этапа диагностики.



Диагностика понимания и употребления предлогов и некоторых понятий:

- правши показали более высокий результат, чем левши, в заданиях, направленных на изучение:

А) понимания и употребления предлогов, обозначающих взаиморасположение объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям;

Б) понимания и употребления понятий, обозначающих право-левую ориентировку;

В) употребления понятий, характеризующих взаиморасположение объектов при заданном направлении;

- девочки показали результат выше, чем мальчики (как правши, так и левши);

- чем старше дети, тем лучше они справлялись с заданиями данного этапа диагностики.

Диагностика квазипространственных представлений (пространство языка):

- правши показали более высокий результат, чем левши, в заданиях, направленных на изучение:

А) формирования сравнительной степени прилагательных;

Б) умения подбирать антонимы;

В) понимания и формирования пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) речевых конструкций;

Г) понимания и формирования пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций;

Д) понимания условий задач;

- девочки показали результат выше, чем мальчики (как правши, так и левши);

- чем старше дети, тем лучше они справлялись с заданиями данного этапа диагностики.

Выводы. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

- у детей с правым латеральным профилем пространственно-временные представления развиты лучше, чем у левшей;



- девочки-левши показали результат выше, чем мальчики левши на всех этапах диагностики. Среди детей-правшей одинаково высокие результаты были получены у мальчиков и девочек на первых двух этапах диагностики, на последующих этапах девочки показали результат выше, чем мальчики;

- независимо от пола и латерального профиля имеет место положительная возрастная динамика развития пространственно-временных представлений.