Различия в представлениях об идеальном учителе между учащимися младших и старших классов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Различия в представлениях об идеальном учителе между учащимися младших и старших - страница №1/1



Олимпиада по обществознанию

(раздел психология)



Автор - Синякова Дарья Николаевна
10 «ЛГ» класс МОУ «Педагогический лицей»
г.Великие Луки Псковской области

Руководитель - Котынова Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Почетный работник общего образования РФ
МОУ «Педагогический лицей»
г.Великие Луки Псковской области

2009


3 блок

Введение

Тема - различия в представлениях об идеальном учителе между учащимися младших и старших классов.

Цель – провести исследование и объяснить эти различия с точки зрения психологии.

Гипотеза - черты идеального учителя у школьников разного возраста отличаются в связи с их жизненным опытом и психологическими особенностями возраста.

Культура не может существовать без Образа Человека. А каким должен быть образ того, кто формирует этого человека? Каков образ идеального Учителя?



Основная часть

Прежде всего, необходимо определиться с понятием Учитель. Берём учебник этики и смотрим содержание. После введения следует раздел – «Учителя человечества»: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед [1]. Далее следуют имена философов, ибо они тоже Учителя. Можно назвать имена Учителей у каждого народа, например, Кирилл и Мефодий у южных и восточных славян, митрополит Илларион для Руси. Есть понятие Учителя церкви, например Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин Блаженный, Григорий Великий и др. Поэтому нам нужно прежде всего определиться с подходом. Учитель - кого и когда? Абстрактный подход, рассуждения об Учителе вообще неконструктивны. Гегель прав, когда говорит, что нужен конкретный анализ конкретной ситуации - это сердцевина его диалектической логики.

Мы должны понимать, что, в разных цивилизациях к Учителю разные требования, даже в разные эпохи одной и той же цивилизации - разные, в стабильные эпохи и в переходные - тоже, в разных странах одной и той же цивилизации – тоже есть нюансы.

Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни.

Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека. И для каждого человека образ этот различен, причем различается этот образ и в разные периоды жизни отдельного человека. И все же. Идеальный учитель – это такое существо, которое в нужный момент дает толчок к развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым.

Идеальный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией настоящего учителя. Умение передать сумму знаний – это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться идеальным учителем. Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе собеседника.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Что такое хороший учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель. Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1.Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе ( Ф . Н . Гонобо-лин, Н.В. Кузьмина и др.).

В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.

Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

В начальной школе идеальный учитель – это любимый учитель. В начальной школе идеальный учитель – это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с этими детьми, и который будет в себе проверять, что нужно каждому ребенку, чтобы полюбить школу и освоить знания, чтобы хотеть учиться. Ведь именно такие развитые, хватающие информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы.



Проводя исследование различий в представлениях об идеальном учителе между учащимися младших и старших классов, мы предоставили ученикам перечень качеств, которыми мог бы обладать идеальный учитель, и предложили им распределить эти качества по рейтингу значимости (1,2,3…), всего десять мест.

Результаты опроса.



Место

Для старших классов

Для младших классов

1

Хорошо объясняет материал

Добрый

2

Справедливый

Отзывчивый

3

Человечный

Любит детей

4

Отзывчивый

Терпеливый

5

Много знает

Человечный

6

Добрый

Справедливый

7

Любит детей

Требовательный

8

Терпеливый

Хорошо объясняет материал

9

Строгий

Много знает

10

Требовательный

Строгий

Заключение

Для детей старшего школьного возраста свойственно:

  • Развитие познавательных интересов.

  • Становление нового уровня самосознания.

  • Формирование системы оценок себя и других.

  • Идеальные представления о человеке, соответственно, оценка других по своим критериям.

  • Профессиональное самоопределение, важность знаний - отсюда вытекают и требования к учителю

Образ идеального учителя складывается из:

  1. Умеет требовать

Эрудированный

Хорошо объясняет материал

Значимо, но не на первом месте:


  1. Справедливый

Человечный

Терпеливый

Любит детей

Детям младшего школьного возраста свойственно:


  • Доверие к взрослым

  • Признание авторитета

  • Ждут помощи и поддержки

  • Оценка учителя по субъективному отношению к предмету (нравится – не нравится)

  • Доминирование эмоций

  • Особенно восприимчивы к такому стилю руководства, когда учитель проявляет инициативу, задает общие рамки, но не контролирует пошагово.

Образ учителя:

На первом месте:



  1. Добрый

Любит детей

Справедливый

Человечный

Терпеливый

Менее значимые качества:


  1. Много знает

Умеет донести материал

Строгий


Требовательный

Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры».

Список используемой литературы:

1. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. (http://www.ecolife.ru/moiseev/2000-3-1.shtml)

2. Оруэлл Дж. Англичане // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь: Издательство «КАПИК», 1992.-320с. – С.218. (http://www.orwell.ru/library/essays/English_People/r... )

3. Русаков А. Эмилия Леонгард. Возвращение слуха. // Русаков А. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. - http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/1/3