Различные подходы в изучении человеческой индивидуальности можно представить двумя основными направлениями - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно... 1 504.76kb.
Лекция Экономическая теория. Предмет и методы 1 62.49kb.
Тема: «Ядерная энергетика и ее влияние на биосферу Земли» 1 31.16kb.
Исследовательская работа по английскому языку "Английский анекдот... 1 136.82kb.
Программа обучения по охране труда 3 633.89kb.
Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (снкфи) 1 22.05kb.
«клеточные технологии на службе у человека». Учитель Тыщук Н. 1 52.54kb.
А. н константинова Т. И. 2012г 2012г «Основы предпринимательской... 1 56.44kb.
Методика количественной оценки риска банкротства предприятий 1 186.74kb.
Процесс управления можно представить в виде набора действий, выполнение... 1 36.75kb.
Лекции принцип управления 1 79.27kb.
Занятие 14. Социальный конфликт 1 69.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Различные подходы в изучении человеческой индивидуальности можно представить двумя - страница №1/1

Различные подходы в изучении человеческой индивидуальности можно представить двумя основными направлениями. Одно нацелено на описание качественной неповторимости, несводимой к совокупности отдельных частей (синтетические типологические концепции человеческой индивидуальности); другое видит свою задачу в выделении и измерении составляющих элементов (количественные, аналитические концепции человеческой индивидуальности). Большой заслугой Б.М.Теплова является стремление объединить эти подходы. Конкретная реализация аналитико-синтетического подхода в изучении индивидуальных различий виделась ему и в обогащении представлений о типах как "картинах поведения", и в поиске измерительных методов для типологических свойств нервной системы. Благодаря типологической концепции свойств нервной системы человека, множества психологических переменных сводятся в единую структуру на основании законов сопряженности признаков. И индивидуальность предстает не просто совокупностью отдельных свойств, отличных от другой совокупности типичных (типических) особенностей человека, но определяется специфичным характером этих взаимосвязей. Начатая Б.М.Тепловым работа по созданию экспериментальных основ типологической концепции индивидуальности продолжена коллективом его сотрудников и единомышленников, этапным обобщением работ которых является созданная Э.А.Голубевой модель целостной индивидуальности (1983; 1993). В этой модели одно из центральных мест занимает активность, которая рассматривается как фактор, интегрирующий разные уровни индивидуальности. В данной главе вниманию читателя предлагается анализ возможностей построения типологии индивидуальности на основе измерения особенностей одной из сторон активности - ориентировочно - исследовательской.

Ориентировочная реакция рассматривается нами как одно из проявлений активности, отражающее взаимосвязь разных уровней индивидуальности. Как известно, пусковыми для нее являются потребности в новой информации, в новых переживаниях и т.д., которые по сути своей являются "антигомеостатическими". На основе присущей ориентировочной реакции активности развиваются способности "выделять" себя из среды и соотносить происходящие в ней изменения как со своим состоянием, так и идеальным "образом мира". Этот феномен двойной зависимости характерен для разных уровней ориентировочно - исследовательской активности: биоэлектрических показателей работы мозга во время ориентировочной реакции, аффективно-когнитивных стратегий переработки информации, способностей и склонностей к определенным сферам профессиональной самореализации.

Создание любых типологий основано на единых законах объединения элементов в систему. Применительно к человеку В.М.Бехтерев представлял реализацию этого положения таким образом, что "...каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей" (1926, с.350). Объединение димензионального и типологического подходов в рамках данного исследования и служило целям вычленения некоторых закономерностей в генезе человеческой индивидуальности, которые обусловливают такую гармонию.

Развитие ориентировочно - исследовательской активности связано с дифференциацией целостных впечатлений на основе функционирования первой и второй сигнальных систем действительности. В связи с этим мы ожидали, что индивидуальные особенности ориентировочной реакции могут отражать доминирование аналитических или синтетических установок в структуре интеллекта (Павлов И.П., Пиаже Ж., 1969; Witkin Н., 1962, Чуприкова Н.И., 1985 и др.).

Отражением способности к выделению себя из среды является свойственный человеку тот или иной способ переработки информации, выраженный в терминах когнитивных стилей (Witkin H.,1962; Колга В.А., 1976, 1986 и др.). А в стилевом "функционировании" конкретной индивидуальности для построения субъективной картины мира в качестве опорного может выступать один из типов отношений: к миру, людям или себе. Это отражает взаимосвязь с определенной иерархией потребностей, характеризуя направленность аффективно-когнитивных способов "освоения" среды на определенную сферу деятельности, что в конечном счете проявляется в склонностях и способностях человека.

Таким образом, в выборе ориентировочно-исследовательской активности как функциональной структуры, интегрирующей в себе различные стороны способностей и склонностей человека, нам видится одно из возможных конкретных воплощений тезиса Б.М.Теплова, обратившего внимание на то, что в склонностях обнаруживается личностный аспект способностей. Становление индивидуальности в этом контексте представляется нам как процесс движения к осознанно поставленной жизненной цели, в ходе которого происходят трансформация, взаимопроникновение склонностей и способностей на основе формирования индивидуального стиля, выполняющего функцию организации, интеграции разноуровневых (индивидных, личностных и т.д.) свойств для ее достижения. Психофизиологическим основанием стиля индивидуальности выступает, по нашим представлениям, тот или иной тип ориентировочно-исследовательской активности. Гармоничное сочетание продуктивности деятельности (высокий уровень развития способностей) и удовлетворенности ею (в том числе осуществление выбора в соответствии со склонностями) - это тот "идеальный" случай, когда "сильные" стороны индивидуального стиля соответствуют требованиям конкретной сферы деятельности. Среди большого количества способностей мы остановились на двух классах, связанных с познавательной и коммуникативной сферами деятельности человека.