Разработка урока: «Понятие наводнения и его поражающие факторы» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Разработка урока: «Понятие наводнения и его поражающие факторы» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Казачинская средняя общеобразовательная школа


Разработка урока:

« Понятие наводнения и его поражающие факторы»

7 класс

Автор: Петрова Г.Ю., преподаватель-организатор ОБЖ

Тема: «Понятие наводнения и его поражающие факторы».

Цели урока:


  • актуализировать знания о наводнениях;

  • научить определять приближение наводнения;

  • научить решать практические задания;

  • проконтролировать знания об опасности наводнений;

— воспитать умение работать в команде для достижения цели.


Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и урок применения знаний).
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока.

п/д


Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1.

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин

2.

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о ЧС природного происхождения

8 мин

3.

Сообщение нового материала

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об истории и опасности наводнений

8 мин

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о наводнениях

6 мин

5.

Самостоятельная работа учащихся

Отработать умения применять знания о наводнениях

7 мин

6.

Практическая работа

Проверить качество усвоения нового материала и навыки само--стоятельной работы

б мин

7.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

3 мин

8.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

— Дайте определение ЧС природного происхождения.

—Когда опасное природное явление не приводит к возникновению ЧС?

Приведите примеры.


  • Назовите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в области защиты населения.

  • Изобразите на доске (домашнее задание) блок-схему с опасными явлениями природы, характерные для нашей местности.

  • Какие техногенные и социальные проблемы могут сопровождать опасные природные явления?

  1. Изучение нового материала

Сообщить учащимся, что на атом уроке начинается изучение темы «Наводнения» и они узнают о понятии наводнение его поражающих факторах.


Рассказ о наводнениях подобает начать с легенды о Всемирном, потопе; «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы». Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги» содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор — даже всей воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктиды и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызвано всемирным распространением великих наводнений.

Практически ежегодно в нашей стране происходят крупные наводнения, а по площади охватываемых территории и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедствия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 тысяч квадратных километров. То есть под водой могут оказаться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мелких населенных пунктов с населением более 4,6 миллиона человек, множество хозяйственных объектов, более 7 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений составляет около 43 миллиардов рублей.

' Далее рассказать (используя дополнительный материал) о статистике наводнений в,мире и наиболее опасных районах наводнений в России. (См. стр. 160—162.)


  1. Фронтальная беседа

Вопросы для активизации знаний.

  • Как вы думаете, что такое наводнение?

  • Как вы думаете, чем опасны наводнения? Почему?

Наводнением, называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней» ветровыми нагонами, прорывами плотин в другими причинами.

Учащиеся записывают определение «наводнение» в тетрадь-памятку.


  1. Самостоятельная работа

Составление таблицы-памятки «Поражающие факторы наводнений».

Учащиеся с помощью учителя оформляют таблицу «Поражающие факторы наводнений». (Учебник, стр 22.)



Первичные поражающие факторы

Вторичные

поражающие факторы


1. Поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема воды.

2. Значительные скорости погожа при прорыве плотин я паводках.

3. Затопление и подтопление прилегающих к водоему территорий


Утрата прочности зданий и сооружений, транспортной сети в результате размыва грунта





Перенос потоком воды вредных веществ из разрушенных емкостей (горючее, сточные воды канализации» вредные в больших количествах вещества* используемые на производстве кислоты, щелочи и т.д.)



Осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки



Заболачивание местности, размыв плодородной почвы, образование промоин и рытвин; изменение уровня грунтовых вод, активизация оползневых процессов, обвалы




  1. Подведение итогов урока

Вопросы для закрепления знаний.

Что мы называем наводнением?

— Перечислите первичные и вторичные поражающие факторы наводнений.

— Приведите примеры известных наводнений



  1. Домашнее задание

Учебник: § 2.1. (стр. 15—16) и 2.4. (стр. 22—24). Используя средства массовой информации и литературные источники, найдите сообщения о разрушительных наводнениях в истории человечества и подготовьте краткие сообщения (записать в тетрадь или устно, по выбору учителя).