Развитие познавательных психических процессов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит... 1 39.14kb.
Начальная школа является важнейшим звеном в системе непрерывного... 1 71.91kb.
Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной... 1 113.34kb.
Определения основных познавательных процессов. Свойства ощущений 1 7.35kb.
Выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. 3 680.02kb.
Руководство по усвоению учебного материала уэ-0 Интегрирующая цель 1 58.83kb.
Образовательная программа для учащихся 8-11 классов Тип: программа... 1 152.8kb.
Вопросы к экзамену по общей психологии 1 17.13kb.
Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания 1 75.09kb.
Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка... 1 94.1kb.
В том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов... 3 648.4kb.
Направление деятельности: военно-патриотическое воспитание допризывной... 2 505.94kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Развитие познавательных психических процессов - страница №1/1

Развитие познавательных психических процессов

(восприятие, внимание, память)

Внимание - это умение сосредоточиться на определенном объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием произвольности поведения, способности управлять своим поведением.



Свойства вникания: объем, устойчивость, распределение, переключение.

Об объеме внимания судят по тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – то есть ребенок способен перемещать сосредоточенность внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
Упражнения на развитие внимания
«Найди одинаковые фигуры».

Детям предъявляются пять (в последствии возможно увеличение) фигур. Среди них необходимо найти две (можно увеличить количество) одинаковые.


1 вариант


1

2 вариант



3 вариант



«Муха». (На произвольное внимание).

Ребенку предлагается попутешествовать по данному полю от лица мухи. Взрослый указывает, в каком направлении и на сколько клеток необходимо ей продвинуться. Вначале ребенок непосредственно передвигает муху по полю, выполняя действия «во внешнем плане», затем следит за командами взрослого «в уме» и время от времени говорит на какой клеточке остановилась муха (или между какими цветами).


Одновременно с развитием слухового внимания у ребенка развивается еще одно важное умение – действовать «в уме», а также необходимая ему в школе волевая регуляция.



"Корректурная проба"

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "А" или «Л» и т.д.


Корректурную пробу можно использовать для запоминания написания буквы при изучении букв: задание для каждой карточки «найди букву «В» и т.д.



«Найди одинаковые цифры»

Игру можно использовать для развития произвольного внимания, а также для закрепления написания цифр при изучении цифр.

Детям предлагается на одном листе А4 найти две одинаковые цифры, для начала можно сообщить какие цифры, для усложнения не называть заданные цифры.


«Графический диктант». Детям раздаются бланки с рядами геометрических фигур. По заданию взрослого, они выполняют определенные действия.

а) Поставьте "крестик" во втором треугольнике слева и знак "минус" в любом треугольнике.

б) Напишите букву К во всех кружочках, кроме 1-го.

в) Закрась 5 первых квадратиков, в остальных напиши букву О и т.д.


Найди слово

Оценить свойства внимания можно с помощью теста "Мюнстерберга". Среди буквенного текста спрятались слова.

Например: пюклбюсрадостьуфрнкл.

Задача – отыскать их как можно быстрее и подчеркнуть, а если можно, то и сосчитать.


Фэлксолнцемурдерайтщкуновостьвтррактце

блэцэкзаменукьепрокуроркартеориядлпделостф

кщамагазингпмдатахркадочислодщцоследствиерб

оуклтетрадьяцдбапрфупеньцщфремкляксакрму

фцнословонрщьфрденьгиькцщбстулфпльтощкр

ртдовниманиехищьстолптхмутарелкаясмуксустрпк

бфщобщениеяаотрветербфркцкурицасяптуцщфб

квцоносяфтмкцлубполеткцшщпетухтакльпесняжк

шяфцкачеликждфмобанкадшжьконьпжкточкапфцк

«Летает. Плавает. Ходит». Воспитатель называет различных представителей живой природы, а учащиеся показывают жестами, что делает этот представитель: «рука вверх» - летает, «рука волной» - плавает, «рука вниз» - ходит.
ОКУНЬ, ЛАСТОЧКА, ЩУКА, КОШКА, КАРАСЬ, СОБАКА, ЛИСА, ВОРОБЕЙ, ЗМЕЯ, КИТ, КУРИЦА, БЕЛКА, ДЕЛЬФИН, СОЙКА, ЖАВОРОНОК, ПАРАСЕНОК, СИНИЦА, СКАТ, ЕРШ, УТКА, БАРАН, ГОЛУБЬ, ЛАСОСЬ, КОНЬ, ЛОСЬ, ОЛЕНЬ, АКУЛА, БАРАКУДА, ГРАЧ, СЕЛЬДЬ, СКВОРЕЦ, КРОЛИК, ВОЛК.
«Найди отличия»

Предложите ребенку найти чем отличаются две картинки.






Память способствует организации и сохранению прошлого опыта. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой целей запомнить. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.



Кратковременная память – материал запоминается быстро, но ненадолго.

Долговременная память – требует больших усилий, но позволяет сохранить память на многие годы.

В зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную и обонятельную память.


Упражнения на развитие памяти
Запомни фигуры!».

Учащимся на отдельных бланках предъявляется десять геометрических и линейных фигур (в последствии число фигур можно увеличивать). Их задача – запомнить эти фигуры. После воспитатель просит нарисовать те фигуры, которые они запомнили.





«Ассоциации». Взрослый зачитывает ряд слов, которые дети изображают с помощью символов, знаков, рисунков. Через некоторое время они должны по своим рисункам вспомнить слова. Усложненный вариант: для запоминания детям даются словосочетания.


Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности. Оно является основой мышления, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

Первый этап

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятия цвета – спектральная гамма цветов и др.


Второй этап

Практическое действие с эталонами: знакомство с пространственными свойствами с помощью глаза, исследовательских движений.



Третий этап

Внешнее восприятие предмета превращается в умственное.


Упражнения на развитие восприятия


«Зоркий глаз»

Р


ебенку показывают несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы.




«Чем залатать коврик?»

Ребенку показывают изображения коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для этого из нескольких кусочков необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.